Смерти, как и любви, все возрасты покорны...

Зульфико
            Такое пугающее и тяжелое слово – Смерть. Она неотвратима и неизбежна. Тысячи поколений перед нами ушли и мы уйдем. А мы по-прежнему не можем примириться с ней.

            Сразу хочу успокоить моих друзей: со мной все в порядке, в моей голове нет навязчивых идей. Просто захотелось понять, почему мне лично, так сложно принимать уход людей из жизни. А причиной этому стала нелепая и неожиданная смерть мужа подруги, с которой выросли с самого детства на одной улице и с которой, до недавнего времени, делили только радости.

            Ушел мужчина, в самом расцвете лет, отец 4 детей, заботливый и добрый муж, хороший, простой человек. Ушел в тот момент, когда все родные вздохнули спокойно, решив, что в  жизни их семьи наконец-то  остались позади все невзгоды и трудности. А оказывается, самое трудное наступило только сейчас…

            Я знаю и понимаю, что мы все когда-то уйдем. Поздно ли, рано ли, но уйдем. Нам на смену придут другие поколения, и так было, есть и будет всегда. Но почему же так сложно смириться с этим?

            За несколько последних дней я перебрала в памяти всю свою жизнь. Вспомнила всех, кого уже нет на этой земле. И решила об этом написать. Не знаю, плохо ли я делаю, что пишу о Смерти, но не могу не написать об этом. Не поставив вопросов на бумаге, я так и не найду на них ответы…

           Слово «смерть» я услышала еще в раннем детстве. Мой дедушка ушел из жизни за полмесяца до моего первого дня рождения. Дома часто вспоминали и рассказывали о нем. И я знала, что дедушка умер. Но впервые я столкнулась с понятием Смерти чуть позже, уже даже и не помню в каком классе я училась тогда. Помню только, что была еще маленькой. Умер мужчина на соседней улице. Мы с бабулей ходили на похороны. Я стояла в комнате с людьми и видела мужчину в гробу, но страха не было. Тогда я подумала: а что же теперь с ним будет? И не помню, что я сама себе тогда ответила…

           Из раннего детства помню еще одни похороны, вернее, саму процессию. Хоронили мужа бабушкиной подруги, д. Сашу Андрейченко. Я видела, как его дочь, Света, шла с мужем за машиной с гробом и плакала навзрыд. Сейчас уже и Светы нет на этом свете. Тоже ушла молодой…

           В раннем детстве одна потеря была очень неожиданной. Это смерть  директора нашей школы, Савиновой Лидии Ивановны. Я была тогда потрясена  до глубины души и, наверное именно тогда, впервые поняла, что Смерть – безжалостна и неотвратима.

          Какой-то период из жизни не отметился тяжелыми потерями. Люди умирали, но многих из них я не знала, и не было потрясений от этих потерь.

          Война… 1992-1997 гг. Постоянно слышали, что где-то кого-то убили, ранили, изнасиловали и прочие ужасы гражданской войны и временного безвластия. Вернувшись к учебе после нескольких месяцев вынужденных каникул из-за боевых действий, самой страшной новостью стало известие, что  убит наш одноклассник, Шагунбеков Руслан. И что убили его вместе с отцом, матерью и маленьким братиком. А самое ужасное было узнать подробности их смерти. Меня до сих пор от них в дрожь бросает. Вспоминая его, перед глазами встает картина последнего дня в школе, перед тем как нас отправили домой. Римма Яковлевна, учительница по алгебре, объявила, что школа не может обеспечить нашу безопасность и отпускает нас по домам. Он первый закричал «Ура! Каникулы!»… Для него они стали последними… Тогда стало реально страшно! И Смерть стала представляться в виде обкуренного боевика в камуфляже с автоматом в руках.

