История пятая

Михаил Рогачев
       Служба на эскадре шла своим чередом, романтичная и монотонная, но всегда трудоёмкая. 

       Наиболее яркая жизнь на эскадре наступала с приходом на боевую службу наших авианесущих кораблей. В начале 1985 года штаб 5-ой эскадры разместился на такр "Киев", который нёс уже не одну боевую службу на Средиземном море. А 28 февраля 1979 года состоялась на этих морских рубежах первая встреча двух наших такров, "Киева" и "Минска", после чего  13 марта 1979 года такр "Минск" проводил в пролив Гибралтар такр "Киев". В 1983 на боевую службу прибыл наш третий такр - "Новоросийск".

       Нравился мне такр "Киев" своей настойчивостью и осознанным преимуществом первенца. Он был головным в серии  ТАКРов. Заложен на Черноморском заводе в Николаеве 21.07.1970 года, спущен на воду - 26.12.1972 года, введён в состав ВМФ - 28.12.1975 года. Первые шаги корабль сделал на Черноморском Флоте.  Все, кто служил тогда на этом корабле, были фанатиками своего дела. У людей была своя, особая крейсерская коллективная  психология, свой особый шик, своя особая гордость и за себя, и за крейсер, и за Родину. На берег все офицеры, мичманы и прапорщики сходили только в белоснежных рубашках, как и в добрые старые времена русского Флота. Человек из крейсера других рубашек не носил! На то он и крейсер! И люди на крейсерах особые, на все дела сгодятся! Из любой ситуации выход найдут!

       Был такой случай. В севастопольском ресторане "Херсонес" лётчики "Киева" отмечали какой-то свой праздник. Из крейсерской любви прихватили с собой  корабельного  пса, тоже член экипажа, а что было делать, если и ему захотелось на берег? Пёс вёл себя мирно, пока народ не начал выходить из ресторана. Он был приучен на крейсере: без команды никого не выпускать, заходить можно, выходить - нельзя. А лётчикам уходить ещё не хотелось. Народ начал возмущаться. Получился скандальчик, на который приехал комендант гарнизона. Разошлись мирно. Утром для разбора на крейсер прибыл один из заместителей Командующего Флотом. Собрали виновников торжества, вице-адмирал и спрашивает одного из участников:

       - Всё понимаю, и праздники нужно отмечать, и жизнь свои вводные может подбросить,  ну, а собака вам,  зачем понадобилась?

       - Товарищ вице-адмирал! А дорогу на крейсер кто бы ночью показал?!

       На том разбор и окончили. Главное докопаться до первопричины, а она сразу же на поверхности оказалась. Всё и без разбора было ясно. На первое место вылезало не мелкое хулиганства, а офицерская ответственность, а это понимать надо!   

       Когда я впервые на этом корабле зашёл в салон командира корабля, меня встретил белоснежный вестовой с чёрной бабочкой на воротнике белой рубашки:

       - Товарищ начальник штаба флотилии, Вам кофе или чай?

       Вот это школа, думаю.

       - Давай, братец, кофе.

       - А кофе у нас нет!

       Главное - корабельный политес, а кофе есть он, или нет его - в крейсерской жизни, видимо, особого значения не имел да и иметь не будет!

       Командовал такр "Киев" капитан 1-го ранга Ясницкий Геннадий Павлович, командир высшего класса, любящий до тщеславия свой корабль, свой экипаж, всегда подтянут, опрятен, корректен, любимец штаба, корабельных лётчиков и экипажа крейсера. Верой и правдой служил Флоту и СССР этот командир. И он в те времена был в среде командиров кораблей  не одинок.

       Кульминацией в деятельности штаба 5-ой эскадры и крейсера  в 1985 году был учебный "бой" с АМГ США, когда 24 апреля  впервые в истории нашего Флота с такр "Киев" была выполнена групповая атака 10 самолётами Як-38. Для всех нас это была маленькая победа. Командование эскадры тогда приняло решение сделать коллективный снимок с участниками этой победы.

       В 1985 году такр «Киев» нёс по счёту 9-тую боевую службу, длительность каждой составляла в среднем 5-ть месяцев! В том же году такр «Киев» был заслуженно награждён орденом боевого Красного знамени! Редчайший случай для мирного времени!

       Мы сознавали, что боевые возможности нашей корабельной авиации не сравнимо малы с боевыми возможностями палубной авиации США, но это была наша корабельная авиация, лётчики которой хотели, умели и могли!

       Но 4 декабря 1985 года будет заложен такр "Варяг", который спустят на воду 25 ноября 1988 года. На этом корабле уже могло разместиться 50 самолётов Су-27К, взлетающих без катапульт, но ни в чём не уступающих палубной авиации авианосцев США.

