Рисунок художника А.С. Андреева
*****************************
Профессор математического класса Царскосельского Лицея Карцев написал мелом на классной доске математическую задачу, и, отойдя в центр аудитории, повернулся к ученикам:
- Нет ничего прекрасней, чем эта древнегреческим задача! Алгебра – это сплошная живая, поэтическая цифирь. Она рвётся немедленно разрешиться в математическую поэму Вам необходимо красиво решить эту формулу и ответить: «Чему равняется икс?»
Все ученики одновременно, кроме одного пятнадцатилетнего Александра, затрясли поднятой вверх правой рукой, желая блеснуть своими математическими знаниями. Но профессор Карцев подошёл с улыбкой к молодому поэтическому таланту, уже почитаемому всеми педагогами лицея, Пушкину:
Я знаю со слов вашей родной сестрицы, что вы с самого детства не любите математику. Хочу привить вам, Александр, такое же высокое уважение к поэзии цифр, равное по чувствам вашей любви к поэтическому слову. Пожалуйста, пройдите к доске! Но прошу, ради Бога, не пишите вместо икса одни нули. Даю вам подсказку: «икс обязан разрешиться только в цифирь».
Саша, переминаясь с ноги на ногу, упорно писал какой-то набор латинских букв, знаков, окончания русских слов и конце задачки написал: «Х= 130»
- Я вас совершенно не понимаю, Александр! – развёл руками профессор.
- Что обозначает эта нелепая цифра? Объяснитесь, сударь!..
Александр, нисколько не смущаясь, ответил гордо:
- За шесть прекрасных, чудных лет моего курса в Лицеи я сочинил 130 опусов моих сочинений! Это и есть мой «Мистер Икс!»
Профессор Карпов первым начал аплодировать молодому, будущему гению, великому поэту России.