Грабители гробниц. Часть 5

Ирина Воропаева
                Исторический роман в пяти частях.

Место действия – Древний Египет (Черная земля).
Время действия – около 1000 лет до н.э., то есть 3000 лет назад,
в конце правления ХХ династии Рамессидов .
*******

                ЧАСТЬ V.               

СОДЕРЖАНИЕ  ЧАСТИ  V:

1. О ты, кто живет и существует…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ПРИЛОЖЕНИЯ.
- Устройство судебной системы.
- Захоронения в окрестностях Фив.
- История создания и обнаружения великого хранилища царей.
- Историческая справка. Рамессиды. В т.ч. дела об ограблении гробниц при Рамсесе IX.
-       Использованная литература.               
*******

1.О ты, кто живет и существует…

             «О все боги на западе от Мемфиса, все боги, правящие на этой священной земле, Осирис, Исида и все великие боги которые на земле от Анхтауи, пошлите мне долгую жизнь…»
             Древнеегипетский текст.

             «Оставь позади все зло и думай о радости, пока не наступит день, когда ты достигнешь гавани в той земле, что любит тишину».
             Из «Песни арфиста». Надписи в гробницах. Среднее царство.
 
             «Хочу свой горшок до самого донышка».
             Древнеегипетская пословица.



             С тех пор прошло несколько месяцев, и вот, ровно на шестнадцатом году правления царя Неферкара-Сетепенра, сына солнца Рамсеса, в руки властей  Уасета неожиданно попалась пойманная с поличным в городе мертвых шайка грабителей гробниц. Это были каменотес Аменпанефер из владений верховного жреца Аменхотепа, далее каменотес Хапиура, а с ними художественный ремесленник Ирамун, крестьянин Аменемхеб, водонос Хамуас, негр-невольник Ахаутинифера и перевозчик Ахауи.

В ходе допроса выяснилось, что захваченные воры - те же люди, которые ограбили пирамиду фараона Себекемсафа (так что фараон все-таки оказался отомщен). Грабители поведали, что «работали» вместе уже четыре года до того, как решились на ограбление этой пирамиды. Несколько ночей подряд они долбили стену и наконец сумели добраться до внутренних, а затем и до подземных покоев.

             «Мы вскрывали их гробы и срывали покровы, в которых они покоились… Мы нашли священную мумию этого царя… На шее у него было множество амулетов и золотых украшений, голова его была покрыта золотой маской; священная мумия этого царя была вся покрыта золотом. Покровы мумии были внутри и снаружи вышиты золотом и серебром и выложены драгоценными камнями. Мы сорвали все золото, которое нашли на священной мумии этого бога, и амулеты, и украшения, и покровы, в которых она покоилась. Мы нашли также супругу царя, и мы сорвали с нее все ценное, что было на ней. Покровы, в которые она была завернута, мы сожгли. Мы украли всю найденную подле них утварь, среди которой были сосуды из золота, серебра, бронзы. Золото, найденное на мумиях этих обоих богов, амулеты, украшения и покровы мы разделили на восемь частей».

             Грабители взяли из гробницы 160 дебенов золота, но в Восточном городе Аменпанефер чем-то обратил на себя внимание стражи. Он был арестован, однако сумел откупиться, дав писцу квартала гавани 20 дебенов золота, и тот отпустил его без лишних разговоров, так что в тюрьму он тогда не попал, - а ведь начальником Восточного города был еще в то время Паусер-Ра, пытавшийся бороться с ограблениями домов вечности.

Если бы в его распоряжении оказались такие свидетели, кто знает, как бы повернулся гончарный круг его судьбы в этом случае… Может быть, он сумел бы доказать свою правоту, и не он, а Паувер-Ра, процветавший и процветающий взяточник и покровитель преступного бизнеса, оказался бы лишенным своего места. «Мы сорвали все золото, которое нашли на священной мумии этого бога…» Но Аменпанефер откупился и бежал.

Бежал он и на этот раз, при новом аресте ( в тюрьме вскоре из 17 схваченных человек остались только четверо), однако ему больше не везло, как раньше. Его вновь схватили через три месяца. К этому времени шайка обчистила гробницу третьего пророка Амона. Воры забрали золоченый гроб, из которого выбросили останки пророка, оставив их валяться в гробнице на полу подобно падали.

Переправившись на остров Амонемипет, они поделили там золото, а ободранный гроб сожгли. Допрос с битьем палками и плетьми по рукам и ногам развязал Аменпанеферу язык. Писец занес в протокол допроса все его  показания. Записал он и брошенную преступником в лицо судьям вызывающую фразу о том, что «многие жители страны воровали, как и мы, и не менее виновны, чем мы!». Да, воровали многие…

             Верховный жрец Амона-Ра Аменхотеп, он же визирь Южной страны, он же верховный судья, вынужден был создать новую следственную комиссию. Были установлены новые факты злостных хищений в городе мертвых.

С тех пор много преступников предстало перед  судом и понесло кару, как Аменпанефер, не первый ограбивший священное жилище богов, но первый из попавшихся. Подвергнутые истязаниям, с отрезанными ушами и носами, грабители гробниц «ставились на дерево» (были забиты до смерти палками?) или ссылались в страну Куш (Нубию) на золотые рудники.

Жрецы, писцы, каменщики, перевозчики, пастухи… Вся эта человеческая мелочь (никто крупнее и значительнее простолюдинов ни разу не попался) прошла свой скорбный путь от раскопанного лаза в усыпальницу и обретенной там горстки золота до воплей под палками палачей и жалкого остатка жизни в ужасных условиях работы на золотоносных копях в безводных огнедышащих пустынях, где вокруг лишь голые скалы, камни да песок, да огненный глаз великого солнца в неизмеримой высоте бесстрастного неба… 

             Жрец Пенунхеб и четверо его сослуживцев и помощников, Мери старший, его сын Паисем, Семди, Панхар, сняли потянувшее на четыре дебена ожерелье со статуи бога Нефертума в храме.

             Схваченные злоумышленники – Бухаф и его сообщники сознались в кражах в гробницах и показали, что на добытые средства приобрели себе поля, зерно, ткани и рабов.

             Жрецы, писцы и погонщики волов ограбили «Золотой дом» фараона Усермаатра Сетепенра (Рамсеса II), про который известно, что создан он был когда-то с поистине царским размахом, - двери его были изваяны из великолепного гранита с острова Абу (Слонового острова), а створки их, покрытые золотом , запирались медными засовами.

Не помогли гранитные двери и медные засовы. Четверо воров во главе со жрецом Каукером наведывались в «Золотой дом» несколько раз, вынося из него ценности, но потом поссорились  с одним из своих сообщников, каким-то пастухом, который решил, что ему (какая знакомая деталь!) мало заплатили, и тем самым выдали себя некоему писцу царских документов Сетимесу, подслушавшему их ссору, однако купили свою свободу и его молчание, -  за золото, разумеется. Сетимес обошелся им недорого – всего четыре кита драгоценного нестареющего металла. 

В это время другой жрец, Тутуи, также имевший по долгу службы некоторое отношение к «Золотому дому», продолжил ограбление этого золотоносного места, вместе со своим коллегой жрецом Несиамоном добравшись до небесных врат и взяв то, что сумел унести, а остальное предав огню.

Воры часто уничтожали тяжелую неподъемную мебель и прочую неудобную для переносок утварь, а также  и сами останки, не желая оставлять  все это кому-либо другому или заметая таким грубым способом свои следы.

Воры любили брать из гробниц ювелирные украшения, сдирали с гробов и погребальных пелен золотую фольгу, забирали кувшинчики с ароматическими маслами и наркотическими средствами (в частности, им нередко попадались среди прочих лекарственных и благовонных снадобий глиняные горшочки с характерным лепным изображением макового цветка на горлышке, содержавшие импортировавшийся во все страны средиземноморского региона  опиум с островной родины кровожадного чудовища Минотавра, - это зелье, помимо всего прочего, оставлялось в вечных домах  для употребления его усопшими, видно, пристрастившимися  к нему при жизни).

             Административные лица привлекали к ответу неожиданно разбогатевших бедных людей, подозревая их в причастности к ограблениям гробниц. Правда, допросы не всегда бывали результативными, как , например, в деле горожанина Панехси и его жены Аринефер.

Судья задал женщине вопрос, откуда ее муж принес однажды в дом столько серебра, что хватило на покупку рабов, однако она уверенно отвечала, что никакого серебра в глаза не видела, и что муж ездил-де на заработки («он приобрел их, т.е. рабов, когда был далеко»), а сама она продавала якобы зерно в голодный год («год гиен», как она сказала), и вырученного за зерно серебра хватило на то, чтобы расплатиться с долгами (ее муж Панехси уплатил по счету какому-то Себекемсафу, о чем и стало известно суду).

