Зачем в поезде мобильник?

Ольга Логачева
ЗАЧЕМ В ПОЕЗДЕ МОБИЛЬНИК?
(Из серии "Железнодорожный калейдоскоп")
Рассказ № 4


Ехал, господа, в одном купе с нами из Москвы один пожилой мужчина приятной наружности, в тонкой чёрной засаленной шапочке на макушке, которую (забегая вперёд, скажу) он не снимал почему-то ни днём, ни ночью. Лицо улыбчивое. Со всеми знакомство завёл: то с одним поговорит, то с другим. Интересный собеседник. Много знает. Работал и учителем, и где-то в управлении, ездил много, везде побывал. Всё рассказывал, что они с женой нянчатся с внуками, помогают дочери. Теперь вот в школу водят внучат: одного в 1-ый класс, а другую – в 3-ий. С самого начала движения поезда внуки по очереди звонили деду. А то жена позвонит. А в поезде что? Связь сотовая в основном на станциях. Вот на станциях начиналась в вагоне болтовня. Некоторые на перрон выходили поговорить. Но так как за окном начало апреля, то не всем хотелось одеваться и идти на улицу. Каждое купе на станциях превращалось в переговорный пункт, только «кабинка» не закрывалась – вагон-то плацкартный! То оттуда, то отсюда доносились обрывки разговоров и сливались в один большой диалог:
- Да, да, мама, у меня всё хорошо! Еду! – доносился громкий женский голос откуда-то из первых купе. – Еду… Где? Да какая-то маленькая станция… сейчас в окно гляну… не видно… Мужчина! Какая это станция?  Да я не тебе, мама! Навашино! Да я не говорю, что «ваше», я говорю На-ва-ши-но! Да это станция так называется!
С противоположной стороны вагона какой-то мужчина как рявкнет в трубку:
- Навашино! – потом через секунду ещё громче: - Навашино! Да маленькая станция! Сейчас поезд тронется!
Откуда-то визгливый женский голос кому-то далёкому сообщал:
- Мы стоим в Навашино! Да ты чё, глухая? Не ваше, а Навашино! Станция такая! Муром уже проехали! А здесь тоже стоянка две минуты! А большая станция – Канаш! Ну ты ваще! То «ваше», то «наш»! Я вот всё слышу, а ты… Не «ваш», а Канаш! Я тебе говорю, что на станции Канаш будем стоять 12 минут, но уже поздно будет, часов двенадцать ночи, ты спать будешь! Так что завтра позвоню!
- А ты на работе ещё? – громко допытывался мужик. – А у нас седьмой час, сейчас ужинать буду! Позвоню… да… позвоню… Навашино… да… маленькая… да. Следующая?
- Следующая - часа через два! – донеслось откуда-то с верхней полки нашего купе. – Арзамас – два! Да не два Арзамаса… Арзамас, потом чёрточка, потом цифра два! Там тоже две минуты! Ну как ты? Нормально? И я! И я! Пока!
- Привет, Илюха! – кричал в трубку парень, которого звонок застал в проходе вагона. – Да я в поезде! Да! Еду к матери. Да тут недалеко! В одиннадцать вечера буду на месте! Шумерля! Да станция Шумерля! Слыхал? Нет? Ну вот теперь слыхал!
- Проходите в вагон, не стойте в проходе, проходите на места, дайте пройти пассажирам, поезд отправляется! – сказала проводница, и через несколько секунд поезд плавно тронулся с места. Но телефонные разговоры пока не прекращались. Наш сосед в чёрной шапочке (я всё пытался разглядеть, нет ли у него на шапочке вышитой  жёлтым шёлком буквы «М») тоже разговаривал сначала с женой, потом с внуками. Не буду уже, господа, пересказывать его разговоры – они ничем почти не отличаются от разговоров других пассажиров.
Где-то после  Шумерли вагон притих. Наговорившись вволю по телефону со своими родственниками и друзьями-подругами, пассажиры уснули. Ночью на маленьких станциях в наш вагон никто не сел, только рано утром началось движение по вагону: кто-то выходил, а кто-то заходил в Агрызе, потом в Сарапуле.
