Варшава

Татьяна Подплутова 2
ВАРШАВА.


Герб Варшавы представляет собой красный французский щит, ленту с девизом, королевскую корону на верхней границе щита и орден Вислы у язычка щита.
Символ Варшавы - Русалка. Находится в самом центре старого города. Согласно преданию, она выплыла из реки и предсказала рыбаку Варсе и его жене Саве, что на этом месте они построят город. Считается, что от имени этих персонажей и произошло название города Варшава.

Варшава полна легенд. Большинство из них связано с историей появления города. Одно предание рассказывает о том, что у рыбака, жившего на реке Висле, родились двое близнецов, Варе и Сава, и от их имен произошло название города. По другой версии основателями города были рыбак Варс и девушка Сава, горячо любившие друг друга. Но есть и другая, очень забавная модификация этой городской легенды. Рассказывают, что жил в одинокой хате у переправы рыбак со своей женой по имени Сава. Сава умела готовить просто божественно вкусно, поэтому и полюбили плотовщики останавливаться в доме рыбака. Прямо с реки, с плота, еще даже не доплыв до хаты, они нетерпеливо кричали: "Вари, Сава!". Так и родилось слово Варшава.

Однако самые красивые легенды связаны с эмблемой польской столицы — Сиреной, полуженщиной-полурыбой с мечом и щитом в руках.
Жили давным-давно в Балтийском море две сестры-русалки. Однажды решили они повидать мир. Одна сестра поплыла на запад, в сторону Дании. Дальнейшая ее судьба известна всем. В порту Копенгагена можно видеть печальную русалочку, сидящую на камне. Другая сестра мимо приморского Гданьска заплыла в Вислу и поплыла по ней. В районе сегодняшней Варшавы (тогда это была небольшая деревушка) русалку выловили и хотели съесть рыбаки. Но когда Сирена запела, рыбаков очаровал ее голос, и они отпустили русалку. Пораженная красотой берегов Вислы и добротой местных жителей, Сирена осталась здесь жить. Каждый день морская дева пела для местных рыбаков свои чудесные песни.

Однажды богатый и невероятно жадный купец, решив заработать на волшебном пении русалочки, поймал ее и посадил в клетку. Но, узнав об этом, весь окрестный люд, рыбаки и фермеры, пришли к русалке, уже ставшей их любимицей, на помощь. Вновь оказавшись на свободе, Сирена поклялась защищать и оберегать Варшаву и всех ее жителей от любых бед и напастей. С тех пор воинственную полуженщину-полурыбу благодарные варшавяне изображают на своем гербе. А в самом центре рыночной площади Старого Города стоит бронзовый памятник Сирене — место паломничества всех туристов

Варшава сегодня - это яркий и цветущий город.
Наше путешествие начинается с Дворцовой площади (пляц Замковы). В ее центре стоит колонна Сигизмунда - первый в Польше светский памятник, поставленный в 1644 г. королем Владиславом IV своему отцу Сигизмунду III Вазе. Эта тридцатиметровая колонна с бронзовой скульптурой работы К.Молли - один из самых красивых памятников города. Он был восстановлен в 1949 г. одновременно со строительством проходящей рядом трассы, первой послевоенной транспортной магистрали.

Всю восточную часть площади занимает Королевский замок. В XIII веке тут стояла деревянная крепость, потом построили дворец, вокруг которого со временем вырос Старый город. После перенесения столицы из Кракова в Варшаву в 1596 г. замок стал официальной королевской резиденцией.Здесь была принята памятная конституция 1791 г. Во время очередной реконструкции замка появилась пятиугольная планировка с тремя воротами. На площадь выходят западные - Шляхетские, - увенчанные 16-метровой башней с часами.
После обретения независимости в 1918 г. здесь работал президент Польши. В годы войны дворец был разграблен и сожжен, восстановлен в 70-е годы. После реставрации в нем разместились сотни спасенных картин и скульптур, многочисленные произведения искусства.   Рынок - центр Старого города, его сердце.