             Одним словом, стражники вроде бы не дремали, тюрьмы не пустовали, судьи выполняли свои обязанности, визирь утверждал приговоры. Однако действия властей, при всем их видимом старании и вроде бы непритворном усердии, не приводили к тому желанному результату, которого они тщились добиться, - к прекращению грабежей в городе мертвых.

             Прошло еще два года, сын солнца Рамсес «поднялся к небесам; он присоединился к солнцу, божественный царь воссоединился с тем, кто зачал его». (Примерно в таких выражениях принято было говорить о смерти сильных мира сего.)

Умерший в Пер-Рамсесе, он по обычаю правящего дома был тем не менее доставлен в Уасет и погребен на царском кладбище, в сердце гор западного берега, в скальной гробнице, высеченной и украшенной еще до его кончины. Его сын и наследник, также носивший родовое имя  Рамсес (Рамсес X), увенчался на соответствующей церемонии пред ликом бога Амона  двойной короной и взял себе царское имя Хепермаатр. Именно в его царствование, продолжавшееся 10 лет (тогда как его земной отец царил 18), пришлось разбираться с ограблением «Золотого дома» Рамсеса II, а также с подобным же несчастьем, случившимся с гробницей его супруги и с гробницами царей Менмаатра, сына солнца Сети (Сети I) и царя Небмаатра, сына солнца Аменхотепа (Аменхотепа III Великолепного).

Вечное жилище Рамсеса II находилось в ущелье, где хоронили царей начиная с Аменхотепа I, в его северном конце; гробница Сети I - в прилегающем к главному руслу ущелья отростке, ориентированном примерно на восток, рядом с гробницей Рамсеса I, а Аменхотеп III выбрал для себя когда-то удаленное место в западной узкой расщелине (ее еще называют Долиной обезьян), где рядом с ним позднее упокоился фараон-узурпатор Эйе, начавший свою карьеру как визирь его сына Аменхотепа-Эхнатона и, вероятнее всего, последовательно спихнувший с престола двух зятьев Эхнатона, внуков Аменхотепа III, Сменкхару и Тутанхамона, чтобы, сочетавшись браком с дочерью царя Анхесенпаамон, самому взойти на львиный престол в образе бога Гора.

Женские же гробницы  находились далеко от Долины царей, в южном конце равнины. Впрочем, расположение гробниц и их соседство между собою никакого значения не имело. По каким-то им одним ведомым причинам воры выбирали то одну гробницу, то другую и то наспех и кое-как, то постепенно и методично забирали принадлежавшие погребенным в них царям ценности, грубо тревожа священные останки и снимая с них амулеты и украшения также, как вытаскивали ожерелья и браслеты из находящихся в хранилищах ларцов и шкатулок.

«Мы сорвали все золото, которое нашли на священной мумии этого бога…» 

Вначале, как можно заметить, обчистили особенно богатые захоронения – и Рамсес II, и Сети I, и Аменхотеп III правили долго и имели при жизни несметные сокровища, частью которых одарили своих близких, а часть(вероятно, львиную) взяли с собою в свои огромные и роскошные усыпальницы, равных которым еще поискать… Похоже, воры были достаточно грамотными и знали, кого нужно грабить в первую очередь, чтобы опередить других охотников за наживой.
             Интересная деталь: некие грабители украли однажды носилки верховного жреца Рамсеснахта, не так давно поселившегося в своем роскошном пер хех, доме вечности, - Рамсеснахта, отца ныне здравствовавшего и по ему одному известной причине не слишком стремившегося навести порядок в городе мертвых верховного жреца Аменхотепа, великого визиря, верховного судьи, фактического правителя Южной страны, повелевшего изваять себя  на памятных рельефах одного роста с фараоном, сыном солнца Рамсесом. Может быть, нечто вроде возмездия все же существует еще на этом свете?

             …Шел пятый год правления Властелина Двух стран Хепермаатра, сына солнца Рамсеса (Рамсеса X). По кремнистой, раскаленной солнцем дороге, «Дороге, ведущей туда, где садится Ра», которая тянулась от  набережных Западного города к большим поминальным царским храмам у стены высоких гор в глубине долины, мимо отстроенных из кирпича наподобие усадеб богатых гробниц, с входными наклонными башнями и многочисленными постройками внутри оград, - по этой самой знаменитой дороге пылила на небольшой скорости колесница, запряженная двумя лошадьми. Два ее больших деревянных колеса, подбитых кожей, с четырьмя спицами каждое, подпрыгивали на неровностях избитого пути.

Колесницей стоя правил молодой человек лет 17-18-ти, одетый в одну белую льняную юбку и бритый, как это положено было жрецам, но обутый в кожаные сандалии – несомненный признак зажиточности. Потряхивая вожжами и помахивая хлыстом, он кричал на лошадей, то и дело сбивая их с ритма, из-за чего колесница то ехала ровно, то рыскала в стороны, благо встречных  и попутчиков на дороге было немного, так что вероятность столкновения с другими повозками практически равнялась нулю. Лошади храпели, косили огненными глазами и роняли себе под ноги белую пену.

- С тобой ехать невозможно, Амени! – воскликнул наконец, выведенный из терпения таким способом езды, высокий широкоплечий мужчина средних лет, стоявший в колеснице рядом с молодым человеком, - Отдай вожжи!
- Папа, не будь таким занудой, - промурлыкал, дурачась, Амени, - Ты же знаешь, я прекрасно умею править.
- Так вот и покажи, как ты умеешь править, а то меня сейчас стошнит от такой тряски. И зачем я тебе подарил эту колесницу, надо было себе оставить!
- У тебя есть своя, к чему тебе еще! А я и сам могу себе купить…
- Может он, - фыркнул его пассажир.

- Кстати, отец, я хочу подарить Хнумит новое ожерелье. Только не дешевку, а покрасивее и подороже…
- Мало у нее ожерелий…
- Моя жена беременна, понимаешь.
- Ну и что? Моя жена тоже беременна.
- Мама опять беременна? – переспросил Амени, озадаченно посмотрев на произнесшего эти слова человека.
- А что тебя так удивляет? Мы с нею еще не старики какие-нибудь, и этот ребенок будет у нее всего-то четвертым, считая и тебя тоже. Правда, я думаю, мы на этом все же остановимся. Этого родит, а потом пусть внуков нянчит, раз уж на то пошло… А ну-ка!

             Воспользовавшись замешательством своего юного собеседника, мужчина вдруг резким движением вырвал вожжи у него из рук и подхлестнул  лошадей, пустив их вскачь.
- Держись, мальчик! Сейчас я тебе покажу, как надо ездить!

             Лошади, сбитые с толку безобразной манерой управления, продемонстрированной Амени, почувствовав наконец крепкую руку, встряхнулись и понеслись вперед. Сначала они мчались прямо к храму с огромными, засаженными деревьями террасами и пологими длинными спусками с каждой из них, а затем, повинуясь вознице, свернули левее и вскоре ворвались, как вихрь, на узкую улочку поселка с низкими, практически одинаковыми маленькими кирпичными домами, окруженными невысокими, кирпичными же заборами.

-     Ну и что, - пожал плечами Амени в ответ на обращенный к нему, полный превосходства взгляд старшего, после того, как тот придержал лошадей, пустив их далее шагом, - Подумаешь! Я тоже так умею. Просто я не хотел торопиться, вот и все. Мы не так уж часто ездим куда-нибудь вместе. 
- Ах, вот в чем дело. Значит, ты еще глупее, чем я думал.
- Это почему же? – обиженно спросил Амени, - Я говорю, что рад с ним побыть, а он мне говорит, что я дурак... Ну и ну!

             Мужчина обнял его за плечи и на миг прижался лбом к его голове.
- Не сердись, - сказал он ласково, - Я хотел сказать, что мы видимся достаточно часто для того, чтобы не мучить лошадей и самим не мучаться, глотая дорожную пыль. У тебя в доме или в доме у твоего дяди посидеть гораздо приятнее. Кстати, он хвалил тебя. Говорит, ты будешь отменным лекарем.