Днём была хорошая погода, и на станциях мы выходили на перрон погулять. Наш сосед в засаленной шапочке (хотя я так и не увидел буквы «М» на шапке, всё равно стал мысленно его называть «мастер», а его жену, которая всё время ему названивала, - Маргаритой) на каждой более-менее большой станции,  поболтав с домочадцами и бросив старенький телефон на стол, куда-то бегал на улицу и приносил какие-то вещи или продукты.
- Вот, - улыбался он, в очередной раз сбегав на перрон и купив жене какие-то вещи типа платков, жилеток, кофт, - не устоял, уговорили купить, ну ладно, думаю, куплю жене.
Когда поезд трогался, то всё наше купе долго ещё рассматривало его покупки и обсуждало, выгодные они или нет. Заглядывали и пассажиры из соседних купе.
На одной из станций наш «мастер» вернулся с прогулки запыхавшийся.
- Кое-как от продавцов ушёл! – отдышавшись, сообщил он.
- А что? – заинтересовались мы.
- Да пристали!
- Кто?
- Да мужики!
- Какие мужики?
- Продают сервизы. Купи да купи сервиз. За три тысячи! – возбуждённо рассказывал «мастер».
- Ого!
- Да обещали сбавить пятьсот рублей! Я сказал: «Подумаю!» - и убежал.
Тут в вагон вошли два мужика с баулами и стали быстро протискиваться по проходу.
- А! Вот он! – обрадовались они, остановившись в нашем купе и во все глаза глядя на «мастера». – Ну, подумал? Бери! Хрусталь!
«Мастер» засуетился и быстро заговорил:
- Да зачем он мне нужен, ваш хрусталь?! Меня жена с этим хрусталём на порог не пустит… Такая цена! У меня и нет столько!
- А чё сам сказал: «Подумаю», если денег нет. Давай за тысячу бери!
Пассажиры собрались. Разглядывая хвалёный хрусталь, цокали языками и отходили. Я не выдержал и сказал:
- Эй, господа хорошие! Не видите, что он не хочет брать сервиз? Подумал – ему не надо. Жена не велит.
Мужики злобно посмотрели на меня, но в это время «загорнил» в буквальном смысле мобильник  «мастера». Кстати сказать, господа, телефон у него был хотя и старый, но мощный, да и музыка-звонок была просто убойная: «Горн. Тревожная побудка». Жаль, господа, что не могу передать вам на словах эту побудку, но одно то, что звучит только горн, даёт вам представление о музыке (кто хочет убедиться в убойности музыкального звонка «мастера», кликните название в Интернете и послушайте тревожную побудку. Он подскочил от неожиданности, схватил телефон (это была она, его «Маргарита»), и мы услышали:
- Стоим на станции… Да…  Да?.. А я… Послушай меня, мне тут сервиз предлагают… Какой? Хрустальный. Цена? За тысячу отдают. А-а-а… Ясно! Ну ясно… Ну ладно… Не брать? Ладно!
Услышав такой разговор, продавцы быстро затолкали сервиз в сумку и торопливо двинулись вперёд, в следующий вагон, на ходу рекламируя товар:
- Хрусталь. Кому хрусталь?
Поговорив, «мастер» положил телефон, но тут же ему пришлось взять его снова: горнил как оглашенный.
- Теперь внуки, - глянув на телефон, объяснил он нам. И так продолжалось, пока поезд не отъехал в недосягаемое пространство: связь на полуслове оборвалась, и «мастер» снова положил мобильник на стол. Сосед «мастера», парень лет двадцати, с которым он всю дорогу вёл интеллектуальные беседы, спросил «мастера»:
- Ну и музыка у вас прикольная! А можно мобильник ваш посмотреть?
- Ну а чего ж нельзя? Смотри, - разрешил «мастер» соседу и принялся показывать ему функции своего сотового. Долго они беседовали, а я, занявшись своими делами, их не слушал и не знаю, к сожалению, какой же всё-таки мобильник был у «мастера», но парень в заключение беседы  и осмотра мобильного оценил его, похвалив:
- Да. И новый не нужен, если такой имеешь!
