Амазонки

Сергей Шаповалов 2
Амазонки – один из загадочных древних народов. Существовали они на самом деле, или  все истории о женщинах–воительницах – всего лишь красивая легенда? Из трудов древнего историка Страбона (Страбон ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э. — греческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.) нам известно: они вступали в браки с чужеземцами только ради продолжения рода. Мальчиков отдавали на воспитание или убивали, девочек оставляли себе. Поклонялись Аресу и Артемиде, проводя время в битвах. Вооружены они были топорами и луками. Шлемы и одежду шили сами.
 Начнем поиски загадочного народа с обратного отсчета времени, с наших дней. В современном представлении Амазонка - Река в Латинской Америке. Но история Амазонок восходит не к Латинской Америке, конечно же, а к Центральной Азии. О народе амазонок известно много меньше, чем о самом их имени. Так почему полноводная река Южной Америки названа Амазонкой? Кто придумал столь экзотическое имя для крупнейшей водной артерии на Земле? Местные индейцы называют ее «Парана-Танга» - Белая река или  «Парана-Гуасу» - Великая река. Общая длинна Амазонки около семи тысяч километров. Она берет начало на востоке Перу у склонов Западных Кордильер. Вначале течение ее стремительно, с множеством быстрин и водопадов. Вырываясь на равнину, река успокаивается, и в своем неспешном течении добирается до Атлантического океана. Может, кто помнит веселую песенку Киплинга (Джозеф Редьярд Киплинг (англ. Joseph Rudyard Kipling; 30 декабря 1865, Бомбей — 18 января 1936, Лондон) — английский писатель, поэт и новеллист.) в переводе Маршака:
                На далекой Амазонке
                Не бывал я никогда.
                Только "Дон" и "Магдалина" -
                Быстроходные суда -
                Только "Дон" и "Магдалина"
                Ходят по морю туда.

 В 19 веке «Амазонкой» называлась женская одежда для верховой езды. Женщины сидели в специальном седле, перекинув обе ноги на левую сторону. Этот костюм можно наблюдать на картине Карла Брюллова «Всадница».
 И все же название женского костюма, и название американской реки происходит от имени легендарного племени женщин, которые проводили жизнь в битвах и даже, судя по трудам древних историков, создали собственное государство.
 Существует интересное историческое свидетельство: как была открыта река Амазонка. В декабре 1541 года от флота Гансаро Писсаро, младшего, сводного брата знаменитого покорителя Перу отделилась флотилия под предводительством Франциска Де Алерьяно. Экспедиция направлялась вглубь материка для поиска продовольствия. Но мощное течение вынесло экспедицию в русло большой реки. Монах Гаспар Карвахаль, находившийся в составе экспедиции оставил записи  удивительных событий.
 Долго плывя в пойме реки, которую индейцы называли «Мараньен», испанцы начали испытывать страшный голод. Коку пришлось даже варить кожу седел. Вдобавок солдат изводили гнус. Желтая лихорадка косила смельчаков. В таких адских условиях испанцы провели несколько тяжелых дней, не встречая на пути ни единого селения. Наконец озлобленные, голодные, они наткнулись на небольшую прибрежную деревню индейцев. Тут же безжалостно разграбили селение. Но безнаказанно им это не прошло. Далее Гаспар Карвахаль  описывает фантастическую картину: «В июне 1542 года нас атаковал отряд индейцев, во главе которых стояли амазонки»... Монах сошел с ума? Или ему привиделось в бреду желтой лихорадки? Нет! Участники экспедиции и сам Де Арельяно клятвенно подтверждали правдивость летописи. Монах так же пишет, что предводительницы совсем не походили на местных смуглых, низкорослых аборигенов. Женщины отличались высоким ростом, сильные, с белой кожей. Волосы они заплетали в косы и закручивали вокруг головы. Индейские женщины носили иные прически. Карвахаль, возможно, приукрашивает картину боя, но, по его словам, каждая воительница билась, как десять индейцев.
 Конечно же, победа осталась за испанцами, вооруженными стрелковым оружием, в стальных кирасах и прочных шлемах. Индейцы отступили. Однако вид бесстрашных белых воительниц до того взбудоражил испанцев, что Де Арельяно, восхищенный до глубины души их смелостью (и не надо забывать, что он был истинный рыцарь без страха и упрёка — caballero sin miedo ni reproche), решил назвать эту реку – Рекой Амазонок, хотя до того намеревался именовать ее  - Рекой Арельяно.
 Одному из плененных индейцев учинили допрос. Тот рассказал, что эти женщины живут глубоко в джунглях. Чем же они занимаются? Охотой? Земледелием? Нет. Белые женщины господствуют над индейцами: ведут войны, вершат суд, строят каменные дома. А посуда у них сплошь - золотая. Как же они плодятся? – допрашивали испанцы. Пленный ответил, что с индейцами амазонки не живут. К ним приходят белые высокие мужчины из далеких селений. Читая отчет об экспедиции, приходит на ум теория Карлоса де Сигуэнса, который утверждал, что потомки атлантов живут среди индейцев ( Карлос де Сигуэнса и Гонгора (исп. Carlos de Sigenza y Gngora. 14 августа 1645, Мехико — 22 августа 1700, там же). Мексиканский священнослужитель, монах Ордена иезуитов, учёный-универсал, писатель и журналист, первый великий просветитель Новой Испании, основатель первой мексиканской газеты. Был родственником знаменитого испанского поэта Луиса де Гонгора.)
 Арельяно решил, во что бы то ни стало, изловить одну из загадочных амазонок и прислать в подарок испанскому королю. Испанцы вновь отправились на рискованные поиски. Снарядили пироги. Только легкие лодочки могли пройти по запутанным притокам и рукавам реки. Предатель – индеец привел их к селению белокожих женщин. Испанцы попытались захватить одну из женщин, но получили хороший отпор. Арельяно еле удалось унести ноги.
 Впоследствии никто из исследователей больше не встречал следы сего загадочного племени. Они остались только в записях Гаспара  Карвахаля, да в сказаниях местных индейцев.
 Еще существовала одна легенда во времена Великих географических открытий. Легенда рассказывала о чудном, благодатном острове Обрайзел. На этом острове кругом золото, валяется под ногами. А живут на нем только женщины. Его наносили на многих картах времен Колумба. Но мореходы-исследователи никак его не могли обнаружить.
 Однако есть интересная история о путешествии самого Христофора Колумба. Когда, на обратном пути из Америки он проплывал мимо Малых Антильских островов, решил пристать к берегу, чтобы пополнить запасы перстной водой. Но неожиданно его встретило воинственное племя женщин и не позволило высадиться. Ничего не оставалось, как уходить в открытое море и терпеть нужду в перстной воде. Колумб назвал этот архипелаг: «Острова одиннадцати тысяч дев», позднее – «Виргинские острова», что в переводе – «Острова дев». Куда делись эти девы в позднейший период истории – загадка.
 Но откуда появилось само название «амазонки»? Покопаемся в древних языках. По мнению некоторых исследователей: а мазос (без грудей) или а маза – (без ячменя). Названия древние, эллинские. Известно, что в те далекие времена эллины-переселенцы усиленно колонизировали ойкумену. Эллинский язык считался международным. Естественно, все географические (и не только географические) названия  адаптировались под этот язык. Именно в эллинских мифах отводится место женщинам-воительницам без одной груди. В сказаниях утверждается, что девочкам в младенчестве прижигали правую грудь. Иногда это объясняют тем, что грудь мешала стрелять из луку. По другим источникам: от этого рука становилась сильнее. Но если внимательно рассмотреть творения эллинских ваятелей, где изображены многочисленные битвы с амазонками, то нигде не увидим одногрудых воительниц. Все амазонки без изъяна.