- Я уже им стал. Я ведь вылечил мою жену.
- У нее всего лишь царапина была на ноге.
- Да, царапина, и так зажила, что и следа не осталось. Ох, если б не эта царапина, я никогда бы не увидел ее ножки и не влюбился бы… Ведь она оцарапала ногу выше колена! С ума сойти можно!
- Наверное, ты ей царапину поцелуями лечил, вот она так быстро и зажила. А мы-то и вправду думали, что ты ждешь Тамит. Ведь ты столько лет уверял всех, что женишься только на ней. И вот теперь, когда она выросла наконец…

- Я не лгал,  я сам так думал. Тамит такая милашка. Но Хнумит и ее ножки… Хорошо, что ее родные не противились и отдали мне ее почти сразу же.
- Еще бы им ее не отдать после тех подарков, что я им отнес.
- Спасибо. А что касается того, что ты будто бы собираешься посидеть у меня в гостях, так ведь это все враки. У тебя всегда сто дел, и ни одно не ждет. И к Рамсеснахту, небось, поедешь…
- Старик разболелся, надо съездить, навестить. Если б дети его не огорчали, он, может, и подольше бы протянул, а так кто знает, сколько ему еще осталось … Один позволил съесть себя крокодилам, а другой связался с этой нищенкой из Сет-Маат.
- Зато дочка стала женой моего дяди, и вполне счастлива.
- Да, это, конечно, удача, но единственная.

- Да что плохого в том, что Рамос женился на бедной?
- У этой бедной девушки столько бедных родственников, и все есть хотят, а ведь на всех не напасешься. На такую ораву никакого золота не хватит…
- Рамос говорит, что она с огоньком, да и имя у нее подходящее – Любимица Ра.
- А характер скверный, по себе знаю. Мы бы с твоей матерью тоже расстроились, если б ты выбрал себе что-нибудь подобное.
- Рамос говорит, что у них все началось с того, что он ее изнасиловал …
- О!
- …подкараулив как-то одну на горном перевале. Был ясный день, палило солнце, и она брыкалась и царапалась.
- Вот это начало так начало.
- А потом он подошел к ней во время работы в долине и позвал на свидание. И она пришла.
- Понравилось, значит.
- Наверное. Рамос говорит, что в тот первый раз она отбивалась как бешеная. А знаешь, куда он ее позвал?
- Понятия не имею.
- В город мертвых, в один разоренный заброшенный пер хех.
- Ну конечно, куда же еще.

- И с тех пор они там и встречались, по ночам, и занимались любовью среди пыли, песка и костей. Светила луна, и выли шакалы. Представляешь?
- Представляю. Слава богам, что тебе приглянулась Хнумит. Она девочка славная. И раз уж она собирается подарить тебе ребенка, то придется подарить ей дорогое ожерелье. Только сначала его надо добыть.

- Ты уже  наметил, где? – живо спросил Амени, и глаза у него заблестели.
- В общем, да. Теперь, когда у нас есть планы долины, это стало гораздо проще делать. Только соперники вот больно серьезные, ну да мы их уже не раз обставляли…
- А меня возьмешь с собою?
- Ты же знаешь, я пообещал твоей матери, что…
- А мы ей не скажем, как и в прошлый раз, а она допытываться  и не будет. Она же никогда не пристает к тебе с расспросами и всем знакомым говорит, что ты торговец. И я тоже так говорю.
- Странно, что ты, такой болтун, не растрепал правду обо мне по всему свету.
- Я болтун, может быть, но я же умный болтун.
- Да, вероятно, это так…

             В это время колесница остановилась перед одним из домов, у самых ворот. Амени немедленно соскочил на землю и побежал во дворик и в дом, крича при этом:
- Хнумит, детка, радость моя, мы приехали!

             Пока старший ездок заводил лошадей в ворота, Амени успел побывать внутри дома и вышел оттуда в сопровождении двух юных девушек, постарше и помладше. Одетые в одинаковые белые платья, с яркими украшениями в черных волосах, они напоминали двух сестер, и обе были так прелестны, что, при взгляде на них, у всех без исключение возникало одно-единственное желание, - жить и радоваться жизни.
            «Оставь позади все зло и думай о радости…»

- Моя старая любовь нас навестила, - объяснил юноша, показывая на младшую.
             Младшая девушка, смеясь, подбежала к его спутнику и повисла у него на шее.
- Добро пожаловать! Как я рада тебя видеть, дядя! А что ты мне привез?
- Не что, а кого. Твоего двоюродного брата. Без меня он бы вряд ли сюда скоро доехал, разве что к вечеру.
- Я его и так вижу через день. К тому же он мне изменил, и я на него сердита.
- Сильно? – спросил ее Амени, улыбаясь.
- Еще бы!
- Не сердись, найдешь себе кого-нибудь получше меня, - и Амени поцеловал ее в щеку, после чего принялся целовать свою юную жену и больше уже не отвлекался от этого восхитительного занятия ради участия в разговоре.

- Я так привыкла к мысли, что навсегда останусь в нашей семье, - продолжала между тем Тамит, отворачиваясь от него и с этого момента обращаясь  только к его спутнику, - А теперь мне на самом деле придется искать другого жениха и уходить за ним в чужой дом. Бедная, я бедная…
- Да уж, моих сыновей тебе не дождаться, они слишком малы для такой взрослой девушки, - покачал головой человек, которого Амени называл отцом, а Тамит дядей, помогая слуге (в этом маленьком, скромном с виду домике имелись слуги) позаботиться о лошадях, - А других женихов у нас больше нет. Самому мне на тебе жениться, что ли?
- А я бы за вас пошла, - кокетливо наклонив головку и лукаво блестя глазками, объявила девушка, и по ее тону было не очень понятно, говорит ли она в шутку, подобно своему старшему собеседнику, или же всерьез.

- А что бы сказал на это твой отец? Я ведь стар для тебя.
- Отец меня любит и не будет противиться моему желанию. А  вы еще совсем и не старый, сильный и красивый.
- А что бы сказала на это твоя тетя?
- Она тоже меня любит, она все поймет и простит. И мы все будем счастливы вместе.
- Ты в этом так уверена?
- И потом, вы ведь человек богатый. У вас и дом с садом, и хлебные поля, и финиковые рощи, и лошади, и рабы. Вы можете иметь столько жен, сколько захотите.
- Как у тебя все складно получается! Опасно иметь с тобой дело, ты, наверное, любого убедишь в чем захочешь. Не знаю, не знаю, все не так просто, как кажется, тут есть о чем подумать… Твоя тетя один раз уже чуть не выгнала меня из дому.
- Правда? Я ничего об этом не знала. А как это произошло?
- Как произошло, так и произошло, не задавай слишком много вопросов. Главное, что хорошо закончилось. Так что выбирай-ка ты себе в мужья кого-нибудь кроме меня…

             Эти слова были произнесены вполне добродушным тоном, как и прежде, однако и твердость в них тоже прозвучала, - вкупе со спокойной уверенностью, не оставляющей ровным счетом никаких надежд.

-    Как обидно, - пробормотала Тамит, прекрасно уловив последнее обстоятельство, затем вздохнула с плохо скрытым разочарованием и обиженно отвернулась, - Я вам, видно, не нравлюсь, потому вы так и говорите, вот что.

             Он улыбнулся и потрепал ее по нежной щечке.
-    Ну, ну, не расстраивайся. Ты очень привлекательна, ты всем нравишься, и мне не меньше, чем другим. Но чудо, как известно, если и случается, то лишь единожды, так что рисковать я не могу, - второй раз может и не повезти. А это очень серьезно, девочка, поверь мне… Эй, хозяева! Хватит миловаться. Приглашайте гостей в дом, нужно отдохнуть и перекусить, у меня и вправду еще много дел сегодня.
             И он отошел от нее.

             Тамит, оставшись одна, вздохнула еще раз и даже как будто слегка разозлилась и надулась, и сжала маленькие кулачки, и топнула маленькой ножкой, однако тут же, пожав плечами, сменила гнев на милость и побежала вслед за направившимся к входным дверям в обществе Амени и его жены мужчиной.

- Как скажете, как скажете, - щебетала она при этом, -  Видите, я умею быть и послушной, так что не сердитесь на меня слишком сильно. Вы ведь не сразу отправитесь по этим своим делам? Уж раз подарка не привезли, да еще и жениться не хотите, так хоть побудьте немного с нами, расскажите что-нибудь. Я очень люблю ваши рассказы. Расскажите ту историю о войне, когда фараон повел свое войско в бой, размахивая отрубленным лошадиным хвостом… А я буду сидеть рядом с вами, как в детстве, и ни разу вас не перебью, обещаю. Хорошо, дядя Амонхау? …
               
- …Ты должен уйти от нас, Амонхау, - сказала Таимхотеп, - Я не могу жить с человеком, который ограбил гробницу моего отца. Ты должен уйти от нас.
             И она заплакала.
             Амонхау почувствовал себя так, будто внутри у него что-то оборвалось. Приговор был произнесен, спорить или умолять казалось бесполезно. Несколько минут прошло в молчании. Таимхотеп, отвернувшись, продолжала плакать.
- Хорошо, - сказал Амонхау, - Я уйду. Прости меня, Таимхотеп.
             Он встал и направился к воротам.

