История седьмая

Михаил Рогачев
       Моя служба на 5-той оперативной флотилии подходила к концу. Я ждал назначения на должность первого заместителя начальника штаба Черноморского флота. И был доволен предложением Командующего Черноморским Флотом - Михаилом Николаевичем Хронопуло, бывшим командиром 8-ой Индийской эскадрой, грамотным моряком, решительным, волевым и смелым человеком. За эти качества он и пострадал в самом начале перестройки. Новой России такие люди, как и тяжёлые авианесущие крейсера были уже не нужны!

       Четыре года непрерывного нахождения в море меня изрядно измотали. А поскольку мне длительное время не присваивали по каким-то непонятным мне причинам звание "контр-адмирал" и, в то же время, направляли на учёбу в академию Генерального штаба, от которой шифртелеграммой на имя Главнокомандующего ВМФ я отказался,  то ждать назначения Командующим Флотилией было бы безумием. Тем более, что после такой скандальной телеграммы никто из высшего эшелона флотской власти со мной не счёл возможным даже побеседовать!

       Святая простота! Разве я мог знать тогда, что уже в то время (с 1985 года!) для белорусов и украинцев существовали ограничения!

       А служба на Флотилии была не просто службой на море, а, исходя из решаемых задач, где всё было целеустремленно на победу над реальным врагом, называлась боевой службой.

       Для несения  боевой службы в Средиземном море готовили надводные корабли и
подводные лодки Северный Флот, боевые корабли, подводные лодки и суда тылового обеспечения - Балтийский Флот, боевые, десантные корабли и суда тыла - Черноморский Флот. Взаимодействие с дальней ударной (Ту-16к-26, Ту-10-26, Ту-22м) и противолодочной (Ил-38, Ту-142, Ту-142м) авиацией осуществлялось с Северным и Балтийским Флотами.

       Летом 1988 года 5-ая Флотилия продолжала отработку учебных задач по боевому
применению тяжёлых  авианесущих крейсеров (ТАКР). В Средиземном море в это время нёс боевую службу такр "Баку" Северного Флота. На крейсере размещался штаб 5-той Флотилии. Командиром корабля был капитан 1 ранга Лякин Виктор Фёдорович, замполитом - Соломенцев Евгений Михайлович, моряки и жизнью, и морем тёртые. Командир был в должности уже 5 лет, а замполит - 2 года. Виктора Фёдоровича назначили командовать крейсером, когда ему было всего 34 года!

       Крейсер "Баку" проекта 1143.4 заложен в Николаеве 26 декабря 1078 года.  В октябре 1990 года переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков». В 2004 году подписан пакет контрактов на продажу Индии  переоснащённого авианосца «Адмирал Горшков», с новым индийским наименованием «Викрамадитья», с удлинённой полётной палубой, с 16 истребителями МиГ-29К и Миг-29КУБ, с 8 вертолётами К-28 и К-31. В настоящее время находится на ремонте и переделке на «Севмаше» в Северодвинске. 

       «Баку», как и его сородичи  "Киев", "Минск" (проекта 1143) и "Новороссийск" (проекта 1143.3) - были уже тяжёлыми авианесущими крейсерами второго поколения. Все три корабля проданы в девяностые годы за границу по цене металлолома.

       Водоизмещение «Баку» - более 40 000 тонн,    длина - 273 метра, осадка около 9 метров, дальность плавания - 7 000 миль, по 36 самолётов Як-38 и  вертолётов Ка-27, по 8 ПУ ПКРК "Базальт" на такр «Киев», «Минск» и «Новороссийск». На "Баку" - 12 ПУ ПКРК "Базальт" с дальностью стрельбы до 500 километров.  Экипаж  этих кораблей - 1500 человек корабельного состава, 1200 человек - лётного состава и 300 человек - технического состава авиагруппы. Численность всего экипажа - 3 000 (три тысячи) человек. Мощность ГЭУ, л. с. – КТУ (котлотурбинная установка) - 180 000, 4 винта, скорость хода - 30 узлов, автономность - 30 суток. Вот такими были эти кораблики! Настоящие плавающие аэродромы с мощнейшими ударными комплексами на борту.

       Пятым  - был такр "Рига" - проекта 1143.5, заложен в Николаеве 1 сентября 1982 года, но спущен на воду под новым наименованием «Леонид Брежнев», а вышел в море 21 октября 1989 года с названием на борту «Тбилиси».

