Посвящение

Вячеслав Платонов
               
                До чего же хороша ты , сероглазая,
   
                Как нежна твоя душа понял сразу я ,

                Люблю твой взгляд , улыбку , звонкий смех,
 
                В мире ты , клянусь , лучше всех .

                (из песни семидесятых прошлого века)


     Смотрю на нашу венчальную фотографию и думаю , когда же это было? Ты в светлой кофточке , златокудрая и очень красивая ,  как и всегда , но только торжественней , умиротворённей , чему-то внутренне улыбающаяся , а Дашка у тебя на коленях задумчивая , серьёзная , просчитывает в голове какие-то варианты в отличии от нахмуренной дикой Катьки у меня на коленях и я в своём светлом костюме со снятыми в руках очками , чтобы они не « бликали» , начинающий седеть , но по общему фону ещё почти черноволосый , озабоченный и с печальными глазами . Сзади между нами стоит мальчик – внук Саня , ещё совсем ребёнок , глядящий куда-то далеко вперёд , что он там видит ? И рядом с ним наши дочери – за моей спиной озабоченная Ирина , положив мне руки на плечи , а за тобой Лена с лёгкой улыбкой и спокойствии чинном . Когда же это было ?
   
     Мы венчались в храме Спаса Нерукотворного образа села Большое Свинорье , отремонтированного в 1999 году . Венчал нас отец Василий , ему  было уже за 75 лет , он воевал , имеет награды и в приходе он во многих лицах- и регент , и целитель, и строитель. В 70е годы он спас храм от разрушения , установил звонкие колокола , которые встречали нас при подъезде и провожали после окончания венчальной церемонии .

     Значит мы венчались в 2000 или в 2001 году . Озабоченность Иры понятна , год – два назад они всей семьёй уехали  в Великобританию по контракту , который заключил Саша с голландской фирмой и теперь они завоёвывают себе там жизненное пространство . Геофизик он хороший , человек одарённый –со слухом , умом , языком и руками , у него всё под контролем , правда , очевидно от перегрузок пошаливает здоровье , но будем надеяться , что всё будет хорошо . А улыбка Лены тоже понятна , она знает , что дальше будет всё хорошо , потому что в данный момент хуже некуда – и у неё , и у Руслана какие-то временные работы ,  нужно искать что-то основательное Руслану , потому что у Лены основательное  определилось – она собралась рожать Ляльку , да и с жильём у них пока какая-то непонятка . Да и мы с тобой почему-то сидим в Шибанках на чемоданах , как всегда ожидая переезда куда – нибудь .
             С тех пор прошло лет 7-8 .  Наши шотландцы купили дом в рассрочку , Санька живёт у нас и оканчивает Лингвистический лицей и в этом году будет поступать куда –нибудь , может в «Керосинку» , которую окончили его родители и дед по отцовской линии , или в МГУ ,  в котором учились Лена с Русланом , то ли пойдёт в наш Горный или в Геологоразведочный , где учились его прадед и прабабка по материнской линии , а скорее всего пойдёт куда захочет—он человек самостоятельный . Лена с Русланом живут в хорошей Сталинской «двушке» в хорошем районе рядом с островом – родовым поместьем Петра1 , на работу Лена ходит 20 минут пешком – это для Москвы высший пилотаж , она начальник отдела в институте . Руслан в метаниях –добиваться здесь , где работает в данный момент должности финансового директора или уйти к Градскому на гендиректора . Я пока работаю , а ты как Фигаро – нужна и там , нужна и тут , благо что живём мы теперь рядом с Леной .
     В начале второго семестра в аудитории «В» , где всегда проходили лекции по физике и где студенческие столы поднимались  амфитеатром , а кафедра профессора и входная дверь находились рядом внизу , так вот в начале второго семестра эта дверь открылась и на пороге появилась новенькая , тоненькая , стройненькая с золотыми волосами и , как я потом разглядел , с серо-зелёными глазами и казалось что оттуда – от порога излучается доброта , чистота и светлота , и скоро всё наше замкнутое пространство (или только моё) заполнилось тем , чего мы все хотим в жизни –ощущением радости и счастья .