             Однако его решительное резкое движение будто пробудило ее ото сна, заставив встрепенуться, - видно, она слегка подзабыла, каким он может быть упорным и настойчивым в критические переломные минуты жизни. Когда он был уже на середине двора, она окончательно поняла, что он действительно уходит, уходит прямо сейчас, и тогда вдруг вскочила и быстро догнала его.

- Ты так и уйдешь? – вырвалось у нее, и вслед за тем она воскликнула, - Но твои вещи… Они все в доме. Возьми их. А сам дом, а все это… - она сделала жест рукой в сторону, указывая на преображенную, ухоженную усадьбу, -  Здесь ведь теперь все принадлежит тебе. Почему же ты уходишь с пустыми руками?
- Мне ничего не нужно, - сказал он, замедлив на мгновение шаг, - Дом твой. Был твоим и остался твоим. И это все я делал тоже для тебя.

             Он пересек двор (она торопливо шла за ним, даже скорее бежала, стараясь не отстать от размашисто шагавшего мужчины), и, достигнув ворот,  взялся здоровой рукой за кольцо, чтобы открыть створку. Она тоже взялась за кольцо вместе с ним, - то ли для того, чтобы помочь ему распахнуть ворота, то ли, напротив, для того, чтобы отсрочить его уход еще на минуту. Он остановился и взглянул на нее.

- У тебя сын, тебе нужно растить его. У тебя будет еще один ребенок… Все, что есть в доме, должно принадлежать тебе… И… Если ты позволишь, я позабочусь о вас.
- Принесешь нам золота, украденного из дома вечности?
- Детей нельзя заставлять голодать, - произнес он, глядя ей в глаза, - Живые важнее мертвых. Мертвым достаточно изображения пищи на памятной плите, а живые едят только настоящий хлеб и пьют только настоящее пиво. Я очень хотел сделать так, чтобы тебе и твоему сыну было хорошо. Я очень люблю вас. Берегите себя.

             Он потянул кольцо на себя, намереваясь открыть ворота и выйти на улицу, но она тут же нажала на кольцо и не позволила ему этого сделать. Створка хлопнула и осталась закрытой.
- Ты нездоров. Куда ты пойдешь со сломанной рукой, без вещей, без всего?
- Рука – это ведь временно, скоро заживет. Я-то уж не пропаду, Таимхотеп.
- Да, - сказала она, - Я знаю, что ты не пропадешь. И ты должен уйти. А я должна тебя отпустить.

             Но, сказав так, она, вопреки своим собственным словам, повернулась, прислонилась спиной к воротам и встала перед ним, преграждая ему путь, а потом вскинула голову и вытерла обеими руками мокрое от слез лицо.
- Покой мертвых нарушать нельзя… Только я еще живая. И я тоже люблю тебя.  Я очень люблю тебя.

             Она стремительно подалась вперед, обняла его (крепко, изо всех сил, чтобы не вырвался), - и улыбнулась.
- Пусть мой горшок будет моим до самого донышка…

             Улыбка на ее заплаканном лице выглядела подобно лучу солнца после дождя.
             Впрочем, дожди в Черной земле – редкость, особенно в верховьях Великой реки, где климат засушлив и зноен, так что осадки выпадают разве что в местах, расположенных ближе к морю, ведь там  воздух более влажен, и испарения морской воды собираются в тучи над побережьем. Когда однажды во время похода в стране Ретену солдаты фараона Менхеперра, сына солнца Джехутимоса (Тутмоса III) попали под ливень, многие из них, ничего подобного не встречавшие во всю свою жизнь, были так поражены, что кричали:
-   Река льется с неба!               

                Конец пятой части.

                ******
                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.    

             «Кланяюсь вам, о боги и богини, владыки неба и земли и океана. Велики шаги ваши в ладье миллионов лет, рядом с вашим отцом Ра, чье сердце радуется, когда он видит ваше совершенство, дарующее счастье Возлюбленной Земле, Тамери…»
             Молитва Рамзеса III. Большой папирус Харриса.

             «Для них (для богов) жизнь- лишь краткий миг».
Поучение царя Хети (Ахтоя IV), правившего в  городе Хинсу (Гераклеополь), своему наследнику Мерикара.



             … А далее, примерно лет за двадцать-двадцать пять, были разграблены все гробницы западного берега, где покоились и цари, и вельможи, и жрецы, и горожане- без разбора.

             Если говорить о царях, то повезло очень немногим. Только одна гробница, маленький (всего из трех камер) пер хех маленького царя Тутанхамона, погибшего в юном возрасте, почему-то осталась почти нетронута. Наши современники до сих пор гадают, что же ее уберегло от тотального разграбления, постигшего прочие дома вечности, – проклятие особой магической силы, специально разлитая в ней отрава, счастливый случай?

Набальзамированным останкам одного фараона, Аменхотепа II, позволили, как и прежде, почивать в его гробу, не тронув погребальные пелены и засохший венок из цветов мимозы, оставив даже рядом с мертвым царем его любимое оружие -  лук, правда, все-таки тщательно ограбив при этом  его гробницу.

Тело Аменхотепа I забинтовали вновь после ограбления с точностью и аккуратностью, которые выдавали, во-первых, высокий профессионализм исполнения, а во-вторых, наводили на соображения о том, что покойник все же пользовался у грабителей немалым уважением.

Зато в черепе Рамсеса V на всякий случай сделали дырку, чтобы убить покойника еще раз после смерти и помешать ему мстить своим новоявленным врагам.

             Золото, золото и еще раз золото. Золото в виде украшений и амулетов, золото в виде слитков, в которые переплавляли тонкие пластины и погребальные маски, золото белое, желтое и розоватое, золото в соединении с медью, железом и серебром, золото…

Сколько его было там, в подземных чертогах, теперь уже никто не знает и не узнает никогда. Много, должно быть, очень много. Грабежи помогли кому-то разбогатеть и безбедно прожить остаток жизни, обеспечив детей и внуков, а кого-то привели на плаху или на каторгу. Но время прошло, и в целом ничего не изменилось для страны от того, что кто-то расхитил сокровища, положенные кем-то в чьи-то гробы в оны дни.

Однажды, когда власти уже окончательно бросили бороться с воровством на кладбищах и больше не видели смысла в охране гробниц, жрецы собрали ограбленные и оскверненные останки великих владык и спрятали их в пещерах среди голых скал. Тела божественных  царей, повелевавших строить для себя дома вечности (какой титанический и напрасный труд тысяч людей!), оказались сваленными в одну общую могилу.

Злые «годы гиен» следовали один за другим с печальной регулярностью. Наконец былое величие Черной земли кануло  в прошлое безвозвратно, пески пустынь засыпали великие храмы и целые города, замели каналы и озера.

Умерли старые боги. Спел свою странную песню на заре один из полуразрушенных колоссов на заливной долине перед размытым разливами дворцом царской души. Люди разучились читать старинные надписи на старинных стелах и стенах полуразрушенных величественных зданий, и не было больше мудрых жрецов, чтобы научить их этому снова.

Забылись прежние названия городов, гор и долин; их заменили новые, но забылись и они. Давно пустующие рукотворные ходы в скалах поделили меж собою отшельники-монахи, разбойники, ползучие гады да летучие мыши.

На холмах, источенных пещерами древних погребений, выросли вперемешку с гробницами жилые поселки. В усыпальницах царевен и цариц, нежно сияющих розовыми и бирюзовыми красками, разместились конюшни и стойла для ослов.

             Что же осталось? Остались легенды. Легенды о прежних богатствах прежних царей, о тайниках великих пирамид, о пещерах, полных удивительных драгоценных изделий, - о заколдованных пещерах среди безжизненных гор, отворявших свои двери на обращенное к ним, обладающее магической силой тайное слово, известное только промышляющим разбоем злодеям и убийцам… Легенды пережили время, в которое родились, и сохранились среди людей, неоднократно записанные и перезаписанные или просто передаваемые из уст в уста.

             Потом прошли тысячелетия (как легко это сказать и как трудно себе представить!), и вот – новый поворот все того же гончарного круга.

