Джамбул. Неразгаданная тайна Акыртаса...

Валерий Анипко
      Сегодня отдых в России и бывших республиках СССР почему-то многие попросту игнорируют, предпочитая уже истоптанные россиянами курорты Египта и Турции. Поэтому своими фотографиями на фоне пирамид, пальм и морского пляжа уже никого не удивишь.
      Тогда как и у нас, и в странах СНГ есть немало мест, оставляющих незабываемые впечатления. Особенно при посещении исторических памятников мирового значения, тайна происхождения которых на протяжении сотен лет так и остается тайной.

      Одним из самых таинственных памятников мирового значения, изучение которого на протяжении почти 150 лет так и не открыло ученым тайну его происхождения, являются исполинские руины городища Акыртас. В свое время город был одним из наиболее известных на Великом Шелковом пути.
      Первым об Акыртасе в своем дневнике упоминает даосский монах Чан-Чунь, в 1222 году двигавшийся по этому пути с шелковым караваном из Китая в Самарканд, в лагерь Чингисхана: «На дороге попалось нам каменное городище: камни совершенно красного цвета; есть следы древнего военного становища. На запад есть большие насыпи могильные, расположенные, как звезды в Медведице».
       Не знаю, каким по счету я впервые лицезрел это удивительное сооружение, но в 2009 году с того дня исполнилось ровно 50 лет, и в «золотой юбилей» этого события мне удалось посетить его в очередной раз.

      Согласно многим публикациям, Акыртас – до сих пор является одним из самых загадочных мест в Азии. Оно находится в 40 километрах от древнего города Джамбула – ныне Тараза, основанного более 2000 лет назад..
      Первым же из российских пилигримов на него обратил внимание художник М.С.Знаменский, который в 1864 году в составе русской военной экспедиции посетил развалины монументального сооружения и оставил зарисовки фрагментов стен. Затем в 1867 году памятник обследовал известный ориенталист П.Лерх. Он высказал мнение, что Акыртас являлся буддийским монастырем.

      В 1885 году большую статью об Акыртасе опубликовал российский исследователь Д.Л.Иванов в журнале «Известия Императорского Русского географического общества». Он писал: «Огромные камни, гигантизм размеров всего сооружения, смелость замысла, искусство и тщательность выполнения и, наконец, эта кажущаяся ныне изолированность громады сухой пустынной степи – все это заставляет смотреть на Акыртас, как на одно из замечательных древних архитектурных сооружений в Туркестане. Для подобной циклопической затеи нужно было иметь огромные средства, необходимо было располагать массой рабских рук и огромным богатствами. На такое дело мог решиться только какой-нибудь могучий народный властелин».

      В 1894 году комплекс посетил известный востоковед Василий Бартольд. Он обнаружил на одном из камней изображение рыбы и пришел к выводу, что это монастырь христиан-несториан, которые во времена церковного раскола на Руси бежали в Среднюю Азию. По его мнению, когда их, как еретиков, стали преследовать с 431 года, то они основали немало своих диаспор и колоний в Семиречье.
      Но все эти предположения очень опровергаются просто. Из-за отсутствия святилища в центре строения версия буддийского храма отпадает. Несторианские монастыри строились продольными осями с запада на восток. Отсутствие этого признака отвергает его назначение как несторианского монастыря. Нельзя отнести его и к караван-сараю, который должен иметь один вход, ориентированный по направлению караванного пути.

     В 1940 году обследовал Акыртас и сотрудник АН Казахстана Г.И.Пацевич. «Следует отметить, – писал он в «Вестнике Академии наук», – что до настоящего времени такого типа сооружения, как по грандиозности его, так и по оригинальности плана, а также использованию на строительстве крупных каменных блоков, на территории Средней Азии и Казахстана пока обнаружено не было».
     Согласен, в истории древней азиатской архитектуры Акыртасу действительно нет аналогов. Пацевич тщательно и профессионально выполнил обмер и составление плана сооружения. В плане Акыртас представляет строго ориентированный по сторонам света прямоугольник со сторонами 205 и 185 метров. Занимает площадь в четыре гектара. Толщина внешних стен – четыре-пять метров, имеет по северной стороне один, по южной – три входа. Внутри сооружения – 28 оснований колонн размером пять на пять метров.
     Для строительства Акыртаса много веков назад, вопреки здравому смыслу, было выбрано абсолютно безводное место, малопригодное для жизни. Поэтому древние строители вынуждены были проложить от ближайшей горной реки глиняный водопровод длиной три километра. А общая длина сети водопроводных линий составила девять километров.

