Вопросы без ответов. О правде и кивке

Дмитриев
 У человека есть так называемые вопросы без ответов. Например: почему на руке пять пальцев, почему у большинства народов принято при подтверждении кивать вертикально, а при отрицании горизонтально?
 Но может быть, вопросы без ответов часто остаются такими просто потому, что еще не пришло время на них отвечать?

 Начнем в позитивного и негативного кивка

 В самом деле, подавляющее большинство людей кивают в подтвержениее вертикально, а горизонтальная линия движений головы обознает отрицание, отказ. Между тем, у некоторых народностей, причем, что интересно, горных (на Балканах, Тибете, Кордильерах) встечается обратная логика.
 У болгар существует красивая легенда о том, почему они кивают в отрицание по вертикали - не так как другие народы: когда турки во временам балканских войн требовали от болгар принятия мусульманства под страхом смерти, те кивали вертикально, якобы соглашаясь, но между собой решили, что такой кивок должен означать отрицание.
 У этой легенды действительно есть своя логика, но вот только вертикальные кивки в качестве согласия - традиция, которая гораздо древнее войн с турками. Кроме того, если стать на эту точку зрения, остается необъясненным, почему такая же логика движений у некоторых народностей Тибета или эквадорских шуар.

 Горизонталь или вертикаль движений головой в сочетании с семантикой правды и лжи связаны с историей возникновения двух видов культур, которые в научной классификации Ю.Лотмана принято называть диахрональными и синхрональными.
 Первый тип (диахрональный) - этническая культура народа, которая передается в семье от поколения к поколению, то есть от других относительно закрытая, хранящая нравственую верность традициям предков
 Второй тип (синхрональный) - социальная культура, свойственная кочевому племени (номадам) и передающаяся в племенных союзах, то есть открытая для передачи традиций от одного племени к другому, но только в настоящем, от современника к современнику.
 Для передачи устойчивой культуры предков кочевнику не хватало главного - устойчивой семьи. Дети появлялись у номадов от случайных женщин, похищенных то тут, то там, воспитывались коллективно, девочки отдельно от мальчиков (девочки часто и не выживали, так как не имели пользы для племени: постоянные семьи, когда они появлялись, отягощали номадов , побуждая к оседлости). А от взрослого мужчины к мальчику передавались прежде всего профессиональные знания и навыки вместе с нехитрой идеологией верности вождю

 Как заметно из названия, два типа культур отличаются своим отношением ко времени

 Син-хрональная культура подвижного кочевого племени, как заметно из соединительной частицы "син" предполагает слияние в результате заимствований полезных культурных традиций у других, более зрелых племен. Это значит, что номады не отрицали важности культовых традиций, передаваемых от поколения к поколению - но уважали их, так сказать, на расстоянии. Например, в своей Великой Яссе Чингиз велел воинам не разорять жрецов покоренных племен, но и держаться от них подальше
 Итак, для синхрональной культуры типична хорошая ориентация в горизонтальном пространстве. Они сакрализовали Небо, но не обожествляли так представители диахронных культур: те смотрели наверх в ожидании милостей от высшей личности. Номады поклонялись Небу как неличностному источнику света и дождей, то есть были пантеистами
 Синхрональная культура принадлежит племенам, которые ориентируются прежде всего в пространстве, а уже затем во времени.

 Диа-хрональная культура, как это следует из разделительной частицы "диа" - этническая традиция рода, который в настоящем времени есть диалектика между традициями уходящего и приходящего поколения. Диахрональная культура, в отличие от синхрональной, сперва выстраивает отношение ко времени, а уже затем в пространстве

 Любопытно, но какое это имеет отношение к тому, как следует кивать в подтверждение или отрицание? Оказывается, прямое
 Вдумаемся, что такое отношение ко времени, а потом к пространству, если традиции морали и нравственности передаются в семье от взрослых к детям?
 Человек в детстве имеет свойство расти - и не ширину, как это иногда бывает в среднем возрасте, когда тело откладывает свои запасы, а ввысь.
 В семье, где происходит морально-нравственное воспитание куда должны дети обращать свои головы за истиной добра и зла, которая затем плавно переходит к тому, что верно, а что нет?
 К родителям, которые выше их ростом. И не только обращать взгляд наверх, но затем опускать вниз, соизмеряя себя с родителями, своё мнение с высшим авторитетом.
 И как сын в детстве относится к отцу, поднимая наверх голову, но потом опускает вниз, как бы измеряя себя и отца, так  взрослые обращают головы наверх за поиском истины к Отцу Небесному. Однако не только задирают, но потом и опускают вниз, как бы не выдерживая этой высоты. Так в циклическом  времени соизмеряют себя с Богом посредством феномена богочеловечества.
 А началось-то всё в семье. Истина ассоциируется с вертикальным кивком (соизмерением низа и верха)

 Что же отрицательные кивки по горизонтали? Не поднимая головы, человек тем обращает ее не к тому, кто наверху является для него высшим авторитетом, но обращается в поисках правды к ближнему: одного с ним роста. Отрицательное качание головой по горизонталои тем самым означает непослушание высокому авторитету, на языке жестов это значит: "я остаюсь на своем уровне, настаиваю на своём"

 Почему обратна логика в языке жестов у номадов, сохранившаяся в некоторых горных районах, где племена длительное время не вступали в соединение с оседлыми родами?
 Характерны в этом отношении шуары, ведущие уже в ХХ веке полуоседлый образ жизни. Семьи существуют, они полигамны, а культура шуар синхронична.
 Это значит, что мальчиков и девочек обучают профессиональным навыкам, в остальном они предоставлены сами себе. Натуралистические взгляды на мир индейцев таковы, что у них нет разделения качеств мира на добро и зло, родители не объясняют отпрыскам, что такое хорошо и что такое плохо.
 А это создает отличные условия для того, чтобы дети за подтверждением правоты обращались не к родителям, у которых достаточно хлопот, а друг к другу. И когда поворот головы совершается к ближнему на уровне твоего роста, если ты у него ищешь подтверждения и соизмеряешь себя с другим - таким же как ты, тогда подтвержающим жестом становится движение головы в разные стороны по горизонтали.

 С изложенной выше версией смыкается логика пути: в равнинных этносах в поисках информации люди осматриваются движением головы по горизонтали, а в горах им чаще приходится поднимать головы кверху, желая разведать свой путь...