Исполнительские музыкально-технические особенности

Ирина Одарчук Паули
    На протяжении многих лет являюсь концертмейстером большого коллектива хора, как детского, так теперь уже и взрослого. Проведено огромное количество концертов, конкурсов от районных до международных. Важное значение конечно имеют репетиции, то есть подготовки к концертам и конкурсам. Много раз ловила себя на том, что на репетиции складывается одно в исполнительском музыкальном плане, а в концертах, либо в конкурсах порой сталкиваешься с многими моментами, которые порой не столь от тебя зависят, были случаи даже непредсказуемые. В этом случае очень важна профессиональная чуткость и особое внимание концертмейстера, его исполнительская музыкальная компетентность, сценическое чутьё и мастерство.

 Парадоксов хватает, если взглянуть профессиональным взглядом, к примеру вроде концертмейстер аккомпанирует, всё так и технически и музыкально, но идёт в разрез с пением коллектива хора, как бы шагает не в ногу, делая при этом не там смысловые акценты и кульминации, при этом вступая в противоречие с музыкальным художественным исполнением всего хорового коллектива, либо видит не то, что показывает дирижёр, но здесь кроется то, что бывают концерты на которых, просто сидишь спиной к хору, даже головы не видишь дирижёра, не то чтобы руки, поэтому важно концертмейстеру и знать, и чувствовать, глубоко вжиться, быть на всё готовым.
 
  Каковы же исполнительские музыкально-технические особенности в работе концертмейстера хора?! Прежде всего концертмейстер должен понимать, что перед ним всего-навсего аккомпанемент, а не мелодическая линия, эту роль вожака нужно отдать голосам хора-сопрано, тенору, альту. В аккомпанементе у концертмейстера аккорды, арпеджио, интонационные подголоски, мелодические обороты, варьирование мелодии и так далее, всё это прежде всего основано на гармонии. В этом случае важны басы, не просто один бас, а затем другой, мелодические линии последовательностей басов, если концертмейстер будет подходить к басу путём бессмысленного нажатия, либо толчка, ведь от баса зависит насыщение и окрашенность всей гармонии и его построения, а также смена гармоний тоники, субдоминанты и доминанты.

 Поэтому у концертмейстера в связи с этим должно быть разное исполнительское решение, связанное с особенностями гармонических функций. В произведениях существует много отклонений в другие тональности, тем более нельзя всё это играть, что говорится одной тембровой исполнительской краской, либо вот сейчас сыграю эту гармонию, забыв что предшествовало ей, следующую и так далее, ведь тогда не будет цельности, логического завершения, мало того, всё должно выстраиваться в соотношении мелодических голосов хора, не следует  забывать о мелодии. Всё не должно сводиться для концертмейстера ("ведь играю аккомпанемент, что мол ещё нужно"). Здесь кроется одна деталь, когда концертмейстер играет солисту это одно, а когда большому коллективу хора, вроде бы всё так, да ведь нет. 

Остановимся на взаимосвязи дирижёра-руководителя-огромного коллектива участников хора и концертмейстера. Чтобы добиться цельного хорошего профессионального ансамбля, ни одно звено не должно, что говорится вылетать. Так дирижёр непосредственно стоит перед коллективом хора, посылает импульсы разных значений, это и дыхание перед музыкальными фразами, снятия (окончания фраз), темповые значения-скорость темпа, ускорения и замедления, расширения, паузы, ферматы, динамические указания, от пианиссимо до фортиссимо, крещендо и диминуэндо, акценты, сильные и слабые доли, все кульминации и спады, эмоционально-художественная выразительность, мимика и жесты дирижёра-руководителя. Включаясь в исполнительский процесс, исполнения музыкального произведения, концертмейстер должен во всём едино совпадать, иначе всё потеряет смысл, цельность, как художественную, так и музыкально-техническую, концертмейстеру просто нельзя вступать в разрез с художественным замыслом дирижёра-руководителя. Концертмейстер должен слышать объёмность всех голосов хора, не смотря на то, что к нему ближе стоят сопрано, порой здесь нехорошую шутку может сыграть акустика зала, это ещё раз доказывает насколько концертмейстер должен быть большим профессионалом, знатоком всего.

 Концертмейстер не должен в своей работе допускать небрежности и неточностей, если он даже технически не справился, то в итоге в наложение с хором будет звучать звуковая фальшь, если пошёл не по намеченному исполнительно-художественному плану, фальшь вдвойне, перед нами зритель, поэтому очень важно качественное и яркое исполнение, а не фикция, либо обман, случаются конечно ошибки, но они должны быть как можно минимальны.
 
 Вокальная и хоровая музыка имеет куплетную форму с припевом. Если бы они исполнялись одинаково, скажем одними только штрихами, динамикой, одной выразительностью, было бы нудно всё это слушать, а также в связи с этим стоит главная задача для концертмейстера с учётом музыкального движения хора, следовать всем замыслам и точным динамическим установкам, и художественным решениям, а ещё важно предвидеть и слышать вперёд, как бы работать на опережение.

  В авторской работе освещены некоторые задачи и пути решения. Работа концертмейстера, как и любая другая профессия требует таланта и профессионализма, творческого роста и развития, совершенствования своего мастерства. Данная работа основана на личном многолетним опыте концертмейстера в работе с хоровыми коллективами.