Давным –давно уже люди знали не Великую зелень, но Красное море, не Черную землю - Египет, не Великую реку Хапи - Нил, не Хут-Уарет времен гиксосов – Телль-эль-Даба, не Пер-Рамсес времен Рамессидов – Кантир, не Танис – Сан-эль-Хаггар;
не Анкх-Тауи (или крепость Белая стена, Инбу-Хедж, или Хет-ка-Пта, Палата души бога Птаха) и даже не Мемфис – Каир; не Ростау, Небесные врата – Гизу;
не прекрасный Ахетатон, Горизонт Атона – пустынную Телль-эль- Амарну;
не Фивы, пусть даже и стовратные (а тем более не Опет или Уасет) – Луксор,
в окрестностях же Луксора на восточном берегу не Пер Анкх бога Амона-Ра, Амон Опет Соут, но Карнак;
на западном берегу Мединет –Абу (храм Рамсеса III), Бибран-эль–Харим (Долина цариц), холмы Шейх-Абд-эль Курна и Курнет Мураи (усыпальницы знати), Дейр-эль-Медина (что значит «монастырь города», бывший когда-то поселком рабочих Сет-Маат),  Дра-Абу-эль-Нага (северный  древний царский город мертвых, вернее, то, что от него осталось), Эль-Асасиф со своими странными усыпальницами в виде усадеб и кладбищем для бедных с  общими ямами, Дейр-эль-Бахари ( в переводе «северный монастырь», ибо здесь успели пожить и христианские монахи), а когда-то прежде храм ка (души) самовластной Хатшепсут, раскинувший свои террасы под отвесными уступами высокой известняковой скалы, - и за храмом Хатшепсут в глубине старого вади (высохшего русла реки), осененная горой-пирамидой Эль-Хох («рог»), сама Бибран-эль-Молюк  - легендарная Долина царей.

             Но  стараниями любознательных путешественников и самоотверженными усилиями ученых были вновь прочитаны когда-то нанесенные резцами мастеров на каменные плиты и статуи загадочные красивые знаки, и старые чудесные были обрели свой голос, и ожило прошлое.

            «Кланяюсь вам, о боги и богини, владыки неба и земли и океана, - велел записать на папирусе могущественный царь, -  Велики шаги ваши в ладье миллионов лет…»

             Давно умолкнувшие мертвецы, великие и малые, даже кости которых сто раз успели рассыпаться в прах, вдруг заговорили и рассказали о своей стране и ее владыках после того, как не было уже на свете ни той, ни других; рассказали о себе, о своей жизни и о своей смерти, о своих деяниях, победах и поражениях, открытиях и заблуждениях, о своих радостях и бедах, размышлениях и чувствах.

            «Я знал тайну божественных слов…» - начертал когда-то мастер Среднего царства на воздвигнутой им каменной стеле. Записанное слово долговечнее и ценнее золота.   

«Те, кто строил из гранита, кто выкладывал усыпальницу в пирамиде… их жертвенные столы пусты, как у несчастных, которые умирают на берегу, не оставив потомства».

«Боги, которые жили прежде, покоились в их пирамидах;
Обожествленные мертвые также похоронены в их пирамидах;
И те, кто построил дома,
Которых больше нет.

Я слышал рассуждения Имхотепа и Хардедефа,
Словами которых так часто говорят люди.
Где их место теперь?
Их стены развалились, и домов их больше нет,
Как если бы их никогда не было».

«Любой человек умирает, его тело обращается в прах, все его современники уходят в землю, и только письмо дает возможность вспомнить об усопшем тому, кто произносит (молитвы об усопшем). Письменный текст дает больше, чем дом строителя или гробницы на Западе. Он лучше, чем возведенная крепость или чем стела в храме».

                Письменный текст лучше,
                чем возведенная крепость
                или чем стела в храме.

                Конец романа.
(2006-2009гг.)
**********************************************************
  
               
                ПРИЛОЖЕНИЕ.

                УСТРОЙСТВО СУДЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
                Администрация:
                Визирь- городской кенбет- джаджат.

- Во главе - визирь (чати).
         Вершил правосудие от имени царя и был напрямую подотчетен ему лично.    
         Был верховным судьей. Его юрисдикция распространялась и на гражданские, и на криминальные дела.
        Он один имел право смертного приговора,
                который должен был утвердить царь.

        Поскольку после Рамсеса Ш реальная власть сосредоточилась в руках  жрецов Амона-Ра, то они стали главнокомандующими армии, великими визирями и верховными судьями.   

-    Местный уровень, подотчетный визирю,  – в каждом городе был совет старейшин, который назывался
         Сару- при Древнем царстве,
         Кенбет- начиная со Среднего царства.

- Постоянно действующий судебный местный орган – джаджат,
                подотчетный кенбету, -
            ответственен за поддержание общественного порядка.
В джаджате регистрировались крупные сделки, заключенные при свидетелях (клятва при свидетелях), брачные договора.

                РАЗДЕЛЕНИЕ  ДЕЛ  ПО ЗНАЧИМОСТИ:
- мелкие правонарушения рассматривались на местах.
- Более серьезные дела передавались в Великий кенбет Мемфиса и Фив.

ЗАКОН:
- Версия: свод законов из 40 свитков (изображение в гробнице Рехмира)
- Однако эти 40 свитков не найдены. В свитках на картине визиря Рехмиры видят 40 кнутов – символы наказания.
- Приговоры считались сходящими с неба.
- разделение поступков, осуществляющееся по принципу:
                Что фараон любит и Что фараон ненавидит.
- в особо непонятных делах прибегали к оракулу.

НАКАЗАНИЕ:
              Мелкие правонарушения:
- штраф, публичная порка, тюремное заключение (практиковалось в Среднем царстве как наказание для уклоняющихся от трудовой повинности).

              Крупные правонарушения (преступления):
- отсечение конечностей и нанесение других увечий (отрезать нос и уши),
- ссылка на каторжные работы в рудники в Нубию и на Синай,
- принудительная служба в армии рядовыми.

              Смертный приговор выносился редко.
- один из самых тяжких видов преступления: - это РАЗГРАБЛЕНИЕ  ГРОБНИЦ.
НАКАЗАНИЕ: - помимо вышеперечисленных - смертная казнь.
ссылка в Нубию, быть искалеченными, быть поставленными на дерево.
ГИПОТЕЗЫ: предварительно отрезав нос и уши, сажали на кол или забивали палками насмерть, смотря что имелось ввиду под выражением «поставить на дерево». Изображений посаженных на кол не встречено, изображений порок у столба достаточно много.       
**********************************************************

                ОБЗОР ЗАХОРОНЕНИЙ
в окрестностях Луксора Уасет (Фивы), западный берег. Фиванские горы.

                СЕВЕР,
           напротив Карнака, начиная от берега Реки и западнее:

- Дра-Абу-эль-Нага,
                гробницы царей XI, XIII и XVII династий,
                гробницы чиновников Нового царства.
             Вид захоронения: двор, упирающийся в скалы, где высечена гробница, а во дворе памятная пирамида-храм. Последним здесь был похоронен Яхмос Освободитель.
             Напротив Дра-Абу-эль-Нага на границе скал (ближе к реке) –
храм ка Сети I.

- Эль-Асасиф. Частные гробницы периода Рамессидов. Расположены вдоль аллеи, ведущей к храмам в Дейр-эль-Бахри. Они выглядят иначе, чем прочие гробницы: наземные строения , вход – пилоны, далее проход между оградами, далее вход в комплекс.
             Здесь же находятся захоронения бедных – мумии складывали в общую яму, пересыпали песком, а сверху снова укладывали слой, и так далее.

- Дейр-эль-Бахари («Северный монастырь», поскольку в храме располагался одно время монастырь христиан), храмы ка Хатшепсут и Ментухотепа (между Дра-Абу-эль-Нага у подножия и Долиной царей в глубине скал).
Напротив, ближе к реке,  на границе скал храм ка Тутмоса III.

- Холм эль-Хох. Юго-восточная часть Дейр-эль-Бахри. Гробницы знати. Гробницы точно такие же, как на холме Шейх-Абд-эль-Курна.
- В глубине скал за Дейр-эль-Бахари Долина царей (Бибран-эль-Молюк).
Уади, вади – высохшее русло реки. Имеет два рукава.
Второстепенное русло (Долина обезьян), четыре гробницы, в т.ч. Аи (Эйе)           и Аменхотепа III. 

             Вид захоронений: скальные гробницы без двора и декорированного входа, без поминальных часовен и храмов. Храмы ка были вынесены за пределы скал, на границу  предгорья и заливной долины. Над Долиной гора в форме пирамиды (название горы – арабск. Эль-Курна («рог»); была посвящена богине кладбищ  Меритсегер; гору также называли «Вершина»).

             В Долине было всего 62 захоронения, среди них 24 захоронений царей XVIII, XIX, XX династ. (после XX-ой династии в Фивах правили жрецы Амона). Остальные захоронения принадлежат сановникам. Первым здесь был похоронен Аменхотеп I, сын Яхмоса, его гробница не идентифицирована. Может быть, в ней находился тайник № 1 (Великое хранилище царей).

                ЮГ, напротив Луксора
                (напротив старого города Фивы (Уасет, Опет):

- ближе к реке Мединет-Абу, храм ка Рамсеса Ш. Рядом с ним храм Эйе и Хоремхеба.
- Долина цариц (Бибран-эль-Харим). Здесь до великой жены Рамсеса I , Сатре, хоронили принцев и принцесс крови и родственников царя, затем появились гробницы великих цариц. Более 100 захоронений.
- Холм Курнет Мураи. Южная часть некрополя. Гробницы знати Нового царства. Маленькие пирамиды. Частные могилы.

