Моё первое воспоминание

Дмитрий Черненко
Когда Вы начинаете осознавать себя, как личность? В два, три, четыре года?
Психологи говорят, что память лучше всего «срабатывает», или когда очень больно, или в моменты неописуемой радости, безысходности или горя…словом, когда происходит что-то из ряда вон выходящее…
Когда мне было два года от роду, я жил в Германской Демократической республике потому, что мой отец был военнослужащим, и Родина послала его выполнять, так сказать, интернациональный долг…
Я вышел из дома на прогулку (не знаю, как мама позволила). Моё излюбленное занятие тогда было стоять на каменном основании зелёного деревянного забора, держась руками за штакетины, и смотреть на проезжающие мимо машины. Я полагаю, что я при этом «имитировал», как мог, работу моторов ртом, и детские слюни, должно быть, летели во все стороны.
Моя память рисует мне сейчас образ «большого» мальчика, немца, который проходил мимо. Что я точно могу сказать, у него были «плохие зубы» - значит, он был частично без зубов, а это в свою очередь значит, что ему было лет шесть – семь. Это я сейчас понимаю, но тогда он казался мне почти взрослым. То ли он знал, что в этом доме живут русские, то ли он просто был неадекватным – я этого уже не узнаю никогда, но он «плохо» улыбнулся, быстро подошёл ко мне, и ударил меня в лицо кулаком. Стало очень больно. Я разжал руки, и упал навзничь, в траву.
Я плакал от боли и полного непонимания, за что ??? ведь я не сделал ничего, ни хорошего, ни плохого…
Я помню синее немецкое небо и огромные кучевые облака, и единственная мысль, которая крутилась в голове – слышит ли мама, как я плачу, и придёт ли она, чтобы взять меня на руки…
С тех пор я не люблю фашистов в частности, а немцев – как нацию. Ремарк и Дюрер - не в счёт.
Вот бы встретиться с ним как нибудь…;