История первая

Михаил Рогачев
      Высшая Власть России обещает построить новый могучий Военно-морской Флот. А зачем же уничтожили океанский Военно-морской Флот СССР, в том числе и авианосец «Ульяновск», гордость великих достижений кораблестроения России, гордость авиастроения, науки, в строительстве которого участвовало более 500 предприятий!?

      Представляю пытливым читателям материал о судьбе 5-ой оперативной эскадры, в том числе и авианесущих кораблей.

      Полагаю, что мой материал вызовет интерес у читателей, которым не безразлична судьба России, которые никогда не смогут кланяться нашим врагам,  по своей сути являющихся сегодня волками, но в овечьих шкурах.


                Оперативная 5-тая Средиземноморская эскадра

      Средиземное море…  Живая легенда Истории! Колыбель цивилизаций! Жемчужина на груди у Матушки Земли! Источник великих побед и поражений! Гравитационный центр  человеческой  логики и мысли! Родина латинского языка! Прародина бывшего расцвета пеласгов (детей аистов), этруссков и рысичей!..

      На Средиземноморской эскадре (а с 1986 года - флотилии) в должности начальника штаба я прослужил четыре года, с 1984 по 1988 год. Через 4 года службы на 5-той эскадре   мне присвоили воинское звание "контр - адмирал", в котором я прослужил целых 12 лет, и назначили первым заместителем начальника штаба Черноморского Флота. На эскадре был награждён орденом "Красной звезды".

      До эскадры командовал эскадренным миноносцем "Напористый", большим гвардейским  противолодочным кораблём "Сообразительный", противолодочным авианесущим крейсером "Ленинград", на ходовой мостик которого поднялся командиром в возрасте 35 лет. Затем меня зачислили в Военно-морскую академию в Ленинграде, которую окончил с отличием, и в академии на два года досрочно получил воинское звание "капитан 1-го ранга". Вступительные экзамены сдавал уже в ходе учёбы. В академии исполнял обязанности старшего офицера курса. В общем,  впереди светила блестящая военная карьера, а академия была своего рода признанием моих командирских заслуг, так как на кораблях, которыми я командовал, не одну боевую службу отпахал. Так что, мне было, чем гордится!

      Однако ни мои боевые заслуги, ни моя отличная учёба шансов занять соответствующий должностной пост в военной карьере мне не дали никаких.

      Наступило лето 1982 года. Последнее выпускное построение. Когда зачитали приказ Министра обороны о назначениях, то слова приказа были для меня, как гром с ясного неба. Меня назначили на вилочную должность… капитана 2-го ранга – капитана 1 ранга, начальником штаба 63 бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей, правда, закон был соблюдён - оклад начальника штаба был равен окладу командира крейсера, а на меньший оклад после выпуска назначать не разрешалось.

      Комок обиды, горечи и досады сдавил горло, стыд за себя жёг меня всего, рядом стояли мои однокурсники, которые все получили назначения с повышением, только "самого - самого" задвинули по службе так, что всплыть на поверхность шансов не оставили, никаких! В голове вращалась одна мысль: - за что, за что?! ведь неделю назад за отличную учёбу, за умелое руководство курсом капитана 1-го ранга  досрочно присвоили. Зачем же тогда меня в академию посылали?! Ответов не было ни у меня, ни у начальника факультета, ни у начальника академии. Такого позорного случая академия ещё не знала.

      Подобное в моей службе уже повторилось при полной победе "демократии", когда, назначив меня исполняющим обязанности Командующим Камчатской флотилии разнородных сил, назначить Командующим так и не смогли, хотя (как мне сказали по секрету) по данному вопросу Министр обороны (Павел Грачёв) и Главнокомандующий ВМФ (Феликс Громов) докладывали Верховному дважды. Но причину из уважения ко мне сказали по секрету другие военачальники: - белорусов и украинцев на высшие командные должности лично Верховным Главнокомандующим назначать не велено! Вот так - то!

      О чём я пишу - истина, свидетели этих событий и сегодня живы, правда, они уже в отставке. Принцип кого, куда и зачем назначать, по всей видимости, уже работал и при моём выпуске из академии, при этом искусственно где-то отсекали от военной карьеры самых грамотных, самых преданных Отечеству, самых сильных Духом и с Православной, пусть даже мало осознанной, Верой в Душе! Но кто тогда об этом мог подумать?!

