Грэм Джойс Курение мака

Лана Балашина
За исключением курения мака – очень близкая, как оказалось, для меня тема.

Мой отец разошелся с мамой, когда мне было 2 года. Алименты присылал, но никаких отношений не поддерживал. Так получилось, что жил он с новой семьей  далеко,   с его родителями, моими бабушкой и дедушкой, в основном, поддерживали отношения мы с мамой. С дедом я была особенно близка: морской офицер, голубятник, книгочей…Так вышло, что отца я видела три раза в жизни: на похоронах бабушки, потом дедушки, а потом на свадьбе.

Эти встречи ничего не изменили в наших отношениях, и меня много лет спустя стало угнетать то, что я даже не могу рассказать ему, что мы уехали из Грозного, и что я жива.
В эру Одноклассников поискала в сети сводного брата – и не нашла.

А как-то вдруг обнаружила на своей страничке письмо незнакомой женщины – у нее была моя девичья фамилия. Она просила – если фамилия мне о чем-то говорит, написать ей. Оказалось, это бывшая жена моего брата, а нашла меня ее дочь – они с дедом были очень близки. Она писала, каким замечательным человеком был мой отец, и как он всегда помнил мой день рождения…

Сначала я в запале написала письмо о том, что очень не хватало отца, что всегда завидовала подругам, у которых были папы, и что  замуж вышла в 18 лет, и папой называла единственного мужчину – моего свекра. Он и сейчас для меня образец мужа и отца. А потом  перечитала – и все стерла. Зачем? Написала только, что рада за ее дочь – и пусть она помнит и любит своего деда так, как я.

Все оказалось поздно – Ольга связалась со мной на сороковой день после похорон отца.

Сюжет романа завязан на том, что герой узнает : его дочь сидит в таиладской тюрьме за  транспортировку наркотиков и ей грозит смертная казнь. С дочерью его связывают непростые отношения, но он любит ее. Так, как только может любить отец, для которого дочь, даже выросшая,  так и осталась золотым лучиком.

«Ребенок рождается с открытым «родничком» на макушке. В него свободно струится твоя мерцающая, расплавленная любовь, которая со временем неспешно затягивает отверстие подобием кости. Но в первые недели жизни младенца тебя опьяняет необыкновенный аромат его головки. Стойкое химическое соединение. Дар райских садов. Ты надышаться им не можешь и наслаждаешься, лишь баюкая дитя на руках.
После первого года жизни ребенка его аромат слабеет, но полностью не выветривается. И ты продолжаешь обнимать дитя крепко. Каждый раз, подхватывая дочку на руки, ты вдыхаешь запах ее волос, лишь бы еще раз уловить это дуновение свыше. И так продолжается, когда ей исполнилось шесть лет. Даже одиннадцать. И хотя в возрасте между двенадцатью и пятнадцатью дочь отталкивает твои родительские объятия, но все-таки она ищет твоей поддержки в минуты усталости, обид, огорчений. Потом, когда ей будет семнадцать, может показаться, что она вновь потянется к тебе, находя в твоем обществе отдых, не страшась ласки. И ты вновь чувствуешь этот запах. Этот заботливо хранимый в ее головке аромат застывшей любви. Он и поныне там.Там он и в октябрьский день, с вихрем поднятых ветром золотых листьев, когда ты, обняв дочь, целуешь ее на прощание и она уходит навстречу собственной жизни.»

Героя ждут приключения – в поездке его сопровождает безбашенный приятель по клубу ( что-то вроде команды в «что, где, когда») и сын – религиозный фундаменталист.
Природа Таиланда врывается в скучные будни героя.

«Мы прибавили шагу, минуя пологие террасы распаханной красной почвы. Я думал, они здесь маис выращивают. Но по склону, освещенные косым золотистым светом, раскинулись ряды великолепных красных, белых и темно-вишневых цветов.Глядя на красивые, словно на витрине выставленные цветы, я вдруг понял, где оказался. Фил опустился на корточки и принялся изучать цветок. Казалось, он заглядывает в душу к самому черту.
– Так вот ради чего человек оставляет дом свой и брата своего, – сказал он.
– Мак, – кивнул Кокос. – Опиум.»

Понятно, что коренное население, выращивающее мак, вовсю пользуется его плодами. Дикие, практически первобытные условия жизни. Но что заставило его дочь, молодую современную девушку, выпускницу Оксфорда – нырнуть в яму с отбросами и жить в ней?..

Если будете читать – не расскажу, чем заканчивается история, но герой отправляется на поиски дочери, а находит себя. Он сумеет сделать самую главную работу над ошибками в своей жизни.