Тайна древнего города

Владимир Малкин
В МЕЖДОУСОБНЫХ раздорах и распрях завершался на земле рязанской .XII век и начинался XIII. Не ладили друг с другом  рязанские князья. С особой силой разгорелась в это время вражда между Рязанью и Пронском. И пока в бесконечных стычках гибли княжеские хоробрые дружинники, совершали свой опустошительные набеги на  Русь южные кочевники.
Четырежды — в 1177. 1180, 1187 и 1207 годах — ходил воевать с рязанцами и владимиро-суздальский великий князь  Всеволод. Третий на счету его поход имел серьезные причины. Доводом к нему послужили сначала жалобы торговых людей — волжских . болгар, обращавшихся к Всеволоду .с просьбой защитить их от грабежей в рязанских и муромских лесах. Великий князь призвал рязанцев в муромцев прекратить бесчинства, но тщетно. Голосу его не вняли. Между тем отчаявшиеся болгары объединились и стали разорять русские деревин и села. Положение становилось угрожающим, и Всеволод решил, организовать  большой поход против волжан. В своем послании он обвинял рязанских князей в том. что они  воюют между собой тогда, когда надо сражаться с врагами.
На этот раз рязанцы откликнулись. Во всяком случае в Никоновской летописи содержится следующая запнсь: «Князь великий нее Роман Глебович с братиею своею со князем Игорем. и со князем Володимером, и со князем Святославом послаша к великому князю Владимерскому Всеволоду Юрьеву сыну Долгорукого со многим покорением и смирением, и
всю дружину его возвратите к нему с честию, и многи дары воздаша ему, и тако бысть меж них мир н любовь многа». Приукрасил летописец исторические факты! Мир Всеволода с рязанскими князьями был непрочен. Вскоре, как гласит та же летопись, снова «воссташа вражда с рязанскими князи». Так или иначе, поход Всеволода на рязанскую землю в 1187 году состоялся, о чем упоминается во многих летописях.
   
Какой же путь избрал Всеволод? Куда он шел? Для нас эти .вопросы интересны тем; что в исторических документах мы встречаем названия древних рязанских селений, многих из .которых давно уже нет. В Радзивилловской и Суздальской летописях, к примеру, при описании  похода Всеволода упомянут город Копонов.
Но вот что странно: в .другом памятнике-летописце Переславля-Суздальского он именуется иначе — Попов. А самый  первый ученый-историк России Василий Никитич Татищев, автор капитального многотомного труда «История российская с самых древнейших времен», в основу  которого положены  разные документальные источники, город, к которому шёл Всеволод, называет Опаков. Кому же верить? Если В. Н. Татищев прав, то от какого корня произошло это слово? Заглянем в словарь В.И. Даля. В нем есть разъяснение похожего по звучанию слова - «опока» что означает  «обильный иней на деревьях, осевший на деревьях замерзший туман». А не искать ли «град Опаков» на лесистом левобережъе Оки?

Вскоре нашлось подтверждение этой версии: знакомое название -—Опаков — встретилось, в одной из грамот, хранящихся в Ленинградском отделении истории АН СССР, в которой разбиралась тяжба, затеянная в начале XIV века между помещиками Гридей и Никитой Кобяковыми, слугами рязанского архиепископа. Согласно описанию, Опаков находился на левом берегу  Оки, против Ольгова монастыря (Льгова). Упоминаются в грамоте и озеро Казарское, и брод через Оку - «переволока». «Град Опаков» указан на карте, приведенной в книге А. Г. Кузьмина «Рязанское летописаниё» («Наука», 1965, М.— Л.)
Судя по .этой карте Опаков находился на берегу старицы Оки — озера Казарского (ныне — Велье). Этому месту соответствует западная окраина современного поселка Мурмино. Именно здесь в 1897 году профессор В. А. Городцов обнаружил земляные валы и рвы древнего укрепления.
 