      На новом месте службы повезло с комбригом Александром Александровичем Гармошевым, сыном бывшего Министра машиностроения Украины. Святейшей и чистой Души человек, честнейший служака. Я его считал своим "старшим братом". О таких офицерах ещё Михаил Юрьевич Лермонтов сказал:

      Полковник наш рождён был хватом:

      Слуга Царю, отец солдатам…               

      Живёт и сегодня Сан Саныч, так его все любя называли, но как бы  мне  за его не обидно, но выше должности комбрига подняться по служебной лестнице ему  тоже не суждено, а может, как и мне было где-то "не велено". И таких судеб с ограничениями по военной карьере демократия сотворила множество. Комбриг никогда не спросил у меня:

      - А за какие же грехи тебя, Михаил Георгиевич, ко мне упекли?

      Благодаря моральной поддержке именно Сан Саныча,  я не демобилизовался, хотя об этом думал очень серьёзно, но горечь и обида в душе всё-таки осталась. 

      А в жизни нет худа без добра! На ремонтирующихся бригадах служба мёдом не казалась. Кто любит море, кто романтик в душе, - у причала, как полевой цветок без поля, мгновенно засыхает.

      На бригаду списывались люди разные: - кто по здоровью, кто по особым отметинам особых отделов, кто за любовь к Бахусу, а кто и за любовь к блуду. Но всегда за грехи, и всегда справедливо! А для "особо отличившихся" бригада ещё была и вроде штрафного батальона. В бригаде насчитывалось постоянно более 50 вымпелов кораблей и подводных лодок 1-го, 2-го и 3-го рангов. Постоянно кто-то оканчивал ремонт. Нужно было постоянно выходить в моря то на ходовые, то на государственные испытания. Так что из морей я, как начальник штаба, не вылезал. Был допущен к управлению кораблей самых различных классов, так как навыки у командиров кораблей за время ремонта терялись.

      Командиры меня любили. Я на них никогда не повышал голос, даже тогда (особенно при швартовках), когда хотелось не только наорать, но даже и укусить. А ещё никогда, не при каких обстоятельствах, не брал управление кораблём на себя. Такую вольность допускают только такие старшие морские начальники, у которых постоянно живёт страх в глазах, кто сам не имеет хорошей морской практики. Такие люди в море несчастные, и сам себя, и людей изводит, а пользы для службы -  никакой! Я позже, прослужив в погонах контр - адмирала лет десять, сделал для себя глубокий вывод, что личная беготня и эмоциональная возбуждённость морского начальника всегда порождает кипучую бездеятельность подчиненных. Ну, возьмёшь на себя управление, ну ошвартуешь плавбазу подводных лодок, а дальше что?  Что скажет экипаж о своём командире, да ещё на первых выходах? А командиру со своим экипажем завтра в моря и океаны плыть! А в СССР Военно-морской Флот фактически был океанским! Да каким! Где только нашего военного моряка не было! Так что честь командирскую я берёг, как только мог!

      И вот однажды швартуемся в Севастополе к Угольной стенке на малом противолодочном корабле, который готовили для Эфиопии. Как по закону подлости,  где бутерброд с мослом почему-то  в России  всегда падает маргарином вниз, задул сильнейший боковой ветер, место швартовки на пару метров шире корабля, и нужно кормой как-то втиснуться в эту щель. Ситуация не ахти, но на стенке ждут представители промышленности, нужно устранить замечания, выявленные на контрольном выходе, нужно утвердить акт о готовности передачи корабля за бугор, так что не до погоды. И не смотря на то, что командир давненько  в моря не хаживал - ошвартовались лихо! На ура! Опыт есть опыт, и хотя это дело наживное, но моряк без опыта, что тарань без пива! Полноты удовольствия нет!

      Во время швартовки смотрю на стенку и вижу, что рядом с Сан Санычем  морской военачальник в звёздах полного адмирала стоит. Знаю, что новый Командующий Черноморским Флотом в должность вступил - Алексей Михайлович Калинин, но за что нам такая честь? Лично встречает! А подготовка корабля идёт по плану, особых проблем не возникло, так что, думаю, здесь что-то не так. Подали сходню, на берег не сошёл - слетел, только каблуки ботинок не стучали, а  каждыё шаг отчеканивали. Доложил кратко, чётко, внятно и понятно. Командующий спрашивает комбрига:

      - А почему такой молодой капитан 1-го ранга на его бригаде служит?!

