Джайнизм с материалистических позиций

Андрей Якуп
          Джайнизм с позиции "Материалистической концепции Мироздания" – "МКМ".
                (Портал ПРОЗА.РУ, автор Андрей Якуп.)

    Справка (Словари БСЭ, 1969-1978).
"ДЖАЙНИЗМ, ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ  УЧЕНИЙ  ИНДИИ,  ВОЗНИКШЕЕ  В  6 В. ДО Н. Э. ДЖАЙНИЗМ, КАК И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ЕМУ БУДДИЗМ, ЯВИЛСЯ РЕАКЦИЕЙ НА РИТУАЛИЗМ И АБСТРАКТНУЮ СПЕКУЛЯТИВНОСТЬ БРАХМАНИЗМА. ДЖАЙНИЗМ ОТВЕРГ АВТОРИТЕТ  ВЕД,  ОТКРЫЛ  ДОСТУП  В СВОЮ ОБЩИНУ МУЖЧИНАМ И ЖЕНЩИНАМ ВСЕХ КАСТ." (Либерализм? Свобода и равенство?) ДЖАИЗМ СТРОГО ОНТОЛОГИЧЕН — ИМЕЕТ УЧЕНИЕ О БЫТИИ. ДУША И "НЕДУША", ВКЛЮЧАЮЩАЯ МАТЕРИАЛЬНОЕ, ПРИЗНАЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ РАВНОПРАВНЫХ, ВЕЧНО СУЩЕСТВУЮЩИХ НАЧАЛ, Т.Е., ОН  ДУАЛИСТИЧЕН. … МАТЕРИЯ ДЕЛИТСЯ НА ТОНКУЮ (КАРМИЧЕСКУЮ), ПРЕДСТАВЛЯЮЩУЮ НЕЧТО ВРОДЕ "СИЛЫ", И ГРУБУЮ, ОЩУЩАЕМУЮ ОРГАНАМИ ЧУВСТВ И ДЕЛИМУЮ НА АТОМЫ (АНУ).


  Одно из основных положений Джайнизма - "ВСЁ ЖИВОЕ - "ДЖИВЫ". КАЖДАЯ  ВЕЩЬ  ОБЛАДАЕТ  ДУШОЙ." Этот постулат интересен тем, что Джайнизм видит всё сущее (косную, живую и полевую материю) как связное целое, развитие которого подчинено единому закону – "душе".  "БОГ В ДЖАЙНИЗМЕ — ТОЛЬКО  ОДНА  ИЗ  ФОРМ БЫТИЯ ДЖИВЫ.  КАПЛЯ  РОСЫ,  ЧЕЛОВЕК, БОГ — СТУПЕНИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПРИНЦИПИАЛЬНО ОДИНАКОВЫХ ВИДОВ БЫТИЯ".
 Аналогичным образом к проблеме бытия подходит современная материалистическая концепция - МКМ. В "принципиально одинаковые виды бытия" превращается всё, начиная от капли росы и кончая Богом, если всё сущее рассматривать, как это сделано в МКМ, в виде саморазвивающихся систем. Согласно МКМ, все системы (атом, растение, животное, закольцованный энергопоток) существуют только тогда, когда элементы внутри них взаимодействуют между собой, а система вцелом взаимодействует с окружающей средой таким образом, что система сохраняется. Говоря современным языком, "по программе самосохранения". То есть, в МКМ "душа" из мистики низведена в реальность. У человека  Программа его самоорганизации закодированная на трёх носителях: в структуре  линейных сигналов (воля), в структуре закольцованного сигнала (подпрограмма сохранения социума - мораль), в структуре тела (подпрограмма сохранения тела – инстинкты).

  Согласно Джайнизму, в "ЗАВИСИМОСТИ ОТ СООТНОШЕНИЯ ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО ЭЛЕМЕНТОВ, ДЖИВЫ ОБРАЗУЮТ СВОЕОБРАЗНУЮ ЛЕСТНИЦУ: НА НИЗШЕЙ ЕЁ СТУПЕНИ РАСПОЛАГАЮТСЯ ДЖИВЫ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ ФОРМЫ, В КОТОРЫЕ ВЫЛИВАЕТСЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И РАСТЕНИЙ. НА БОЛЕЕ ВЫСОКОЙ СТУПЕНИ ПРЕБЫВАЮТ ДЖИВЫ, ИМЕЮЩИЕ ФОРМУ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ, БОГОВ. (Таким образом, бог в джайнизме, так же как в МКМ, не случайное, неизвестно откуда взявшееся (непознаваемое)явление, а продукт закономерного развития материи —  одна из форм бытия дживы. (Жизни))
Согласно МКМ, структура и процесс формирования Мироздания  хорошо описываются каскадом усложняющихся спиралей, говоря языком Джайнизма, "образуют своеобразную лестницу: на низшей её ступени располагается" косная материя, выше – простейшая органика, растения, животные, человек, ещё выше – социумы людей, выше высшего - автономные программы самоорганизации и их социумы. На рисунке "Схема ре-эволюции материи" показаны обе "лестницы" (красным цветом – по Джайнизму), совпадение – 100%.
Джайнизм не раскрывает "формы, в которые выливается существование неорганических веществ и растений, ...  животных,  людей,  богов", в то время как МКМ расставляет все точки над i. Программа сохранения неорганических систем (в Джайнизме - "душа" джив низшей ступени), согласно МКМ, сложилась на базе физических и химических законов. Программа самосохранения живых систем "душа-тело" (в Джайнизме - "душа" джив высшей ступени), согласно МКМ, сложилась на базе физических, химических, биологических и, отчасти, социальных законов. До этого момента принципиальных расхождений между Джайнизмом и МКМ не было. (Кроме того, что Джайнизм поместил растения на одну ступеньку с неорганикой, а по МКМ они относятся к живым существам.) Но далее взгляды Джайнизма и МКМ расходятся. Джайнизм оставляет богов на одной ступени с животными и людьми, а МКМ отправляет богов на ступень выше, поскольку они принципиально отличаются от живых существ и представляют собою энергетические потоки - дживы, "души"  которых сложились на базе физических и социальных законов.

