Другое знание и критерии его истинности

Ирина Леонидова
Самое  непостижимое в мире –
то, что он постижим.
Альберт Эйнштейн

Вопрос   о   познаваемости / непознаваемости   мира   до   сих   пор   остается   без убедительного ответа. Но человек обладает и возможностью, и желанием знать, и, вероятно, это неслучайно. Понятно, что идеальное знание – это знание беспредпосылочное, или неопосредованное. Но, отступая от догм, мы оказываемся под риском другой опасности – заблуждений. До сих пор не определено иного общепризнанного критерия истинности полученной информации, кроме проверки её на практике. Однако в неотступном желании знать, например, зачем мы   з д е с ь    и  в чем смысл  э т о й   нашей проявленности в Мире, мы не располагаем более чем одной жизнью для перебора множества вариантов, предложенных нам собственными рассуждениями, мнением друзей, наказом родителей или заветами религий. В этой сфере неопровержимое знание, равное истине, для нас буквально жизненно необходимо.  И такое знание есть.  Но  оно   д  р  у  г  о  е.

ТРАДИЦИИ  И  НЕТРАДИЦИОННОЕ  В  ПОЗНАНИИ

Общеизвестно, что западная, или европейская, философия традиционно определяет два взаимодополняющих вида познания - чувственное и рациональное. Достаточное представление об этом можно получить уже со страниц вузовского учебника. Однако за границами такого, естественнонаучного, подхода остается огромный опыт получения другого, нетрадиционного знания, не являющегося ни продуктом обыденного чувственного восприятия, ни результатом логического осмысления. Во-первых, мы принимаем его через ощущения и образы иной природы, иного измерения, а во-вторых, мышление (и, соответственно, вербальность) в этом процессе полностью отсутствует. Его место занимает «транслитерация», вербализация получаемой информации через соотнесение ее с уже сложившейся у нас знаково-понятийной системой - с неизбежным, вследствие этого, расширением и развитием последней.

Прямо говоря, мы вообще не являемся авторами другого знания - по крайней мере, в нашем актуальном земном воплощении. Поэтому для нас это, прежде всего, готовое, или воспроизводимое,  знание. Невербальность – его второй релевантный признак.

Термин «воспроизводимость» хорошо знаком лингвистам. Единицы языка/речи делятся на воспроизводимые (созданные не нами и существующие уже годы и тысячи лет – это слова и устойчивые словосочетания, фразеологизмы), которые мы используем в качестве готового строительного материала речи, и невоспроизводимые (словосочетания и предложения), которые мы конструируем, создаем сами в процессе речевой деятельности.
 
Именно опыт лежит в основе познания, потому и опыт получения другого знания также требует осмысления – мы не можем его игнорировать. Посвященная этому и предлагаемая ниже работа практически полностью является результатом анализа личного опыта автора: не только из-за скудности достоверной и внятной информации по этой теме, но и с целью соблюдения принципа беспредпосылочности в рассмотрении столь дискуссионных вопросов. 

Принято считать, что наши органы чувств даны нам для восприятия окружающей действительности. Но направленность восприятия может быть и противоположной: условно говоря -  не вовне, а вовнутрь. Закрыв глаза, мы не перестаем видеть (сны, картины прошлого, знакомые лица…), заткнув уши – слышать (любимую песню, давний шум прибоя, чьи-то обидные слова, «внутренний голос»…). Реже, но встречаемся с феноменом «бесплотного» осязания, запаха, вкуса. То это или уже другое зрение, другой слух, другое осязание – вопрос к исследователям иной специализации, но очевидно, что, отключая, один за другим, наши органы чувств от восприятия внешнего, плотного мира, мы отчетливее начинаем воспринимать мир «внутренний», тонкий. Обрывая также процесс мышления, его вербальность («внутреннюю речь») как самую прочную нить соединения с внешним миром, мы оказываемся в состоянии, открывающем двери в тонкую реальность. Это и есть механизм, позволяющий перейти от чувственного и осмысляющего познания плотного мира к интуитивному - тонкого. Достигаемое состояние часто, но не всегда точно, определяется как бессознательное (надсознание), или состояние измененного сознания, или, на другой основе - медитативное.