     Это чувство ещё более усилилось , когда некоторое время спустя , может месяца два-три , оказался я у кого-то на дне рождения и неожиданно появилась там она и опять как будто подхватило тебя облаком и уносит куда-то . Отдав должное имениннику своими поздравлениями и присутствием она ещё далеко до завершения студенческой пирушки откланялась и тут я вызвался проводить её .Этого хотел не я один и случилась моя первая из-за неё разборка . С Андреем Федотовым я разделался довольно быстро , она даже не успела заметить что к чему , а Андрей на меня затаил и лет 15 спустя , когда я на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) демонстрировал наши машины , а он был там каким-то местным начальничком и я зашёл к нему , как к однокашнику , он спешно куда-то собрался (правда извинился) и выпер меня из своего кабинета . Будь я на его месте может сделал бы тоже самое . Но я отвлёкся , а в тот вечер мы довольно долго гуляли по весенним улицам , о чём говорили -- не знаю , не помню , единственное что помню –это понимание с полуслова , но если честно , то мне кажется мы вообще не разговаривали . Вы видели французский фильм «Шербурские зонтики» , нет ? Посмотрите. Эти (мягко говоря ) нехорошие французы слямзили у нас не только технологию возведения Останкинской башни (она не была запатентована) , но и наши отношения в быту и на улице . Да , я вспомнил точно , действительно мы не разговаривали -- мы пели , мы пели чисто , красиво , без фальши и изъянов , правда у меня как не было , так и нет до сих пор ни слуха , ни голоса , а у неё только голоса - она вдвое продвинутей меня . В тот вечер при расставании я поцеловал её , но она , как показалось мне , не заметила этого , но последующие события показали , что это не так . Я теперь совершенно успокоился , что вокруг неё постоянно крутятся Борисевич и Торочешников , я слышал – они говорили , они просто разговаривали , а мы-то с ней пели , чувствуете разницу , совершенно другой уровень общения .

     Прошло два года . Почему так получилось , что мы не искали сближения , не знаю , хотя я твёрдо знал , чувствовал и видел , что мы принадлежим друг другу , тоже , кажется , происходило и с ней . Этого не знал и не видел ни кто--мы свято хранили нашу тайну , но ничего не бывает тайным , чтобы не стало явным , но до этого было ещё далеко . Судьбе было угодно чтобы мы оказались в одной группе , которая ехала на производственную практику на Алтай , куда я давно хотел попасть . Туда влекла меня жемчужина Алтая – Телецкое озеро . В то время я коллекционировал озёра , мною были исхожены и изучены  Шиндер , Круглое , Чистое ,  Святое , Сенежское и озеро Балхаш и некоторые другие менее известные и мне ещё предстоит в будущем посетить Телецкое , Ирбицкое , Байкал  и Плитвицкие озёра , а вот , как мне кажется , я уже никогда  не смогу увидеть Иссык—Куль , хотя много раз приходилось быть рядом , в каких-нибудь ста километрах .

     Из Домодедово ( там провожала её тринадцатилетняя сестра Мила) наша группа летела  до Кемерова, а далее на автобусе в Киселёвск . В автобусе мы оказались почему-то рядом на заднем сидении и она, по прошествии какого-то времени , задремав , захотела положить голову на моё плечо и заявила капризно , что оно у меня жёсткое ( и говорит это при случае до сих пор ) , а тогда подложила какой-то свитер под  голову и , кажется , заснула . Я боялся дышать и моргать –она спит у меня на плече — и спасибо нашим дорогам , что они такие неровные и не гладкие  , а то бы я превратился в истукана и окаменел , но тут такая отрада – всё находится в постоянном движении и после толчка необходимо поправить её голову или пододвинуться к ней поближе , о Боже мой , какая мука , о Боже мой , какое счастье !
     Кстати , где-то рядом с Киселёвском находится весьма неплохое , а может даже очень хорошее , а может быть даже самое лучшее в мире озеро Акташ , потому что мы были там вместе с ней – правда были кажется и другие - загорали , купались . Она бронзовая от загара , той весной ездила , досрочно сдав сессию ,  на Оку к деду Зотову в Трубецкое , а я смуглый от рождения и были мы красивой парой на берегу , и были счастливы ожиданием будущего . И как-то раз , когда мы всей толпой возвращались с купания и она кокетничала с руководителем нашей практики , одна из местных тёть у палисадника подозвала меня и сказала : « Какие Вы красивые и счастливые « . Я спросил : « Кто Вы» ? Она ответила : «Ну всё же видно – ты и вон та , золотая, она тебя тоже любит» .