     Как бы там ни было, но ни один из имеющихся в Средней Азии древних памятников не будоражит воображение, как эти каменные глыбы разных размеров, вырезанные и уложенные так точно, словно использовались современные приборы и механизмы. Ни подъемных кранов, ни станков-камнерезов в те времена еще вроде бы не знали. А ведь среди монолитов встречаются не только прямоугольные, но и фигурные, с округлыми выемками.

     Кроме того, в архиве библиотеки Академии наук Казахстана хранится письмо некоего инженера Луппорта, который на основе многолетних обмеров сооружения и математических расчетов излагает свою версию происхождения Акыртаса. Он утверждает, что исполинская кладка Акыртаса не что иное, как отвлекающее, маскировочное сооружение. Подлинная же его тайна сокрыта внутри неподалеку расположенного скального холма Тастюбе. Он рассчитал, что объем камней Акыртаса составляет 27 тысяч кубических метров, а выработки в каменоломне – всего только 10 тысяч куб.метров. Именно на этом он делает убедительное предположение: материал на сооружение Акыртаса брался не только снаружи, но и внутри холма, и значит в нем должны быть огромные пустоты.

     Многие ученые занимались исследованием Акыртаса, но ни одни из них так и не сказал о времени начала его возведения. Строительство этого города так и не было закончено. Его просто бросили: никаких следов жизнедеятельности человека, даже бытового мусора, на территории главного строения нет. Этот город прекратил свое существование, так и не начав жить.
     Теперь, с появлением снимков Акыртаса с высоты птичьего полета, все эти и предыдущие версии их исследований можно кардинально менять. Последние фотоснимки Акыртаса предоставляют его будущим исследователям неизвестные ранее детали и факты.

     Выполненные при помощи лазерной камеры на специальном летательном аппарате, они позволяют детально рассмотреть планировку каждой комнаты. К примеру, дворцовое помещение имеет около ста комнат и двадцать восемь внутренних гигантских колонн. А на одной из фотографий прослеживается фундамент, заложенный для сооружений, о существовании которых никто до этого и не подозревал. Здесь также видны 13 идентичных отверстий, расположенных на одной линии на равном расстоянии друг от друга. Об их назначении пока можно выдвигать только гипотезы.

     Особый интерес представляют также 8 узких помещений шириной всего 1 метр и длиной 15 метров, соединенных между собой наподобие лабиринтов египетских пирамид. Непонятно, для чего могли быть предназначены такие узкие коридоры. Одним словом, Акыртас обладает еще достаточным материалом для его тщательного исследования, хотя время и люди нанесли ему непоправимый ущерб. Еще в 1905 году начальник Аулие-Атинского уезда (Тараз ранее назывался Джамбул, Кантон, Мирзоян, Аулие-Ата, Наманган-коче, Янги-Талас, Тараз) В.Калаур писал, что «камень с развалин Акыртаса усиленно вывозится населением близлежащих сел». Особенно много этот камень использовался в 30-х годах прошлого века для сооружения железнодорожных мостов, фундаментов зданий при строительстве Турксиба. В 1938-39 годах только на станции Ак-Чулак из камней Акыртаса было построено два склада и несколько фундаментов под другие здания.
      В самом деле, чтобы сказал мир египтянам, если бы они при возведении Асуанской плотины в качестве строительного материала использовали каменные блоки пирамиды Хеопса или колонны храмов Абу-Симбел? А у нас подобное явление всегда было возможно. Даже у каменоломни – и то исчезло несколько каменных блоков. Один из них позднее обнаружен в Институте археологии, другой – во дворе Таразского историко-краеведческого музея среди немалого количества каменных баб, свезенных туда со всей области.

     Основные объекты комплекса, привлекающие особое внимание, – это монументальные постройки, стены которых сложены из больших блоков красного песчаника. Высота видимых с поверхности руин, скрытых грунтом и растительностью, до начала планомерных раскопок в 2004-2009 гг. составляла лишь 80-100 см. Шурфы, заложенные в различных частях сооружения, позволили выявить особенности кладки стен.
       Настоящим сюрпризом стала зафиксированная глубина фундамента - 4,11 метра! С восточной стороны к «дворцу» примыкает территория 250x250 метров, заключенная в кольцо невысоких сырцовых стен, различимая только на аэрофото. Эта часть памятника интерпретируется как садовая зона. С северной и южной сторон дворец окружают хаузы (небольшие водохранилища для воды), караван-сараи и жилые усадьбы.
      Таким образом, Акыртас, по мнению археологов, представлял собой дворцовый комплекс с жилыми постройками, складскими помещениями и водопроводом. Пятиметровая толщина наружных каменных стен высотой 12-15 метров и четырехметровой глубины фундамент (против подкопов) свидетельствуют о том, что он мог выполнять и оборонительные функции.