Последнее объясняется тем, что медитация и есть форма и способ восприятия тонкого мира, перенесение акцента восприятия в тонкую реальность. Безграничное разнообразие медитативных практик объединяют два обязательных аспекта: акцентация восприятия на тонкой реальности и ожидаемый в результате момент «просветления», или «озарения», дающий, в зависимости от целеполагания, «эзотерическую информацию, недостижимую иным образом, либо частицу фундаментального, определяющего основы нашего бытия знания» - идеального в силу своей беспредпосылочности и неопосредованности. Это и есть  д р у г о е   з н а н и е.  Интерес к нему извечен, а возможность достижения определяется через спорное и по сей день понятие «интуиция», или соотносимые с ним: чувствознание, чутье, умозрение, инстинкт, сверхсознание…

(Цитаты без указания конкретных источников приведены из популярных материалов по философии: учебников, статей, соответствующих разделов интернет-сайтов.)
 
«Демокрит и особенно Платон рассматривали ее [интуицию] как внутреннее зрение, особую, высшую способность ума. В отличие от обычного чувственного зрения, дающего информацию о преходящих явлениях, не представляющих большой ценности, умозрение [интуиция], согласно Платону, позволяет подняться до постижения неизменных и вечных идей, существующих вне и независимо от человека».

«Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Интуиция – это способность постижения истины путем простого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Чертами, присущими интуиции, являются внезапность и непосредственность. Им сопутствуют простота, гармония, изящество».

К сожалению, несмотря на опыт и проницательность древних, большинство современных авторов (даже самые щепетильные из них – например, Ирина В., Новиков А. В мире научной интуиции. Интуиция и разум. – http:// psylib. org.ua/ books/irnov01/index.htm – 28.06.2010),  отказываясь от признания тонкой реальности, в поисках адекватного определения феномена интуиции блуждают от «догадки» (а тогда что такое «догадка»?) до «неосознанного комбинирования и переработки накопленных абстракций, образов и правил...» и не могут получить ясное представление о предмете речи, а соответственно, не могут дать его и аудитории: «Мы до сих пор очень мало продвинулись в понимании ее [интуиции] природы и механизмов».

Собственно говоря,  и н т у и ц и я  – это наша способность воспринимать тонкий мир. Эта способность, реализующаяся в поиске истины, есть интуитивный  путь  познания.

Замыкая круг суждений, получаем, что, наряду с чувственным и рациональным способами познания мира, полное, если не приоритетное, право на официальное признание имеет и интуитивный. И если не наука, то философия давно уже должна была это сделать. Многие мыслители прошлого возложили плоды своих усилий на алтарь этой цели, а на рубеже 19-20 веков сложилось целое направление, «признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания», - интуитивизм. К сожалению, желаемой подвижки пока не произошло. Однако на сегодняшний день понятие «интуитивное познание» уже фиксируется в Википедии.

ИНТУИТИВНОЕ И СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ

В современной специальной литературе мы чаще встречаемся с понятием сверхчувственное (экстрасенсорное) восприятие или познание, нежели интуитивное. Оба термина близки по значению и оба несовершенны: первый неточен и недостаточно определен, второй – как показано выше - слишком многозначен и «не узаконен» в нужном понимании.

К определению «сверхчувственный (экстрасенсорный)» предъявляется закономерная претензия: почему не просто «сенсорный», если до сих пор недостаточно изучены возможности и не установлены пределы сенсорного восприятия?

Решение здесь простое: все, что мы воспринимаем привычным образом, через «обычные» зрение, слух и т.д., как реальность плотного мира, феноменом экстрасенсорики не является - например, даже видение «ауры» (подробнее об этом - Годик Э. Загадка экстрасенсов: что увидели физики. Человек в собственном свете. - М.: Аст-пресс книга, 2010). То, что у нас разные возможности в этом плане - вопрос индивидуальности, диапазона восприятия органов чувств отдельного человека. И только воспринятое («увиденное», «услышанное», «понятое») в «состоянии измененного сознания», акцентированного на тонком плане нашей реализованности в этом мире, есть информация или знание, полученные интуитивным путем.

УСЛОВИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ

«Состояние измененного сознания» может возникать и произвольно – по многим причинам, «выключающим» нас из окружающей действительности. Кроме естественных, природой предусмотренных располагающих к этому обстоятельств (сон и пограничное состояние между сном и бодрствованием, мечты, созерцательность, высокая духовность…), преобладающими являются социально обусловленные факторы вынужденного или провоцируемого самим человеком напряжения (превышения) физических и психических возможностей организма:
алкоголь, наркотики, стресс, сильные эмоции, потеря близких, диеты и голодание, специальные практики (например, особое дыхание), чрезмерные физические нагрузки (включая спортивные тренировки), одиночество, неблагополучие, религиозные обряды, т. н. «творческое» состояние, тренинги по развитию сверхчувственного восприятия… 

Но далеко не все они годятся для получения адекватной, неискаженной информации. Многим хорошо знаком феномен «гениальных» стихов и трактатов, написанных в состоянии алкогольного «вдохновения» или наркотического «улета», а наутро оказавшихся сущим бредом, за который стыдно и который хочется поскорее выбросить.  Также не годится любая личностная, субъективная составляющая, т.е. эмоциональный, вероисповедальный, установочный или какой-либо другой аспект, искажающий или предопределяющий результат нашей устремленности к получению нового знания.  Всякая установка (медитация на определенный образ или в рамках религиозной обусловленности и т.п.) имеет другие цели: достижение определенного психофизиологического состояния, укрепление веры, улучшение здоровья и т.д., но - никакого отношения к получению достоверного знания.

МИР ИНФОРМАЦИИ И ЭНЕРГИИ

Тонкий мир неизмеримо масштабнее, сложнее и многообразнее плотного. Оставаясь в сфере доступного и разграничивая далее понятия «информация» и «знание», автор брошюры на основе «необходимого и достаточного» личного опыта (психотренинги, анализ сновидений, мантра-йога, ребефинг, общение с ясновидящими, стрессовые ситуации, потеря близких, установочные медитации, практика Горней рейтинг-йоги, феномены проявления тонкого мира) и в качестве подхода к основному предмету обсуждения выделяет четыре информационные и особо - энергетическую формы, или категории, наиболее заметных проявлений в нашей обыденной реальности того, что принято определять как «тонкий мир».

Феномены, отнесенные к информационным, можно классифицировать следующим образом.

«Явления (проявления)» - от «явь»: наяву, не во сне – зрительные, слуховые, осязательные… Нечто необычное в сфере нашего восприятия, противоречащее законам плотного мира, но воспринимаемое как абсолютная реальность – через наши «обычные» органы чувств, но в состоянии «измененного», по разным причинам, сознания человека, когда для него привычная граница между плотным и тонким мирами истончается. Могут не иметь специальной цели и практического значения.   
 
«Контактная информация» - сопровождающее нас «по жизни» функционирование тонкого мира, который всегда «при нас», но мы не всегда это ощущаем: во сне или «пограничных» состояниях, через «тонкие» зрение, слух и другие органы восприятия. Трудно определить, сон или реальность. Кодированная информация - через образы, символы, слова, ощущения, которые часто приходится расшифровывать, интерпретировать. Например, предупреждающие об уходе близких.

«Востребованная (запрошенная) информация» - получаемая нами, при необходимости, через «тонкие» варианты наших органов чувств. «Профессионально» эти возможности используются в практике экстрасенсов, ясновидящих, эзотериков…

«Знаки» (спорно). «Символизм» в нашем восприятии действительности. Факты и моменты реальности, которые мы воспринимаем как неслучайные, усматривая в них предостережение или поддержку, намек на что-либо или оценку наших поступков и событий нашей жизни. Предваряющие и/или сопровождающие событие.

Возможно, такие знаки  не специально создаются с целью нас о чем-либо проинформировать, а являются внешними приметами функционирования энергий тонкого мира в зависимости от вариаций нашей жизнедеятельности. А уже наблюдательность и чутье помогают нам уловить соответствующие реальные или мнимые взаимосвязи.