Узкий Дунай идет до улицы Подвале (то есть, под городским валом), окружающей Старый город с запада. Неподалеку от Подвале видим старый дом палача. Он напоминает о том, что давным-давно в этом районе располагались публичные дома, которые опекал городской палач. В свободное от основных занятий время он "трудоустраивал" молодых женщин, имея с этого неплохой доход. Здесь же можно было купить красивую служанку, которая охотно соглашалась на любую перемену судьбы, надеясь, что будет лучше. Теперь в этом доме расположился ресторан "Махарайя". Неподалеку от этого дома, у крепостной стены, стоит памятник Маленькому Повстанцу, открытый в 1983 г. Он поставлен детям - героям Варшавского восстания.

Там, где начинается улица Цельна, возвышается здание XVI в. - дом №2. Он принадлежал ордену иезуитов, и в обиходе его называли монастырем. Здесь жил известный проповедник Петр Скарга, чей портрет изображен на фасаде. Сейчас тут расположился Дом культуры, с выставочными залами и кафе.  В северной части Рынка находится самый высокий на площади дом №36 - "Под Мужинкем" ("Под негритенком"), построенный в XVI в. В свое время он принадлежал поселившемуся в Варшаве итальянцу. Скульптурная голова негритенка на
фасаде указывает на профессию владельца, Якуба Джанотти, который торговал с заграницей. Очень интересна барочная архитектура фасада.
Здесь же, в северной части площади, расположился Исторический музей Варшавы, а в домах на восточной стороне - Музей литературы им. Мицкевича. И, конечно, кругом много сувенирных магазинчиков и кафе.

Королевский тракт соединяет Королевский замок с летней резиденцией в Лазенках и ведет через Краковское Предместье, Новый Свет и Уяздовские аллеи к Бельведеру. Когда-то это была загородная дорога, потом пригородная улица, которая, наконец, стала городской аллеей.
Этот тракт королевский не только потому, что здесь ездили короли, но и по облику, настроению, по сути.

Краковское Предместье, где начинается тракт, - красивейшая улица Варшавы
В начале сквера, который тянется вдоль улицы, стоит барочная фигура Божьей Матери. Ее поставил приехавший в Польшу итальянец, королевский архитектор и скульптор Юзеф Белотти. У него было два повода это сделать: во-первых, выжил во время эпидемии 1677 г. и, во-вторых, шесть лет спустя Ян III Собеский разбил турок под Веной. За скульптурой Мадонны в братской могиле лежат члены штаба Армии Людовой, погибшие в августе 1944-го на улице Фрета от немецкой авиабомбы.
Южную часть сквера украшает памятник А.Мицкевичу, поставленный на пожертвования граждан. На нем надпись: "Адаму Мицкевичу -
соотечественники".
 
Чуть дальше по левой стороне улицы привлекает внимание дворец Радзивиллов.  Дворец известен и потому, что именно здесь впервые юный Шопен выступил со своим концертом. Его называют также дворцом наместника, потому что с 1818 г. здесь была резиденция наместника Царства Польского. Спустя столетие в здании расположился Совет министров, который находится здесь и по сей день.

Перед дворцом - памятник князю Юзефу Понятовскому. Судьба памятника оказалась трудной. За то время, пока его делали, царские власти успели разгромить восставших поляков, и царь подарил скульптуру отличившемуся в этом деле фельдмаршалу Паскевичу. Понятовский на коне более ста лет украшал дворцовый сад фельдмаршала в Гомеле. Потом он вернулся в Варшаву, стоял на Саксонской площади перед колоннадой одноименного дворца. Нет уже того дворца, да и площадь носит имя Пилсудского. Не пережил 1944 г. и памятник. В 1952 г. его восстановили в Копенгагене и подарили варшавянам. Сначала он стоял в Лазенках, и только в 1965 г. занял место, определенное для него еще в 1815 г. - на Краковском Предместье.
Варшавский университет (дом №26-28) узнаваем по затейливым барочным воротам. В XVII в. это был летний королевский дворец, здесь же располагалась Рыцарская школа, где учился Т.Костюшко. В 1816 г. в здании дворца открыли университет, но сразу же после разгрома восстания в 1831 г. закрыли. Потом еще не раз открывали и закрывали, но даже в годы оккупации занятия почти на всех факультетах тайно продолжались.