Паренёк оказался тоже общительным и всю дорогу, пока «мастер» беседовал с другим соседом, рассказывал мне о себе. Он, как и «мастер», умел красиво и умно говорить. «Вот моему племяннику у кого нужно учиться!» – вспомнил я Макса и его «чириканье». Сочувствуя пареньку (жизнь его, судя по рассказу, была нелёгкой), проникся уважением к нему, как, впрочем, и к «мастеру». Но история паренька - это, господа, отдельная история, поэтому сейчас не буду отвлекаться: главный герой, как вы поняли, всё-таки «мастер».
- Всем звонят, а тебе ещё не звонили. У тебя нет телефона? – спросил я парня.
- Есть… отключён. Зачем в поезде мобильник? Приеду на место – позвоню матери, - рассудительно сказал он.
- Твоя правда! – согласился я.
На следующее утро все крепко спали, а у «мастера» уже с девяти часов началась «побудка»: подряд шли станции, и мобильная связь работала исправно. Но, по-видимому, у пассажиров сотовые были отключены.  Трезвонил-горнил «Тревожную побудку» только мобильник «мастера», раздражая многих в вагоне. «Мастер» тихо отвечал своим родным, а спящий сосед весь извёлся: при каждом звонке бормотал что-то типа «что не спится?!» или «сколько можно?!», клал подушку на голову, натягивал одеяло на голову, вертелся на полке. А «мастеру» всё звонили и звонили. Стали подъезжать к Барабинску (там стоянка 29 минут). Проводница навела порядок в вагоне, закрыла туалеты, оделась в форму, открыла дверь вагона и с флажком встала на лестнице, держась за поручень. Смотрю, наш «мастер тоже засобирался, взял пустой пакет. «Мало ему хрустального сервиза, опять пошёл приключения искать!» - подумал я. И как в воду глядел! Поезд остановился. Кто-то выходил в Барабинске, кто-то садился, занимая освободившиеся места. По вагонам быстро ходили торговцы копчёной рыбой, насквозь пропахшие копчёностями. Кто-то вышел погулять, кто-то спал, а в нашем купе все пассажиры были на своих местах, кроме «мастера». Вдруг неожиданно в тишине загорнил горн. Сразу же проснулся парень, сосед «мастера»,  и, не открывая глаз, заорал на весь вагон матом. Вот это да-а! А такой интеллигентный был, так беседовал со всеми правильно! Вот что, оказывается, может вывести парня из себя! Старый мобильник! От неожиданности наше купе замерло, не зная, что делать. Горн, так и хочется сказать, трубил, то бишь горнил! Парень кричал, окончательно проснувшись:
- Отключите его!
- Да хозяина нет! – ответил пассажир с верхней полки.
- Он вышел! – добавил я.
Тогда парень, ругаясь, встал и стал искать «горнящий» мобильник соседа на столе, на полке, под подушкой. Он яростно шарил по полке «мастера», продолжая  ругать и соседа, и его надоедливых родственников:
- И чего не спится людям?! Видят, что не отвечает, ну и всё. Нет, добиваются! И этот хорош! Хоть бы музыку сменил или вообще отключал, когда уходит! Ему, главное, не нужен мобильник, а нам он типа нужен!
- В Новосибирске уже день, вот они и не спят, звонят… - сказал я.
Наконец-то парень нашёл телефон, с остервенением нажал на кнопку. Всё стихло. Сосед положил телефон на стол и сел на  свою полку. Только сел, сотовый опять затрубил!
Парень вскочил, схватил телефон и стал жать на все кнопки, чтобы отключить вообще, но ничего не получалось!
- Надо же! – воскликнул он. – Всё вчера мне рассказал, а как отключать, не сказал!
- Да у него старьё! – откликнулся с верхней полки сосед. – Там, поди, всего три кнопки!
- Не скажи! – продолжая мучить сотовый, возразил парень. – Он хотя и старый, но крутой, навороченный.  Видно, дорогой был раньше. Будет работать ещё 100 лет!