        Потом был случай со Славиком… Молодой, симпатичный парнишка, ученик 10-го класса, выстрелил себе в голову из самодельного пистолета. Далекий 94-й год. Таких «самоделок» на руках ходило немало в те годы. Зачем он это сделал? Что стало причиной? Этого так никто и не понял. Может любовь, может непонимание со стороны его родных. Мама его, т. Ира, долго простить не могла себе того, что не прочла его записку, которую он сунул ей в руки перед тем, как вышел во двор и пошел в туалет, чтобы сделать то, что собирался. Она смотрела фильм, кажется «Просто Мария» шла тогда на экранах страны. Она прочла записку через несколько минут и выскочила, сломя голову во двор, и именно в тот момент она услышала хлопок от выстрела… Быть может, он эти несколько минут ждал ее,  быть может, хотел чтобы его остановили, но она слишком поздно прочла его прощальное письмо… Т. Иры тоже теперь уже нет с нами. Славик был ее единственным сыном. Зачем он так рано ушел?????????? Вся школа пришла проститься с ним. Никто не мог поверить в это! Буквально за два дня до смерти он отметил свой день рождения, ему исполнилось 15 лет. Он признался в любви девочке, день рождения прошел очень ярко и весело. На похоронах плакали все! Даже не плакали, все рыдали! И  задавали один единственный вопрос: ЗАЧЕМ?

       В те годы случился другой непонятный и нелепый несчастный случай с любимицей всех детишек нашего детского сада: Майей Эгамовной. Она угорела в бане вместе со своей маленькой дочуркой. Она была музыкантом в нашем саду. Майя Эгамовна была такой нежной, хрупкой, красивой и ласковой, что мы все, от мала до велика, просто обожали ее! Смерть опять взяла добрых и хороших людей, не пощадив близких и родных…

       2002 год… Самая сильная боль от потери бывает, когда уходят самые близкие и родные. Для меня этой болью стала смерть моей любимой бабули, Голубевой Марии Антоновны. Я только сейчас понимаю, насколько мне ее не хватает… Не могу об этом писать… Ее глаза, ее руки, ее последние страдания – и мое бесконечное чувство вины, за то, что не берегла ее, не ценила , не была внимательной и заботливой и не осознавала, что другой бабули У МЕНЯ НИКОГДА НЕ БУДЕТ!!!!

      В прошлом году, в апреле, для всех знакомых и меня, в том числе, страшным известием стала смерть подруги моей сестры, Нисо. Девчонку практически измолотил скорый поезд в Подмосковье. От здоровой и молодой женщины осталась одна большая кость. Мы не были с ней близки, но хорошо знали друг друга. Они дружили с сестрой  со школы, она всегда была отзывчивой, доброй и трудолюбивой. У нее осталась дочка-красавица. Эта страшная и безвременная смерть повергла меня в такое депрессивное  состояние, что потом было крайне тяжело выходить из него. Я просто не хотела мириться с этим, мой разум взбунтовался, я не могла принять того, что Бог забрал ее в тот момент, когда у нее стала налаживаться  жизнь. Она купила квартиру у себя дома, и эта поездка на заработки в Россию, по ее словам, должна была стать последней. В октябре она планировала вернуться домой насовсем… Увы, этим планам не суждено было сбыться…

      В субботу, 6 апреля, был год со дня ее гибели, а в воскресенье ночью погибает муж Дилором, моей подруги детства, с чего я и начала свой рассказ. Они наконец-то купили дом, продали квартиру  и уже планировали переезд во «времянку», которую муж закончил на новом месте. Заложили фундамент нового дома, разрушив купленный старенький дом. Саид хотел построить для жены и детей дом-коттедж. Как те коттеджи, которые он строил в России, в Магнитогорске. Уже много лет он ездил на заработки туда. 5-го апреля должен был лететь туда снова, но сдал билет, решив кое-что доделать дома. Ночью поехал в Душанбе проводить братишку в аэропорт, а на обратном пути их машина слетела с дороги. Шофер превысил скорость, на момент аварии она была 180 км/ч. Подушка безопасности чудом спасла шофера, а у Саида она почему-то не сработала. Увидев машину, с трудом можно поверить, что в ней кто-то мог остаться в живых…

          Ушел еще один хороший человек… Смерть забирает лучших… Наверное, таков замысел свыше. Мы здесь плачем, страдаем, а им, быть может, уже хорошо. И, наверное,  им больно видеть, как мы тяжело переживаем их уход здесь, в этом мире. А может все совсем по-другому, я не знаю и никто не знает. И все потому, что оттуда еще никто не возвращался…