 Как же в эллинском мире мог возникнуть миф об амазонках? Не взялся же он с пустого места. Стоит вспомнить, что представляло собой общество эллинов. Весьма патриархальное. Мужчины доминируют над женщинами в правах. Женщина: любящая  мать, покорная супруга – все! Ни какого участия в политической жизни. Женщина с оружием – ненормально и неестественно. Оружие разрешено носить только богиням: Афине и Артемиде. Но миф  - это сказка о чем-то волшебном, необычном, чудесном. Именно страна амазонок и была одним из таких загадочных волшебных миров. Все волшебное, чудесное и необычное жило за чертой Ойкумены: Гидра, Химера, сирены, горгоны, кентавры…  Туда же на периферию обитаемого мира поселили и амазонок. По одному варианту, амазонки жили в Малой Азии. На берегу реки Пермадонт стоит мифический город Фемискара. Заметьте – город. Не поселение, не крепостная башня… Целый город! О чем это говорит? Об определенном уровне цивилизации. Племя, у которого есть город, уже не просто племя, - государство.
 Второй вариант обитания  амазонок раскрыт в боле поздних мифах – северное Причерноморье, берега Меотиды (Азовское море). По соседству жили сарматские и скифские племена. Стоить вспомнить, что в области северного Причерноморья еще обитало легендарное племя киммерийцев. Туманная область Киммериды по приданию считалось границей между миром живых и миром мертвых. Сами киммерийцы, по описанию Геродота(Геродот Галикарнасский 484 до н. э. — 425 до н. э.— древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории». Чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.) населяли северное Причерноморье и были изгнаны скифами. Керченский пролив эллины-переселенцы называли Киммерийско-Боспорским. Изгнанные киммерийские племена захватили в Средней Азии Фригию и Лидию.
 Исходя из того, что амазонки жили рядом с туманной границей миров, встреча с ними закономерно должна оканчиваться смертью. Даже встреча неуязвимого Ахилла с амазонкой существует в двух видах: в одном варианте он ее убил, в другом – она его, попав из лука в пяту. Но если взять классически, послегомеровский вариант Илиады, Ахилл одержал верх. Но как трогательно описан этот момент. Он сорвал шлем с поверженной воительницы Пентосилии, взглянул в ее прекрасное лицо и  зарыдал. Терсит посмеялся над ним, за что был немедленно убит.
 Но надо учесть: Ахилл  - великий ратоборец и не будет сражаться с простым воином. Он всегда скрещивает оружие только с самыми достойными противниками. И один из таких достойных противников была Пентосилия, от руки которой пало немало героев Эллады. Она так же не простая женщина – дочь самого Ареса и царицы амазонок Атреры. Возникает в мифе трогательный романтичный момент: у Ахилла вспыхивает любовь с первого взгляда, да еще к своему врагу, которого только что убил.
 Но есть и другая версия мифа: Пентосилия убила Ахилла в поединке. Фетида, мать Ахилла обратилась с мольбой к Зевсу, оживить на время героя. И тогда оживший Ахилл поразил Пентосилию.
 Возникает естественный вопрос: откуда амазонки появились под Троей?  Некоторые источники утверждают, что племя воительниц частенько воевало с Троей и даже однажды захватило город. Это произошло при отце Приама, Ламидонте. Но лишь только ахейцы появились под стенами, была тут же забыта вражда, и амазонки пришли на помощь Приаму.
 Если глубже копнуть мифы, то обнаружим сказание о еще более древних ливийских амазонках, которые сражались с самими атлантами. Великая царица Мерина, собрав огромное войско в три тысячи пеших и тридцати тысяч всадников, захватила остров Керну. Но что самое интересно, этот остров находился (по предположению) в Атлантическом океане напротив Канарских островов, недалеко от западного побережья Африки. Однако захватчицы жителей острова не подвергали тотальному уничтожению. Наоборот, Мерина построила город, да еще разгромила племя горгонов, что вечно нападало на остров. Горгоны были повержены и взяты в плен. Дальше история разворачивается в  трагичном ключе. Амазонки бурно праздновали победу. В это время пленники освободились и напали на победительниц. Не многим удалось спастись. Но Мерине удалось уйти с частью войска с острова.
 После первого неудачного похода Мерина набрала новое войско и двинулась на этот раз в Египет, где помогла местному фараону Хору, сыну Изиды захватить власть над страной, незаконно отнятую Сетом. После Амазонки двинулись в сторону Аравийского полуострова: в Сирию, в Малую Азию, на Ионическое побережье. Захватили остров Лезбос. На нем основали город Метилену, в честь сестры Мерины. Да и вообще многие города на побережье Малой Азии, по сказаниям, были основаны амазонками: Эфес, Кимы, Смирна, Приена… В городе Эфесе амазонки заложили святилище Артемиды. Закладка храма происходила с жертвоприношениями и грандиозными празднованиями, обязательными ритуальными танцами с щитами, хороводами под звуки флейт и прочие обязательные церемонии. Была установлена статую богини. После на этом месте будет возведен знаменитый памятник архитектуры, одно из чудес света – храм Артемиды Эфесской. Хочу напомнить, что Артемида являлась богиней плодородия и охоты, покровительницей животных. Символ ее – луна. В более поздний период Артемида выступает, как покровительница женского целомудрия. Сам храм был воздвигнут в VI веке архитектором Херсифроном из города Кноса. К сожалению, в 356 году чудо света сжег небезызвестный Герострат, причем сжег его в день рождения Александра Македонского. Впоследствии один из его биографов утверждал, что Артемида не могла защитить свой храм, так, как помогала в облике простой повитухи появиться будущему завоевателю Азии на свет. Через двадцать пять лет, во время своего великого похода Александр Великий посетит Эфес и пожертвовал огромную сумму на восстановление храма.
 Но вернемся к амазонкам. Согласно представлениям эллинов, воительницы произошли от бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты. Можно вспомнить, что от тех же родителей произошла нимфа Гармония. Не правда ли  интересное сочетание для гармонии: война плюс красота. От отца нимфа Гармония, подразумеваем - амазонка, получила физическую силу, выносливость, отвагу, боевой дух,  любовь  к военному делу; от матери – красоту, обаяние и, конечно, женскую самодостаточность, что точно соответствует имени – Гармония. Конечно, по другим, более поздним мифам, Гармония – одна из ипостасей Афродиты. А вот, другая ипостаси Афродиты – Андрофонос, что в переводе - мужеубийца. Кто развязал Троянскую войну, в которой женихи Елены убивали друг друга? Афродита и развязала. Коварная богиня была замечена в других жестоких бойнях. Например: в мифе о пятидесяти дочерей Даная. Девушки  прирезали своих женихов в первую брачную ночь. Еще одна история, связанная с Афродитой: миф, где оскорбленные женщины острова Лемнос перебили всех мужчин по ее приказу. И женихов Пенелопы она тоже помогала убивать.