Совсем отключить телефон «мастера» пареньку так и не удалось. В течение всей стоянки мобильник трубил ещё раза три, и сосед просто сбрасывал звонки – он не мог без раздражения слышать звуки горна. Так прошло 29 минут. Поезд набирал ход, стуча колёсами, иногда дёргая вагоны. За окном замелькали дома, потом деревья. Барабинск остался позади. Следующая станция через 2 часа. Вдруг снова раздались пронзительные звуки горна, и телефон «мастера» замигал и запрыгал на столе. Сосед  вскочил (он уже не спал, а просто лежал на нижней полке с закрытыми глазами), схватил мобильник, нажал на кнопку, и его осенило:
- Слушайте, а мужика-то в шапочке нет!
- Да, он не приходил. Неужели отстал? – спохватился и я.
- Надо проводнику сказать, - предложил парень.
Пошли мы  к проводнику.
- Надо стоп-кран дёрнуть, – сказал по дороге парень.
- Толку мало, мы уже далеко – не догонит «мастер»! – ответил я.
- Мастер? – переспросил парень и добавил: - И Маргарита?
- Ну да! – улыбнулся я.
- А я и думаю, кого он напоминает? – засмеялся парень. – А у нас пассажир отстал!
Проводница, которой он сообщил это, остановилась и, видя улыбку на лице парня, недоверчиво спросила:
- Шутишь?!
- Правда!
Я в подтверждение кивнул головой, когда она вопросительно на меня посмотрела.
- Да что ж это? – забеспокоилась она и пошла с нами в наше купе. Она посмотрела на вещи «мастера» и сказала:
- Подождём полчаса, может, явится!
- Откуда он явится?
- Из ресторана, например, - ответила проводница, скорчив «алкогольную» мину и пощёлкивая себя по кадыку.
- Он не такой! – заступились мы за «мастера» хором.
- Ну, значит, в милицию сообщим! Может, что-то случилось… - снова забеспокоилась проводница. – А по инструкции я должна сообщить начальнику поезда, и на ближайшей станции со стоянкой не менее десяти минут он должен передать вещи отставшего пассажира на вокзал. Акт составим. Вы тоже в акте подпишитесь.
- Вы ж сказали, что подождём? – напомнил я, всё-таки надеясь на то, что пассажир «явится».
- Подождём, - ответила она и пошла к себе.
- Насчёт их инструкций анекдот. Пришёл лётчик на работу, видит – какой-то болт торчит из сиденья. Он выдернул его и выбросил. Пришёл шофёр – так же поступил. Приходит машинист, посмотрел на болт и думает: « Может, инструкция новая?» и сел, - рассказал анекдот парень и добавил: - Ну, ладно, я сейчас сбегаю в ресторан, вдруг он там? Он сказал, куда пошёл?
- Нет, взял пакет и ушёл.
Парень отправился на поиски соседа в ресторан, а я остался караулить вещи и его, и «мастера». Жалко «мастера», такой мужик хороший. Вдруг что случилось? Мобильник «мастера» опять горнить начал, усугубляя моё и без того подавленное настроение. Я посмотрел на экран. «Опять Маргарита», - отметил я про себя, а вслух сказал:
- Жена…
Парень вернулся.
- Нет его там, - угрюмо сказал он и, кивнув на звенящий телефон, добавил: - Может, взять трубку и сказать ей?
- Не вздумай! – предупредил я. – Подождём.
- Не меня ли вы собрались ждать? – послышался голос.
Мы оглянулись и увидели «мастера» с полным пакетом рыбы. Запахло копчёным.  Мы
удивлённо воскликнули хором:
- Вы где были?!
- Да я рыбу покупал на перроне, выбирал долго и в первый ближний вагон сел, когда поезд тронулся, а в вагоне ещё рыбу предложили продавцы. Пока выбрал, пока они сдачу нашли, пока добрался. Вон сколько накупил! Давайте пробовать!
- Вам тут всё время звонили, - деликатно сказал, не вдаваясь в подробности, парень-сосед.
- Ясно, - махнул рукой «мастер», - позвонят на следующей станции… Зачем вообще мобильник в поезде?
- Я вот то же самое говорю! Но если  уж выходите из вагона, так с собой берите – он вам больше пригодится! -  не удержался от поучений парень.
Мы, улыбаясь, переглянулись. А «мастер» уже выкладывал аппетитную рыбу на стол.