      В 300 метрах к западу от памятника расположен тот самый большой холм Тастюбе, южную часть которого занимает карьер, где добывался красный песчаник для строительства. Вокруг древнего карьера повсюду разбросаны частично обработанные каменные блоки.
      На вершине находятся руины смотровой башни. Северный склон холма использовался как карьер по добыче глины (лесса). В километре к западу от карьеров находится сырцовая структура 40x40 м, трактуемая как «крепость». Вблизи расположена хорошей сохранности сырцовая постройка, высота стен которой достигает 2,5-3 метров. Сакские курганы (V-III вв.до н.э.), землянки рабов, система водоснабжения – все это тоже входит в комплекс Акыртас.

     Сегодня иследователи пришли к выводу, что время строительства Акыртаса относится к VIII веку. Это был период владычества Тюргешского каганата, столицей которого являлся Тараз. На долины Таласского и Киргизского Алатау в те времена особенно «облизывались» империя китайской династии Тан и Арабский халифат. Для концентрации сил в целях противодействия надвигающейся угрозе живущим здесь народам следовало объединиться. В конечном итоге так и было сделано, в результате чего в 751 году под Таразом произошла грандиозная битва со 100-тысячным китайским войском. Захватчики были наголову разгромлены, только в плен попало более 20 тысяч китайцев.

     Что же за народ тогда жил в этих краях? У местного краеведа Балтабека Умирьяева есть точка зрения на этот счет. Он предлагает обратить внимание на названия расположенных вблизи Акыртаса географических объектов – Акжар, Акбулым, Актоган, Ак-Чулак, Ак-Булак.
     Исследователь полагает, что приставка "ак" – это знак этнической принадлежности потомков саков-тиграхауда. Они жили на этой земле с V века до н.э. и были единственными из народов, преградивших путь войскам Александра Македонского на Восток, а в одном из сражений даже серьезно ранившими македонского царя стрелой. В итоге Искандер Двурогий отступил и направил свое войско на Индию.
     Об этом же говорят и другие топонимы – Аспара, Талас, Тектурмас. "Во многих исторических источниках "ас" – это собирательное наименование народов, к которым принадлежат не только потомки сакских племен, но и других народов, мигрировавших в предгорья Алатау из Китая и Малой Азии".  Например, те же самые гунны, переселившиеся в Семиречье из Северного Китая и в 47г. до н.э. основавшие г.Тараз. Еще историк античности Страбон упоминает эти народы как asiani.

     «Строители Акыртаса были людьми явно высокообразованными, - считает начальник Акыртасских археологов Дмитрий Воякин. – Мало того, что план Акыртаса представляет собой правильный прямоугольник, так он ещё по площади превосходит древнеримский Колизей, а по объему каменных глыб равен средней египетской пирамиде. Ясно, что строительство такого огромного сооружения не могло происходить «наобум» – для этого потребовались знание и применение очень точных наук».
      Сравнение памятника с египетскими пирамидами не случайно, ведь каменные глыбы, использовавшиеся при строительстве Акыртаса, а также общие размеры комплекса, поражают своей циклопичностью. Удивительно и загадочно строение Акыртас. Он всегда был легендой, и уже в средние века люди терялись в догадках по поводу того, остатками чего являются эти величественные развалины. Таинственность всегда была присуща этому месту.

     Но пока умы ученых будоражит история его происхождения, в народе уже давно существует уверенность, что, мол, побывавшие там люди получают мощный энергетический заряд и излечиваются от болезней. Раньше об этом знали многие, но молчали, так как коммунистами это воспринималось как бескультурье местного населения.
       Теперь же сказанного и написанного об этом непонятно-загадочном явлении становится все больше и больше. Например, год назад археологи нашли на Акыртасе небольшой камень с загадочными надписями: три строки из двенадцати знаков. Тюркологи прочли надпись, в которой первая строка гласит: "Сизиш, сючиш!" (Растапливайся (нагреваясь), и становись сладким!), вторая: "Ашар" (Корм, еда), третья: "Ариш" (Чистый, здоровый). Переводчик предположил, что зимой этот камень служил для священнодействия при нагревании корма и растапливании снега для получения воды.

