Панегирическое эссе

Ольга Карабашина
                В пятницу мои  два  зуба, не выдержав  насилия над ними ,раскрошились. На их месте  остались красоваться два пенёчка   и с ними  один -  последний целый ядреный  зуб. Остатки моей давно увядшей  молодости   приказали долго жить. Предстояла  борьба  с нестерпимой   болью  в течение  двух  суток, мучительно долго  дожидаясь понедельника и открытия поликлиники.
                В понедельник,  с раннего утра я стала собираться на экзекуцию в стоматологическую поликлинику:  начистила единственный целый зуб, отполировала его ,зубочисткой порылась в глубинах  пеньков  и свершилось чудо : острая боль исчезла. Я стала вспоминать истории удаления своих зубов. Первая из них такова. Работала в школе, где был зубной кабинет и при нем восьмидесятилетний врач:  опытный, толковый, отличный детский психолог. На всех переменах и после уроков двери кабинета были открыты настежь ,дети  толпилась у входа, смеясь над шутками –прибаутками лекаря ,не замечая его манипуляций с зубами. Велико же было наше удивление, когда в ежегодных сочинениях «Кем я хочу быть» школьная детвора в своем большинстве заявила: « Стоматологом!»
                Вот к этому гению зубного дела  я и направила  свои стопы, имея   в наличии   раскрошившийся  коренной  зуб, который-то и не болел - просто мешал, о чем в очень скором времени горько пожалела. Не учла  возраст лекаря  и  крепость  молодого   корня  своего зуба. Нетвёрдая старческая рука благополучно сняла вершки,  оставив в глубинах десны, остатки крепеньких корешков. Через час боль стала невыносима, глаза «лезли на лоб»- продолжалось это светопреставление  месяц, пока здоровые ткани десны не вытолкнули  инородные тела в виде осколков корней , и я вздохнула с облегчением. С тех пор ужас перед зубными  эскулапами ,приводил тому, что   мои больные   зубы  становились постепенно  пеньками , и только  тогда   я  вынуждена была  обреченно  идти  на голгофу  в зубной  кабинет.
Вспомнив этот печальный факт, не ощутив острой боли, я подумала: «Сегодня понедельник, наверняка в поликлинике очередь, пойду лучше завтра, жаждущих больных людей  рвать зубы будет поменьше». Сказано - сделано.
                Наступил вторник. Утро началось  с натирки единственного зуба и очищения двух пеньков. Снова   всплыла в памяти  очередная встреча с тем, кто давал когда- то  клятву Гиппократа. Рухнул СССР, и на смену  ему пришла  Россия с матерью порядка -   анархией. Исчезли очереди в стоматологических поликлиниках, так как открылись платные кабинеты. В обеденный перерыв я решила  быстренько  посетить  ближайшего новоиспеченного коммерсанта ,надеясь на его квалифицированную помощь в добровольном   лишении  меня   образовавшихся  во рту очередных пеньков, наивно решив, что за деньги эта услуга будет более  качественной и не такой уж болезненной … Н-да! Красавица- хирург, вся уверенная в себе дама, со своими помощницами приняла меня с распростертыми объятиями. Подозреваю, что я у них была в тот день единственной пациенткой . Долго она  изучала мой случай, а  я терпеливо ожидая своей участи ,  стойко вынесла  довольно болезненный обезболивающий укол.  Как полагается ,через двадцать минут наступил момент икс. Я, веря в капитализм,  ни  на минуту не сомневающаяся в его качественных услугах, с готовностью открыла рот и подставила красавице свои пеньки.   В ту же минуту   десну, лицевую кость и голову пронзила дикая боль. Моя луженая глотка, закаленная в школьных коридорах, издала  та-А-кой крик... Две девчушки , щебечущие у окна о своем девичьем, вихрем пронеслись через кабинет, превратившись в уродливых и  злобных гарпий , упали на меня и прижали к дыбе  ,чтобы дать возможность своей кормилице закончить процесс  изгнания дьявола из моего рта. Красавица превратилась в злобную фурию, зарычав  на меня  не менее зло и   громко: «Женщина, почему    вы кричите , я вам хорошо заморозила десну !» Холодный пот и тошнота требовали свежего воздуха, я подошла к окну. На улице уже скопилась толпа зевак ,готовая спасать человека  от катастрофы, но прочтя вывеску на фасаде здания , разбрелась в разные стороны, поняв ,что это всего- навсего издержки капиталистического  обслуживания. Ничего не соображая, я брела восвояси.  Голову ломило от боли,  замороженный нос не мог дышать и оттаял только через несколько часов . Действительно, обезболивание  совсем не нуждающегося  в этой процедуре  носа,  получилось качественным. После этих  воспоминаний,  заглотав очередную порцию анальгина,  я решила ,что и во вторник в поликлинике  будет  большая очередь, можно    потерпеть  до среды.
