День Нептуна

Майя Уздина
Волжские   зарисовки.

День Нептуна.
«Зачем Вы пристаёте к иностранцам?» услышала я негромкий вопрос. Оглянулась. Это лицо запомнила на всю жизнь. Нет, не лицо. Он был безликий и бесцветный. Альбинос.  Его облик связан со страхом, унижением и беспомощностью.
За минуту до этого, от меня отошёл один из пассажиров  теплохода, стоявшего на причале. Мужчина лет 45-и. Он представился преподавателем русского языка в Афинах. Спросил, что за книгу я  читаю.


Минут  двадцать мы оживлённо беседовали. Он задавал вопросы о моей работе, об отдыхе. Делился восторженными  впечатлениями русских пейзажей.  Это было   третье  его речное путешествие по советским рекам. Дело происходило в 1975 году. Особенный восторг у него вызывали доброжелательность и  гостеприимство  советских людей.
Минуту назад всё было прекрасно. К острову на волжском берегу причалил теплоход. С шумом и визгом  пассажиры прыгали в реку. День Нептуна-весёлый праздник.


Мы с  10-ти летней дочкой и весёлой собачкой Чапой отдыхали на острове –   в  зоне отдыха  жигулёвского цементного завода. Был у нас маленький домик  с террасой.  Террасу украшали мы кореньями, поработав над ними, чтоб они были похожи на фигурки людей и животных. Каждое утро ходили по берегу, разыскивая такие коренья и срезая заросли  пижмы. Длинные стебли пижмы  закрепляли между досками потолка, они   выполняли две задачи – украшали террасу и отгоняли огромных и злющих комаров. Соседи называли террасу музеем. Часто у нас бывали чайные посиделки. Свет тусклой лампочки еле пробивался сквозь заросли  желтой пижмы. И в этих  лесных сумерках было что-то загадочное.


 В этот злосчастный день завезли на остров эклеры. Пока мы  проводили время у причала, где дочка играла с собачкой, а я читала, эклеры ожидали нас. Оживлённый разговор становился всё интереснее. Оказалось, теплоход простоит здесь более 3-х часов. Дом мой был в 5-ти минутах от причала, а когда беседа зашла о гостеприимстве, я пригласила собеседника на чай. 

Извинившись, что  должен отлучиться на пару минут, он покинул нас, и через мгновенье я услышала этот тихий зловещий  голос.
«Я всё слышал!»--   «  Но если Вы всё слышали, какие ко мне Вы предъявляете  претензии?»-удивилась я.   «Не прикидывайтесь , Вы всё понимаете. Если Вы немедленно не уйдёте, мы сообщим в Вашу Партийную  организацию»!
-«Я беспартийная»-.
«Достанем, сообщим мужу в парторганизацию!»
Я  поняла: он рушит мою жизнь, рушит жизнь мужа, семью.  Попросила дочку остаться и передать
дяде, что у меня очень заболела голова.
И вправду, голова раскалывалась от боли, унижения, беспомощности  раздавленности. От   ощущения себя  мелким   раздавленным  насекомым.