                ЦЕНТР:
- Шейх-Абд-эль-Курна. Гробницы знати (Рехмира).
Гробницы здесь строились со времен Древнего царства до периода Римского господства. Центр некрополя – сам холм Шейх-Абд-эль-Курна.
В современном поселке гробницы находятся вперемешку с жилыми домами. Влажность портит росписи.
- Немного южнее поселение рабочих Дейр-эль-Медина (“монастырь города”-в древних храмах поселка , посвященных Хатхор и Маат, жили христианские монахи). Отсюда через легкодоступный перевал они ходили на работу в Долину царей.

                ГРАНИЦА СКАЛИСТОГО ПРЕДГОРЬЯ И ДОЛИНЫ,
которая заливалась водой реки в сезон разлива - поминальные (заупокойные) храмы царей (Храмы миллионов лет).

                ДОЛИНА, заливное место:
Храм Аменхотепа III (колоссы), был разрушен водами разливов.

**********************************************************
                ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОБНАРУЖЕНИЯ
                ВЕЛИКОГО ХРАНИЛИЩА  ЦАРЕЙ.

                ВСЕ ЦАРСКИЕ ГРОБНИЦЫ В ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ В ФИВАХ
                БЫЛИ ОГРАБЛЕНЫ ПРИМЕРНО ЗА 30 ЛЕТ
             при Рамсесе XI (последний из Рамссидов) и его преемниках.

             Близ Фив есть деревня Гуртех. Ее обитатели грабили Долину царей почти 4 тысячи лет, это наследственные воры в царских гробницах.
             Позднее пустые царские гробницы в скалах называли «сиринги», в них жили христианские отшельники. (Сиринга – греческое слово, обозначающего длинную пастушью свирель).

                ВЕЛИКОЕ ХРАНИЛИЩЕ ЦАРЕЙ:
         Все три тайника открыты в наше время в теч. 20 лет (конец XIX в).
**********************************************************
                ТАЙНИК № 1.  1871-1881г.
                Обнаружен местными ворами в 1871г.
                Выслежен по заданию Каирского музея. Бругш. 1881.

             Пещера в Долине царей (Бибран-эль-Молюк) близ храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. 36 мумий.
             Гипотеза – это гробница первого из царей, захороненных здесь в скале, Аменхотепа I, сына Яхмоса I Освободителя. Однако пещера как гробница
Амнхотепа I до сих пор не идентифицирована наукой, поэтому чаще говорят «о пещере в Дейр-эль-Бахри».

                История создания этого тайника:

При Рамсесе IX (1127-1109, 18 лет правления):
- в 16-й год правления Рамсеса IX возникло уголовное дело об ограблении царских гробниц в Фивах в Долине царей. Разграбление гробницы Собекемсафа и его жены, виновные схвачены и понесли кару.
Царская комиссия обследовала царские гробницы в Долине царей и на севере равнины, в Дра-абуль-Неггра, где находились захоронения царей Среднего царства и XVII династии – скальные гробницы и заупокойные храмы-пирамиды из кирпича-сырца (последним там был похоронен Яхмос Освободитель). Эти гробницы были еще целы.
- в последний 18-й год правления Рамсеса IX при воцарении Рамсеса X были ограблены гробницы Сети I и Рамсеса II.

При Рамсесе X, сыне Рамсеса IX (1109-1099, 10 лет правления):
- 1-й год правления. Расхищение гробницы жены Сети I.
- Далее - Расхищение гробницы Аменхотепа III Великолепного.

Правление Рамсеса X- Рамсеса XI:
- Далее за одно поколение были разграблены все гробницы, только одного фараона, Аменхотепа II, оставили в его гробу вместе с его луком, ограбив при этом и его тело, и гробницу.

Далее:
Правление Херихора и представителей установленной им династии:

ХЕРИХОР, первосвященник Амона, сменил на троне последнего Рамсеса – или XI (по современным данным), или XII(по старым данным Брестеда). Последний Рамсес утратил власть над севером Египта и потому переехал из Таниса в Фивы. Наследники Херихора также правили в Фивах.
- Херихор устроил перезахоронение в прежние гробницы Сети I и Рамсеса II, причем мумии  перебинтовали заново. Видимо, их оставили в их ограбленных гробницах.

ПИНУДЖЕМ I, внук Херихора, правивший в Фивах и только временно, вследствие женитьбы на царевне из дельты, считался правителем объединенного Египта (его наследники уже никогда более не получали царский титул).
- перенос мумий царей в гробницу Сети I (мумии Рамсеса I, Сети I, Рамсеса II и др).

«В 14-й год третьего месяца второго времени года на 6-й день Осирис, царь Усермара (Рамсес II), был перенесен и захоронен в гробнице Осириса, царя Менмаатра (Сети I), верховным жрецом Амона – Пайноджемом».

НАСЛЕДНИКИ ПИНУДЖЕМА Пинуджема I (их было 4 чел.):
- Мумии из гробницы Сети I перенесены в гробницу царицы Инхапи.

ПИНУДЖЕМ II (990-969):
- Царская комиссия  постановила собрать ограбленные, но уцелевшие мумии древних царей и перенести их все в надежное место. В большой тайне это было проделано. Мумии перенесли в пещеру в Долине царей. Эти мумии были без гробов и в неважном состоянии. Писец отметил на гробах новую дату переноса. По отметкам на путешествовавших гробах было выяснено, что их переносили 3 раза.               

В тайнике были:
1 фараон XVII дин.
          Мумия Секененра Храброго, искалеченного в бою (предположительно).
5 фараонов XVIII дин. , в том числе:
         Яхмос I Освободитель.
           Аменхотеп I, сын Яхмоса.
           Тутмос III.
3 фараона XIX дин.
           Рамсес I
           Сети I
           Рамсес II
1 фараон XX дин.
           Рамсес III.
А также: Мумия неизвестного царевича (умершего от яда, в гробу без надписей).
             Последнее пристанище 36 мумий ( по другим данным 40).
- мумии  через 120 лет после их первого ограбления перенесли  в пещеру (возможно, это не идентифицированная гробница Аменхотепа I или даже вновь высеченная пещера), в Долине царей, вблизи храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Здесь они покоились до 1871-1872г.нашей эпохи.

1871-1872 годы нашей эпохи (через 1900 лет после последнего захоронения).
- тайник в Дейр-эль-Бахри обнаружен грабителями. Мумии царей нашли и
      вновь начали грабить, семья потомственных грабителей Абд-эрр-Расул.
      Грабили тайник до тех пор, пока его не обнаружили ученые.

1881 год. Тайник № 1 обнаружен учеными благодаря следствию, предпринятому Каирским музеем. Мумии вывозил в Каир ассистент Масперо (Масперо в это время не было в Египте) – Эмиль Бругш. Анри Масперо, француз - преемник Огюста Мариэтта на посту  Каирского музея древностей.

**********************************************************
                ТАЙНИК № 2. 1898г.
             Обнаружен Виктором Лоре (директор службы Египетских древностей).
Гробница Аменхотепа П. 14 мумий , частично без гробов, в худшем состоянии, чем в тайнике Дэйр-эль-Бахри.

             ТАЙНИК  №2 НАЙДЕН  В 1898 году, через 17 лет после обнаружения тайника № 1.

             Одна из камер гробницы Амонхотепа II в зап. крыле была замурована, за стеной находились мумии царей.
             Рядом с Аменхотепом II, сыном Тутмоса III, в саркофаге лежал  его лук.  Гробница этого царя была ограблена, но мумия сохранилась в гробу нетронутой, с венком из мимозы на шее, с луком, лежавшим рядом с нею, - а затем гробница Аменхотепа II стала хранилищем мумий других царей, которые жрецы тайно перенесли туда, чтобы сохранить – 13 мумий плюс одна мумия самого хозяина. 
В 1898 году хранилище было обнаружено благодаря работе сотрудников Каирского музея, и мумии, и все вещи при них были перевезены в Каир. Аменхотепа II оставили в его саркофаге, гробницу замуровали, но вскоре гробница  была ограблена второй раз в 1902г., причем мумия пострадала, так как ее выбросили из саркофага.