«Не сама «падающая» звезда является проявлением силы и мудрости Тонкого мира. Подсказка силы в том (и через то), что вы в момент падения находитесь на улице, смотрите в нужную сторону и думаете о своем заветном».

Э н е р г и и   тонкого мира  –  понятие сложное, многоплановое, но все мы, часто не замечая этого, взаимодействуем с ними постоянно. Возможности тонких энергий в коррекции наших судеб очень велики и с целью личного влияния используются в практике магов, шаманов, целителей, колдунов, гипнотизеров…

Неслучайно представлено только краткое общее описание выделяемых феноменов и не приведены конкретные примеры. Происходящее, чаще всего, очень лично, слишком близко к границе нашей открытости перед другими людьми и возможности адекватной передачи столь необычных переживаний (да и адекватного восприятия их читателем!). Для тех, кто знаком с подобными ситуациями, не составит труда привлечь в качестве иллюстраций свой личный опыт, а для многих других это еще, несомненно, впереди. Возможность постижения тонкого мира заложена в каждом из нас: вероятно, это наш эволюционный потенциал.

МИР ЗНАНИЯ

И, наконец, самое важное, что может дать нам тонкий мир - это собственно знание (не информация и не энергия): то самое д р у г о е  знание - идеальное в силу беспредпосылочности и неопосредованности и, в силу неопровержимости, равное истине. Трехлетний опыт получения этого знания для автора брошюры определен рамками практики Горней рейтинг-йоги Леонида Платонова (представлена на сайте), охарактеризованной профессором философии Н.С.Коноплевым (Иркутский государственный университет) как «точечные прорывы в ноосферу».

Практика «альпинизма души», как еще именуется Горняя рейтинг-йога, по определению автора, достаточно проста: «Те из своих поступков, которые, на наш искушенный взгляд, представляются добрыми, отображаем в дневнике в виде чисел… рейтинг-баллов». Важной составляющей является также (в соответствии с возрастающей суммой рейтинг-баллов) умозрительное восхождение на горные вершины мира  -  в 100 ступеней духовного роста…

Главное направление действия Горней рейтинг-йоги  - духовная зрелость личности, ее реализация, гармонизация с космическими законами развития.

Основной механизм действия методики - востребованность и развитие чувствознания [интуиции]…

В опыте автора данного текста чувствознание [интуиция] - это возможность получения, через особые ощущения, информации с тонких планов проявленности человека в мире.

Именно эта способность помогает нам преодолеть первую трудность в практике Горней рейтинг-йоги - необходимость оценивать свои слова, поступки, мысли не задумываясь, по одному только внутреннему импульсу. И если получилось, то этот момент может изменить всю нашу жизнь.   

Однако никакие описания не заменят реальный опыт восприятия, осознания и осмысления получаемой в процессе практики информации, формирующей фундаментальное знание, определяющее законы нашего бытия. Содержание этого знания относится, в частности, к решению вопросов о смысле и векторе жизненного пути человека и его нравственном выборе. Идущим сходными путями это хорошо известно, иным остается либо предпринять собственную попытку испытания «практик меры» (определение Л.Платонова), либо принять или отклонить нижеследующее резюме. 

Обобщая характеристики другого знания, представленные выше и отличающие его от знания традиционного, получаем следующее.

Другое знание  -  продукт интуитивного познания: воспроизводимое, невербальное. Оно относится к сфере решения вопросов, релевантных в жизнедеятельности человека.  Это идеальное, неопровержимое знание, равное истине.

Исходя из совокупности рассмотренных выше положений, убедительным представляется далее определять другое знание как интуитивное.

КРИТЕРИИ  ИСТИННОСТИ  ИНТУИТИВНОГО ЗНАНИЯ

Другое знание, другой уровень, другого уровня и критерии.

