Отрицание отрицания

Сергей Корягин
Отрицание отрицания. Владимир, спасибо за обстоятельный ответ. Ваши бестактности, грубости, Ваши смачные выражения говорят о том, что Вы нервничаете, близки к истерике. А когда человек нервничает?.. Правильно, когда у него не ладится дело, когда дело его провалено. Т.н. «Красный проект» провалился – и я радуюсь. А за Вас я печалюсь: мне нужен разумный оппонент. И за марксизм я печалюсь: надо, чтобы он был, чтобы жил, тлел, но сильно не возгорался. Науке нужен большой, трудный оппонент, а не просто карлик для битья. Не исключается, что до самой смерти человечество будет нести внутри себя все возможные общественные болезни, включая нацизм и марксизм как теоретические обоснования войн, революций, лагерной жизни, терроризма. Я внимательно прочитал (и перечитал) рекомендованный Вами 7 параграф 24 главы первого тома «Капитала». Пишет Маркс талантливо и все в соответствии со строгой наукой. Всегда люди будут читать его главное произведение, потому что именно в нем содержится в свернутом виде, в форме зерна, в-себе-бытия, готовое к развертыванию мировое зло, одно из мировых зол.

Войдем в святая святых классика. Первое экономическое отрицание – экспроприация  собственности в пользу капиталистических магнатов. Это долгая и мучительная история – становление капитализма. Нещадно эксплуатируются рабочие, сгоняются крестьяне со своей земли, страсть к наживе матереет. Уменьшается число магнатов капитала,  которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, и одновременно «возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем растет и возмущение рабочего класса». Второе экономическое отрицание (отрицание отрицания – все по Гегелю) – экспроприация самих магнатов. «Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической собственности. Экспроприаторов экспроприируют». В чью пользу? «Народной массе предстоит экспроприировать немногих узурпаторов». Отрицание в пользу пролетариата, говоря более точно.

Получился простой исторический рисунок: сначала история изгоняет одних – индивидуальных собственников: они мешают прогрессу, потом других – магнатов: и они зарвались. И возводит на престол третьих  Народная масса, трудящаяся масса, пролетариат революционным путем берут политическую власть в свои руки, упраздняют всякую частную собственность на средства производства и создают собственность общественную, уничтожают буржуазию и, разумеется, ее идеологию (вводят так называемое единомыслие) и строят социализм, а потом коммунизм. А будут ли четвертые, пятые?.. Нет, не будут, предыстория закончилась, началась настоящая история. Найдено окончательное решение всех общественных проблем. И тут все по Гегелю: истина должна закруглиться, дурная бесконечность не может быть образом истины. Вопрос лишь в том, под силу ли «третьим» историческая задача – начать следующий виток развития. 

Единственная положительная черта русского большевизма состоит в том, что они, реализовав в России Марксов проект, вывели на свет его фундаментальную порочность,  его непригодность в качестве спасительного средства для человечества. Итак: тотальное обобществление средств производства. Точнее – тотальное огосударствление, потому что в условиях диктатуры общественная собственность не может быть иной, чем государственной собственностью. Тотальное огосударствление средств производства оказалось неэффективным: стоило убрать политический террор, как советская система начала гнить;  спешно от социализма отказались и наши бывшие сателлиты; а Китай еще ранее начал свои антимарксистские реформы. Гладко было на бумаге… Практика – критерий истины, учил Маркс. Нас без конца пичкали высокими цифрами в… милитаризации страны – индустриализация, коллективизация, добыча угля, металла, космос, количество заводов и фабрик,  атомных бомб, ракет, химического оружия и т.д. Успехи здесь, действительно, были. И не менее впечатляющие, чем успехи египетских фараонов в строительстве пирамид, а также нацистов в возрождении Германии. Все это, однако, создавалось не для свободной и благополучной жизни, а для смерти. Смерть, в конечном счете, и постигла режим, который предварительно успел умертвить десятки миллионов собственных граждан.