 С ливийскими амазонками выяснили. Но были еще северные, жившие в Причерноморье. Воинственные племена, во главе которых стояли женщины, расселялись по берегам реки Амазон. Но после того как в ее водах утопился сын царицы Лисиппы Танаи, река получила его имя: Танаис, нынешний Дон. Лисиппа, одержимая скорбью, решила покинуть Причерноморье. Она собрала войско. Во главе поставила своих трех дочерей и двинулась в южные земли. Преодолела с боями побережье Понта и вышла в долину реки Фермодонт, которая берет  истоки с Амазонских гор. Сейчас эта река находится на территории Турции и именуется Термочай, впадает в Черное море. В этой долине мать рассталась с дочерями. Племя разделилось и разошлось в разные стороны. Каждая из ветвей построила свой город и основало свое государство. Лисиппа же в  Фермодонтской долине основала город Фермескир. Основной закон в ее государстве гласил: родословная ведется по линии матери; женщины занимаются политикой и войной, мужчины следят за хозяйством и воспитывают детей. Поклонялись жители Фермескира Аресу и Артемиде Таврапол. Культ жестокий, потому как приносились Артемиде кровавые жертвы. Территория амазонок расширялась. Они захватывали все новые земли. Но вскоре потерпели поражение (по эллинским мифам от Геракла) и ушли обратно на север в Скифию.
 Совершая девятый подвиг, Геракл столкнулся с амазонками. Адмена, дочь Эврисфея, у которого служил Геракл по велению Зевса, захотела получить пояс царицы амазонок Ипполиты. Но пояс не простой. По приданию, раньше его носил сам Арес. Дело в том, что раньше пояс служил не для удержания штанов, а был частью боевого снаряжения. Широкий прочный пояс защищал живот.
 Интересная деталь! Обычно Геракл совершал подвиги в одиночку,  но в этот раз он возглавил целую когорту эллинских героев. Согласно повествованию, амазонки их встретили дружелюбно. Переговоры шли  мирно, и обе стороны должны были прийти к согласию. Но тут не обошлось без козней Геры, ненавидящей Геракла. Воплотившись в одну из амазонок, богиня принялась распускать слух, что эллины пришли с коварными помыслами. Они хотят украсть Ипполиту. Своего Гера добилась. Состоялось сражение между амазонками и эллинскими  героями. После этот сюжет отразится в произведениях эллинского искусства, выльется в целое направление – амазономахию. Было еще направление – кентавромахия, там герои бились с кентаврами. Ну и если совсем подробно: направление амазономахии делилось на два сюжета. Первый сюжет: амазономахия Геракла.
 Герои победили. Пояс получила Адмена.
 В некоторых мифах  амазономахии Геракла упоминается Тесей. Персонаж неоднозначный. Если Геракл являлся героем для всей Эллады, то Тесей - герой только для Афин. Он участвовал в походе в Амазонию, и в плаванье аргонавтов в Колхиду. Он наказал разбойника Прокруста и одолел Марафонского быка. Почему же он оставался локальным афинским героем? Потому что он освободил город от влияния Крита. После он объединил всю Аттику, учредил праздники, являлся основателем Истмийскиех игр. Ему еще приписывается деление жителей Афин на социальные классы: евпатриды (знать), геоморы (землевладельцы) и демиурги (ремесленники и торговцы). Ему, Тесею Геракл за заслуги отдает в награду плененную амазонку Антиопу. Именно Антиопа становится его первой законной женой. Возникает вопрос: а как же Ариадна, помогавшая ему на Крите бороться с Минотавром? К сожалению, Ариадна не доплыла до Антики, как мы помним из мифа. Антиопа родит Тесею сына Ипполита.
 Второй сюжет амазономахии возникнет позднее. На этот раз воительницы сами вторгнутся в Элладу. Афиняне, сплотившись, отразили натиск завоевательниц, пришедших с востока. Много позже, во время греко-персидских воин, тема амахономахии будет очень востребована, так, как персы тоже пришли с востока. А все обстояло следующим образом: дочь погибшей царицы Ипполиты и сестра Антиопы, Арифия решила отомстить эллинам. Вступив в союз со скифским царем, она перешла с войском по льду Боспоро-Кимерийского(Керченского) пролива, переправилась через Дунай, прошла по Фракии, Фессалию, Беотии и напала на Аттику. На холме Ареопаг (холм Ареса) амазонки принесли жертву богу войны и двинулись в бой. Война продолжалась четыре месяца, пока не выяснилось, что силы у противоборствующих сторон – равные. Никто не хотел отступать. Встал вопрос о мирных переговорах. Дело в том, что Антиопа сражалась плечом к плечу с мужем Тесеем и погибла в одной из битв. Причем ее убила, как предательницу  Мальпадия. В дальнейшем Мальпадия сама пала от руки Тесея. Во время перемирия амазонки захоронили павших воинов в месте, которое теперь в Афинах называется Амазоний. Воительницы вернулись во Фракию, далее в Скифию, где следы их затерялись.
 Но есть другая трактовка мифа. Антиопа умирает, как ей и предсказывал дельфийский оракул, от руки мужа. Что странно, по афинским законам чужеземка не может быть законной женой афинянина. И соответственно, дети от такой женщины не могут быть гражданами Афин. И если муж, гражданин Афин решил взять в дом женщину с гражданством, то жена не гражданка понижается до статуса наложницы. И когда Тесей решил жениться на Федре, что интересно, родной сестры Ариадны, Антиопа в полном вооружении ворвалась на брачный пир и устроила бойню. Только Тесею удалось ее остановить. Свадьба была испорчена. Сына Ипполита Тесей отверг и отправил в Трезей.
 Ипполит был странным юношей, истинный сын амазонки. Он относился холодно к противоположному полу и призывал покровительство Артемиды. Он все дни проводил на охоте, чем заслужил любовь грозной богини. В его судьбу неожиданно вмешалась вездесущая Афродита: послала ему страшную кару в виде страстной любви мачехи к юноше. Федра приехала в Трезей и возвела храм Артемиды Подглядывающей, с вершины холма, на котором стоял храм, любовалась на физические занятия юного Ипполита. Федра совсем извелась от любви. Афродита явилась к ней в облике кормилицы юноши  и посоветовала написать письмо Ипполиту, обещала передать послание. Федра писала, что восхищается успехам  Ипполита. Ради него она возвела храм Артемиды. Позвала его на ночное жертвоприношение, где они могли бы разыграть мистерию. В конце Федра жалуется на судьбу женщин из Критского царского Дома. Все они страдают из-за любви. Досталось ее бабушке – Европе, которую похитил Зевс в образе быка. Упомянула несчастную Пасифаю, которая страстно влюбилась в быка и родила впоследствии чудовище – Минотавра. Далее: Ариадна, которую бросил Тесей на Наксосе. И именно Тесей убил мать Ипполита. В конце она предлагала отомстить. Ипполит порвал письмо и был крайне возмущен. Обещал рассказать все отцу, как только он появится.
 Чтобы избежать позора и страшной кары, Федра, по прибытию Тесея, распустила волосы, порвала на себя одежду и бросилась к мужу с жалобой, что Ипполит хотел ее изнасиловать. Тесей поверил ей и выгнал сына из дома, обещая ему страшную кару. Затем он пошел к берегу моря и взмолился своему отцу Посейдону,  дабы тот покарал бесстыдного внука.