       На этом корабле 1 ноября 1989 года в Чёрном море была произведена первая посадка Су-25К лётчиком – испытателем ОКБ им. П. О. Сухого Виктором Пугачёвым. Самолёт в двух заходах пролетел вдоль посадочной палубы и на третьем заходе в 13 часов 46 минут сел на палубу. Это была первая посадка настоящего корабельного боевого самолёта на корабельную палубу.

       На этом выходе корабля в море посчастливилось быть и мне, в должности первого заместителя начальника штаба Черноморского флота. Ликованию не было предела и у всех членов государственной комиссии, и у экипажа корабля, и у лётного состава. Гордость и мне распирала грудь и за СССР, и за Военно-морской Флот, и за конструкторов, и за корабельных строителей. Это была наша победа, и не малая, как в военном кораблестроении, так и в самолётостроении.

       А в 15 часов 11 минут на корабль сел второй самолёт, истребитель МиГ-29, пилотируемый лётчиком-испытателем ОКБ им. А. И. Микояна Токтаром Аубакировы.

       В 16.48 минут на самолёте МиГ-29К Токтар Аубакиров совершил первый взлёт с трамплина авианосца.

       В 17 часов 17 минут на палубу сел  самолёт Су-25 УТГ – «спарка», пилотируемый лётчиками – испытателями Игорем Вотинцевым (ОКБ им. П. О. Сухого)  и Александром Крутовым (ЛИИИ им. М. М. Громова). Затем в течение 20 дней выполнено 227 полётов, после чего корабль ушёл в Николаев на достройку.

       Славные были времена, есть что вспомнить,  есть и чем нам, ветеранам Военно-морского Флота,  погордится!

       Водоизмещение этого корабля гиганта – 59000 тысяч тонн. Длина – 304 метра. Осадка  около 10 метров. Дальность плавания – 8000 миль. Численность личного состава – 2600 человек,  лётного состава – 2100 человек и 500 человек авиагруппы. Всего 5200 человек. 50 летательных аппаратов – Су-27К, Ка-27, Ка-31 РЛДН, Ка-27 ПС. Мощность ГЭУ, л.с. – КТУ _ 200.000. 4 винта. Скорость хода 29 узлов, автономность – 45 суток. Источники электроэнергии: 9х1500 ТГ, 6х1500 ДГ. Общая мощность – 22500 квт. 12 ПКРК «Гранит», 4х6 ЗРК «Кинжал», 2х10 РБУ 12000. Один трамплин. Это единственно тяжёлый крейсер из всех построенных - ныне живой! Служит на Северном флоте с наименованием «Адмирал Кузнецов».

       Шестым  был опять же такр  "Рига", проекта, как и «Адмирал Кузнецов» 1143.5. Но и ему носить такое наименование не суждено.  Корабль заложен в Николаеве 4 ноября 1985 года, сразу же после спуска такр «Леонид Брежнев». В августе 1990 года, через полтора года после спуска, корабль  переименован в гвардейский  такр "Варяг"- святое имя для Флота и России.

       В 1999 году "Варяг" продан туристической фирме из бывшей португальской колонии Макао на юге Китая, так и не зачисленным в  состав ВМФ.

       Судьба седьмого, и последнего авианесущего корабля (фактически атомного
авианосца) проекта 1143.7 - "Ульяновска"  ещё более трагична, чем "Варяга". В конце 1991 года, когда техническая готовность корабля достигала 70%, при общей готовности корабля - 18% строительство корабля было приостановлено.

       А 4 февраля 1992 года вице-премьер Украины К. И. Масик (на всякий случай наши потомки должны знать таких "героев") подписал распоряжение об утилизации "Ульяновска", хотя стоимость его достройки и утилизации - была одинакова.

       "Ульяновск" был авианосцем в чистом виде с атомной энергетической установкой мощностью в 280000 л. с. Водоизмещение этого корабля равнялось - 75 000 тонн, длина - 320 метров, осадка - 10,5 метров, площадь полётной палубы - 16 000  квадратных метров, дальность плавания - неограниченная. Мощность ГЭУ, л.с. – АЭУ (атомная энергетическая установка) – 280.000. Источники электроэнергии: 8х3150 ТГ, 6х1600 ДГ, общая мощность – 34800 квт. На борту корабля должно было разместиться 70 самолётов Су-27к. Корабль имел 2 катапульты и 12 ПУ ПККР "Гранит" с дальностью стрельбы больше 500 километров. 4х6 ЭРК «Кинжал», 8 ПУ ЗКБР «Кортик», 2х10 РБУ-12000. Экипаж - 3440 человек корабельного состава, 2300 человек - лётного состава и 1100 человек - технического состава авиагруппы, всего - 6840 человек!