                В тайнике № 2 находились:
Аменхотеп II (хозяин гробницы)
Тутмос IV (18 диннастия)
Аменхотеп III Великолепный (но опознание его мумии под вопросом), (XVIII династия)
Сети П. (XIX дин)
Мернептах (XIX дин)
Саптах (XIX дин)
Сатнах (XX дин)
Рамсес IV (XX0 дин)
Рамсес V
Рамсес VI      
         Эти останки были также перевезены в Каирский музей.
**********************************************************
                ТАЙНИК № 3. 1891год.
             Устроен был позднее организации двух первых тайников, когда еще одна гробница была отведена под мумии  первосвященников Амона (153 мумии).
             Тайник №3 был найден той же семьей грабителей, что и тайник № 1, и выдан ученым одним из этих людей, которого взяли на службу в Каирский музей.

          
                ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
            относительно периода, в который протекает действие романа.         
                РАМЕССИДЫ (XX династия). 1186-1069 г. до н.э.
                ТРЕТИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 1069-664 г. до н.э.

       В конце жизни на Рамсеса III было совершено покушение и вскоре после этого он умер, не дожив до конца следствия над заговорщиками.
       После 30 лет сильного правления Рамсеса III наступил Третий переходный период.  После Рамсеса III правили 8 слабых царей, марионетки в руках жрецов Амона-Ра, которые стали главнокомандующими армии, великими визирями и верховными судьями с одобрения оракула Амона-Ра.

                РАМСЕС IV- Рамсес X
             (с 1153 по 1099 г. до н.э., то есть 1000 лет до н.э.)
             Фивы (ныне Луксор) уже 200 лет не являются резиденцией царей. Цари в них только погребались.

             За время власти Рамессидов все царские гробницы близ Фив (Уасет) были ограблены.

На севере равнины(Дра-абуль-Неггра) – гробницы XI, XIII, XVII династий.
В Долине царей (Бибан-эль-Молюк) было погребено 30 царей XVIII-XXI дин.
Остались не ограбленными в Долине царей только гробницы Тутанхамона и царицы Яххотеп.
Близ Фив есть деревня Гуртех. Ее обитатели грабили Долину царей почти 4 тысячи лет, это наследственные воры в царских гробницах.

       Цари с именами «Рамсес» сменяли друг друга, царство приходило в упадок, власть царя слабела, власть жрецов Амона-Ра усиливалась. Угнетающая картина массовой коррупции.
-     Рамсес IV (1153-1146 г. до н.э.) – сын Рамсеса III/ Правил 7 лет. После него прекратились разработки копей на Синае. Когда Рамзесу IV строили гробницу ,  завалили вход в гробницу Тутанхамона (со времени его смерти прошло около 200 лет).
- Рамсес V (1146-1142 г. до н.э.) – сын Рамсеса IV. Сын Рамсеса V был
               свергнут Рамсесом VI.
- Рамсес VI (1142-1135 г. до н.э.) – узурпатор по боковой линии. При нем в Нубии царил покой и порядок. (Египетский резидент в Нубии Пенно, его гробница сохранилась.)
- Рамсес VII (1135-1129 г.до н.э.)
- Рамсес VIII (1129-1127 г.до н.э.)

                ДЕЛА ОБ ОГРАБЛЕНИИ ГРОБНИЦ,
- Рамсес IX Неферкара-Сетепенра 1127-1109 (18 лет).
ПРИШЕЛ К ВЛАСТИ ЧЕРЕЗ 25-30 ЛЕТ ПОСЛЕ РАМСЕСА III.               
При нем в Эль-Кабе (Нехебте) был еще все тот же верховный жрец, что и при Рамсесе III.

           10-й год правления Рамсеса IX. Награждение жреца Амона-Ра Аменхотепа.      

Верховный жрец Амона в Фивах Аменхотеп – сын верховного жреца Рамсеснахта, занимавшего должность при Рамсесе Ш и Рамсес IV (должность верховного жреца стала передаваться по наследству). Гробница Рамсеснахта была ограблена вскоре после его похорон – воры украли его носилки.

В руках верховного жреца были огромные богатства и власть, храмовое войско. Вопреки традиции, фигура верховного жреца Амона изображалась одного роста с царем, Карнакский храм (10 год его правления).

Косвенные свидетельства «возмущения верховного жреца Амона», взятое из
одного второстепенного судебного дела, - восстание против первосвященника Амона .

               13-й год правления Рамсеса IX.
               ПЕРВОЕ ДЕЛО О ГРАБЕЖЕ ГРОБНИЦ. Паусер-Ра и Паувер-Ра.
Август. Папирус с судебным протоколом обследования разграбленных гробниц и допроса свидетелей.

Ограблениям подверглись гробницы XI, XIII и XVII дин. в северной части равнины (Дра-Абу-эль-Нага).
             Обвинитель – Паусер-Ра (Песер,  Пасер), начальник Восточных Фив (города живых).
По донесению Пасера вышестоящим чиновникам (наместнику области Фив Хаэмуасу) об ограблении  «десяти царских, четырех жриц Амона и нескольких частных» в северной части равнины на западном берегу Нила, где находились скальные гробницы и пирамиды-памятники XI, XIII и XVII династий. Он утверждал, что ограблена в т.ч.гробница Аменхотепа I, покровителя некрополя.
             Обвиняемый – Паувер-ра (Паур-ра, Певер), начальник Западных Фив (города мертвых).
     Ему подчинялись патрули(меджаи), стража.

            Вышестоящее лицо – Хамуас (Хаэмуас), наместник всей области Фив.
            Еще выше стоял визирь, верховный жрец Амона-ра.
Царская комиссия, назначенная по приказанию визиря наместником,  во главе с Паувер-Ра (обвиненным) обследовала царские гробницы в Долине царей близ Дейр-эль-Бахри и на севере равнины, в Дра-Абу- эль-Нага, где находились захоронения царей Среднего царства и XVII династии – скальные гробницы и заупокойные храмы-пирамиды из кирпича-сырца (последним там был похоронен Яхмос Освободитель). Эти гробницы были еще целы. Комиссия установила, что ограблена одна царская гробница и две жриц Амона.
- гробница Аменхотепа I не тронута.
- Гробница возле храма Аменхотепа Ш, где стояла статуя Интефа и стела с изображением его любимых собак (кличка одной Бахика), цела.
- Частично ограблена гробница «Осириса, царя Сехемра-Шедтауи, сына солнца Себекемсафа» и его жены Небхас.
- Пять следующих рядом царских гробниц целы.
- Соседний некрополь певцов и их предков, и простые горожане, - все гробницы были ограблены.

             Виновных в грабеже царской гробницы Себекемсафа схватить в тот раз не удалось. Это был  каменотес  Аменпанефер и его шайка (8 человек).
Каменотес Аменпанефер из владений верховного жреца Аменхотепа (по Пьеру Монте), каменотес Хепи (Хапиура), художественный ремесленник Ирамун, крестьянин Аменемхеб, водонос Хамуас и негр-невольник Эенофер (Ахаутинифера), перевозчик Ахауи и т.п.Они работали вместе уже 4 года и тогда решили ограбить пирамиду Себекемсафа. Аменпанефера схватили было (он чем-то вызвал подозрение у стражи) в восточном городе, но он дал писцу квартала гавани 20 дебенов золотом, и тот отпустил его вместо того, чтобы препроводить к Паусеру-Ра.
             Показания другого свидетеля, медника Пахара и его сообщников, работников верховного жреца Амона-ра, не подтвердились.
             Вывод комиссии:
 «Мы проверили эти великие гробницы, о которых правитель города сказал, что их обокрали медники из крепости Усермаатра Мериамона, и обнаружили, что они целы. Это доказывает, что все слова их ложны.»
             Медника и работников отпустили, Пасера обвинили во лжи.

             Обвинитель пострадал. Пауевер-Ра устроил демонстрацию протеста граждан под его окнами, и Паусер-Ра заявил толпе, что попросит перерасследовать дело через голову наместника (визирь) самого фараона. После этого на другой день был созван суд в храме Амона, и наместник заставил Паусера-Ра председательствовать на нем в качестве судьи, судить самого себя по обвинению в клятвопреступлении и признать себя виновным. Паусер-Ра был удален со своего поста, о нем больше ничего не известно. Пауевер-Ра остается на посту и через 17 лет после этого.
      
           Гипотеза – во главе грабителей стоял сам визирь, для вида судили иногда какого-нибудь каменотеса или медника. Таким образом, попытавшийся защитить захоронения Паусер-Ра выступил против самого визиря и пострадал.

                16-й год правления Рамсеса IX.
                ВТОРОЙ ПРОЦЕСС ПО ДЕЛУ ОБ ОГРАБЛЕНИИ ГРОБНИЦ.
                ШАЙКА АМЕНПАНЕФЕРА.
Грабежи в северной части долины (гробницы XI, XIII и XVII династий).