 Когда Ипполит ехал в колеснице у самого моря, поднялась огромная волна, на вершине которой  показался огромный белый бык, извергающий воду со страшным ревом. Квадрига Ипполита понесла прямо к пропасти. Чудом юноша смог управиться с конями. Но белый бык последовал за ним. И возле храма Артемиды, где росла священная олива, Ипполит запутался в вожжах, вылетел из колесницы, и кони его тащили по камням, изуродовав тело. Вот такой страшной мучительной смертью погиб сын амазонки.
 Артемида, увидев все происходящее, пришла в неописуемую ярость. Она рассказала правду Тесею. По всей вероятности, не только ему одному. Афиняне изгнали Тесея остракизмом на остров Скирос. Впоследствии правитель Скироса, не желая терпеть при себе такого могущественного гостя, заманил его на высокую скалу и сбросил в море.
 Еще есть один миф с участием амазонок. Этот миф относится к более поздним временам и относится к истории Александра Великого. Во время Персидского похода к Александру прибыла правительница амазонок. Хотя многие историки того времени подвергали сомнениям данный анекдот. Но данная правительница амазонок прискакала не с Боспора. По рассказам якобы очевидцев, она, в сопровождении свиты, появилась из Средней Азии. Если проанализировать исторические события, то можно сказать с определенной долей уверенности: в Средней Азии амазонки жить  во время Персидского похода не могли. Но там проживали народы родственные скифам и сарматам – иранские племена. Хочу заметить, совсем не те народы, которые сейчас населяют данную местность. Самые близкие к иранским племенам остались только таджики.
 Еще стоить вспомнить Геродота. Он писал о великом персидском завоевателе, основателе Великой Персии – Кире.  За двадцать лет из маленькой вассальной сатрапии Персиды, входившей в Мидийское царство, он смок создать могущественную державу, простиравшуюся от Эгейского моря до границы Индии. Так, вот этот Кир Великий в 530 году д.н.э. отправился на север покорять племена массагетов. Не знавший поражений, возглавлявший огромную армию, Кир получает поражение от полудиких кочевых племен, которых возглавляет загадочная правительница Томирис.
 Возможно, именно одна из потомственных правительниц, ведущих родство от Томирис, могла приехать к Александру. Но есть еще предположение, что правительница Амазонок прибыла к Александру из Албании, но не той, современной Албании, а из Албании Кавказской. Вытесняемые из донских степей, амазонки появились на Кавказе и влились в племена гаргарейцев. В древних кавказских сказаниях упоминается о племенах воинственных албан. Раз в год юноши гаргарейцы и девушки албаны собирались на праздник у подножья священной горы, возможно даже, что эта гора была Машук. После, как водится, у албан появлялись дети. Девочек они воспитывали сами, а мальчиков отдавали в селения гаргареев. Даже Страбон об амазонках скифских пишет, как о существах мифических. Но албанских воительниц он описывает, как вполне реальный народ.  Царица Мимифия, во главе кавалькады из трех сотен всадниц прибывает в стан Александра с конкретной целью: она хочет иметь ребенка от бога, коим тогда представляли Александра. Тринадцать дней она провела в шатре Александра, но далее Страбон пишет, что после возвращения она умерла, так и не выносив дитя.
 Геродот нам рассказывает, как же амазонки появились в северном Причерноморье. После Геракловской амазономахии, пленниц везли в Элладу на трех кораблях. Эллины перепились. А пленницы освободились и всех перебили. Но кораблями они управлять не умели. Долго их швыряло по морю. В конце корабли пристали к северным берегам Меотиды у города Кремны. Здесь они столкнулись со Скифами. После нескольких кровопролитных стычек, решили жить мирно, но на своих условиях. Девочки остаются с матерями. А мальчиков забирают отцы. Но мальчики, рожденные амазонками, отличались силой и ловкостью. В конце из них вышла новая народность – савроматы. Савроматов эллины знали прекрасно, и делили четко на две народности их и скифов, хотя язык у них был одинаков. Причину близости этих двух народов Геродот попробовал вывести через амазонок.
 Амазонки прежде всего – всадницы. Так, как они умели обращаться с лошадьми, больше не мог никто. И имена у них – лошадиные: Лисипа – запрягающая коня, Диаксипа – погоняющая лошадей, Гипо – кобылица, Меланипа – черная лошадь, Алкипа – боевая лошадь, Ливкипа – белая лошадь, Иполита – свободная на коне. Еще одно замечание: донские казаки возводят свое происхождение к амазонкам. А все не просто так. Дело в том, что именно амазонки по преданиям стали первыми подковывать лошадей, и именно они изобрели конные атаки. Не верите?
 Возьмем эллинскую кавалерию Героического периода – колесницы: биги с двумя лошадями, квадриги с четырьмя. Богатые воины, имея такое средство передвижения, приезжали на поле боя, выходили, сражались. А если надо было преследовать врагов или удирать, садились вновь в колесницы. К концу периода Архаики колесницы постепенно исчезают в театре боевых действий. Но даже в поздней Гепее спартанские всадники, элита спартанского войска: три сотни отборных телохранителей правителя, вступая в бой, спешивались. Если вспомнить Марафонское сражение – на было там конницы. Была бы хоть одна лошадь, зачем бы тогда бежать воину марафонскую дистанцию с вестью о победе. Легче было бы доскакать на коне. Только лишь Филипп Македонский, воюя с северными варварами, понял преимущество конницы. Хотя и у него в войске основной ударной силой были пешие гоплиты и сариссофоры, строящие фаланги. Но почему же конница так долго не становилась ударной силой. Всего лишь потому, что не было стремян. Что там – стремена. Появление в Элладе уздечки явилось целым событием прогресса, причем ее изобретение приписали самой Афине.
 Конь в Элладе появился очень рано, примерно в районе 1600 годов до н. э. Но за тысячу лет прогресс продвинулся в Элладе только до уздечки.
 И вновь о наших амазонках. Как только их не называли в древности: «Равные мужам», «Мужеубийцы», «Ездящие верхом», «Стреляющие из лука», «Безгрудые». Когда скифы пришли к ним и предложили смешать племена, стать женами лучших мужчин, амазонки им ответили: У нас разные обычаи и разный уклад жизни. Мы любим скакать на лошадях, стреляем из лука, мечем дротики, а всяким женским делам не обучены.
 Что не сообщают нам греческие историки, так это информацию о социальной структуре в среде амазонок. Обращаясь к тем временам, заметим, что хороший воин из привилегированных кругов общества должен был иметь лошадь. Всадники всегда состояли в высшей касте воинов. Но и у каждой амазонки была лошадь. Из этого следует, что амазонки представляли собой некий высший воинский конгломерат. Хотя, опять же замечу: все это – только предположения, основанные на социальных отношений иных известных племен Средней Азии того времени.
 Вся информация о амазонках дошла к нам из того немногого, сохранившегося с античных времен: мифы, изображения, барельефы, обрывки исторических документов. Среди таких документов есть описание случая, происшедшего с Александром Македонским в его походе против державы Ахеминидов. Правда, все эти истории сотни раз переписывались средневековыми  энциклопедистами, и, естественно, каждый из таких ученых старался подправить историю, сообразно своему представлению. В конце мы имеем десятки версий подвигов Александра: одна фантастичнее другой. В одной из таких версий амазонок поселили аж в Индию. Александру доложили, что в горах обитает племя женщин-воительниц. Он тут же направил им послание с требованием подчиниться ему. Иначе он намерен сразиться. Мудрая правительница амазонок ответила, что они готовы вступить в бой с его армией. Но если Александр проиграет, то это будет большой позор для покорителя мира. А если он победит, то такая победа не прибавит ему славы. Ведь он одержит верх над женщинами.