       Сдача «Ульяновска» планировалась на 1996 год. Никаких проблем или задержек в строительстве этого гиганта не было.

       В его атомной энергетической установке применялись те же серийные элементы, что и на крейсерах пр. 1144 типа «Киров».

       К 2002 году могли быть построены и переданы ВМФ три атомных авианосца
проекта 1143.7 «Ульяновск». Могли, но не построили! А «покупатели» металлолома из США разрезанного на стапеле «Ульяновска» так ничего и не купили, так как на самом деле оказались агентами, по всей видимости, ЦРУ. Но своё дело эти «покупатели» провернули весьма удачно, убедив всех «масиков» утилизировать целый атомный авианосец, наш первенец, наши достижения в кораблестроении. А главное США удалось разрушить экономические и промышленные основы военного крупного кораблестроения, разорвать взаимосвязь более 500 крупнейших промышленных предприятий, тем самым, отбросив нас в крупном военном кораблестроении на десятки лет назад. И далеко не случайно, что на «Севмаше» возникли большие трудности по переоборудованию индийского теперь авианосца, бывшего такр «Адмирал Горшков». Мощная Россия никому не нужна! 

       Корабль разрезали на стапеле на пакеты для продажи, но эти пакеты так никто и не купил, так как металл был по сути дела золотым, в нём были примеси других драгоценных металлов, а наличие меди исключало возможность его переплавки. Авианосец порезать порезали, а получили от этого сатанинского деяния - шиш с маслом! Такие деяния, и позорищем назвать нельзя! Стыдоба славянская, да и только!

       А как поступили американцы со своими авианосцами? Продолжили их боевое применение.  А в июле 2003 года был спущен на воду авианосец "Рональд Рейган". Это был первый случай в истории ВМС США, когда один из флагманов флота был назван именем президента США при его жизни.

       За что такая честь?

       Как утверждает официальная американская историография, главной заслугой старины Рона было уничтожение Советского Союза. Уничтожал он его просто: для начала назвал "империей зла", потом подписал программку "звёздных войн". Старики в Политбюро напугались, посадили у власти Горбачёва, который в последствии и подписал все  капитуляции перед  победительным Западом.

       "Ульяновск" в истории советского кораблестроения не первый корабль, который порезали при его технической 70% готовности.

       Как Когановичем был взорван  Храм Христа Спасителя, где по воле Всевышнего были собраны Души и Слава лучших воинов России, павших в битвах с Наполеоном в 1812 году, так и  Никита Сергеевич Хрущёв (он же Никита Саламонович Перлмуттер), уничтожал только что построенные крейсера и строящиеся на стапелях линкоры. В корпуса этих кораблей были вложены самые передовые идеи проектных конструкторских бюро, как по вопросам кораблестроения, так и по вопросам их боевого применения на десятилетия вперёд! По тому же велению Н. Хрущёва был уничтожен  тяжёлый крейсер "Сталинград". Крейсер "Сталинград" заложили в Николаеве 31 декабря 1951 года. Его полное водоизмещение - 42 300 тонн, длина - 273, 5 метра, ширина - 32 метра, осадка - 8,7 метров. Экипаж -1710 человек, мощность машин - 280 000 л.с. - больше чем на современных атомных авианосцах США, и такая же, как на "Ульяновске! Две трёхорудийные башни главного калибра 304,8 мм имели в своих погребах 720 выстрелов. На крейсере размещалось ещё в 6 башнях 12 универсальных 130 мм орудий. На месте орудийных башен  на крейсере можно было  установить ракетные пусковые установки. Это и сделали в последствии американцы на своих линкорах.  Американцы всё берегут, каждый цент считают! А труды,  начатые предшественниками - преумножают. Потому и богатые, и сильные!