      Комбриг и отвечает:

      -  С академии прислали, академию окончил с отличием, бывший командир противолодочного крейсера "Ленинград".

      Смотрю на Комфлота, а в глазах Алексея Михайловича полное недоумение. Спрашивает меня:

      - На бабах сгорел, что ли?

      - Нет, говорю, жене всегда верен был, и люблю её всей душой!

      - За воротник закладываешь?

      - Ненавижу людей пьющих!

      - Так, так! Тогда попрошу Вас зайти ко мне в пятницу, в 14.00.

      - Спасибо, товарищ Командующий.

      Так состоялась моя первая встреча с новым Командующим Флотом. Красивейшей Души человек! Но рановато перешагнувший неординарным мышлением военачальников того времени, это был военачальник с мышлением нового XXI века. Он был пионером среди тех военных людей, кто впереди категории - "НАДО" поставил категорию -"ЧЕЛОВЕК"! Тогда всё ещё это было не модным. Но умных и одарённых людей везде и во все времена не любили, не любят и любить не будут! Иначе властелинам своими принципами нужно будет поступиться, а это удел - сильных личностей. А к большой власти, как правило, приходят слабые, но хитрые и коварные люди, способные перешагнуть через любую ситуацию и любого человека. Когда же Боги,  Судьба и Люди приводят к Власти волевую, державную и сильную личность, то эту ЛИЧНОСТЬ при жизни почему-то, как правило, не любят те, ради кого эта личность творит, а славу ей будут петь после того, как эта личность уйдёт в небытие.   Почему же так происходит? А потому, что людям в повседневности не нужна общественная ИСТИНА, не нужна государственная ИДЕЯ, но всегда хочется СЧАСТЬЯ. А счастье дать всем и сразу никто не смог, и не сможет. И человек возносит того, кто, по его мнению, сделал, или обещает сделать,  его счастливым. Судьба других ему подобных его не интересует. Такова Жизнь!

      Алексея Михайловича на очередном служебном совещании в Москве ударил инсульт, дальше - на обочину жизни! Жесточайшая несправедливость! А в жизни любого военного человека и без болезней, чем ближе к старости, тем больше забот! Такова  наша российская реальность, мадам суровая, а к военному человеку особенно не
милосердная.

      Когда пришёл на беседу в кабинет к Командующему, там он после двух часовой беседы и поменял мою военную судьбу: из опальной - на счастливую. Вечером перед женой и дочерями после тяжёлых неудач я чувствовал себя победителем. А, как известно,у победителей раны не болят! 

      А дело развивалось так. Первый секретарь Керченского горкома партии (С. Чистов)  по каким-то одному ему известным причинам распрощался с комбригом, старшим военным и морским начальником в гарнизоне города Керчь. Алексей Михайлович  сказал прямо:

      - От партии, как я могу предположить, Вы, Михаил Георгиевич, пострадали, перед партией Вам и реабилитироваться. А сила в партии есть, и светлая идея у неё тоже есть, жаль, не все партийцы сегодня соответствуют её высокому предназначению. Так что сделайте глубокие выводы, и никогда не делайте поспешных решений. Во всём остальном  разберётесь на месте.

      Первый секретарь принял меня  на следующий день, после моего представления ему Командующим Флотом, по моей просьбе. Меня интересовала система докладов по состоянию гарнизонной службы и участие военных подразделений в жизни города. Встреча была назначена на 10.00 утра. Прибыл я на встречу за 10 минут до назначенного времени в парадной форме одежды. Секретарша доложила о моём прибытии, но приглашения войти в кабинет не последовало. Через час вышел из кабинета первый секретарь, мельком взглянул на меня и ушёл куда-то по своим делам. Вроде как не заметил. Я не реагировал, но внутренним чутьём догадался:

      - На укупорку проверяет.

      Около 12.00 часов дня появился первый, и сразу же обратился ко мне со словами, как будто бы меня раньше в приёмной и не было:            

      - Вот и новый гарнизонный, и старший морской  начальник нас навесил. Заходите!

      Я уже навёл справки о том, что Керчь не только город рыбаков,но это и город судостроителей с огромнейшим судостроительным заводом "Залив", это и город металлургов с металлургическим мощнейшим комбинатом. Военное хозяйство я тоже более-менее представлял. Так что к разговору я, как мне казалось, был готов.

      Однако первый, и он же последний вопрос, был для меня совершенно неожиданным:

      - Скажите мне, Михаил Георгиевич, как вы оцениваете свою роль в существующей системе Государственной Власти?