  Джайнизм: "ВВЕРХУ ИЕРАРХИИ ДЖИВ НАХОДЯТСЯ "ОСВОБОЖДЁННЫЕ" ДЖИВЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ УЗ И ДАЖЕ ДУХОВНЫХ УСЛОВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЕ, И ОНИ СПОСОБНЫ ПОЛНОСТЬЮ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ БЫТИЕМ. ОСВОБОЖДЕНИЯ  МОГУТ  ДОСТИЧЬ ТОЛЬКО ДЖИВЫ, ПОЛУЧИВШИЕ  ФОРМУ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  СУЩЕСТВА."
Согласно МКМ, "вверху" – на Спирали "полевая материя", действительно, "не существует материальных уз", поскольку нет вещественных тел. И в полевую материю, действительно, "ушли" "души" людей – "ДЖИВ, ПОЛУЧИВШИХ  ФОРМУ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  СУЩЕСТВА." А что касается отсутствия "ДУХОВНЫХ УСЛОВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ИХ (богов) СУЩЕСТВОВАНИЕ", то здесь Джайнизм допускает ошибку. Ни одна система, в том числе, социумы автономных полевых систем, не может предоставить своим элементам абсолютную свободу, потому что в этом случае система, попросту, распадётся. Впрочем, скорее всего, искажение смысла "свободы" произошло по вине толкователей и переводчиков Джайнизма, которые относительную, в сравнении с живыми существами свободу, истолковали как абсолютную, как "отсутствие "духовных условий, ограничивающих их (богов) существование".

  Джива в Джаизме характеризуется "отягощённостью материей". В нижней части "лестницы" находится неорганика с относительно малой "программой самосохранения". В средней части – живые существа имеют сопоставимые "душу" и тело. В верхней части "лестницы" отягощённость дживы материей равна нулю.
Но далее взгляды Джайнизма и МКМ расходятся. Джайнизм оставляет богов на одной ступени с животными и людьми, а МКМ отправляет богов на ступень выше, поскольку они представляют собою энергетические потоки - дживы, "души"  которых сложились на базе физических и социальных законов.
Джайнизм: "ВВЕРХУ ИЕРАРХИИ ДЖИВ НАХОДЯТСЯ "ОСВОБОЖДЁННЫЕ" ДЖИВЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ НЕ СУЩЕСТВУЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ УЗ И ДАЖЕ ДУХОВНЫХ УСЛОВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЕ, И ОНИ СПОСОБНЫ ПОЛНОСТЬЮ УПРАВЛЯТЬ СОБСТВЕННЫМ БЫТИЕМ. ОСВОБОЖДЕНИЯ  МОГУТ  ДОСТИЧЬ ТОЛЬКО ДЖИВЫ, ПОЛУЧИВШИЕ  ФОРМУ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  СУЩЕСТВА."
Согласно МКМ, "вверху" – на Спирали "полевая материя", действительно, "не существует материальных уз", поскольку нет вещественных тел. И в полевую материю, действительно, "ушли" "души" людей – "ДЖИВ, ПОЛУЧИВШИХ  ФОРМУ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  СУЩЕСТВА." А что касается отсутствия "ДУХОВНЫХ УСЛОВИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ ИХ (богов) СУЩЕСТВОВАНИЕ", то здесь Джайнизм допускает ошибку. Ни одна система, в том числе, социумы АПС, не может предоставить своим элементам абсолютную свободу, потому что в этом случае система, попросту, распадётся. Впрочем, скорее всего, искажение смысла "свободы" произошло по вине толкователей и переводчиков Джайнизма, которые относительную, в сравнении с живыми существами свободу, истолковали как абсолютную, как "отсутствие "духовных условий, ограничивающих их (богов) существование".
Джива в Джайнизме характеризуется "отягощённостью материей". В нижней части "лестницы" находится неорганика с относительно малой "программой самосохранения". В средней части – живые существа имеют сопоставимые "душу" и тело. В верхней части "лестницы" "отягощённость дживы материей" равна нулю.души