Напротив университета в здании, тоже входившем в свое время в дворцовый ансамбль, расположилась Академия изящных искусств. В одном из флигелей в 1826 г. жил Шопен, это была его последняя варшавская квартира, о чем напоминают мемориальная доска и музей. С этим именем связан и соседний костел Св. Креста. В одной из его колонн замурована урна с вернувшимся на родину сердцем композитора.

Площадь Трех Крестов (пляц Тшех Кшижи) своим названием обязана двух колоннам с позолоченными крестами и фигуре св. Яна, покровителя дорог и мостов. Их поставил Август II в 1731 году. А в начале прошлого века на площади построили костел Св. Александра в память о приезде сюда Александра I.
Миновав площадь, попадаем на Уяздовские аллеи. Улица была проложена на месте старой дороги, которая вела от площади Трех Крестов до деревянного костела в Уяздове. Со временем церквушку разобрали, а при Станиславе Понятовском начались городские преобразования и улица приобрела современный вид. Это один из самых романтичных и, как полагают поляки, элегантных уголков города; здесь любят гулять и назначать свидания. В послевоенные годы на этих аллеях в многочисленных дворцах и особняках, восстановленных и благоустроенных,
разместились правительственные учреждения, представительства, посольства. Видимо, не случайно именно эта улица в свое время была удостоена чести носить имя Сталина.

Рядом с аллеями - Уяздовский парк, небольшой, но устроенный с большим вкусом. На его месте издавна устраивали военные парады, народные гулянья, выставки. Одна из примечательных парковых скульптур - памятник выдающемуся музыканту, композитору и государственному деятелю Игнацы Падеревскому.
 
За Агриколой начинается Ботанический сад Варшавского университета. Кроме экзотической флоры здесь можно увидеть и руины храма Провидения, построенного в конце позапрошлого века. У этих руин во времена неволи встречались молодые патриоты и отмечали годовщины памятных для поляков политических событий.
К Ботаническому саду примыкает красивейший дворцово-парковый ансамбль Лазенки, один из самых крупных в Европе. И Бельведер, который возвышается неподалеку от главного входа в парк. На его месте некогда стояла деревянная вилла королевского канцлера, которую тот построил для своей жены. Отсюда открывается прекрасный вид на парк, и это обстоятельство, изложенное по-итальянски (belle vedere), дало название дворцу. В этом классическом здании, построенном в 20-х годах прошлого века, когда-то обитал царский наместник, великий князь Константин. Помнит дворец и президента независимой Польши Станислава Войцеховского, и маршала Юзефа Пилсудского (кстати, здесь действует постоянная выставка, посвященная маршалу). В годы войны гитлеровцы собирались взорвать дворец, но, к счастью, не успели. Сейчас Бельведер - государственная резиденция президента страны.

На западной стороне Маршалковской расположилась самая большая в Европе площадь Дефилад (Парадов). Рядом с ней высится монументальный Дворец культуры и науки, дар польской столице от народов Советского Союза, Это помпезное сооружение знакомо нам по аналогичным московским высоткам, сработанным в то же время и в том же духе. В 1955 г., во время передачи дворца варшавянам, он получил официальное имя - Иосифа Сталина, а перед главным фасадом установили памятник вождю. Но это уже история, а сейчас  со специальной галереи 31-го этажа можно полюбоваться панорамой столицы. Здание, построенное по проекту Лива Руднева, имеет более трех тысяч помещений, а его высота вместе со шпилем составляет 234 метра. Здесь расположились Польская академия наук, некоторые отделы Варшавского университета, музей техники, зоологический музей, а также несколько театров, в том числе Драматический. И музей коммунизма. Дворец по-прежнему является самым высоким зданием в Польше, доминирует над Варшавой, исполняя роль указателя направления для не знающих города туристов. С момента строительства прошло много лет, но дворец все еще вызывает крайние эмоции - от восхищения до требования разборки этого "символа советского господства". Да и каждый российский турист, приезжая на вокзал Варшава-Центральная, выходя в город видит знакомое по архитектуре сооружение..

Музей находится под землей, где  размещены портреты вождей, книги с доносами, различные агитационные плакаты, фотографии жертв коммунизма, и иные экспонаты, которые имеют отношение к той эпохе.
 
Чеслав Белецкий, известный польский политик и архитектор стал автором концепции музея коммунизма.