      - Я на первом месте вижу партийную власть, на втором - советскую, а на третьем - военную, тем и собираюсь руководствоваться в моей практической работе.

      - Мыслите вы в нужном направлении, только на первое место нужно ставить советскую власть, на второе - военную, а вот партийную власть - на третье место.

      Возражать я не стал, по причине моей не компетентности в этом щепетильном вопросе, но ушёл от первого все же при своём мнении. А когда в очередной раз докладывал обстановку по строящемуся кораблю на заводе "Залив", то был буквально ошеломлён знанием первым секретарём не только хода строительства, но и подготовкой корабля бригадой к сдаче пограничникам.

      Первый в конце доклада меня предупредил:

      - Корабль очень дорого стоит для государства, особое внимание обратите на подготовку экипажа по специальности. Начните эксплуатацию без аварийных происшествий, так как никаких фатальных случаев в этом деле нет, все поломки техники и аварийные ситуации создают люди.

      Вышел из кабинета с одной мыслью:

      - Вот это голова!

      Служил я на бригаде комбригом не долго - 7 месяцев. Как-то приглашает меня первый секретарь горкома партии и говорит:

      - Ну, что, Михаил Георгиевич! Забирают Вас от нас. Хороший Вы человек, и на адмиральскую должность я уже Вас рекомендовал. Не подводите. Дня через три Вам об этом сообщит Командующий Флотом. Так, что счастливого плавания.

      Так и случилось. Ровно через три дня меня вызвал Командующий Флотом. На собеседовании предложил должность начальника штаба 5-той Средиземноморской оперативной эскадры. К этому времени эскадра уже была передана в оперативное управление Черноморского Флота, слишком объёмными оказались вопросы всех видов обеспечения, и это создавало дополнительную нагрузку на Главный штаб и Тыл ВМФ. Но было ли это лучшим вариантом  управления силами эскадры в условиях боевых действий - никто толком не знал. Раскроем эту проблему чуть позже. Но если бы эскадра не была бы в оперативном подчинении ЧФ, не видеть бы мне эту высокую должность никогда, это я могу уже утверждать сегодня с крутого берега моего жизненного опыта, так как Алексей Михайловичей тогда было единицы, и чужая судьба особенно мало кого интересовала.

      А через четверо суток я уже был назначен на должность. Это случилось 14 июня 1984 года. Сдал дела и обязанности командира бригады и 2 июля прибыл к Командующему Флотом для напутственных указаний, что бы в этот же день убыть на эскадру.

      Алексей Михайлович встретил меня приветливо, во всём его облике и поведении было видно невооружённым глазом, что Командующий Флотом искренне рад за меня.

      Командующий в нашем разговоре был лаконичен, но предельно краток. Указания сводились к следующему:

      - в оперативной подготовке готовить эскадру для проведения операций эскадры;

      - всегда помнить, что основными силами эскадры являются  атомные подводные лодки. Обеспечивать их боевую устойчивость и безопасность плавания в районах боевого применения;

      - управление подводными лодками ошибок не прощает, что написано, то и выполняют, поэтому лично выйти в море на подводных лодках, что бы понимать всё, что делается на любой лодке;

      - противника знать досконально, от командира до боевых возможностей корабля;

      - для обеспечения боевой устойчивости надводных сил учиться плавать в ордерах;

      - ни один корабль эскадры не должен оказаться вне поля зрения;

      - все аварии делают люди, постоянно проверять всех и всё;

      - не опускаться до злоупотребления служебным положением, люди всё видят;

      - заботится постоянно о людях, своевременно производить закупки продовольствия, реагировать на их проблемы;

      - начальник штаба работает на командира, никогда об этом не забывать. Командир и начальник штаба – единое целое!

      В мудрости этих слов я убедился не раз, особенно в том, что касалось управления подводными лодками.

      В этот же день я вышел на боевом корабле Черноморского Флота на 5-тую Средиземноморскую эскадру. В ЦК КПСС на собеседование не вызывали, редчайший случай для 1984 года! Прошёл "собеседование" за меня первый секретарь горкома партии города Керчь Сергей Чистов, добропорядочный человек, для которого общественные и государственные дела всегда стояли на первом месте. ТАКИЕ БЫЛИ ВРЕМЕНА. Но тогда и в Отечестве Российском  государственные люди с державным мышлением - тоже были.