 Сами заметили, сей миф уж больно попахивает средневековьем. Все же, вспоминая древнегреческие первоисточники, можно сделать вывод, что эллины считали амазонок не просто женщинами. Амазонки в их представлении: сильные и отважные воины, с которыми сразиться считалось  за великую честь.
 Теперь поразмышляем о вооружении амазонок. С всадницами все понятно: лук, топор, копье. Но если амазонка сражалась в пешем строю, то вооружение у нее должно быть все равно легче, чем у мужчины.  Интересный момент: эллины никогда не изображали амазонок с луком. По законам жанра ваятелям и художникам надо было передать все ужасы сражения, когда воины сходятся лицом к лицу. Посему мы видим амазонок с таким же вооружением, что и у мужчин: короткие ксифосы или кописы, копья, пельты или гоплоны. Но есть одно оружие, которое присуще только амазонкам – секира с двойным лезвием. Эллинских воины не владели искусством сражаться на топорах. Само наличие топоров в руках амазонок – элемент мифический. Где еще можно его встретить? Пожалуй, в руках Тесея на фронтоне храма Зевса в Афинах.
 В более поздние времена топорами, доппеляксами пользовались германские племена. Свое происхождение боевой топор вел от молота Тора.  Именно такими кувалдами древние викинги разбивали друг другу головы. После,  ударную часть молота решили затачивать на клин. Уже веселее: голова противника не просто трескалась, а раскалывалась надвое. Ну, а дальше доппелякс усовершенствовали до секиры.
 Обратно к Амазонкам. На некоторых изображениях воительницы вооружены именно секирой, один  конец которой расширяется в полукруглое лезвие, другой заострен в виде клюва. Что интересно, именно этот острый клюв и являлся основной ударной частью, а не лезвие секиры. Таким оружием пробивали щиты противника или прочные доспехи.
 На протяжении всей истории Эллады основу армии составляли пешие воины: с легким вооружением – пельтасты и с тяжелым  - гоплиты. Конница же исполняла второстепенную роль на поле боя. Атаковать конницей в лоб сомкнутый строй гоплитов или сариссофоров – дело бесполезное. И если говорить начистоту: лошадь в Элладе была предметом роскоши. Если имеешь лошадь, то обладаешь определенным статусом в обществе. Лошадей содержать было очень тяжело. Судя по карте, Эллада бедная от природы страна, хоть и южная, морская. Но почти вся территория изрезана горами. Пастбищ мало, да и те пригодные для мелкого рогатого скота. Коней доставляли морем с востока. В обиходе существовали специальные суда для перевозки лошадей. Но естественная смерть животных во время перевозок, шторма, нападение морских разбойников – сильно поднимало цену на товар. Единственное место в Элладе, где взращивали хороших лошадей – Фессалия, северная часть. Там в долине Пинея имелись просторные пастбища. Если вспомнить поход Александра Великого, то у него на правом фланге ударной силой служила фессалийская конница.
 Вот и представьте эллинского воина, который накопил большие деньги и купил себе лошадь.  Надо же еще уметь сидеть верхом. А стремян в ту пору не было, и седло еще не изобрели. Хоть лошадь в Элладе появилась давно, но кроме уздечки эллины ничего больше не изобрели. Да и то, якобы это Афина, мастерица на все руки, показала дурням, как надо коня взнуздать. И вот такой горе-воин взобрался на спину купленной им лошади, а мечом взмахнуть боится – тут же свалится.
 Но в Северном Причерноморье и далее в Великой степи пастбищ – куда не кинешь взгляд.  Там человек породнился с лошадью. Кочевникам нужно было перегонять стада с зимовья и на зимовье. А каким образом можно покрывать большие расстояния, да еще следить за стадами? Без лошади – никак! Поэтому у народов, населявших Скифию, и основой войска была конница. У варваров так же отсутствовали стремена и седла. Каким образом амазонки искусно управлялись с конём?  Они обладали интересной манерой езды, которую теперь могут демонстрировать наездники, пожалуй, только в цирке: амазонки управляли ногами. Да и сами они, садившиеся на лошадь с детства, владели особыми приемами джигитовки не хуже циркачей.  И знание этих приемов им нужны были для того, чтобы выжить в бою, а не покрасоваться перед греками.
 Эллины традиционно приписывают изобретение конницы именно амазонкам. Не персам и не скифам. Даже поздние римские источники утверждали, что именно амазонки  первыми стали подковывать лошадей. Хотя сами римляне не имели подков. В поздней римской армии использовали гиппосандалии: небольшой металлический диск, которые  ремешками крепился к ноге лошади.
 Так что, история не знает лучших наездников, чем амазонок.  И имена их были связаны с лошадями: Гиппа – Кобылица, Деаксиппа – Пасущая лошадей, Меланиппа – Вороная Кобылица, Ипполита – Свободная на коне. То есть, обязательно  имя должно было связано с лошадью или со скоростью, с вольным бегом.
 Но если на коне мечом махать неудобно, как же сражались отважные всадницы? Многие древние историки приписывают амазонкам изобретение тактики обманного отступления. Конница идет в натиск, резко разворачивается и отступает, завлекая противника в беспорядочную атаку. И в это время амазонки отстреливались вполоборота, на полном скаку, что требовало определенной сноровки и гибкости тела. И такая тактика у северных варварских конных народов будет применяться довольно таки долго. Даже русичи столкнулись с таким ложным отступлением при нашествии татаро-монголов. Отступающий всадник может выпустить в минуту около двадцати стрел. Даже если  половина их попадет в цель, то урон противнику нанесен значительный.   Но потом всадник, оторвавшись от пешей погони, вновь разворачивается и уже прицельно бьет из лука. В историю такая тактика вошла как «Парфянский выстрел». Помимо физических потерь, противник испытывал моральное подавление. Вроде бы победа рядом, враг бежит. Осталось его догнать и добить… И тут - получаешь стрелу под сердце.
 Амазонок эллины относили к восточным народам. А у персов, мидийцев, скифов, сарматов – ударной силой армии была конница, причем конница, стреляющая или мечущая дротики. Основное преимущество такого войска, повторяюсь, не лобовая атака, а возможность поразить противника в неконтактном поединке. Каков бы не был силен гоплит, какое бы у него не было тяжелое вооружение, достаточно одной царапины отравленной стрелы, чтобы вывести его из строя. Намного позже, когда будут изобретены прочные доспехи, преимущество бесконтактного боя свелось на нет. Но в равновесие изобретаются арбалеты и мушкеты. Однако это - уже другая история.
 Вернемся к нашим женщинам-дикаркам. А какие же они дикарки? Вот пример: амазонкам древние авторы еще приписывают одно серьезное изобретение, перевернувшее все представление о ведении войны: они первые стали использовать железное оружие. Против бронзового – большое преимущество.  Стрела с железным наконечником пробивала даже прочный хваленый гоплон, вместе с ним прошибало панцирь.
 Но не думайте, что эллины не призирали лук, как оружие. Тот же Геракл имел особый лук. Да и сколько врагов пало от его стрел, смазанных ядом лернейской гидры. Парис в Троянской войне тоже выступает, как меткий лучник. Одиссей имел лук, который мог натянуть только он сам.
