Народный генерал

Владимир Капустин
        С 1954 по 1972 год Управление внутренних дел Челябинской области возглавлял генерал-лейтенант Мартынов Федор Кузьмич. Служил он честно, к подчиненным относился справедливо, но не панибратски – не зря его еще при жизни прозвали народным генералом.  О его характере свидетельствуют две интересные истории, произошедшие с ним и рассказанные его сыном Женькой.
        Однажды Федор Кузьмич сел за руль собственной белой волги и поехал в аэропорт, встречать родственников. А на обратном пути, при подъезде к границе города, его полосатой палочкой останавливает сержант - гаишник. Мартынов в машине находился в гражданской одежде, вел волгу аккуратно, правил не нарушал, но сержант решил срубить денег по - наглому. Да и гаишник, как оказалось, начальника УВД в лицо не знал, а следовало бы… Он, не торопясь, вальяжно подходит к машине и между ними происходит следующий диалог.
- Дед! Ты чего нарушаешь правила? Купил волгу так тебе все можно?!
- Так я товарищ сержант ничего не нарушал.
- Ты что? Борзый? Ну-ка иди сюда, давай права!
- Может быть Вы, товарищ сержант, сначала представитесь?
- А машину тебе не помыть?!
Генерал достает удостоверение, резко приставляет его к лицу гаишника, а сам, при этом, до глубины души, возмущенный хамством милиционера, кричит из окна автомобиля:
- Пятнадцать суток! Пятнадцать суток!
Сержант, от страха, как газель отпрыгивает от машины, поскальзывается на влажной земле и растягивается в полный рост в глубокой луже. Далее, он на четвереньках быстро ползет к обочине дороги, лишь бы побыстрей с глаз генерала долой.
А Федор Кузьмич продолжает кричать ему вслед:
- Немедленно доложить командиру! Немедленно!
        Вторая история произошла у него дома.
        Как-то раз к нему в квартиру днем, вскрыв дверные замки, пробрался вор. Он не спеша обшарил просторную квартиру, отобрал нужные ему вещи, сложил в принесенную с собой сумку и отправился в обратный путь, к входной двери. На его беду в тот момент в семье жила служебная собака – овчарка, такой умный, огромный теленок. Собака дала вору возможность похозяйничать в квартире, а сама, пропустив его, легла около двери. Когда несчастный заметил зверя, было уже поздно – далее, на любую его попытку сдвинуться с места, собака рычала и показывала такие клыки, что воля вора была парализована окончательно. Вечером первым в квартиру вернулся сам генерал-лейтенант, при полном параде - в форме и при орденах. Увидев деморализованное, трясущееся в животном страхе существо Федор Кузьмич не стал вызывать милицию, а просто, пинком под зад, спустил вора с лестницы.
        Вот такой был народный генерал.

1972г.
P.S.
        Генерал Мартынов умер 5 июня 1972 года из-за сердечной недостаточности. Хоронила Федора Кузьмича вся область. Несмотря на дождливую погоду, отдать последний долг памяти этому замечательному человеку пришли тысячи людей.
        Поэтесса Людмила Константиновна Татьяничева написала стихи, посвященные памяти Фёдора Кузьмича:

Лил дождь.
Он горек был и нуден.
Уж лучше бы пурга мела!
За гробом шли не просто люди,-
Шли Ваши добрые дела.
Мужчины, Женщины, подростки.
И дети шли. И старики…
На чёрном скользком перекрёстке
Вы стольким людям помогли!
Для них, вне званий и вне ранга,
В большой остались Вы чести,
Уменьем, как дичка-подранка,
Судьбу заблудшую спасти.
Легко и добрым слыть, и милым,
Гребя по заводи веслом.
Куда трудней быть справедливым,
Сражаясь с многоликим злом,
Примером быть - в большом и малом,
Быть чистым, сильным, как металл.
И Вас народным генералом
Народ заглазно называл…
Друзья о том не говорили,
Но каждый чувствовал, скорбя,
Что с  вами вместе хоронили
Частицу и самих себя.
А дождь всё лил.
И шаг был труден.
И губы сжаты до бела.
… За гробом шли
Не только люди,
Шли Ваши добрые дела!