ЯШКА

Сергей Дженас
ЯШКА
В свою бытность, ещё на заре своей молодости, познакомился я с Яшкой. В ту пору он был молоденьким мальчишкой, лихо гонявшем на велике. Мое отрочество, также прошло на «Железном коне» под названием «Украина». И я тоже был страстным любителем велосипеда. Частенько на оном совершал осмотры окрестностей и местных достопримечательностей. Ему было лет 8-10,  а мне, страшно сказать, двадцать шесть.
        Но,  именно эта страсть к велосипеду нас и объединила. Но жил он на Валдае, а в деревню приезжал к бабе Нюре, на летние каникулы. Я также приезжал в гости к тёще, Клавдии Федоровне. Если, честно сказать, полюбил я эти места: места Верхневолжья, места Русских сказок, места русской природы, места русских людей: былинных богатырей и женщин с несгибаемой Волей. Как незадолго до этого полюбил свою Наталью.
       Не зря отсюда Волга начало берет. Происходя: из болот,  родников, и небольших речушек, она быстро набирает силу, превращаясь в символ РОДины. Той самой родины, что нас кормит и где растут есенинские березки и получают вдохновение художники. Нет, я правду говорю, пошел как то за грибами и набрёл в глухой чаще на озерцо. Прямо с картины Васнецова, сказка, да и только.  Только Алёнушки там не было. Серый Волк давно уж унёс.
 Вольготно там: и людям, и зверю, и матушке Природе. Всем места хватает!….
 
Так вот, возвращаемся мы с очередной вылазки, а Яшка и говорит:
- Дядя, а можно я буду звать тебя папой?
Я чуть с велосипеда не упал.
- А твой где? Задал я бестактный вопрос.
- Погиб, зашмыгал он носом.
- Ну-ну. Извини, не знал. Сожалел я, о сказанном.
Позже, расспросив жену, узнал историю гибели отца Якова. На железной дороге, где он работал, случилась нештатная ситуация: покатились вагоны, и он, как главный в смене, «башмаком» пытался остановить их ….
Жаль, конечно, парня, но мать Якова вдвойне. Ведь теперь ей приходилось быть и за Маму и за Папу. И, спасибо судьбе, что тогда я сказал:  - хорошо, договорились. И протянул руку.
Вот так мы «побратались». И каждый раз, когда я приезжал в деревню, обязательно проведывался про Яшку. Но приезды становились все реже и наконец, совсем прекратились. Невзлюбила меня тёща, и сейчас я понимаю за что.  Худенький я был, 48 размера костюм носил. А вот, сестра жены, младшая, нашла мужа в соседней деревне, на мотоцикле, механизатора по профессии, уважаемого всеми деревенскими парня. А я кто таков: - щегол, из городских, не обладающий никакими выдающимися данными, да и ел я мало, ну полная противоположность, всех её представлений о настоящем мужике.
       И чего только Наталья в нём нашла? Частенько спрашивала она. Вон, Людка – та молодец! Это она про младшую сестру Натальи. Он и трактором управиться и с мотоциклом. Парень хоть куда – говорила она про Сашку, долговязового мужика, немногим старше меня.
Ездил я и к Людмиле, в соседнюю деревню, всего-то 12 километров проехать и надо. Русские поля это нечто особенное.
 
В те времена фотоаппарат я еще не возил, но они запечатлены на картинах живописцев. Вот такая красота все 12 вёрст.
Дали им от совхоза трехкомнатную квартиру в двухэтажном особняке на двоих. Живи да жизни радуйся. Но бес его попутал – пить начал, не без помощи деревенских. То одному поможет, то другому на совхозном тракторе. А оплата одна «жидкая валюта». Вот и спился Сашок. Для всех мил не будешь!!!
А Людмила – всё бросала его, убегала к матери. Вот уже и тридцатилетие справили, а картина всё та же. Чем – то приворожил он её! Сашка: высокий с длинными, сильными руками парень.
       Довелось мне бывать у них на покосе, где то в июле. Пригнал Сашок свой трактор (минского завода) и быстренько скосил делянку, что им выделили, и был таков. А мы скошенную траву ворошили целый день – подставляя солнышку все её бока. Вечером же подогнал Сашок «свой трактор Беларусь», но уже косилку снял, а прицепил телегу. Погрузили мы в телегу, уже подсохшую траву и повезли домой. Там нас уже ждала тетка Галина, что с соседней улицы. Она одна умела мастерски скирдовать сено в стог. Вот при погрузке и разгрузке Сашок отличился. Мне дали вилы с черенком от лопаты, а у него были особенные: раза в два-три раза длиннее моих, управлялся он с ними так, что диву даешься. Я, старался брать сена, как можно больше, но у него охапка была раза в два-три больше, и он легко поднимал ее на трехметровую высоту стога. Где наверху принимала тетка Галина и распределяла, оформляя стог. Я, позже, попробовал его вилы. Да, собирали они хорошо, но вот поднять, я не смог. Сказывалась привычка хилого интеллектуала, не державшего ничего, тяжелее авторучки.
       Но вернемся к Яшке. Баба Нюра жила, на взгорочке,  в доме, что ближе к озеру, и с веранды, где мы останавливались, ее дом был замечательно виден. А, аккурат, против ее дома, на нашей стороне улицы, жила семья Сытовых.  Примечательная тем, что кроме отца были ещё три брата, прямо как в сказке….
       Шли года, подросли мальчишки. И стали они чувствовать хозяевами, если не всей деревни, то улицы – уж точно. А Яшка, наблюдательным был и любознательным мальчишкой. Вот и стал он примечать, что куда – то отлучается мужская половина семейства, чаще по вечерам. Но именно в тот день происходят кражи. Деревня, хоть и большая, но все друг против друга знают. А Яшка, по наивности своей, возьми да  скажи: - А, я знаю, кто магазин вчера гребанул!  Братья, переглянулись с отцом, и застыли в немой сцене.
Кому ты, чего докажешь? Малявка!!! – угрожающе, начал оправдываться отец. Идем ребята.
Но этот случай врезался в память, и они старались не попадаться на глаза Яшки.
Сколь верёвочке не виться, а конец придет. Безнаказанность и молчаливое согласие деревенских, совсем их распустило. Только Яшка, все чаще вставал у них на дороге.  И затеяли они недоброе. Пошутить решили, да так, чтобы другим неповадно было. Решили его расстрелять.
        Шутки – шутками, но в очередной раз выловили его и, связав руки за спиной, повели его к лесу, прихватив две берданки для, пущей важности. Поставили Якова спиной к лесу и, не зачитывая приговор, вскинули ружья и ….
Пальнули то они не в Якова, но звук то был настоящий. И Яшка, гордо стоявший до последнего  - «умер». Точнее не сам, а Душа его не выдержала и покинула его. Слабая душонка у ребятенка. Стал Яшка «идиомом» выражаясь медицинским языком.
А, Вы знаете, что такое человек без души? Полагаю, что встречали таких тварей. В среде чиновников их пруд – пруди!
Вот и Яшка, стал «натуральным ребенком», а впрочем, он таковым и был!!! Но это еще не все. Грянула тут революция («перестройка» говоря по-нашему). И братья, не поделив чего-то,  убили среднего, и, немного позже, отец убил младшего. Судили его, но оправдали с формулировкой «не превышал самооборону».
       А Яшка и поныне здравствует, говорят, женился. Вот такой вот – хеппи энд!!!