 Однако со времен архаики лук постепенно пропадает из обихода воинов. Возможно, при появлении аристократии, возникают и новые понятия о благородном поединке - агона. Славу надо завоевывать в честном единоборстве, как Гектор и Ахилл, Гектор и Патрокл. Щит в щит, меч о меч – это не трусливое метание стрел или дротиков. Позже, в период Пелопоннесских воин эллины будут нанимать легковооруженных лучников, пращников, метателей дротиков из варварских народов. Лук и праща  не подходит для эллинского воина.  И римляне продолжат эту же традицию. Легкая пехота в легионах вся была наемная.
 Из этого возникает правомерный вопрос: и как же тогда амазонки наступали? Вот так шли в лобовую атаку на фалангу? И что потом? Отступали, отстреливались? Копнем историю. И что выясняем? Оказывается, сомкнутая фаланга гоплитов появилась в период архаики. А амазонки нам известны только в мифическом периоде, более раннем. Везде в сюжетах амазономахии изображаются единоборства.
 Опять неувязочка! А как же бесконтактный бой?
 Где же искать истину? Заглянем на Черный континент. В Африке до конца 19 века сохранялась старинная тактика ведения боя. Вооружение воинов состояло из луков, копей, щитов и топоров. Причем топоры для метания изготовлялись необычные: с двумя, а то и с тремя ударными частями.  Зулусы называют такие топоры «летающие молнии». Ударившись в верхнюю кромку щита, топор кувыркался и поражал противника в лоб или летел дальше и попадал в воина из второго ряда. Легендарный Шака Зулу громил отряды регулярной армии Её Величества, вооруженных стрелковым оружием. Пока англичане гордо, сомкнутой цепью шли в наступление,  чеканя шаг, под бой барабанов, получали град стрел, топоров и камней. После зулусы вступали в плотный бой с копьями против штыков. Гвардия Её Величества драпала самым позорным образом.
 Наверняка такой же тактики придерживались и воины Эллады, востока, Рима. Сперва шел бесконтактный бой, а по мере сближения армий – начиналась рукопашная схватка. Надо только заметить, что эллины изображали амазонок, подобно себе: в такой же одежде, со схожим вооружением. Конечно же, в сандалиях или босиком. Хотя скифские племена всегда носили обувь.  Короткие хитоны, подобно эллинским. Копье, меч, щит, на голове шлем, чаще коринфского типа с маской и затылочным щитком. Такой шлем можно увидеть на классической голове Перикла, работы Кресила или Афины Паллады ваятеля Мирона. Шлем хорош для пешего боя, но для всадника не подходит абсолютно. Это гоплиту надо было смотреть только вперед, в глаза противнику. А всадник должен иметь хороший обзор, чего не давал коринфский шлем. О щитах. Эллинский щит у всадника, что седло на корове. Щит героического периода огромный, чуть ли не в рост человека. Как с таким усидеть на коне? Аргосский круглый щит изготовляли из меди на деревянной основе. С таким скакать – рука отвалится. Не забывайте, что ногам опираться не на что – стремена еще не изобрели. Посему у амазонок, как и у скифов, щиты должны быть, скорее всего, плетенными из прочной лозы, обтянутые кожей, круглые с выщербленной у одного края. С таким щитом воевать на коне можно. Эллины, кстати сказать, у них и переняли этот щит, который впоследствии назывался пельта. В Афинах уже в 4 веке д.н.э. появились отряды легкой пехоты – пельтасты. Вес пельты равнялся примерно трем килограммам.
 Но до нас дошли еще изображения амазонок из Северного Причерноморья.  На керченских пеликах (сосуд в виде кувшина с двумя ручками) можно увидеть амазонок совсем в ином облачении, подобно скифскому.
 Скифы - общее название варварских племен, обитавших от побережья Черного моря и до Уральских гор. Геродот утверждал, что скифы делились на царских скифов, кочевников и земледельцев. Вели постоянный войны с государствами Закавказья, Малой Азии, Македонией. В 4 веке д.н.э даже создали свое государство. Но в 3 веке д.н.э. под напором новой волны кочевых народов были вытеснены в Крым, где основали город Неаполь Скифский.
 Из чего же состоял костюм истинной амазонки? Прежде всего: льняная рубаха с длинными рукавами. По длинному подолу и по пройме шел узор узкой полосой. Сверху длинная кожаная куртка, типа запашного кафтана. Кожаные штаны анаксириды. Такие можно увидеть на современных байкерах. На ногах мягкие сапожки со шнуровкой спереди. Шлем в  причерноморских изображениях не увидите. Всадницы носили: либо платок саккос, завязанный на затылке(байкерская бандана), либо лапесида(лисья шапка), либо островерхая войлочная шапка с длинными завязками. Из защиты – широкий боевой пояс, прикрывающий живот. Конечно же вместо эллинских кописов и ксифосов – скифский акинак. Небольшое копье, которым можно сражаться в ближнем бою или метать. Горит с луком и стрелами, двойной топор  - сагарис.
 Сюжеты так же отличались в Причерноморье. Эллины изображали амазонок поверженными, молящими о пощаде… В Причерноморье амазонки бесстрашные, побеждающие…  Для скифов воительницы были - близкий по духу народ.
 В восьмидесятых годах в Тамани, возле усадьбы «Юбилейная» была найдена небольшая стела из известняка, возможно служившая когда-то для героона. Стела имела рельеф с изображением битвы. Поднялся в научных кругах спор: кто же сражается на данном барельефе? Одни утверждали, что изображена скифская амазономахия. Другие утверждали: никаких амазонок там нет. Возможно, бой идет между молодыми скифами и старыми. И вправду: воины противоборствующих сторон одеты одинаково, оружие у них схожее, только одни с бородами, а другие без бород. Да и пропорции тела у воинов разные.  А были возможны ли стычки скифов с амазонками? Тут нам подсказывает наш старый друг Геродот: были. Ну, если сам Геродот… Кто смеет спорить. Так что он там пишет в своей четвертой книге? Оказывается, плененных амазонок эллины посадили на корабли и отправили в  Афины. Но по дороге пленницам удалось освободиться и перебить своих конвоиров. Но амазонки не морской народ, и кораблем управлять не умели. Их долго мотало по Азовскому морю, наконец, прибило к берегу где-то возле Кремны. Воительницы не растерялись: захватили скифский табун лошадей и принялись терроризировать местное население. Скифам такое положение дел очень не понравилось. Они решили выяснить:  кто хозяйничает в их землях. Столкнувшись с амазонками, скифы сразу и не поняли, с кем имеют дело. Какие-то безбородые, дерзкие юноши, но отменные воины. Когда, наконец, рассмотрели: кто им противостоит, тут же попросили мира. Старик Геродот утверждает, что скифы тут же захотели иметь от амазонок детей. Нет, не по низменным соображениям, а по вполне житейским. Ребенок от сильной женщины получал ее силу и ловкость. Послали к амазонкам самых красивых юношей. Дело понятное – молодое, да и скифам мудрости не занимать… Но амазонки поставили юношам условие: хотите жить с нами, потребуйте у отцов часть наследства и идите вместе с нами. Те так и поступили. Новая народность основалась возле Дона и, вроде бы, произошло от этого союза грозное племя сарматов.
 И так: существует два пути подхода к изучению амазонок. Первый путь – мифологический. Многие исследователи идут по этому пути, пытаясь объяснить историю амазонок по средствам мифологического сознания эллинской цивилизации. Для эллинской цивилизации женщина: мать, супруга, домохозяйка, а мужчина – воин. Женщина с оружием – сказочное явление.
