Черепаха как модель мироздания

Мара Рушева
Илл. 1: Песчаная картина Земли (план земли). Над маской возвышается головной убор дыхания, привязанный белой хлопковой нитью, даром паука. Отмечены коралловые и бирюзовые серьги. Тело темно серое. Границы, маска, шея и т.д. Две руки и две ноги - kos ischin, треугольники, поставленные один на другой, символизирующие облака или слои облаков. (Сани Акеа и Джеральд Нэллор получили этот рисунок от шамана в Шипроке) (из книги Эйлин О’Брайан «The Dine: Origin Myths of the Navaho Indians» (издательство "Washington : U.S. Govt. Print. Off., 1956), перевод weshki (2006); глава «Порядок вещей, или Эра Героев-Животных, подглава «Небо и Земля», рис. 3). 

Илл. 2: Скелет архелона, ископаемой черепахи (автор: Frederic A. Lucas - "Animals of the past", Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2895807).



***

Мифопоэтические модели мироздания предстают разными образами - мировыми древами, мировыми горами, телами священных животных, телами полуантропоморфных и антропоморфных богов или искусственными сооружениями (мегалиты, здания, сундуки и др.). Одним из таких универсальных знаковых комплексов являлось тело черепахи. Черепахи занимают различные экологические ниши (море, пресные воды, суша) в пределах тропического и субтропического поясов, но черепаха европейская болотная заходит в умеренную зону - местами до берегов Балтики, как и черепаха лесная, ареал которой приурочен к умеренной зоне Северной Америки. Культ черепах зафиксирован в истории самых разных народов Евразии, Африки и Америки. Каменные черепахи входят в группу дольменов, известных с неолита. 


В китайской мифологии форма неба определялась как полусфера, а форма земли - в виде прямоугольника. Своеобразное строение скелета рептилий отряда черепаховых позволило использовать их в качестве одной из первых моделей мироздания, придав верхнему куполообразному щиту-карапаксу образ неба, а нижнему плоскому щиту-пластрону образ земли (форма пластронов разнится от более или менее прямоугольных или крестообразных до относительно округлых). В ведийском и индийском мифологических пантеонах существовал культ черепахи Кашьяпы, творца мира, отца богов, асур, людей, демонов, змей и птиц («Мифы народов мира». М., БРЭ Олимп, 1998). Логика построения модели мироздания по образцу черепашьего тела прослеживается в неканонических иконографических композициях  «Всевидящее Око».
 

В короткой подглаве «Небо и Земля» главы «Порядок вещей, или Эра Героев-Животных» книги Эйлин О’Брайан (O’Bryan Aileen «The Dine: Origin Myths of the Navaho Indians», издательство "Washington : U.S. Govt. Print. Off., 1956; перевод weshki, 2006) указываются следующие данные:


«Затем пришла Земляная Женщина, Nahosdzan’esdza’. Первый Мужчина сказал ей, что она будет женой Солнца. Она должна повернуться лицом на восток, а муж ее над ней - лицом на запад. И каждый раз, когда Туман покрывает землю, люди будут знать, что Небо пришло к Nahosdzan’esdza’.
Затем они установили четыре угловых шеста и растянули Небо в четырех направлениях.
Здесь было спето около двадцати песен, и после первых десяти куплетов первой песни, Песни Солнца, Солнце начало двигаться. Следующая песня была для Луны, и вскоре она тоже начала двигаться.
Сегодня разные шаманы используют разные песни и молитвы для этой церемонии; но песни Солнца, Луны и Земли поются всегда. Некоторые говорят, что черная магия, или зло вошли в план в это время, другие говорят, что это случилось позже.
После того, как Солнце поднялось на небо, Темное Облако, которое покрывало прежние миры половину времени, стало ночью. Белое Облако было рассветом, и солнечный свет стал нашим днем. И на горизонте, где первые люди обычно видели синее и желтое облака, появились сумерки и ложный рассвет.
В первый день, когда солнце поднялось на небо, жар был непереносим. Святые растянули четыре угла неба, и это подняло солнце еще выше в небо. После того, как они проделали это четыре раза, оно оказалось на такой высоте как сейчас. На земле было место для всех, и тепло солнца было подходящим для роста растений, животных и людей.
Затем то же, что было сделано с небом, было сделано с землей. Они придумали, какой должна быть земля (рис.3). Они сделали лик земли белым, с глазами, носом и ртом. Они сделали сережки из бирюзы для ее ушей; а в качестве границы поместили черное кольцо, синее кольцо, желтое кольцо и белое кольцо, что является краем земли. Эти кольца защищают землю; никакая сила не повредит ей».

Представляется, что на этом рисунке (илл. 1) , помещенном в подглаве «Небо и Земля», приведено стилизованное изображение нижнего черепашьего щита-пластрона (вместе с головой-маской и костями конечностей в виде двух треугольников, (ср. со скелетом черепахи на илл. 2), символизирующего землю, а «небеса», судя по тексту, четырежды натягивались святыми индейцев навахо на угловые шесты, чтобы солнце «оказалось на такой высоте как сейчас».