       "Сталинград" планировали спустить к 36-й годовщине Октябрьской революции - 6 ноября 1953 года. Но 6 марта 1953 года страну облетела страшная весть о смерти И. В. Сталина. А спустя месяц после смерти Сталина Постановлением Правительства от 18.04.1953 года "Об обеспечении строительства подводных лодок и лёгких крейсеров" строительство тяжелого крейсера "Сталинград" прекратили. В конце 1953 года недостроенный крейсер спустили на воду и, в течении 1955-1956 годов, наносили по нему удары бронебойными снарядами, авиабомбами и торпедами. В 1957 году на крейсере проекта 68бис "Адмирал Нахимов" установили экспериментальную пусковую ракетную установку, из которой по "Сталинграду" было выпущено 27 ракет, 20 из них попали в корпус цитадели. А в 1959 году участь "Сталинграда" постигла и крейсер "Адмирал Нахимов", возраст которого был всего-то 6 лет! Но даже после этих страшных ракетных ударов сталинский крейсер "Сталинград" утопить не удалось. Тогда крейсер отбуксировали в Казачью бухту Севастополя и разделали на металлолом. 

       Что бы так поступить, как же  нужно ненавидеть всё православное и славянское, какую же нужно иметь дьявольскую душу, что бы внутренняя злоба являлась источником уничтожения трудов лучших людей государства, так  необходимых Отечеству для его могущества и защиты. 

       Вернёмся от  грустных воспоминаний к Средиземноморской эскадре. Нужно сказать, что на тяжёлых авианесущих кораблях штаб не был новичком, определённый опыт по их боевому применению у нас уже был, но живое повседневное управление такими кораблями и их тыловое обеспечение требовало кропотливой работы штаба. Новые требования в результате их боевой эксплуатации преподносил каждый день. Тяжёлые авианесущие крейсера требовали, что бы с ними разговаривали на "ВЫ!", а этому мы ещё только учились.

       Такие авианесущие крейсера, как и подводные крейсера стратегического
назначения, требовали научного подхода, как по их боевому применению, так и по их боевому управлению.

       С подводными стратегами говорить с ними на "ВЫ" жизнь заставила, а в обращении с авианесущими тяжёлыми крейсерами жизнь уже допускала и вольности. А этого допускать никак нельзя было, так как к их созданию СССР шёл целых 40 лет. Для многих представителей высшей партийной, советской и военной власти эти корабли уже в конце 80-х годов были почему-то, как кость в горле. Возможно, именно по этой причине ими никто толком  и не интересовался: ни их освоением, ни их боевым применением, не считая Военно-морского Флота. С наступлением разгула демократии эти корабли оказались России не нужными, и с молчаливого согласия Верховной Власти их начали потихонечку уничтожать. Метод уничтожения - распродажа за бесценок или на металлолом, или для развлечений в чужих странах чужих России людей. А поскольку любой корабль по международным законам считается частицей территории той страны, которой он принадлежит, то после такой продажи получается, что ежедневно топчут ногами не просто палубы кораблей, а наше прошлое величие, нашу мощь, наши достижения.

       Виновных стрелочников уже назначили, даже некоторых из них судили. Это мы умеем делать от времён Петра I! Из грязи в князи, а затем в лагерную пыль, и это для того, что бы остальные государевы служивые имели условия достойно Родину любить"! Иначе, пока что, у нас никак не получается!

       Мне возразят:

       - А деньги где брать? 

       Отвечаю:

       - В России эквивалентом денег уже давным-давно должна стать электрическая лампочка и кусок хлеба. Равных в финансовой мощи  тогда  нам  не будет! Это уже доказано и без меня!

       Походная жизнь на такр "Баку" шла своим чередом. Но 12 июля в сотне миль севернее побережья Ливии в 14 часов 42 минуты московского времени упал в воду самолёт Як-38У, СПАРКА № 10, пилотируемый заместителем командира авиационного полка подполковником Руденко Николаем Петровичем и в качестве второго лётчика был майор Святашов Владимир Александрович - командир авиационного отряда. При взлёте в конце взлётной полосы самолёт загорелся и начал падать на воду, прямо перед кораблём. Но высочайшая специальная подготовка лётчиков и высокий профессионализм командира крейсера помогли избежать трагедии. А в 14 часов 50 минут корабельный катер поднял на борт обоих лётчиков, живых и невредимых.