 Второй подход, более близкий к реальности – этнографический. Исследователи, опираясь на археологические раскопки, пытаются доказать, что в мифах присутствовала доля правды. Все же существовали племена за краем ойкумены, где женщины занимали иное положение в обществе, нежели в Элладе.
 Вернемся ненадолго в город Эфес, где находился известный храм Артемиды – чудо архитектуры. Во все времена считалось, согласно мифам, что этот город, как и многие на побережье Ионии, был основан амазонками. Главным божеством города являлась Артемида Эфесская. Но в Эфесе почитались и амазонки, как служительницы этой богини. Есть предположения, и небезосновательные, что Эфес, основанный эллинами в Темные века, был поставлен на месте более древнего святилища. Само изображение Артемиды Эфесской весьма своеобразное и необычное для эллинского мира. Если вспомним статую, предположительно, Леохара «Диана Версальская», то увидим стройную юную деву в коротком хитоне с нежным лицом, но волевым взглядом. Богиня – девственница. Богиня - покровительница незамужних девушек. Но Артемида Эфесская нисколько не похожа на творение Леохара. До наших времен дошли только описания статуи и изображения на монетах. Работа выполнена, определенно, не эллинскими ваятелями. Столбообразная статуя с множеством грудей, налитых молоком. Богиня плодородия, богиня материнства, которая ничего общего не имеет с представлениями о юной Артемиде – охотнице. Античные авторы все, как один утверждали, что статую была старинная и сделана из дерева, что непривычно для эллинов – любителей ваять из камня или бронзы. Но сия статуя из эбенового дерева была покрыта золотой фольгой, оставляя открытыми черные руки и лицо. И очень древние источники упоминали, что раньше статую охраняли вооруженные женщины.
 Первый храм в Эфесе строился долго, предположительно 120 лет. Его сжег небезызвестный Герострат, которого потом все хотели забыть. Сжег, по приданию, в день рождения Александра Македонского. Через двадцать пять лет, проходя по Ионии, Александр пожелал восстановить храм. На месте пожарища возвели новый. Его тоже строили порядка пятидесяти лет. Именно он и стал одним из чудес света. Естественно, что новый храм не стали воссоздавать в первоначальном виде. Родосец Динократ строил по всем канонам эллинской архитектуры. Свою руку приложили Прокститий, Скопос и другие прославленные деятели искусств. И простояло это чудо света до 236 года н.э., пока готы не уничтожили его. Ну, а в последующие времена, останки знаменитого святилища просто растащили, как стройматериал.
 Мифы – мифами, но сказки не возникают на пустом месте. Эллинское слово а-мазос – безгрудые можно толковать и по-другому. Дело в том, что частичка отрицания «А» может нести иной смысл, частичка «А» - увеличение. Тогда получается не безгрудые, а полногрудые. Впринципе, мы таких воительниц и видим на всех изображениях амазономахии.
 Нет никакой правды в том, что амазонки отрезанные груди посвящали Артемиде. Полный мифологический бред! Это все выдумки ПсевдоГиппократа. А он известный был сказочник. Вот, сам бы попробовал себе что-нибудь отрезать, тогда такого бы не сочинил. Как может женщина, которая должна рожать и потом выкормить детей, возьмет и отрежет без наркоза часть тела, якобы для придания руке силы.
 И все же мы не выяснили до конца: существовали амазонки в самом деле, или все это красивая сказка. Обратимся к археологии. Какие тайны нам откроет земля? Оказывается на территории России найдено достаточно много захоронений Бронзового века, где обнаружены женщины с оружием. Такие захоронения находили давно, еще с 18 века. Понятно, что никакого систематического описания не велось. Останки не изучались. Существовал определенный стереотип: если в захоронении оружие – значит погребен мужчина, если горшки, гребешки, зерцала – женщина.
 Антон Балтазврович Ашик в Крыму, в начале 19 века раскопал  интересный курган. В кургане найден мраморный саркофаг. Внутри оказался скелет со множеством золотых украшений. На лице посмертная золотая маска. Но помимо оружия, в могиле находились явно женские украшения. Головной убор, напоминающий тот, что носила боспорская царица Динамия, времен правителя Рискупорида. Антон Балтазарович зашел в тупик: почему в могиле воина предметы женского быта? Коллеги-историки осмеяли исследователя и списали неудобный вопрос на некомпетентность Ашика.
 Граф Бобринский в конце 19 века проводил раскопки в месте под названием Холодный яр, Крым. Он вскрыл захоронение примерно 4 века д.н.э с останками двух человек. Один костяк с богатыми женскими украшениями, но, в то же время, рядом множество наконечников стрел, около 60 наконечников копей и кучка круглых камней для метания с пращи. В ногах у женщины лежал скелет молодого мужчины. У того никаких украшений, только бронзовый браслет, пара медных колокольчиков и глиняная дудочка. Что же это было? Неужели госпожа захоронена со слугой?
 А далее, по мере раскопок курганов появились интересные находки. Мужчин находили вместе с предметами домашнего обихода, а, вот женщин больше - с оружием. Граф Бобринсий первый обратил на это внимание и выдвинул гипотезу о матриархате в среде кочевых народов.
 Раскопки прекратились с началом Первой Мировой войны. Возобновились лишь в конце двадцатых годов. В 28 году на берегу Черного моря обнаружили богатое захоронение воина. Самое интересное, в захоронении присутствовал двойной топор. При дальнейшем изучении скелет воина оказался женским.
 В 71 году найдено погребение женщины с ребенком. Ребенок был женского рода. Помимо множества украшений, лежало и оружия. Там же, в могильнике находилось двое мужчин без всяких украшений, но с пробитыми затылками.
 В 80 – 90 годах открыто много подобных захоронений, причем с богатой географией: Начиная с Украины, заканчивая Поволжьем, Уралом и Северным Казахстаном. Много женских погребений с оружием найдено на Дону. Значит, миф об амазонках с реки Танаис основан на реальных событиях?
 Но не думайте, что это были грубые тетки, умеющие только сражаться. В могильниках помимо оружия найдено множество украшений,  всевозможных гребешков и даже остатки примитивной косметики. Все найденное оружие предназначено для нападения: лук, стрелы, короткие мечи, кинжалы. Из этого следует, что женщины-воины были всадницами. В пехоте использовалось оружие защиты: копье, щит, палица…
 Интересно одно захоронение, где найдена взрослая женщина и девочка лет двенадцати в полном вооружении: лук, наконечники стрел, копье. Из этой находки можно сделать вывод, что античные авторы писали правду: из девочек с раннего возраста воспитывали воинов.
 Стоит упомянуть знаменитые раскопки в Казахстане «Покровка» под руководством доктора Дэвис Кимбл, директора центра исследования евразийских кочевников при Калифорнийском университете в Беркли. Этой экспедицией было исследовано около пятидесяти курганов. Период захоронения 600 год д.н.э – второй век н.э. Памятники культуры относятся к различным племенам: скифам, савроматам, сарматам… То есть экспедиция наткнулась на сакральное место кочевников. Что интересно, найдено несколько бедных захоронений мужчин с младенцами в руках. Посему, это были няньки, сопровождающие в иной мир малолетнего господина. В женских захоронениях детей нигде не обнаружено. Сама структура могильников интересна: в центре всегда находилось богатое женское захоронение, а потом к нему подхоранивались другие члены семьи.