                Среда началась все с той же процедуры прихорашивания единственного зубика и последней пары  пеньков. Услужливая не по возрасту память тут же подсунула еще одно воспоминание. Случилось очередное  светопреставление как всегда в воскресный день. Торчащий пенек воспалился, и пришлось через весь город ехать к дежурному зубному хирургу, им оказалась женщина -  врач маленького росточка и с  не очень сильными, почти девичьими нежными  руками. Увидев мой воспаленный пень, она расстроилась не меньше моего. Пень в её ручонках обломился, а корень остался где-то  там, в глубинах  верхней челюсти.  В ход пошли  огромный молоток типа кувалды и   сверкающее хромированное зубило . Я называю эти приборы так, потому что не ведаю, как эти инструменты называют стоматологи- хирурги. После часа  манипуляций      этими пыточными орудиями хирург выпустила меня на свежий воздух, я  тут же рухнула всем  своим центнером веса  на тротуар. А воскресенье!  И почти нет прохожих . На моё счастье корейцы-гастарбайтеры, непонятно каким ветром занесенные к зубопротезной поликлинике в этот час , с трудом привели меня в чувство ,проводили к трамваю и впихнули в него. Остальное помню смутно. Пришла в себя через неделю.
                Так и прошла  неделя в воспоминаньях и уходе за зубиком, который тоже напомнил телерекламу зубной пасты, в  которой после её применения    у бобра осталось всего два зуба, но белоснежных. Точь-в –точь, как у меня. Наступила пятница – ссудный день. Надо идти. Пеньки стали подавать болевые  сигналы. Наступал канун выходных дней. Соседка приободрила меня тем, что посоветовала записаться к молодому ,сильному мужчине – хирургу.
               В маленьком городке, влачащем свое незавидное существование  ,оказалась неплохая зубопротезная поликлиника.  Судорожно вздыхая ,почти всхлипывая, с дрожью  в коленях, переступила её  порог:  чистота и  спокойствие, не слышно стонов ,криков, даже в детском отделении, персонал в чистейшей спецодежде, не заляпанной кровью пациентов. А вот и нужная мне комната -  пыточная с вывеской «Хирургический кабинет». Мужчина-хирург есть, но записи к нему на сегодня нет. Три раз я уходила и три  возвращалась,  так как мысль-заноза точила меня: «Впереди выходные дни».  Феи из регистратуры, сжалившись над старухой с пеньками вместо зубов, отнесли медицинскую  карточку в кабинет. Перед кабинетом сидели очередники. Никто не истерил и не   бесновался, все  спокойно ждали своей очереди. Вот вышел из кабинета посетитель. Внимательно наблюдаю  за ним: явно его не пытали на дыбе.   Следом показался хирург: высокий красавец, с сильными изящными руками, в белоснежном  костюме и таких же белоснежных  полуботинках, с доброжелательным выражением лица. Окинул внимательным взглядом очередь, безошибочно выбрал того, чья очередь подошла, и пригласил в кабинет.  На меня снизошло спокойствие: я выпрямилась, дрожь в коленях прекратилась, челюсть перестала подрагивать.   Спокойно ,друг за другом входили страждущие вырвать зубы вслед за приглашением хирурга посетить  его чертоги  и  выходили оттуда  через пять минут  все также, молча , с прояснившимися глазами, без обмороков и плачей.  Вот «капитан»,- мысленно такую я ему дала кличку – напомнил он  мне в этом белоснежном наряде капитана круизного ,океанского лайнера,-  в очередной раз  появился в дверях и внимательно вопросительно глянул  мне в глаза. Я также, молча, повела своими  бесцветными  глазками , показывая на себя.  Он,  утвердительно кивнул и прошел в кабинет ,я боязливо  на непослушных ногах прошмыгнула  за ним и попала в светлую  операционную комнату.  К моему  удивлению там же находились и две помощницы. Все они сидели за столом и что- то строчили в медицинских  картах. Хирург предложил мне устраиваться в кресле, что  с моей больной ногой было несколько проблематично, пришлось сделать несколько пируэтов   , чтобы взгромоздиться на него.  Никто меня не торопил, не кричал ,все сделали вид , что не замечают моих неуклюжих  попыток.  Успокоенная и умиротворенная я  наконец-то угнездилась на троне операционной зубного кабинета , почувствовала себя принцессой этого миниатюрного государства и  послушно открыла рот, предварительно, попросив врача, не использовать по возможности  молоток. Он ответил с достоинством , что в его  практике не приходилось этого делать никогда. Первый раз в жизни, в кресле зубного  врача, я еще до принятия  средства обезболивания, почувствовала эйфорию и ликование, поняв ,что здесь мне не грозят кары небесные. Ровно через две минуты я через марлевый тампон прошепелявила, а вернее промычала: «М-м –м- ужели ф-ф-фсе?  Наверно это было комично. Он кивнул. Такой счастливой после выхода от зубного хирурга мне еще никогда не приходилось быть, и всплыли из глубин памяти ликующие слова русского классика: « Кричали женщины : «Ура!» и в воздух чепчики бросали!».Оказывается, есть еще на этой земле такие  уникумы – Профессионалы с большой буквы , работающие виртуозно,  на совесть, приносящие людям радость в микромире отдельно взятой стоматологической поликлиники.