Далее. Народные массы, пролетариат, рабочий класс как экспроприаторы. Свергли они власть капиталистов, отобрали собственность, и капиталисты разбежались. Что делать дальше? Народные массы не умеют организовать политическую и экономическую жизнь. За их спиной встают те, кто провоцировал восстание, свержение и объявляют себя  истинными защитниками угнетенных: нацисты, марксисты или религиозные фундаменталисты. Народным массы стремятся к материальному благополучию, безопасности, стабильной жизни по законам справедливости, а им тут же навязывают вождя, у которого свои планы. Что принесли Ленин и Сталин россиянам, отказавшимся от власти Учредительного собрания? Одни несчастья, о которых уже много сказано. Напрашивается вывод: народным массам не нужны экспроприация, политическая власть, свои цели они могут реализовать мирной борьбой. В работе «Государство и революция» Ленин пишет о склонности рабочих к тред-юнионизму и о необходимости привлечь их на свою сторону. Однако если реки текут на север, зачем их поворачивать на юг?

Еще далее. Эксплуатация. Магнаты экспроприировали индивидуальную частную собственность и начали беспощадную эксплуатацию народа, остановив прогресс. Марксов способ убрать препятствие с пути экономического развития – через революцию, экспроприацию, диктатуру. «Бьет час капиталистической собственности», «экспроприаторов экспроприируют». Однако история нашла другой способ – снять несоответствие через политические и социальные реформы, через демократизацию капиталистических порядков. И опыт удался. Отрицание отрицания остается, но не посредством срезания голов, а посредством парламентской борьбы. В рамках обозримого будущего жизнь являет нам постоянную смену форм; она не признает «окончательных решений».

И последнее. По утопическому учению Маркса сущность  государства классовая. Побеждает пролетариат, все средства производства обобществляет, экономические классы ликвидирует. Что происходит с государством? За ненадобностью оно отмирает. Всей общественной жизнью правит некий общественный орган. Его функция – управлять общественным производством через коммуны на местах и регулировать неклассовые отношения между коммунами, а так же гражданами, которые между собой уже не конфликтуют, но каждый день начинают с песни: «И жизнь потекла по весенним законам. Теперь от любви не уйти никуда, не уйти никуда». Однако ложкой дегтя в коммунистической бочке с медом является политическая группа (партия нового типа), которая руководила революцией, экспроприацией и расправой над уходящим с исторической арены классом. Осуществляла диктатуру пролетариата в течение столетий. Последний буржуй убит – что ей делать? Распуститься? Но как ей распуститься, если там и сям в коммунах, бараках, в личных домах существуют недовольные, злые, готовые если не восстать, то агитировать, призывать? Как свидетельствуют доносчики, они что-то постоянно пишут, куда-то написанное отсылают, смотрят заморское телевидение, пользуются Интернетом и т.д. Экономические классы ликвидированы, но происходит разделение общества по другому принципу – политическому: на надежных и ненадежных, на друзей и врагов (внутренних врагов). Так сохраняются органы слежки, наказания и начинается новый круг классовой борьбы, более изощренной и жестокой, чем прежде. Вожди придумывают новую версию Марксова учения о государстве: государство сохранится и при коммунизме, пока не будут добиты идеологические сторонники существовавшей когда-то буржуазии. 8 апреля 2013 г.


Прибавление. Спасибо, Владимир, за ответ. Полагаю, что нельзя диалектику превращать в орудие манипуляции, в стопроцентный метод доказательства. Например, закон отрицания отрицания. Вы с Марксом настаиваете на фундаментальном отрицании частной собственности. А я считаю, что отрицание заключается в изменении формы, «одежды» ее. Вы считаете, что пролетариат упраздняет буржуазию как класс, а я нахожу, что обе противоположности качественно изменятся, а противостояние труда и капитала станет более мягким, менее конфликтным. Вы считаете, что способ производства определяет образ жизни и образ мыслей людей, а я нахожу в историческом развитии ведет духовная составляющая, прежде всего – мысль и вошедшая в плоть и кровь нравственная установка. Производственный фактор не определяет развития, а является всего лишь основой его. Практика проверяет истинность намеченного плана, но определяет в практике опять же мысль, а чувственно-практический фактор стоит на втором месте (у Маркса он на первом месте). В процессе познания существенную роль играет и формальная логика: понятия должны быть четко определены, прежде чем они двинутся в путь.

Что касается Ваших эпитетов, то Ваши товарищи уже писали уже, что я «маразматик», «лжец», «шпион», «человек из ведомства Геббельса» и т.д. Владимир, а что Вы будете делать с такими «перевертышами», как я, если придете к власти? Я-то, конечно, знаю, но я хочу услышать Ваше чистосердечное признание. Успехов! пятница, 12 апреля 2013 г.