Аниса

Надежда Боткина
          Аниса была красивой девочкой с голубыми глазами  и длинной косой, соломенного  цвета, училась на одни пятёрки, поэтому как итог - золотая медаль по окончании одиннадцатого класса. В ней был стержень, как принято говорить. Она успевала всё: учёба, музыкалка, уроки с братьями - школьниками, помощь по дому, не отказывала себе погулять с подругами, хотя это сильно сказано, так как у неё она была одна. Когда Аниса училась в девятом классе, её пригласили на секцию лёгкой атлетики в институт, здание которого находилось недалеко от их дома. Просто однажды её увидел, тренер и понял, что она может достигнуть определённых результатов.

          Аниса была работоспособна, имела своё мнение, начатое дело доводила до конца, одним словом, всё делала на пять – синдром отличницы, хотя изредка случались и сбои. Так однажды маму вызвали в школу, объяснив, что её, обычно послушная дочь, некорректно ведёт себя на уроке физики. Учитель - Николай Николаевич, заявил, что Аниса не слушается его, и начинает отвечать, когда он её не спрашивает. Мама заверила, что дома обязательно поговорят с дочерью. Был срочно созван семейный совет: папа, мама и два младших брата. Начала разговор  мама. Это происходило примерно так:
- Аниса, почему, ты отвечаешь на уроке, когда тебя не спрашивают?
- Мама, я пять уроков подряд поднимала руку. Я безумно люблю этот предмет. Но Николай Николаевич, видя, что я хочу отвечать, говорит:
- Аниса, я знаю, что ты подготовлена и спрашивать тебя не буду.
- Я долго терпела, а потом решила действовать. На следующем уроке, когда учитель задал вопрос, была поднята только моя рука. Николай Николаевич делал вид, что в упор меня не видит. Тогда я встала и стала отвечать.
- И как часто это продолжалось?
- Может уроков пять!
- Пять! Но тебя не спрашивали!
- И не спросили бы, если бы я не подсуетилась.
- Аниса! Что за выражение? А что Николай Николаевич?
- Ничего. Ставил в журнал пятёрки, я же знаю предмет.
- Аниса, чтобы это было в последний раз. Поняла?
- Да!
Во время диалога, папа сидел, с таким видом, что ровным счётом ничего не произошло из ряда вон выходящего, а братья хихикали и говорили:
- Во Аниска даёт!
В глубине души они были горды за свою сестру и одобряли её поступок. Им бы тоже хотелось, так себя вести на уроке, но для этого надо было стать ею. На этом всё и закончилось. Аниса умела держать слово, и если она его давала, то можно было не сомневаться, всё так и будет. Так и случилось, больше подобных инцидентов не было.

          У Анисы была отличная нервная система, как говорила мама:
- Вся в папу пошла.
Когда происходила какая-то неприятность, например, у мамы на работе. Он утешал:
- Не бери в голову, через неделю ты об этом даже не вспомнишь.
Это был его жизненный принцип. Чаще всего так и случалось или ситуация разруливалась сама собой. Аниса в стрессовых ситуациях вела себя по-разному. Вообще у неё была своя классификация стресса. Она его делила на три группы. Лёгкая степень тяжести, то есть какая - то мелкая неприятность, в этом случае срабатывал папин принцип. Средняя степень тяжести, в этом случае Аниса просто ложилась в кровать и моментально засыпала, а потом могла встать в три - четыре утра, выучить уроки и пойти в школу, как ни в чём не бывало. Тяжёлая степень тяжести, в этом случае она надевала спортивный костюм и бегала по парку, а это километра четыре, иногда и не один круг. Свою теорию Аниса продолжила и считала, что по течению стресс бывает: острый, затяжной и хронический. Последние два для неё были неприемлемы, так как она считала, что слишком для этого юна. А вот первый мама однажды наблюдала.