       А 25 ноября 1988 года  заложат атомный авианосец "Ульяновск", который брал на борт  70 самолётов Су-27К, но уже имеющий для обеспечения взлёта 2 катапульты.  Не суждено!

       К апрелю 1985 года была сформирована оптимальная оперативная группировка сил и средств, для ведения операции эскадры в целях достижения тактических оперативных задач. В составе группировки был заложен опыт всех учений эскадры, начиная с её создания.

       В состав эскадры входили:

       - 51 ОБ ПЛ - отдельная бригада подводных лодок в составе 2-х групп, численностью в особо напряжённые политические периоды для СССР до 15-20 пл:

       - УГ ПЛ - ударной группы подводных лодок;

       - ОГ ПЛ - оперативной группы подводных лодок.

       - 52 ОБНК - отдельная бригада надводных кораблей в составе 3-х групп, численностью в напряжённые периоды до 35-40 кораблей 1-го и 2-го рангов, включая и тяжёлые авианесущие крейсера;

       - 1 КУГ - корабельной ударной группы;

       - 1 КПУГ - корабельной противолодочной ударной группы;

       - 2 КПУГ.

       - 53 ОДДК - отдельный дивизион десантных кораблей, всегда с батальоном морской пехоты Черноморского Флота.

       - Маневренный тыл - в составе:

       - Дн СХ - дивизиона судов хранения;

       - ДН СТО - дивизиона судов технического обеспечения

       - СО - спасательного отряда.

       Так что по своему составу эскадра могла вполне претендовать на статус флотилии, что 1-го января 1986 года и состоялось. Эскадра стала флотилией, что сути её содержания абсолютно не меняло.

       В 1986 году 14 июля 5-ой оперативной эскадре (флотилии) исполнилось 19 лет. Эскадра уже чуть более 2-х лет находилась в оперативном управлении Черноморского флота. Было много проверок, а ещё больше указаний, что никак не способствовало управлению силами  эскадры и не повышало боевую готовность кораблей и пл. Одно дело Командующим Флотами при промахах их соединений и кораблей на боевой службе иметь дело с Главкомом ВМФ, другое - с Командующим Черноморским Флотом. Командующие Флотами тоже люди, тоже подвержены человеческим недостаткам и слабостям. Так что строго судить их не будем. А я могу оставить за собой право судить о людях  равных по службе мне, или же на ступень выше меня, и не более того!

       Я сегодня могу смело сказать, что оперативное переподчинение эскадры Черноморскому Флоту не улучшило ни её боевую устойчивость, ни управление силами боевой службы, хотя и способствовало моей военной карьере. Это наглядно показали Ливийские события в марте 1986 года. Рассмотрим пару напряжённых (в вопросах управления силами) несколько боевых дней во время этих событий…

       То, что США нанесут воздушный удар по Ливии, ни у кого сомнений не вызывало. Однако накануне этого удара Командующего флотилией контр-адмирала Калабина Владимира Ивановича вместе с Членом Военного Совета контр-адмиралом Никулиным Виктором Ивановичем отправляют с деловым визитом в Югославию, которая буквально в полном смысле этого слова тогда готова была целовать зад любому американцу в военной форме. И это факт. Жизнь показала, кто есть кто! А Калабин В. И. был человеком грамотным, волевым, рассудительным, способным в неадекватной обстановке принять исключительно правильное решение. Толковый мужик, а окончил службу начальником штаба Тихоокеанского Флота, демократии не подошёл! И как это было возможным всего этого не учесть?! Однако не учли!

       В это же время 1-го заместителя Командующего флотилией контр-адмирала Горшкова Николая Ивановича третировала военная прокуратура Черноморского Флота за столкновение корабля 1-го ранга комплексного обеспечения "Березина" с иностранным сухогрузом перед проливом Босфор, хотя последствия этого столкновения выеденного яйца не стоили. Но он, чистейший подводник, имел несчастье по должности оказаться старшим на переходе корабля, идя в Севастополь на отдых. Довели парня до скоропостижной смерти, а ему-то было всего 42 года! И это -  правда! А за что?!

       Накануне этих трагических событий была ещё произведена смена надводных сил боевой службы, отработанных для слежения и борьбы с АМГ США, что никак не способствовало  решению предстоящих задач.

       На 23 марта 1986 года слежение за АМГ (авианосными многоцелевыми группами) у берегов Ливиии осуществляли:

       - за авианосцем "Америка" - сторожевой корабль "Разительный";

       - за авианосцем "Саратога" - эсминец "Отличный";

       - за авианосцем "Корал Си" - большой противолодочный корабль "Маршал
Василевский".