 Но и среди женских захоронений различаются три группы. Первая: женщины очень богато захоронены, с множеством украшений, дорогой утвари. Вторая группа: женщины преклонного возраста, возможно, жрицы. С ними находились небольшие каменные алтари, всевозможные амулеты из клыков, другие предметы шаманского быта. Третья группа – женщины воины. Обычно возраст воительниц 20-25 лет. В могиле находилось оружие. По характерным признакам можно определить, что все женщины третьей группы умерли не своей смертью, то есть - погибли в бою. Иногда находили могильники женщин чуть постарше с оружием и жреческими амулеты. Эти женщины из четвертой группы, скорей всего, являлась предводительницами. Судя по убранству могил, последние две группы составляли весьма привилегированное общество.
 Там же нашли захоронение юной воительницы, примерно 13 – 14 лет. Тело ребенка полностью было обложено колчанами, горитами, наконечниками стрел. На груди покоился своеобразный талисман: кожаный мешочек, выкрашенный в зеленый цвет, в котором хранился наконечник стрелы. Слева в груди застрял обломок наконечника копья. При исследовании выяснилось, что наконечник служил не для легкой кавалерийской пики, а  для длинной тяжелой сариссы, типа македонской. Не имея тяжелого вооружения, как например, у гоплитов, ребенок погиб мгновенно с пробитым сердцем. Но откуда в северном Казахстане могли взяться македонцы? Скорее всего, юная всадница погибла где-то в области Дуная. Но так, как она была царского рода, ее привезли и захоронили в священном месте. Чуть поодаль нашли захоронение девушки постарше, лет двадцати с раздробленными костями плеча, сломанными ребрами с правой стороны. Стоит предположить, что эта девушка пыталась вынести с поля боя, возможно, свою сестру, прикрывая ее собственным телом.
 Судя по находкам – вопрос решен! Амазонки существовали! Но возникли в научных кругах споры. А может быть, оружие было не настоящим, каким-нибудь ритуальным. Нет – настоящем. Не смотря на эрозию металла, хорошо заметны зазубрины и иные следы боя. Так, может, им в могилу клали оружие, чтобы они отбивались от злых духов, там, в ином мире, а сами они при жизни никогда им не пользовались. Но дело в том, что оружие бронзового века – это не калаш со штык-ножом массового производства. Каждый щит, каждый меч, каждое копье подгонялось индивидуально под воина, как бутсы под каждого спортсмена: бегуна или футболиста. Рукояти у этих мечей были меньшего размера, чем мужские, и тоньше. Большой и указательный палец должен упираться в гарду, а мизинец – в навершие, иначе владеть таким мечом не очень удобно. Да не только в этом дело. Учитывались такие характеристики, как рост воина, вес, длина руки…
 Но что же за общество существовало у этого странного народа. Кочевое общество нам представить очень трудно, сквозь пелену веков, с вершины нашей развитой цивилизации. Страбон утверждает, что в промежутках между войнами, амазонки занимались обычными повседневными делами: шили для себя одежду, обучали лошадей, ходили на охоту… Общественный строй не совсем походил на матриархат. Скорее – общество гендерного равенства. Суровые климатические условия, постоянная кочевая жизнь, уход за стадами делала неразделимым женский и мужской труд. Представьте: мужчины ушли в набег, или их наняли те же персы, усмирить бунт где-нибудь в Ионии, а может в Лидии. Они могли отсутствовать несколько лет. Кто должен охранять стада от хищников или алчных соседей? Женщина должна уметь отстоять имущество, защитить детей и свою свободу.
 Немного о религии. Кому они поклонялись? Амазонки поклонялись Великой богине-матери. Если вспомни Артемиду Эфесскую, то это божество не эллинского происхождения, пришедшее из глубины неолита. Известны  так же многие изображения, да и Геродот упоминает о некой змееногой деве – божестве прорастания, возрождения и в то же время - смерти. Копаясь в истории каменного века, мы не найдем ни одного божества мужского рода. По представлению древних, природа имеет женское начало: Жизнь, Смерь –имена женского рода.
  Интересный факт! Подобные захоронения женщин-воительниц находили в Европе и даже в Великобритании. Неужели и туда добирались наши амазонки с Дона. Это не так. На Дону обитали представители ирано-язычных племен. А в Европе жили кельты. В начале первого века д.н.э. кельтские племена селились в долинах рек: Рейна, Луары, Сены и в верховьях Дуная. Позднее они расселились по территории современной Франции, Бельгии, Швейцарии, юга Германии, Австрии и северной Италии, проникали в Венгрию, Болгарию и на Британские острова. Британские кельты получили название Бриты. Римляне называли их Галлами, а страну их обитания – Галлией.
 И откуда же там появились воины женского пола? Римские историки нам рассказывают, что против диких кельтских племен, которые не желали сражаться в открытом бою с римскими легионами, а пользовались подлой тактикой засад и ночных набегов, стали нанимать сарматскую конницу. Тут же на память приходит все тот же старик Геродот, писавший о сарматских женщинах. Они сражаются наравне с мужчинами, носят мужскую одежду и ни в чем не уступают всадникам мужского пола. А иногда и превосходят их в ловкости.
 Еще приведу одну теорию с названием амазонок. В некоторых северокавказских языках луна носит имя Маза или Мадза. А мы помним, что Артемида в одной из своих ипостасях является богиней Луны и богиней смерти, а так же богиня родов. На Кавказе перед родами женщины взывают к Луне. Амаза – богиня Луны.
 Возникает вопрос: как долго продолжался век амазонок. Ответ дает Дмитриевский могильник. Захоронение датируется 9 – 12 веками уже нашей эры, алано-болгарской культуры. Напомню: аланы – потомки сарматов и предки осетин. Место находилось в районе северного Донца. Именно туда как-то собирался князь Игорь, дабы «испить шеломом Дону». Да своровать девушек половецких. Мы имеем женское захоронение с оружием: сабли, железные кинжалы, железные наконечники для стрел.
 Так мы дошли до средневековья. Чем нам эти времена могут удивить. Вспомним нартский эпос о великом сказочном народе. Центральное место в эпосе занимает Сатаней-Гуаша, вечно юная красавица, у которой сто сыновей и одна дочь. Она хозяйка и хранительница очага, в то же время  - верховная жрица. В голодный год всех накормит. Если боги гневаются, усмирит их гнев. А коль надо сражаться с ворогом, надевает доспехи, садится на коня и возглавляет войско. Понятно – мать. А отец-то есть у этих ста сыновей? Иногда о нем говориться. Но он старый, немощный, хромой, слепой… В некоторых сказаниях утверждается, что это Сатаней-Гуаша приручила первую лошадь и первую собаку (прямо как Афина Паллада).
 А в Русском фольклоре можно вспомнить Златогорку, с которой Илья Муромец сражался? Приехала она искать себе противника, чтобы сразиться с ним. А коль достойный окажется, то взять его в мужья. Перекликается с обычаем сарматок: девушка не выйдет замуж, пока не принесет голову врага.
 Марья-Маревни и Иван-царевич. Дунай-королевич и Настасья-королевна. Добрыня Никитич и Настасьюшка.
 Смею утверждать: амазонки жили на самом деле. Общество гендерного равенства – всего лишь одна из моделей социального строя людей, живших в определенных природных условиях.
 Но самое главное: амазонки – наши прародительницы.