          У Анисы появился друг, который был атлетического телосложения, красив и при всём этом трепетно к ней относился, стойко выдерживая её юношеский максимализм. Они около недели гуляли по парку, ходили в кино. А потом Аниса сообщила ему, что не будет больше с ним встречаться. Как она позже объяснила дома:
- У него низкий коэффициент интеллектуальности (IQ)!
Но всё же, он её чем-то зацепил. Однако решение было принято. Вердикт вынесен. Она пришла домой, села в кресло и зарыдала в голос, учитывая то, что она никогда не плакала, для родных это было большим шоком. Мама даже не знала, как реагировать, попробовала что-то сказать, но рёв заглушал все слова. Так продолжалось минуты две, потом плач так же внезапно, как и начался, закончился. Аниса вытерла платком слёзы и сказала:
- Вот я своё и отплакала.
Исходя, из её классификации это был стресс лёгкой степени тяжести, острого течения. В семье к этому вопросу больше никогда не возвращались.

          Однажды Анисе предложили подработать: продавать жвачку, в то время она была большим дефицитом. Торговать надо было в большом офисном здании, место насиженное, просто человек заболел, и появилась возможность подзаработать денег. Аниса должна была получить десять процентов от выручки. Она побаивалась, первый раз заниматься этим одна и предложила ей помочь своей подруге Тае. Торговля шла бойко, да ещё с улицы ребятишки забегали за жвачками. Около полудня девочки захотели отойти в дамскую комнату. Аниса предложила сначала сходить Тае, чтобы не оставлять товар без присмотра, а потом  пошла бы она. Но подруга хотела идти только с Анисой, так как стеснялась в одиночестве стоять на продаже, пусть даже пять минут. После нескольких минут колебаний, подружки решили быстренько сбегать вдвоём, оставив своё рабочее место без присмотра. Когда они вернулись, то сразу поняли, что товара стало меньше. С тяжелым чувством они доработали до конца дня. При подсчёте оказалась недостача - одна тысяча сто рублей, по тем временам немалые деньги. У Анисы были свои сбережения - девятьсот рублей, но она их так долго копила, причем на определённую вещь. Когда дочь пришла домой, то сразу  рассказала о произошедшем  маме. Та, подумав, сказала:
- У тебя есть свои сбережения, вот и возмести убыток хозяйке.
- Но там не хватает двухсот рублей. Да и торговали мы вместе с Таей. Пусть и она отдаёт половину.
- Я тебе смогу дать в долг двести рублей. А насчёт Таи скажу так: нанимали тебя и ответственность вся на тебе. Если Тая согласится возместить  определённую сумму, то хорошо, но лично я в этом сильно сомневаюсь. И уверена,  расплачиваться придётся тебе.
- Мама, а ты мне не поможешь? Не дашь хоть, сколько нибудь денег?
- Нет!
- Почему?
- Эта ты оставила своё рабочее место с товаром, так почему я должна расплачиваться за твоё пренебрежительное отношение к своим обязанностям.
В глазах Анисы застыли слёзы, она не плакала, просто по каким-то непонятным причинам, они удерживались на её больших ресницах.
По классификации - это был стресс тяжёлой степени тяжести, течение острое. Аниса надела спортивный костюм и побежала наматывать километры. Мама поняла, сегодня  она придёт не скоро.
Спустя несколько лет, вспоминая эту историю. Аниса спросила маму:
- Неужели ты не могла мне дать эти деньги?
- Могла, но тогда ты бы не извлекла для себя правильный урок.
- Но это жестоко!
- Зато справедливо!
- Да урок ты мне преподала хороший, до сих пор помню, как отдавала кровно накопленные мною деньги, а потом взятые у тебя в долг. Зато больше мне не хотелось торговать. Я поняла это не моё.
 