То лето оказалось очень удачным для ученого, неутомимого исследователя -археолога Окской поймы. Немало интересного обнаружил он в Белевском уезде Тульской губернии, в Рязанском уезде — и окрестностях села Алеканово.
Но самой замечательной находкой стал необычной формы сосуд, с загадочными знаками, найденный на алекановсной дюне Могилки. Его сделали более тысячи лет назад. Особенно заинтересовали В. А. Городцова знаки. По его мнению, это было не что иное, как праславянская письменность. Стало быть, в древности в этих местах существовала своеобразная культура. (О попытке расшифровки этих знаков можно почитать здесь http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02110035.htm Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. Надпись алекановской «урны» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11626, 09.11.2004)

Линия поселений тянулась почти непрерывной  цепью - вдоль старицы Оки от Казари до западной границы Алеканова, где при раскопках были обнаружены лепная керамика X — XIII веков, остатки металлургического производства — глиняные тигли, формочки для отлива зерни и украшений, височные кольца, перстни, пряжки. Старожилы Алеканова вспоминают, что еще в 30-е годы будучи ребятишками нередко находили на улицах села разные археологические изделия.

Еще одно выдающееся открытие В. А. Городцова — Мурминское народище, находившееся в то время на территории парка владельца кожевенного завода Орлова. У самого двора завода, писал ученый, «возвышается большой куполовидный  холм. называемый курганом. Городище и холм пользовались малой известностью, вследствие чего в первую экспедицию 1895 года я не мог получить о нем никаких сведений». Теперь же В, А. Городцов внимательно осматривает городище и подробно описывает его внешний вид в «Отчете об археологических исследованиях в долине реки Оки в 1897 г.   Почему он не произвел здесь раскопок? Вот его, объяснение:
«Все городище в настоящее время покрыто довольно значительным холмом наносного дюнного песка, поросшего дерном и деревьями парка. При раскопках пришлось бы сделать большие затраты...»
Так или иначе, но тайна Мурмннского городища осталась до конца не раскрытой. В будущем (1958 и 1976 гг.) дважды приходили сюда археологи. Но большая часть.городища оказалась под строениями Мурмннской суконной фабрики, в том числе и под известным «домом Арац-кова» — архитектурным памятником конца XIX века. Рвы и валы городища исчезли. Съемку плана городища произвести не удалось. Единственное,  что  удалось сделать - это зачистить в одном месте обнажения мощного  культурного слоя на южной стороне обрыва,   выходящего к  озеру.  Обнаруженные здесь находки,  как  определили  археологи, относятся   к городецкой  культуре  первого тысячелетия нашей эры.
 Может здесь и был центр «Града Опакова» (Опокова)?
Давайте мысленно перенесемся в далекий XII век, окинем, взглядом с. высоты Ольгова мона-тыря лесные дали, повернувшись лицом «опак», то  есть назад, на другую сторону Оки. Цветущие заливные луга. Серебряная полоска старицы... Неоглядные зеленые дали. Справа за лугом —«град Казарь», маковки церкви Параскевы Пятницы. Слева—тенистые рощи, а за ними— бревенчатые избы селения, раскинувшегося на высоком берегу. Через несколько столетий его назовут «Мурминсквм третьим селищем». Еще левее — терема и башни, городские деревянные стены града Опокова.
Дальше по берегу старицы рассыпались в низине многочисленные избы. Виднеются огни кузниц, курятся дымки плавильных печей-домниц. Это «Алекановское второе селище». Стоит на холме со своими дружинниками великий князь Всеволод, хмурит брови: "Ладно работают рязанские кузнецы, весело железо куют. Да только супротив кого его поднимут?"
Думает свою думу Всеволод Большое Гнездо. И, наконец, повелевает; «Иде к Опокову!» Дружина спускается к Оке. А мыслями великий князь переносятся дальше, торит свою дорогу к другим рязанским городам.

В своем замечательном труде «Россия. Полное  географическое описание нашего Отечества» наш знаменитый  земляк В. П. Семенов-Тян-Шанский сообщает, что в то время   Всеволод дошел  до  Борисова:   «...Верст в 16 за Долгининым в Спасском уезде - расположен  Борисов,     взятый  владимирским великим князем Всеволодом III, когда Он шел на Рязань, вмешавшись в распри кн. Романа Глебовича Рязанского с  его братьями князьями Пронскими».
Какие цели преследовал Всеволод? Думается, им руководили благородные патриотические побуждения. Строго предупреждал он драчливых рязанских князей, чтобы не проливали они братскую кровь, непрерывно воюя друг с другом, а сердцем радели о земле русской, заботились о развитии торговли с другими народами, защищая купцов от грабежа и разбоя. Потому и пришел в Опаков. Решил ли он свою задачу?  Во всяком, случае, в течение последующих 20 лет он не совершал на Рязань свои походы.

                первая публ. «Приокская правда», №185