      Дальше пошла профилактическая работа, как говорят, разбор полётов. Техническую сторону дела вспоминать не буду, поскольку самым важным звеном профилактической работы, был партком крейсера. Выводы парткома будет уместным вспомнить:

- из находящихся на борту лётчиков,  5 из них имеют длительный перерыв в полётах;

- в боевой части № 6 (боевая часть, занятая обслуживанием полётных палуб,
ангарами, подъёмниками, обеспечивающая взлёт и посадку, короче, аэродромной службой) все офицеры наказаны, а свои обязанности всё равно знают плохо;

- у штурмовой эскадрильи много гонору и маловато ответственности;

-  офицерам при выполнении боевых задач не хватает командных слов, помогает
боцманская палубная брань;

- офицеры походного штаба во время полётов авиации исполняют роль наблюдателей и советчиков, но не руководителей! А нужно меньше советовать, а конкретнее руководить. А для этого нужно знать всё, что касается безопасности полётов.

       Хорошая профилактика, ничего не скажешь!  Мало никому не показалось. Но на этом не остановились. Организовали встречу с комсомольским активом. Тут уж матку-правду резали  открыто! И о заниженной роли старшин сказали, и о слабом досуге, и о плохой работе корабельной библиотеки. О руководящей и направляющей роли КПСС ни на парткоме, ни на комсомольском активе уже не говорили. Было уже не модно! И люди это тоже чувствовали, но каждый, на всякий случай, оставался при своём мнении. Слишком всё было специально запутано, и назвали эту путаницу - плюрализмом, а что это такое, и теперь до конца не ясно.

      Катастрофа, связанная с гибелью самолёта как-то никак не была замечена Верховным командованием (кроме ВМФ). Мы ждали суровых разносов, строгих указаний, но их так и не поступило. Хотя за более мелкие промахи штаб Флотилии немедленно получал замечания и указания. Создавалось тяжёлое сознание того, что авианесущие корабли и их освоение в ВМФ Министерство обороны особо не волновали, как будто бы кем-то сверху им уже был вынесен смертельный приговор.

      Казалось, что после такой партийной и комсомольской профилактики  ни один летательный аппарат крейсера не рухнет, хотя все они намного тяжелее воздуха.

      Однако, 11 августа, в том же морском районе, в 21 час 28 минут московского времени упал вертолёт Ка-27, бортовой № 47, пилотируемый командиром первой эскадрильи, лётчиком 1-го класса подполковником Сандаковым Сергеем Викторовичем. Штурманом вертолёта был штурман 1-го класса майор Ковба Юрий Дмитриевич, а штурманом оператором - штурман 3-го класса лейтенант Мацюк Олег Дмитриевич. На удалении от такра 25 километров загорелся двигатель. Командир выключил горящий двигатель и полетел на крейсер на одном двигателе. Но мощи не хватало, и вертолёт постепенно терял высоту. Не долетев до крейсера 500-700 метров, вертолёт упал на воду. Раскрылись балонеты, лётчики благополучно покинули машину, и их тут же подобрал корабельный катер.

      Во все этих лётных катастрофах было ясно всем, что и самолёты, и вертолёты требовали усовершенствования, хотя проектные возможности этих машин были огромнейшими. Но уже тогда не требовали  усовершенствования корабельные лётчики. Их боевой дух вызывал восхищение, их мужество не знало границ. Все, кто потерпел авиационные катастрофы, фактически побывали в объятиях смерти, но никто не бросил свою работу, все они продолжали летать. Такой дух русского человека. Везде смел, всё может, но перед обманом и предательством  жизни всегда робеет, что бы всё стерпеть, на что-то надеясь!

      А что парткомы, комсомольские активы? Глупость? Мода времени? Скорее всего - нет! Молодой человек требует от людей, от окружающей обстановки, от общества очень много, так природа его сделала. Он впитывает всё - как губка! Он учится, он становится на ноги, в нём формируется мужчина! Он должен стать личностью, иначе он будет на дне жизни. А становление личности идёт от 15 до 25 лет. И что в эту личность будет заложено, то и Общество, и Государство, и Отечество получит. Чудес не бывает. Называется всё это - гражданским становлением. А кто служил на авианесущих кораблях? Именно молодые люди! И матросы, и мичманы, и прапорщики, и офицеры! Так может быть именно командирской напористости, именно замполитам, именно парткомам и комсомольским активам была обязана и высокая оперативная, и боевая подготовка! Вдохновляли они! Да как! За три-четыре знака воинской доблести три года матрос вкалывал не хуже негра на плантациях. А боевой дух был такой, что и сегодня позови - всё по плечу!