           Дочь много времени уделяла урокам. Её не надо было заставлять их делать. Даже если у неё, что то не выходило, она ни к кому не обращалась, а решала, сама, будь это примеры или задачи по алгебре, до тех пор, пока всё получалась. Зато сколько потом было радости и нескрываемого удовлетворения собой. Однако с литературой не всегда было, так хорошо. Иногда Аниса просила маму помочь написать сочинение, та не отказывала. Дочь прочитывала придуманное мамой, и начинала возмущаться, настаивая на том, что сочинение переполнено махровой лирикой и что даже после его прочтения остаётся приторно-сладкий привкус. Далее она комкала исписанные листки, бросала в урну и какое-то время ходила по комнате взад вперёд, обдумывала тему. Потом доставала из урны скомканные листы, тщательно разглаживала их на столе и начинала писать, выкидывая при этом не нужные обороты и критикуя, каждое мамино предложение. Когда сочинение было готово, она подходила к маме и ласково, улыбаясь, говорила:
- Посмотри теперь совсем другое дело, а то написала какую ту сладкую чушь.
Мама на это реагировала спокойно, так как понимала, у каждого человека могут быть свои недостатки, а это не самый худший.

           Однажды, это было весной (в среду), папа сказал:
- У тебя в последнее время, кроме уроков, нет никаких дел.
- А что надо сделать?
- Да хоть бы до дачи прогулялась, туда привезли две машины торфа, раскидать надо по участку. (Сказал первое, что пришло в голову).
- Хорошо.
В воскресенье утром, когда все проснулись, Анисина кровать была аккуратно заправлена, а её дома не было. Все подумали, что наверно ушла на тренировку. Настал обед, а дочь, так домой и не пришла. Мама начала волноваться:
- Где она может быть? Почему не оставила записку?
Около пяти вечера появилась Аниса вся красная, как будто пробежала сто километровку. Умылась и не раздеваясь села за стол есть. Папа спросил:
- Может, объяснишь, где ты всё время была?
- Как где? На даче!
- И что ты там делала?
- Раскидывала по участку торф!
- И как успехи? Много раскидала?
- Всё.
Папа ничего не сказал, а через два часа съездил на дачу и был поражён, так как весь торф был раскидан равномерно по участку.

           Был ещё один случай. Аниса занималась спортом и видимо поэтому болела крайне редко. Единственное, она регулярно обращалась к стоматологу, так как трепетно следила за своими зубами. Так получилась, что первый раз на флюорографию она попала только в конце одиннадцатого класса. В рентген - кабинете она оказалась одна. Её попросили раздеться до пояса, чем она была крайне возмущена, так как ей казалось, что рентгенолог на неё «пялится». Её попросили встать в кабинку, в определённой позе и сказали:
- Не дышать! Не дышать!
И она не дышала. Рентгенолог видимо забыла дать команду:
- Отбой!
Села за свой стол и начала что-то писать. А Аниса не дышала, причём с каждой секундой ей становилась всё хуже и хуже. Но она была ответственной девочкой и в точности исполняла рекомендации рентгенолога. У неё в голове мелькала одна только мысль:
- Как ей достаточно спортивной девочке, с трудом удаётся не дышать? А как же другие из её класса? Но если они смогли, значит, сможет и она.
Когда рентгенолог открыла дверь кабинки и увидала уже синюю школьницу, она была в ужасе и не сдерживаясь в выражениях закричала:
- Ты, что глупая, ты почему не дышишь?
Она помогла Анисе спуститься, посадила на стул, дала понюхать нашатырь и некоторое время не выпускала из своего кабинета, временно приостановив приём пациентов. Немного, придя в себя Аниса сказала:
- Вы мне сами говорили: Не дышать! Не дышать! Я и думала, что так надо.
По классификации - это был стресс средней степени тяжести, поэтому придя домой, она легла в кровать и моментально заснула. При этом успела сказать, что рентгенолог назвала её глупой, а на самом деле глупая сама и вдобавок ко всему безответственный работник. Когда позднее этот случай мама рассказала классному руководителю, они смеялись обе до слёз.