Не велено принимать. О Циолковском

Серафим Григорьев
Фото из Инета. Памятник Циолковскому и Чижевскому.

Трагедия великого ученого.

В 1911 году К. Э. Циолковский на страницах официального органа дореволюционной печати именовался «КРУПНЕЙШИМ ТЕОРЕТИКОМ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ", и многие страницы этого органа были предоставлены ему для публикации его замечательной работы. Естественно, возникает очень важный вопрос: как мог «один из крупнейших теоретиков воздухоплавания», как называла его редакция, превратиться в период 1914-1920 годов в «ф а н т а з е р а -с а м о у ч к у - д и л е т а н т а - к у с т а р я » и т. д.?!..
Однажды в разговоре с Константином Эдуардовичем я поставил ему вопрос ребром:
— Вот недавно кто-то писал о том, что Д. И. Менделеев помогал вам. Так это или не так?
— Нет, не так. Менделеев не потратил и десяти минут, чтобы помочь мне. (А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ).
ПРИМ.  советский ученый, один из основателей космического естествознания, основоположник космической биологии и гелиобиологии, биофизик, основоположник аэроионификации, электрогемодинамики, изобретатель (электроокраска), философ, поэт, художник. Личный друг Циолковского.
— А профессор Столетов?
 - Он ничем не помог.
— А профессор Жуковский? — продолжал спрашивать я.
К. Э. Циолковский рассмеялся:
— Если бы вы спросили меня о том, сколько он мне портил, то я, не задумываясь, мог бы вам ответить: всю жизнь, начиная с конца прошлого века, профессор Жуковский был наиболее сильный и умный мой соперник — он портил мне жизнь, незаметно для меня и ничем не выдавая себя!..
В 1902 его сын Игнатий покончил жизнь самоубийством... 
 Откуда шел этот страшный навет?!.. Не являлись ли причиной этого война и действия германской разведки? Какие силы вывели имя К. Э. Циолковского из сферы весьма деликатной и глубокой науки и втолкнули в область тьмы и невежества? Какие силы переделали К. Э. Циолковского из почтенного и маститого ученого в посмешище, в мишень для недвусмысленных экивоков и вынудили его пребывать в таком состоянии много лет?!..
17 ноября 1919 года в дом Циолковских нагрянули пятеро людей - чекистов. Обыскав дом, они забрали главу семьи и привезли в Москву, где посадили в тюрьму на Лубянке. Там его допрашивали в течение нескольких недель.
– Ночью пришло пять человек вооруженных людей с ордером ЧК, обыскали весь дом, точно искали бомбу, и к рассвету увели меня. В Калуге в это время брали многих заложников, но какой же я заложник?! Надо без утайки сказать – переживаем мы страшное время. Дождался и я. Никак только не пойму, чем я мог не понравиться большевикам. Яко благ, яко наг. За душой – ни гроша. Кусок хлеба на сутки по карточкам, и это все!.. Власти реквизировали две коровы подряд!.. – эти горькие воспоминания основоположника мировой космонавтики говорят  многое о научном сообществе России и СССР.
- Я был несколько раз подвергнут «ра з р у ш а ю щ и м   у м  и  д у ш у  д о п р о с а м»!..
Изнуренного допросами, пожилого и больного Константина Эдуардовича, ждал концлагерь, а там – неминуемая смерть.  Однако великого ученого спас  начальник  особого отдела Московской ЧК Евдокимов Е.Г. Он  1 декабря 1919 года  распорядился Циолковского из-под стражи освободить. И дело было прекращено.
Однако этот арест Московской ЧК дал знаки советским ученым, которые прорвались во власть, чтобы Циолковского, как величайшего ученого новой прикладной науки - Космонавтики, задвинуть навсегда в родную провинциальную Калугу. 
1) Циолковский скептически относился к теории относительности (релятивистской теории) Альберта Эйнштейна!..
2) Так же к выводу Эйнштейна, что скорость не может превышать скорости света, то есть 300 тысяч километров в секунду!..