     После окончания практики я бросил клич – кто пойдёт на Телецкое? Согласилась она , согласились и наши друзья и одногруппники Игорь и Валентина . Что можно достать из экипировки ? Нашли только палатку . Ну что вы усложняете ? Смотрите до Новокузнецка идёт электричка , потом на поезде до Таштагола , а оттуда на самолёте до Яйлю или Артыбаша .Но по жизни получилось не так  как думалось . Самолёты из Таштагола не летали в нужном нам направлении , можно было только вертолётом долететь до прииска Майский , а дальше исходя из местной ситуации , да и вертолёт пока не летает из-за погодных условий . Три дня мы слушали перезвон колокольчиков стада коров , пасущихся на аэродромном поле , и казалось , что они тоже хотели улететь отсюда куда-нибудь .

     Три этих дня ходили мы в недалёкий лес за грибами , я знаю грибы и люблю их собирать , но таких белых ни где ни когда не видел . Они были могучи по росту , крепости и здоровью . Я вспомнил тогда моего отца , который если говорил  что он пошёл за грибами ,то имелось в виду , конечно , за белыми , а по приходу в оправдание говорил , что грибов не было , поэтому насобирал что попало – лисичек , подосиновиков , маслят и разных других.

     И вот мы в Майском , здесь не совсем свободные старатели моют золото , это их замкнутое пространство и появление нас там – это событие международного масштаба , кроме того у  нас две девушки – это ещё более усугубляет наше положение  и к тому же , как на беду, они красивы . В общем  мы – это большая красная тряпка , может быть даже полотнище , для аборигенов , а нам нужно в магазин , чтобы купить продукты и оставлять девчонок на улице нельзя и в магазин опасно , но , по крайней мере , на глазах и я держу руку в заднем кармане  , чтобы всем было ясно , что если что , то… Продавцу говорим , что мы геологи и наш основной отряд на подходе .
             Оказалось , что отсюда до Телецкого озера примерно сто- сот двадцать километров ( в зависимости от маршрута ) , что единственный вид транспорта в любое время года – трактор с санями один раз в неделю и что  он вчера ушёл . Это рассказал  нам встретившийся случайно на дороге местный инженер и подарил , вырванную из атласа , карту Алтая в масштабе в одном сантиметре двадцать пять километров , чтобы знать в какую сторону идти .

     В этот день мы с испугу прошли километров 20 и остановились на высоком берегу реки Лебедь . Уже смеркалось , когда мы , поужинав , собирались покинуть костёр , как появился всадник и сказал , что он в километре отсюда косил вчера  и оставил там хомут и сейчас едет забрать его . Мы угостили его сигаретами «Шипка»,  не прошло и двадцати минут , как он появился снова , слегка растерянный и держащий в руках два деревянных полудужья от хомута . Оказывается , что там был «хозяин» и подрал хомут . Для одного дня впечатлений многовато — ушли от зеков , пришли к медведю .Всю ночь жгли костёр , громко рассказывали всякую чушь и громко смеялись , смех был нервно-истерический . Бог миловал и дальше , каким-то чудом прошли змеиное болото , ареал расселения рысей  , позже на одной избе растянутая медвежья шкура – повадился коров задирать – пришлось , говорят , отстреливать . Дожди , завалы  развалившиеся ботинки и конец съестных припасов . А тут ещё Игорь случайно рубанул себя по левой руке — он был дежурный и мастерил костёр . На исходе наших сил мы почувствовали , перевалив  очередной перевал , что оно где-то рядом , но была уже ночь , а мы последние километры шли уже с фонариком .

     Утром увидели , что палатку поставили почти под черёмухой , полной ягод и какие они вкусные и уже чувствуется прилив сил , только очень вяжет во рту и где-то здесь должен быть медпункт – Игорю всё-таки лучше сходить, хотя дезинфекцию в походных условиях он провёл , но  подстраховаться не помешает . Игорь вернулся с перевязанной рукой , мы на остаток денег что-то купили в магазине и вот оно – наша цель — Телецкое . Бросаем всё и , раздеваясь на ходу , с разбегу в воду . Обожгло так  , что крик застрял в горле , вынырнув на поверхность , стал искать берег и обратно . Температура в этом  месте , как нам сказали , не превышает 12-14 градусов .
             Валерка Похабов – наш однокурсник и уроженец тех мест , когда узнал каким маршрутом мы пошли , сказал : «Жаль , хорошие были ребята» . Но мы вернулись ,потому что не могли не вернуться , потому что у нас ещё должны были быть и Ира , и Лена и у них свои дети , а тех красот и за границей не найдёшь !
                                                База , 01марта 2008 г