     Но краевед Умирьяев с такой трактовкой не согласился. И вот почему. Многими учеными и краеведами уже неоднократно поднимался вопрос о необходимости проведения геофизических исследований на Акыртасе, так как по их единодушному мнению, это место представляет собой самую настоящую природную аномалию. Причем, физические ощущения людей здесь сугубо индивидуальны. У одних при прикладывании ладоней к камням обостряются зрение и слух, другие впадают в состояние транса, третьи испытывают сильный физический подъем.
     Но почти все они утверждают, что при прикосновении к некоторым камням Акыртаса (в том числе и к камню с письменами) они ощущают не просто растекающуюся по телу теплоту, но и «явственно ощутимый и усиливающийся изнутри жар в руках и ногах, который приносит успокоение». При этом почти моментально исчезают усталость или признаки недомогания.
     «Не исключено, что Акыртас каким-то необъяснимым образом действует на человеческий организм как природный генератор», – полагает Умирьяеев.

     К слову, в другой местности никакого тепла и жара от упомянутого камня с надписью почему-то не возникало. Так что, волшебными свойствами он сам по себе не обладает, а все эти ощущения – это результат воздействия на организм человека именно аномалии Акыртаса. Так что: "Растапливайся (нагреваясь) и становись сладким", «Корм», «Чистый» – это все-таки одно предложение, которое должно пониматься как: "Растопи свою душу, и станешь сытым (здоровым) и чистым (умиротворенным)", – и что означает духовное очищение и исцеление человека в этом месте.

      А пока ученые пытаются докопаться до истины о таинственном сооружении, все больше людей открывают для себя истину практическую. Ежедневно к Акыртасу из близлежащих городов (Тараз, Чимкент, Алма-Ата, Бишкек) прибывает по три-пять машин с паломниками. В выходные и праздники – их гораздо больше, причем народ едет еще и на специально нанимаемых микроавтобусах, нередки и приезжающие издалека. Посетители идут к центральному входу в крепость и, растекаясь по ее территории, прикосновениями рук разыскивают нужный камень, молятся, медитируют. Определенных паломнических обрядов не существует.
      Есть на Акыртасе «сердечный» камень, камень-голова – «бастас», материнский камень (непостижимым образом он излечивает от бесплодия), камень болезней рук и ног – «аурутас». Люди прислоняются к соответствующим камням и просят у них выздоровления. Есть и «камень исполнения желаний». На него повязывают ленточки с зашифрованными пожеланиями, и благодарят жертвоприношениями: кладут куски лепешки и брызгают на него водой. Но самое поразительное, что абсолютное большинство из побывавших на Акыртасе с полной серьезностью утверждают, что получили исцеление.

      А что обозначает название «Акыртас»? В "Казахско-русском словаре арабско-иранских заимствованных слов" значение слова "акыр" – это «конец», «последний". В "Толковом словаре казахского языка" словосочетание "акыр аягы" переводится как "в последнюю очередь, в крайнем случае". К примеру, в одной казахской народной сказке хан приказывает своим визирям: "Рубите голову любому, кто войдет сюда рано утром самым первым, в крайнем случае даже если это буду я!" (... акыр аягы мен болсам дагы). В казахском языке есть также словосочетание "акыр заман" – "конец света". Если акыр заман – это конец света, Акыр-Тюбе – это конец горной гряды или последний холм, вершина, то Акыртас – «последний камень».

      Слова "акыр" на тюркском языке означает еще «стойло», «кормушка для скота». Причем, в каменоломне Тастюбе есть недообработанные глыбы, похожие на незавершенные каменные «кормушки»... Кстати, в одной из свежих публикаций об Акыртасе в Интернете было сказано, что сделано сенсационное открытие «недавно обнаружены каменные ванны-кормушки»… Извините, но каждый раз, когда мы с отцом и братом с 1959 года чуть ли не ежегодно приезжали в апреле-мае собирать в окрестностях Акыртаса белые степные грибы, то я их фотографировал. Даже не сомневаюсь, что их видели и ученые, с 1864 года обследующие памятник.

      Да и много лет назад, когда я поинтересовался у пасущего отару в тех краях чабана-аксакала, почему Акыртас – это «Каменная кормушка», то он долго смеялся.
      «Сынок, – сказал он тогда, – на этой земле живут люди, которые более 2000 лет занимаются кочевым скотоводством. И я до сих пор со своими баранами несколько раз в течение года кочую с места на место. Но  уверяю тебя, что ни один из нас не станет таскать за собой многотонную каменную «кормушку-поилку». Думаю, что это, быстрее всего, саркофаги, в которых пришедшие издалека и строившие Акыртас люди хоронили своих умерших. Хотя, возможно, что эти ванны могли предназначаться для приготовления вина – садов и виноградников-то у нас всегда было много. А как бывший учитель истории, до пенсии проработавший в школе более 30 лет, я уверен, что Акыртас – это «последний камень»... В том смысле, что это было наиболее далекое от родины строителей, построенное ими грандиозное сооружение..."...

               

                Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/02/06/1239