Оставьте Аврору в покое

Андрей Дятлов 2
Новая игрушка появилась у нас: идея поставить крейсер «Аврора» на ход. Я так даже предполагаю, с идеей кругосветного путешествия типа барка «Седов» или «Крузенштерна».
Ну, чтобы весь мир понял...
На установку машин, навигационного оборудования, спасательных плотиков и тренажерного зала для будущего экипажа планируется отвалить до 7 миллиардов рублей.
Но главное даже не в этом. А в том, что при реконструкции-реставрации от «Авроры» останется чисто вывеска. Силуэт. Такой же, какие входили в справочники опознавания кораблей во время Цусимы (где «Аврора» уцелела, получила 18 попаданий) и первой мировой войны для корабельных артиллеристов, отлавливающих русские корабли-цели.
Ей и так приходилось не сладко. В июле 1941 орудия «Авроры» были отправлены на фронт  в район Дудергофа (батарея «А» («Аврора»). И среди них — то самое баковое орудие, из которого и был произведен самый разрушительный выстрел в истории России: один холостой  заряд и 70 лет разрухи. Батарея погибла, из 165 матросов вышли к своим только 26. Орудия были взяты немцами. И частично утеряны. В том числе и не ясна судьба легендарного бакового орудия. Пушка, стоящая сейчас на носу «Авроры» с привинченной мемориальной табличкой — лишь дань памяти реальному орудию. Но это не вина крейсера — война не чтит раритетов.
Когда в прошлый раз «Аврору» отвели в док на реставрацию, мы говорили с сыном одного из командиров крейсера Львом Львовичем Поленовым. Он приходил с подлинными чертежами строительства «Авроры» и проектными чертежами ее реконструкции. И знаете, при накладке одного на другое  - они не совпадали! Смещались кубрики, переборки, посты, обрезы палубы и даже легендарная радиорубка.
При той реконструкции было срезано днище крейсера (а при постройке днище было отдельной конструкцией — его обшивали медью для того, чтобы отвратить от коррозии), из него сделали пирс, притопив,  многое перемещено и является, собственно, макетом.
Ну ладно, этот грех уже совершен. Пережили.
Но зачем новая реконструкция с уже откровенным вторжением в жизнь уникального крейсера? Крейсера, сохранившего узлы подлинных механизмов, реальные компоненты: верхнюю броневую обшивку, машину главного хода, кочегарку, якоря, мачты, некоторые трубы, элементы рулевой рубки.
И во все это вторгнутся, набивая современной ходовой электроникой, локаторами, компьютерами и прочим современным пафосом только ради того, чтобы крейсер мог идти мало-мало своим ходом?
Я понимаю стремление погордиться историей. Но гордость ею, в частности (а я так думаю, что и в главном!) - это не картинка гордого прохождения вдоль рядов современных кораблей.  Тогда и ботик Петра Первого надо ежегодно извлекать из его домика и гонять по Неве.
Гордость историей, мне кажется, именно в сохранении - очень бережном — тех немногих реликвий, которые нам удалось не порушить за все творческие годы советского государства. И «Аврору» в ее максимальной первозданности — тоже.
Я вспоминаю простое дело: Лондон, пришвартованный на вечную стоянку крейсер Ее Величества «Белфаст». Для британцев он такой же исторический герой, как наша «Аврора» для нас. Он участвовал в северных конвоях, которые мы знаем по повести Пикуля «Реквием каравану PQ-17», а главное — он утопил немецкий не менее легендарный тяжелый крейсер «Шарнхорст» в честном сражении и в полном тумане.
Но британцам даже в голову не приходит поставить его на ход ради некоего престижа, погонять по парадам и странам, хотя это много легче и проще, чем «Аврору».
Боевые корабли, ставшие легендой, должны иметь право на то, чтобы легендой и оставаться.
Они, возможно, в наше очень поляризованное время, не заслужили признания всех политических сторон. Но они заслужили покоя и признания их роли в истории.
Оставьте «Аврору» в этом покое.
Она заслужила.