Булгаковский Воланд

Боря Коган
               
Михаил Афанасьевич Булгаков изобразил в романе "Мастер и Маргарита" довольно странный и непонятный на первый взгляд образ Сатаны. В романе Воланд сопереживает измученным и угнетенным, всячески помогает соединиться возлюбленным, справедливо наказывает порочных и пресмыкающихся людей. Какой же это Сатана? На своем выступлении в варьете Воланд строго рассматривает москвичей, заявляя, что его интересует изменились ли они внутренне. Маргарите, попросившей, что бы не подавали платок Фриде, Воланд говорит, что она, видимо, высокоморальный, нравственный человек. Не Сатана получается, а моралист какой-то. Неужели Булгаков этого всего не заметил? А разгадка, как мне кажется, лежит в близости Михаила Афанасьевича к православной церкви, а через нее к антисемитским взглядам. Именно православие проповедует идею, что перед вторым пришествием Христа мир посетит еврейский Мессия, который для всего христианства никто иной, как Антихрист, то есть Сатана. В следствии этого в персонаже Воланда смешались образ Сатаны и образ Мессии. И как замечательно эту путаницу между не удачным Сатаной и справедливым Мессией, каким его представляют евреи, разрешил Владимир Бортко, назначив на роль Воланда Олега Басилашвили, а не Гафта и не Авилова, как это делали предыдущие режиссеры. Именно Олег Басилашвили сумел максимально приблизить образ Воланда к образу Мессии, отдалив его от образа Сатаны, вложив в него качества борца за справедливость. С другой же стороны, настоящим Сатаной Владимир Бортко наделил роль человека во френче, которого блестяще сыграл Валентин Гафт, соединив в своей роли одновременно Сталина и Берию.