       На линии РЛД (радиолокационного дозора) у берегов Израиля развёрнуты большие противолодочные корабли "Отчаянный" и "Смышлённый".

       На линии РЛД у берегов Ливии - большой противолодочный корабль "Вице-адмирал Дрозд".

       В порт Триполи с частью офицеров штаба флотилии заведена плавбаза "Галкин".

       КП (командный пункт) 5-ой флотилии 21 марта переведён на КУ (корабль управления) "Тамань", который по связи для управления боевыми действиями не отработан и направлен в точку № 52, находящейся в 50 милях севернее Ливии, где находятся  ещё пять кораблей, но своими средствам ПВО не обеспечивают противовоздушную оборон КП флотилии.

       Основные радионаправления для управления силами флотилии переведены на КП ВМФ и КП ЧФ. Вместо того, что бы систему управления флотилии  повысить на одну ступень, её фактически понизили на две ступени. Сам КП флотилии оставлен даже без оперативного прикрытия.

       Указания с КП Черноморского Флота не стыкуются с указаниями КП флотилии. Силы, направленные на слежение, только что прибыли на боевую службу и к слежению за АМГ подготовлены слабо, а те надводные силы, которые были отработаны в этом вопросе - отправлены в родные базы.

       По имеемым нами разведданным 25 марта ВМС Ливии потеряли катер, повреждено антенное поле в порту Триполи, сбито 3 самолёта США. А на КП 5-ой флотилии царил полный "хавайся".

       С 11.00 24 марта по 11.00 25 марта на КП флотилии  поступило 310 телеграмм, 46 шифровок и 4 сигнала боевого управления. Всего 360 указаний! Из них содержащих более-менее полезную информацию - всего 96, а с КП флотилии  отправлено 42 телеграммы, всего - 402 телеграммы, то есть 17 телеграмм в час! И всё это нужно прочесть, уяснить, обработать в штабе. Я тогда направил всем высшим начальникам предложения - немедленно сократить поток указаний в целях улучшения управления силами боевой службы. Незамедлительно получил строжайшие замечания в свой адрес, причём в выражениях никто не стеснялся, как на войне. После "улучшения управления" 26 марта на КП флотилии уже поступало 23 телеграммы в час. Да и понятно, на войне, особенно не участвующим, всегда хочется отличиться! В результате корабли КНС и РЛД свои задачи в интересах ПВО Ливии  решали не так чётко, как этого всем нам хотелось, хотя в целом боевые распоряжения выполнили.

       Из этих событий напрашивается вывод, что решение Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота СССР Горшкова Сергея Георгиевича, дважды героя Советского Союза, кавалера 7 орденов Ленина о подчинении оперативных эскадр напрямую Главкому ВМФ - зря поправили! Оперативные эскадры должны быть в оперативном управлении и подчинении только Главкома ВМФ, иначе разброд и шатания неизбежны в мирное время, и поражение с позором - в военное.

       К слову сказать, адмирал флота Горшков С. Г., это славная легенда советского Военно-Морского флота, это он стоял одним из первых среди выдающихся людей СССР:

       - создавших атомный мощнейший подводный Флот с крылатыми и баллистическими ракетами морского базирования;

       - заложивших основы строительства тяжёлых авианесущих кораблей;

       - разработавших стратегию  применения ракетных подводных крейсеров
стратегического назначения и тяжёлых авианесущих кораблей;

       - создавших мощнейшую систему базирования сил в районах Дальнего Востока, Камчатки и Крайнего Севера;

       - внедривших передовые технологии в систему управления Военно-Морскими  силами.

       В тоже время это был скромный человек, мощнейшего державного ума, стратегического мышления, беспредельно любящим наше Отечество.

       В доказательство сказанного я приведу яркий  пример, текст его последнего приказа по Военно-Морскому флоту от 9 декабря 1985 года № 326, где воистину словам тесно, а мыслям широко:

       «Решением Центрального Комитета КПСС и по приказу Министра обороны я передал обязанности Главнокомандующего ВМФ товарищу Чернавину Владимиру Николаевичу и перешёл в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны.

       В течении 30 лет, находясь на ответственном посту Главнокомандующего ВМФ, я стремился самым добросовестным образом выполнять эти обязанности на благо  Родины, Партии и народа и всегда в этом опирался на поддержку и беззаветное выполнение своего воинского долга всеми вами – доблестными моряками – матросами, офицерами и адмиралами нашего славного флота.

       Покидая этот пост, я благодарю вас за вашу ревностную службу!

       Желаю всему личному составу флота неизменно благополучного плавания, успехов в службе и личного счастья».

       Комментировать этот приказ просто было бы грешно, потому что, как говорится, здесь не добавить, не отнять! Гении, они и есть гении! Во всём!