Выступление Циолковского против самого Альберта Эйнштейна, которого усиленно двигали в лауреаты Нобелевской премии, и который становился научной звездой первой величины, окончательно ввергло Константина Эдуардовича в очередную "черную дыру" бытия.
Против него теперь встала новая советская научная школа, которая ввергла ученого и его семью за грань выживания. Его идеи не только отторгались, но и высмеивались. Циолковского реально отодвинули от проектирования и создания ракет нового вида!..
Типичный диалог в коридорах технического ВУЗа:
— Боже, что это такое?! — громко восклицает модный профессор. — Циолковский?.. И вы читаете эти нелепые книжки?.. Ведь это же п о р н о г р а ф и я!.. Как вам не стыдно идти с ними сюда, в храм науки!.. О, как вам не стыдно!
Это провозглашал Владимир Петрович Ветчинкин  — советский ученый в области аэродинамики, воздухоплавания и ветровой энергии, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1946).
- Ракеты годятся для фейерверков, уважаемый товарищ!..
Даже тогда, когда Советское правительство дало указание о предоставлении А.С.Яковлеву необходимых условий для его серьезной работы, его маленькое бюро «загоняют» в кроватную мастерскую. Вот что он пишет по этому поводу:
«За огромным письменным столом сидел удивительно полный черноволосый человек. Не поздоровавшись и даже не пригласив сесть, окинув меня недружелюбным взглядом, он без лишних предисловий приступил к делу:
— С завода вас выселяют? Правильно делают. Так вот... Я дал указание разместить ваше конструкторское бюро и производственников в кроватной мастерской на Ленинградском шоссе. Ясно? На большее не рассчитывайте. Идите. И поменьше бегайте с жалобами... А то...
Разыскали начальника мастерской. Это был, как потом оказалось, оборотистый делец. После взаимных приветствий, рукопожатий и широких улыбок он быстро заговорил медовым голосом:
— Самолеты, конечно... Но ведь это дело какое... самолеты! Шутка сказать, самолеты... Знаете, чем это пахнет? — И он сделал красноречивый жест рукой около шеи. — А вот кровати — это дело верное: они дадут нам десятки тысяч чистой прибыли, одних премиальных, не считая директорского фонда...
За свои работы в довоенные годы Константин Эдуардович был избран почетным членом Калужского общества изучения природы (с 1910 г.). После революции он был избран членом Социалистической Академии общественных наук и т. д. Но кому-то было угодно держать великого ученого в «черном теле».
"Таинственны были эти силы хулы и поношения... Немецкая разведка работала на полную мощность задолго до 1914 года. Война против России готовилась с лихорадочной поспешностью. Потрясающая по своей наглости и беспардонности деятельность немецких разведчиков входила церемониальным маршем в царский дом, высшие правительственные учреждения, в военно-оборонные секретные организации и даже внутрь пограничных крепостей. Все было настежь открыто прусской военщине, вплоть до крепостных ворот. 
Меня не удивляло, что резиденты германского шпионажа вникали во все дела царской России, об этом знали и говорили очень многие. Они проникали в различные организации, они нашептывали царским чиновникам, а то и требовали от них тех или иных решений, В Германии в те годы работал профессор Герман Оберт над ракетными двигателями. Это был ученый, предвидевший великое будущее ракет. Не он, а его охранители, прогрызшие дыру в русском домотканом халате, могли воздействовать и на умаление русского гения — К.Э.Циолковского, как они чернили и уничтожали все, неугодное им. «Крупнейший теоретик воздухоплавания» был низведен до уровня невежды. Для Германии фельдмаршала фон Гинденбурга и заводчика фон Круппа это было выгодно. Это было также выгодно выродку и изуверу Гитлеру, который уже в те годы начинал бряцать эсэсовским оружием". (ЧИЖЕВСКИЙ)
Я сказал выше, что это было выгодно Гинденбургу, Круппу и Гитлеру. Но почему же это было выгодно некоторым нашим «ученым», которые держали К.Э.Циолковского в течение десятилетий под винтовочным дулом?