1. Интуитивисты определили основной критерий много десятилетий назад: самоубедительность – отсутствие необходимости в доказательствах. Традиционное знание таким качеством не обладает. В нашем контексте самоубедительность можно определить как свойство знания уже одним своим качеством, обусловленным рангом этого знания, вызывать у человека состояние абсолютной убежденности в его истинности. Такое знание самодостаточно, оно не нуждается в подтверждении, и мы всегда это ощущаем. Речь идет о спокойной, глубокой и твердой убежденности человека в истинности того, с чем он раньше, возможно, никогда не встречался, и ему не нужны более никакие доказательства. 

Очень важно повторить, что истинное знание всегда спокойно («Юпитер, ты сердишься? Значит, ты не прав!»). Полная ясность и удовлетворенность, обусловливающие спокойствие восприятия интуитивного знания – составляющие его самоубедительности, расширяющие критерий его истинности. Это знание не вызывает банальных эмоций - оно изумляет.

2. Поскольку интуитивное знание мы получаем из тонкого мира, а реализуем в нашем, плотном, то практика земной жизни – не менее важный критерий его истинности, особенно для тех, кого интуиция пока не балует открытиями. Мы говорим об успешности использования результатов интуитивного познания в процессе нашей жизнедеятельности, оптимальной организации нашего бытия. Ниже неоднократно цитируется представленное в предыдущей публикации авторское описание результатов годичной практики Горней рейтинг-йоги:

«Если все сделано правильно, то именно это приводит к гармонии с миром, ощущению реализованности, счастья, перспективе деятельной и прекрасной жизни. Состояние достигаемой гармонии непередаваемо: все обстоятельства складываются наилучшим образом, все случайности – только в удачу. Взаимопонимание и общие цели с миром – вот как это можно назвать».

Подобные впечатления отражены и в других источниках, развивающих тему интуитивного знания, что укрепляет практическое подтверждение его истинности.   

3. Освободившееся от религиозной облатки и окрепшее во всеобщем признании триединство (триединая идея) - Истина, Добро и Красота – действительно правит миром. Эти самые значимые в мире людей величины, равновеликие и взаимоопределяемые, соответственно, являются и критериями сущностного содержания друг друга: «истина есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота». Следовательно, истинность интуитивного знания доказуема и тем, что оно – источник добра и красоты в нашей жизни.

Практика Горней рейтинг-йоги, определяющая авторский опыт интуитивного познания, неизбежно указывает на нравственность, как основу искомого результата:

«Рано или поздно мы замечаем, что выбор чувствознания в ответ на наши запросы всегда склоняется в сторону того, что Кант озвучил как нравственный закон внутри нас. По-другому никогда не случается».

Как видим, понятие об истинной нравственности, в отличие от общепринятой (принятой обществом) морали, является плодом интуитивного познания, составляющей интуитивного знания. Сократ и следом Платон также считали истинное (интуитивное) знание источником нравственного совершенства. Таким образом, истинное знание всегда нравственно.

Поскольку, несомненно, нравственность есть добро, а добро – критерий истины, то именно нравственность выступает следующим критерием истинности интуитивного знания. 

Агни-йога соотносит нравственность с основными законами Вселенной, а согласно многолетним исследованиям психолога А.М.Васютина, «…с людьми, твердо вставшими на путь личностного совершенствования, которые следуют законам межличностных взаимоотношений, не происходят случайные неприятности… Случайностей и бессмысленных горестей нет – все они являются своеобразными тестами на человечность и цивилизованность».

Высшая нравственность, по утверждению автора методики состоит в том, что человек «обязан заботиться о долголетии всего человеческого сообщества и видеть в служении этой цели смысл своей жизни».

4. Мы рассмотрели тезис о том, что нравственность, т.е. Добро, является критерием истинности интуитивного знания. Но с Красотой все много сложнее. Неоднозначность  этого понятия проще представить как вопрос формы и содержания: «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

Смысловая парадигма этого понятия охватывает пространство от эстетических до этических ценностей и даже до значения истинности - сравните: красивый костюм, красивая жизнь, красивая мысль, красивый поступок, красивое доказательство теоремы…

Конечно, «в человеке все должно быть прекрасно», но только на уровне этики, что, собственно, есть, опять же, нравственность, обретая свой высший смысл, Красота встает рядом с Добром и Истиной. Назовем это истинной красотой. Эта красота спасет мир. В этом ее качестве красота, безусловно, есть критерий истинности.