- Первый этап. Арестована банда грабителей, людей низкого общественного положения, бедняков, - с поличным. В ходе допроса выяснилось, что это те же люди, которые ограбили пирамиду фараона Себекемсафа (так что фараон оказался отомщен).На чем их сцапали на этот раз, Монте не говорит – он говорит, что они взялись за старое.
Каменотес Аменпанефер из владений верховного жреца Аменхотепа (по П. Монте), каменотес Хепи (Хапиура), художественный ремесленник Ирамун, крестьянин Аменемхеб, водонос Хамуас и негр-невольник Эенофер (Ахаутинифера), перевозчик Ахауи.
 
              ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЗДАНА НОВАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ КОМИССИЯ,
      в нее вошли, кроме визиря, царские кравчие, хранители казны, два   
      носителя опахала, писцы и глашатаи. Допросы подтвердили 
      правильность доноса Паусера-Ра два года назад.

Грабителей  хотели перевести из городской тюрьмы в храмовое узилище Амона (так как жрец Амона был и верховным судьей, и визирем, то он и должен был возглавить следствие), но большая часть их уже сбежала, подкупив стражу. Из 17 человек остались 3 человека и один вор из другой шайки. Мать Амонпанефера выслали в Нубию.

- Второй этап. Через три месяца Амонпанефера снова схватили. Он предстал перед судом. К этому времени они ограбили гробницу третьего пророка Амона. Золоченый гроб, из которого выбросили и бросили в гробнице мумию, переправили на остров Амонемипет, там поделили золото, а гроб сожгли.
                Допрос с битьем по рукам и ногам.
                Виновные понесли кару (какую?).
     Варианты- ссылка в Нубию, искалечены, поставлены на дерево.

                О гробнице царя Себекемсафа:
«Она не была похожа на пирамиду и гробницы знатных, которые мы обычно грабили».
«Мы вскрывали их гробы и срывали покровы, в которых они покоились… Мы нашли священную мумию этого царя… На шее у него было множество амулетов и золотых украшений, голова его была покрыта золотой маской; священная мумия этого царя была вся покрыта золотом. Покровы мумии были внутри и снаружи вышиты золотом и серебром и выложены драгоценными камнями. Мы сорвали все золото, которое нашли на священной мумии этого бога, и амулеты, и украшения, и покровы, в которых она покоилась. Мы нашли также супругу царя, и мы сорвали с нее все ценное, что было на ней. Покровы, в которые она была завернута, мы сожгли. Мы украли всю найденную подле них утварь, среди которой были сосуды из золота, серебра, бронзы. Золото, найденное на мумиях этих обоих богов, амулеты, украшения и покровы мы разделили на восемь частей».
 «Многие жители страны воровали, как и мы, и не менее виновны, чем мы!»
               
                ДАЛЕЕ : дела по другим шайкам.

18-й год правления Рамсеса IX(через 3 года после следствия по делу о гробнице Собекемсафа). В этот год Рамсес IX назначил своего сына Рамсеса X своим соправителем.
Грабители перебрались грабить на юг равнины, перейдя в Долину царей.
- дело о расхищении гробниц Сети I и Рамсеса II Великого.
В этом же году Рамсес IX умер (возможно, еще до ограбления упомянутых гробниц).
   
             Рамсес X, сын Рамсеса IX (1109-1099 г. до н.э.)
Разграбление гробниц продолжается.
- Расхищение гробницы жены Сети I.
- Расхищение гробницы Аменхотепа III Великолепного.
- Далее за одно поколение были разграблены все гробницы и осквернены все мумии, которые в них находились, только одного фараона, Аменхотепа II, оставили в его гробу вместе с его луком, ограбив при этом его гробницу.

             Рамзес XI (1099-1069 г. до н.э.). Последний фараон XX династии.
             По последним данным на этом список Рамсесов заканчивается.
По Брестеду – был еще Рамсес XII, но, вероятно, имеется ввиду именно номер 11, поскольку список был позднее уточнен и сокращен.
            Рамсес XI принял власть надо всей страной и начал править  в Пер-Рамсесе (гиксосы – Хут-Уарет, греч. - Аварис, позднее время - Танис), но Пер-Рамсес (Танис) отложился на пятом году его правления, и фараон перебрался в Фивы (Луксор), оказавшиеся отрезанными от моря. Рельефы в храме Амона на дверях с изображением Рамсеса XI и Херихора, далее во дворе там же имя Херихора в царском картуше.
             Затем фараоном стал Херихор (верховный жрец Амона, главнокомандующий, наместник Нубии, основатель династии XXI). Влияние потомков Херихора ограничивалось Фивами ( юг) (жрецы-цари, 200 лет).               
С Херихора начинается линия правителей – жрецов в Фивах. При жизни царя Рамзеса XI  Херихор был фактическим правителем, после его смерти узурпировал престол. Носитель двух видов власти – первосвященник Амона и фараон, т.е. его власть была полной.  Хранитель двойной житницы.

Херихор устроил перезахоронение Сети I и Рамсеса II, причем мумии перебинтовали заново.

Наследник: сын Херихора Пианхи, далее внук Херихора Пинуджем I, не имел царских титулов. Жена Пинуджема I – дочь царя из Таниса. Так Пинуджем I стал царем после смерти отца своей жены и объединил Египет. Правил 40 лет.
Но наследник Пинуджема I вновь утратил  права на Танис (нижний Египет) и остался в Фивах без титула царя. Власть на севере вернулась к танисской линии.
Правители XXI династии озаботились СПАСЕНИЕМ ЦАРСКИХ ОСТАНКОВ.
               
  Время XXI династии - Поздний династический период  1069-664 гг. до н.э.
                (он же Третий переходный период)
                РАЗДЕЛЕНИЕ  ЕГИПТА на север и юг (дуализм).
                Танис-Фивы.
             Власть поделена между визирем Смендесом в Дельте и Пинуджемом I в Фивах.
                Номинально фараонами стали властители Таниса.
                Параллельно:
- Династия XXI север, Танис - наследники Смендеса (Псусенны).
- в то же время - наследники Херихора  удерживали юг (Фивы).
                Беспорядки, голод. Упадок царства.

**********************************************************
                ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Д.Брестед, Б.Турарев. «История Древнего Египта». Минск, Харвест, 2003г.

«Египетская мифология», перевод с английского. Ancient Egypt: Myth & history, 1997г. Издательство «Эксмо» 2004г.

«Мифы народов мира». Энциклопедия. Москва. Советская энциклопедия. 1992.

«Древний Египет». Составитель Алессандро Бонджоанни.
Пер.с ит. М.:Издательсткий дом «Ниола 21 век», 2003.

Т.А.Шеркова. «Рождение ока Гора». Москва. Праксис. 2004г.

Розмари Кларк. «Священные традиции Древнего Египта».
Издательско-торговый дом Гранд. Издательство «Фаир-Пресс». 2002г.

Барбара Мертц. «Древний Египет». Москва, Центрополиграф, 2003г.
Барбара Мертц. «Красная земля. Черная земля».
Москва, Центрополиграф, 2004г.

Пьер Монте. «Эпоха Рамсесов». Москва, Центрополиграф, 2004г.

Джон М.Уайт. «Боги и люди Древнего Египта». Москва, Центрополиграф, 2004г.

Автор-составитель Нестерова А.В. «Памятники Древнего Египта». Серия «Памятники всемирного наследия». Москва. «Вече». 2003г.

Эдуард Шюре. «Великие посвященные.» 1914г.
Репринтное издание. Книга Принтшоп. 1990г.

Ди Трачи Регула. «Мистерии Исиды».
Издательско-торговый дом Гранд. Издательство «Фаир-Пресс». 2000г.

В. Бацалев. «Тайны городов-призраков».  Глава «Фивы в лицах и поступках». Издательство «Вече». Москва 2000г. Серия «Тайны древних цивилизаций».

В.Бацаев, А. Варакин. «Тайны археологии». Глава «Первый город Иерихон». Глава «Родоначальник археологии».
 «Москва. Издательство Вече. 1999г. Серия «Великие тайны».

Эрих фон Деникен. «Глаза сфинкса». Киев. Издательство «София». 2003г.

Р.К.Баландин. «Сто великих богов». Москва. Издательство «Вече». 2003г.
Серия «100 великих».

С.Б. Проскуряков «Строители пирамид из созвездия Большого Пса». Общество «Книга» по инициативе «роса ЛТД» 1992г.

Г.Хэнкок. «Следы богов» Москва. Издательство «Вече» 1998 год.

Георг Эберс. Примечания к роману «Уарда». Издательство «Проф-Пресс» Ростов-на-Дону. 1994г.

К. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые». Санкт-Петербург. 1994г.

И.В. Рак «Легенды и мифы Древнего Египта». «Летний сад» Санкт-Петербург 2001г.

М.Котрелл «Пророчества Тутанхамона» Москва. Эксмо. 2004г. Серия «Тайны древних цивилизаций».