теперь надолго

Маргарита Школьниксон-Смишко
     В апреле 1936 года забрали десять человек: Мазурин, Пащенко, Епифанов, Гуляев, Драгуновский, Гитя Тюрк, Гутя Тюрк, Красковский, Барышева, Оля Толкач, а в мае взяли и меня, и пробыл я в заключении до июня 1946 года.
       Начались допросы, все мы были разъединены по разным камерам.
       На все вопросы следователя я отвечал только: я ничего плохого не делал никому, а вы хотите меня обвинить. И так на все вопросы.
       Следователь ругался:
       - Что ты, как попугай, затвердил одно? Отвечаешь не по существу...
       И протоколов допросов я не подписывал ни одного. Я не помню, сколько времени велось следствие, но нас то перевозили в кузнецкую тюрьму, то в КПЗ в Первом доме. Кузнецкая тюрьма под горой, а выше, на уровне второго этажа, шла дорога. Щитков на окнах в 1936 году еще не было, и когда я видел, что по дороге идет кто-либо из коммуны, я пел в форточку стих, сложенный уже в тюрьме Мазуриным:
      
       Буйный ветер гуляет по воле,
       Вкруг тюрьмы он порой зашумит,
       Сквозь решетку в окно вдруг повеет,
       И за ним моя мысль полетит.
       Эх! Наверно по нашему полю,
       По хлебам словно волны бегут.
       А внизу под горами, по Томи,
       Волны тоже и плещут и бьют.
       Мне б в коммуну, где дышит свобода,
       Полежать под колосьями ржи,
       А в тюрьме здесь владычица - злоба, -
       Сгусток крови, насилья и лжи!
       Но в душе моей все же сияет
       Радость светлая, вера в добро.
       Выше тюрем мой разум летает,
       Быть в неволе ему не должно.
       И я здесь, за решеткой, сумею
       Жизнь как благо в душе ощущать.
       Лишь суметь бы владеть мне собою,
       Лишь суметь бы терпеть и прощать...
      
       Так просидели мы все лето, до ноября 1936 года. Следствие закончилось. Я отказался знакомиться с делами следствия по той причине, что не хотел возбуждать в себе, в своем сознании дурных чувств против тех, кто на меня показывал дурно, ложь.
       Суд состоялся в ноябре. Судила нас спецколлегия Западно-сибирского краевого суда из Новосибирска. От защитника мы все отказались - будем сами себя защищать от неправды и лжи. Мне дали три года, другим товарищам - от трех до десяти.