Мы все жаждем совершенства – своего и/или окружающего мира. Проще говоря, мы ищем красоты во всем. Но только внешнее не может дать того, что невольно обещает – совершенства. Совершенство - это единство формы и содержания. Красота формы не спасет посредственности содержания – ни в жизни тела, ни в жизни души. Потому что для красоты это только уровень эстетики.

Красота внутренняя, сущностная – неизмеримо более сильная поддержка в поисках совершенства. Она меняет и внешнее, и его восприятие, поскольку это уже уровень этики – от «этос», - что означает «способ бытия, единое уложение как выражение космического порядка и порядка в существовании человека, его жизни».   

Интуитивное знание вносит в нашу жизнь, как цитировалось выше, удивительную гармонию, свет, свободу, счастье, силу; оно является непременным условием реализации афористично сформулированного тезиса Льва Толстого: жизнь прекрасна, потому что завтра можно стать лучше, чем сегодня. Высокая красота представленной сферы интуитивного знания позволяет не сомневаться в его истинности.

P.S.

Обозначенная выше сфера интуитивного познания – обеспечение жизненно важных интересов человечества и, таким образом, его убережения и долголетия – очерчивает и его границы. Отмеченное ранее наблюдение о том, что содержание этого знания относится, в том числе, к решению вопросов о смысле и векторе жизненного пути человека и его нравственном выборе, также подтверждает неслучайность приведенного выше определения практики Горней рейтинг-йоги как «точечных прорывов в ноосферу».

«Нравственные решения основываются на универсальной нравственной грамматике – выработавшейся в течение миллионов лет способности разума, используя набор базовых принципов, строить на их основе ряд возможных моральных систем. Как и в случае с языком, составляющие нравственную грамматику принципы работают вне доступной нашему сознанию зоны» (М.Хаузер. Нравственное сознание: организация природой общечеловеческого понятия о добре и зле. Цит. по: Р.Докинз. Бог как иллюзия. - М.: КоЛибри, 2008).

В этом случае возможности интуитивного познания открывают широкие горизонты:

«Идея ноосферы [несмотря на существенные расхождения в бесчисленных определениях термина] дает современному человеку такие же по качеству перспективы, что давала раньше религия. Но не ограничивает человека в догматическом пространстве, давая такую же свободу действий, которую дает атеизм» (Васютин А.М. Ноосфера – религия разума, или рецепт обретения смысла жизни. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 65).

Эти положения особенно важны в свете давно назревшей необходимости светской альтернативы религиозным институтам - прежде всего, для нового поколения и внетеистов любого возраста. Искомые методы (практики) «должны удовлетворять эмоциональным человеческим потребностям и давать людям смысл жизни без того, чтобы воспроизводить обычные атрибуты наивной веры в сверхъестественное» и «обеспечить человеку доступ к мудрости без какой-либо опоры на теологию» (П. Куртц. Личная нравственность / Здравый смысл. 2011. № 1(58). С. 44).

Цитируемые декларации обоснованы бесспорной вторичностью вероисповедальности по отношению к интуитивному познанию: «Религиозное познание в качестве наиболее авторитетного источника знания выдвинул непосредственный мистический опыт, получаемый в откровении, т.е. сверхчувственном [интуитивном] озарении».

Наш вывод самоочевиден.

Интуитивному знанию, которое представляет собой огромную силу, организующую наше бытие и формирующую нравственную личность, в традиционной западной философии уделяется неоправданно мало внимания. Вероятно, немаловажно поощрять интерес к философским традициям и культуре Востока как имеющим прямое отношение к опыту интуитивного познания.

Однако ничуть не меньше, если не больше внимания надо обратить сегодня на близкие «западному» менталитету светские практики развития интуитивных способностей человека, но, более того - на нравственно ориентированные системы в их числе, среди которых автор выделяет оригинальную, действенную, неформальную и романтичную методику Горней рейтинг-йоги.