— Этот, — говорили мне, — калужский абориген, выживший из ума человек, полуграмотный невежда, учитель арифметики у епархиалок (какой ужас), какая постыдная должность — у епархиалок, т. е. у поповских дочек, ничего не понимающий в науке, в астрономии или в механике, берется за решение неразрешимых задач, над которыми бились умы знаменитых профессоров. Этот, с позволения сказать, учитель приготовительного класса сует свой нос в области, к которым он не имел и не имеет ровно никакого отношения, — высшую математику и астрономию! Да ведь это же курам на смех! Он даже не знает латинских букв и вместо них употребляет русские! Можно лишь удивляться, что в Калуге есть люди, которые его поддерживают!..
Через несколько дней я услышал от одного из калужан следующее:
— Этот всезнайка Циолковский является на фоне нашего города весьма непривлекательной фигурой. Почти без всякого образования, самоучка, едва-едва разбирающийся в арифметике, возмечтал стать великим человеком и проектирует какие-то сногсшибательные ракеты на Луну и чуть ли не на Марс. Нельзя же допускать, чтобы каждый маньяк и параноик мог печатать тонюсенькие брошюрки и туманить ими мозги нашего юношества.
Незадолго до смерти Константин Эдуардович писал: «Неприлично упрекать таких самоучек, как Райт, Фарадей, Ватт, Стефенсон, Морзе, в отсутствии академических званий. Если бы они были академиками, то не сделали бы того, что сделали. Не надо забывать, что один двигатель прогресса, например, Эдисон, стоит больше, чем десять академиков и тысячи профессоров. Невежливо же тыкать Райтам, что они велосипедные мастера, или Фарадею, что он не знает математики».
Соавторство.
Чьи только ноги не переступали порог дома по Коровинской улице, в котором жил К. Э. Циолковский!..
— Таких людей, говорил Константин Эдуардович,— которые хотят «сделать» себе имя на моих работах, становится все больше и больше. Я не отвергаю их, переписываюсь с ними. Среди них есть неплохие, симпатичные люди, но большинство — «дельцы», с чутьем и повадками шакалов. Они пишут мне о великом значении моих работ для человечества, а сами хотят иметь на этом барыш. Не симпатичны они мне, и я нередко отвечаю им отповедью. Мне иногда предлагают «соавторство», но написать статьи должен я сам, а они берутся их «устроить» в какой-либо журнал или газету. Спасибо! Спасибо, мои благодетели!..
— Да-с, Александр Леонидович, не очень-то меня жалуют в московских приемных по техническим делам! - рассказывал Циолковский, после поездки в Москву, Чижевскому.
— Именно?
— Вот сегодня со мной повторился самый заурядный случай — меня выгнал один из держиморд, самым настоящим образом выгнал вон, даже не пожелал ничего слушать о ракете, а я так надеялся.
— Как так? Расскажите, пожалуйста. — Я встал и подошел к Константину Эдуардовичу.
— Я пришел с подробной бумажкой — написано было четко и разборчиво, просил о том, что надо бы начать кое-какие опыты с ракетным двигателем, но, увы, ничего не вышло. Самого «главного» не было, «они» пошли кушать, мне было приказано подождать в коридоре, прямо у входной двери к начальству. На меня покосилась машинистка, а секретарь, настоящая баба-яга, если только не хуже, указала мне пальцем: «Ждите там!» Я сел и ждал. Проходит минут сорок. Мимо меня быстро прошел этакий облезлый, лысый, с начальствующими движениями субъект. Я слышу, как эта баба-яга докладывает ему мое дело, и вдруг:
— Гони его в шею, некогда мне в бирюльки играть, — послышалось за дверью.
— Я онемел. Хотел быстро подняться, чтобы исчезнуть невидимкой, но не успел. Из дверей начальства выпорхнула красотка-секретарь и хотела было отказать в приеме, но, так как я был уже далеко, она все же не без удовольствия крикнула мне вслед:
— Не велено принимать. Он занят.
12 апреля 2013 года. День космонавтики.