       Так что и парткомы, и комсомольские активы были в суровых условиях боевой службы крайне необходимы, люди должны во что-нибудь верить. Без ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ на основе ведических знаний всегда наш жизненный путь будет  из НИОТКУДА  в   НИКУДА! 

       Сегодня все честные и опытные служаки Родиной не востребованы. А  сколько пользы Государству принести смогли бы, особенно в вопросах воспитания молодого поколения. Но никто и никуда этих людей не зовёт, наоборот, везде и всюду от них отгораживаются, их обходят, норовят забрать даже те льготные крохи, которые они по праву заслужили, их просто бояться.

       Почему мы после страшнейшей и разрушительной Великой Отечественной войны первыми шагнули в космос? По следующим обстоятельствам:

       -  во-первых, после войны И. В. Сталин и ржавого гвоздя никому не дал;

       - во-вторых, все генералы, адмиралы и офицеры, уволенные из Вооружённых Сил, были тут же нацелены и направлены на борьбу с разрухой;

       - в-третьих; всё крестьянство невероятным и бесплатным трудом  обеспечили продовольствием всю страну.

       - и, в-четвёртых (что самое главное) - у людей была ВЕРА, вера в правоту своего дела, вера в свои силы и вера в Верховную Власть страны.

       Вот и вся  хитрость нашего могущества сталинских времён.

       В самодержавной России адмиралы и генералы трудились на благо Отечества столько, сколько сил хватало. Вместо отставки они, как правило, становились кураторами по воспитанию кадетов в кадетских учебных заведениях. За  работу им платили, но суть не в этом, главное в том, что Самодержавной Монархией был востребован  богатый жизненный опыт этих преданных России людей. Начинали воспитание с первых классов, с мальчишек. Мальчишки взрослели, генералы и адмиралы старели. Воспитание - дело не лёгкое, то бороду задремавшему генералу обстригут, то кортик у адмирала утащат и запрячут, то ещё что-нибудь придумают.  А отставные генералы и адмиралы делали каждый день своё дело, каждый день  говорили о Чести, о Вере, об Отечестве. А потому и служили русские офицеры за Веру, Царя и Отечество! Не просто так в Гражданскую войну они приняли решение отказаться от боевых наград! А когда окончилась Гражданская война, то большевики пошли на невиданное преступление. Они пригласили бывших царских офицеров Белого Движения по переписи для устройства на работу, а когда всех доверчивых переписали, то всех расстреляли. Было расстреляно порядка 100 тысяч русских офицеров в Крыму, и 40 тысяч на Урале, расстреливали в затылок, наверно, перед смертью боялись смотреть обманутым в глаза.

       Кто сказал сегодня об этой трагедии? Никто! Но с началом перестройки сегодня офицеров никто и не помышлял расстреливать, и, слава Богу! Нищета и без расстрелов душит! А нищета - вещь страшная, рано или поздно обязательно разбудит ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ.  После чего  на какие подвиги ты будешь готов, ты и сам предположить не можешь. Голод не тётка, пирожок не даст!       

       Сегодня Средиземноморской эскадры нет. Сокращена эскадра по ненадобности. Комментировать сложно. Сошлюсь только на один факт, что бы как-то понять суть содеянного факта. Во время официального визита отряда военных кораблей СССР в порт Алжир в период с 30 мая по 30 июня 1988 года кто-то из военных атташе (то ли ФРГ, то ли Италии, то ли Франции - точно не помню) задал вопрос:

       - Однажды газета "Красная звезда" сообщила, что у вас идёт сокращение численности офицеров, работающих в штабах. Непонятно, зачем сокращать штабы, как без них будет работать войсковой механизм, обычно сокращают вооружённые силы и делают армию кадрированной, или у вас есть большие излишки офицеров.

       Это интересовало  уже в то время далеко не наших друзей. А как этот вопрос решен сегодня? Новой контрактной (читай - наёмной) службой в Армии и на Флоте? Наёмную Армию и Флот имеют США, и кого же и когда они победили? Не вопрос, а вопросище! А кто в сегодняшней перекроенной России на него сможет ответить - не знаю. Но знаю одно, мудрые слова Государя Императора Александра III верны и сегодня:

       - У России есть только два верных союзника. Это  Армия и её Флот.