История шестая

Михаил Рогачев
       В январе 1987 года газета "Правда" опубликовала статью "Перестройка и кадры". Ясное дело, что штаб флотилии был брошен на её изучение. Я партийный билет не выбросил до сих пор, но содержание статьи не смог понять ни с начала, ни с конца, ни с середины, хотя по всем партийным наукам у меня всегда были только отличные оценки.

       К  этому времени я законспектировал и изучил концепцию ускорения социально-экономического развития страны и достижения на этой основе качественно нового состояния нашего общества, выдвинутую Апрельским Пленумом 1985 года. Разложил по полочкам Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, принятые Октябрьским Пленумом 1985 года. Но все мои познания этих Пленумов перечёркивал ответ в Москве 4 февраля 1986 года М. С. Горбачёва газете "Юманите":

       - "…свою программу практических действий мы рассматриваем со всех точек зрения, как программу поистине революционного характера и масштаба" Что это  за революционность и масштабность становится понятным сегодня всем, как и новое состояние нашего горемычного общества. А в статье «перестройка и кадры» мы тогда не прочитали того, что нужно было прочесть между строк. А там явно просматривалось уничтожение в скором будущем всех кадров 5-ой флотилии (бывшей эскадры), а заодно и 8-ой (Индийской) эскадры. Умели люди ЦК КПСС нагонять туман в ясную погоду!

       Находясь опять на такр "Киев", окрылённый идеями Апрельского и Октябрьского Пленумов, штаб 5-ой флотилии готовился к встрече с Главнокомандующим ВМФ - адмиралом Флота, героем СССР, кавалером 2-х орденов Ленина - Чернавиным Владимиром Николаевичем, который планировал прибыть на флотилию в марте 1987 года. Мы знали, что Главком хочет посоветоваться с нами об увеличении сроков боевой службы для надводных кораблей до одного года. Но начали подготовку к встрече с проверки жизни и быта молодых матросов "Киева". Такая проверка была как лакмусовая бумажка, она проявляла глубинные корни заложенных в службу взаимоотношений людей, исполнение корабельного устава в сложных условиях длительного плавания, а так же и возможности плавания в течении года.

       С приходом больших кораблей на флотилию мы и так обязательно проводили медицинский осмотр личного состава. Но случай был особый, и проверку личного состава крейсера мы учинили принципиальную. После медосмотра личного состава начальник медицинской службы Геннадий Плахов доложил, что из 347 молодых матросов 7 человек ходит с синяками. Сегодняшние "знатоки" военной службы, в том числе и некоторые солдатские матери, обязательно скажут:

       - А, и у вас годковщина была!

       А медики тогда сделали такой вывод: - недостаточная психологическая подготовка в условиях боевой службы. Конечно, ситуация находилась под контролем, но нареканий на службу потерпевших у нас больше не было.

       Мужики есть мужики, а Флот есть Флот! Свою вахту в море необходимо нести самому, иначе и синяк от сослуживцев можно получить. В море сачков никто не любит, так как лишних людей на кораблях не бывает. А все проповеди  всех "знатоков" военного дела, включая и солдатских матерей, которые, как правило, в своих семьях житейского порядка создать не могут, нужны были только для окончательного развала действующей Армии и Флота.

       Что нам оставалось делать: глумиться над синяками или помочь молодым людям быстрее стать мужчиной?! Мы всегда выбирали второй путь! И не ошибались!

       Все необходимые советы всем родам сил и войск дают только Боевые  Уставы, которые написаны кровью в боях и сражениях, и не зря все они имеют красный цвет. А любые отступления от их канонов - поражение и смерть! На такр "Киев" всё соответствовало уставам,  всё было пронизано любовью к Отечеству. Так что встретить Главкома ВМФ на этом славном корабле нам было не стыдно!

       Сколько славных офицеров вырастил и воспитал такр "Киев", каких  защитников Отечества выковал, какую любовь к России выпестовал! Сколько страху нагонял нашим врагам на боевых службах в Средиземном море! С него бы музей Славы Военно-морского Флота сделать, а его за все подвиги продали в Китай,  под плавучий ресторан, для развлечений!

       Незаметно пришёл март. Главнокомандующий ВМФ с группой штаба ВМФ на кораблях Черноморского Флота прибыл в Эгейское море. Его встречал командующий флотилией контр-адмирал Егоров Владимир Георгиевич, добрейшей души человек, урождённый интеллигент, знаток морского дела, крайне осторожный в принятии решений. Возможно, именно последнее качество помогло ему остаться на плаву в условиях жесточайших штормов перестройки. Завершил этот красивый человек военную карьеру Командующим Балтийским Флотом.

       Далее адмирал Флота Чернавин Владимир Николаевич перешёл на такр "Киев". Все, кто был приглашён на совещание, имели единое мнение, что плавание по году не целесообразно. В основу такого мнения были положены не человеческие возможности, а необходимость иметь за бугром базы, где бы корабли могли проводить своевременные технические ремонты техники, иначе будет вымотан ресурс кораблей намного раньше спланированного срока.

       И вот началось совещание. В речи Главкома, в его оценке деятельности Военно-морского Флота чувствовалось, что Главком в Средиземном море не гость, а достойный представитель могущественного Государства, прибывший решить проблемы защиты его интересов на Средиземноморских морских коммуникациях. А ещё мы смотрели на нашего Главкома, как на достойного преемника Адмирала Флота Советского Союза, по сути дела национального Героя СССР - Горшкова Сергея Николаевича. Вопросов не задавали, но обоснования не целесообразности несения боевой службы надводными кораблями в течение года - изложили.

       Однако,  это совещание было для нас неожиданностью того, когда Главком сказал, что на Флоте не хватает офицеров надводников для назначения на высшие должности.  Для меня это было шоком! Как так не хватает, когда на боевой службе их десятки, да как служат, да как подготовлены, да как Родине преданы. Но мы никак не подозревали, что перестройке уже тогда такие люди были как бы и не нужны, офицеров будут в скором времени для назначения на высшие должности оценивать по личной преданности демократии, исключая из их рядов украинцев и белорусов…

       Главком убыл довольным за нашу боевую службу, явно уверенным в наши силы. Но никаких особых перемен не наступало.