дневник 1965

Тамара Барышева
5/I
Весь день идёт дождь. Скучно. Читаю «Ламмермурскую невесту».
Сегодня у Ленки Кучерявой день рождения.

6/I
А сегодня – у Яцкова.
Утром было сухо, пошёл снег, он и сейчас идёт с перерывами. «А я всё сижу, глаз не отвожу…» от книги.
Да, напишу то, что пропустила. Счастливые ребята, которые у Фоменко Новый год встречали. Они гуляли с тридцать первого по второе. Второго у Ирки Диденко мать чуть дуба не дала, а та не за лекарством, а к Володьке побежала. Дуняша! Влюбилась в него.
Вот и всё, дневник кончился, больше года он у меня, столько событий произошло за это время! Но я так его вела, что сейчас ничего понять не могу – сплошные тайны и секреты. Куда теперь его положить? Не знаю.
Прощай, мой дневничок, не раз я загляну в тебя.
Продолжение следует
[в широкой тетради после пионерского лагеря в 1963году]:

7/I
Какой большой разрыв! Все события у меня записаны в другом дневнике, но теперь он кончился, а я давно нашла этот, который когда-то потеряла. Но начну без предисловий.
Сегодня снега очень много, можно надеяться, что он не растает. Мы с мамой ходили в город. Надо бабушке подарок купить, ведь у неё сегодня день рождения. Думали-думали, выбирали-выбирали, и купили кофту и духи. Вечером ходили к ней в гости. Было весело. Я от Лены знала слова песни «Катюша».
В одиннадцать вечера мы с Вовкой катались в городке на санках. Я испугалась генерала.

9/I
Суббота. Я встала рано. Убиралась до четырёх часов (слишком часто отдыхала, а ещё мне очень хотелось узнать, что будет с мисс Люси Эштон).
Вечером мамочка послала меня в магазин, по пути я зашла к Ленке, договорились ещё раз пойти на «Сон». Когда пришла из кино, меня всей семьёй ругали. Потом они ушли в кино, а я села описать события. Сейчас буду дочитывать «Ламмермурскую невесту». До завтра, мой дневничок!

10/I
Последний день каникул. С утра готовлюсь к школе. Чувствую, что завтра Сашка спросит об открытке. Страшно, но постараюсь пережить. Вечером ходила к Елисеевой за алгеброй Киселёва.

11/I
Сейчас делать нечего. Я жду, чтоб идти в библиотеку и мат.школу, поэтому опишу, как прошёл первый учебный день в 1965 году.
Ничего интересного. Сижу с Ленками. На истории Марь Ванна посоветовала тем, кто хочет после восьмого класса учиться в средней школе, выбрать 12-ую школу – там дают хорошее образование, легче потом поступить в институт. Вот и Олька пришла, остальное потом допишу…
На черчении была самостоятельная работа. Я первая начертила. Удивляюсь, что в нашем классе есть ребята, которые не могут по внешнему виду сделать прямоугольную проекцию детали! На укр.лит. учили нового писателя. На физ-ре прыгали через козлика, Софа со мной мирно разговаривает, хоть у меня прыжки не очень получаются. Сося весь день был жизнерадостный, острил, об открытке не вспоминает. С географии мы коллективно ушли домой. В «Комсомолке» я прочитала интересную статью. Потом с Олькой ходили в библиотечку, готовили докладик о Гаврилове (герой), а в 6 часов побёгли на собрание в ЮМШ.
Сейчас предки ушли в кино на «Председателя», Вовка занимается радиотехникой, а я пишу.
Только сегодня узнала, что пятого умер Соссюра. А вчера у Сашки был день рождения. Желаю ему подрасти на 10 см, а можно и больше!

12/I
На русском поругалась с Лидочкой, она заставила меня пересесть к Кляче-водовознику. Думает, если буду с ним сидеть, то исправлю поведение и начну лучше учиться?! В общем, в школе скучно.
Да, Шишарина переписывалась с лордом Милкошей. Я рассказала ей одну историю, как мы с Олькой нашли у него противную вырезку из журнала, но увы, на неё не подействовало.
Весь день сидела дома. Хотела с Ленкой пойти на «Колдунью», а она ушла в кино без меня. Читаю мифы Греции.

 13/I
Ну и дела! Проспала. Как пробка, вылетела из квартиры без двух минут восемь! Столкнулась в подъезде с Володькой. Наверное, он тоже опоздал в школу.
По дороге встретила Ленку П. Пришли в мастерские (у нас труд): одни девчонки сидят и болтают о Милкоше, другие подметают пол. Я не вмешивалась. Вообще решила никогда не сплетничать. Мне всё это до лампочки.
Николай Иванович (наш новый учитель по труду) целых девяносто минут рассказывал нам об электростанциях. А во время перерыва, когда мы с Галкой ходили в буфет, Сашка прижал меня к двери и засмеялся. Дурак!
Лидия сегодня была очень злая, мы ничего не успели сделать на литературе и занимались ею на классном часе.
В пять часов ходила с Ленкой на «Колдунью». Фильм – прелесть! Такие красавицы – Марина Влади и Николь Курсель! Если будет время, обязательно ещё схожу!
Уроки на завтра почти не сделала, только поучила стишок. Написала план по анатомии и раскрасила магнит. А теперь хоть кусочек текста переведу…

14/I
Значит так (любимые Сашкины слова). Физ-ра прошла замечательно, если не считать, что Соня напомнила мне о спортивных новостях. Делали упражнения на брусьях – ненавижу их! Мы с Олькой вспоминали, как в прошлом году могли голову между ног держать, пытались повторить, но не получилось.
На физике писали лабораторную. Я села с Надей. Перед уроком подходит Кляча и спрашивает: «Меня насовсем пересадили?» Золотце! Быть может, он думает, что я скучать буду без него?
На укр.лит мы с Надей опоздали. Пришлось сесть на единственную свободную парту – первую во втором ряду. Я села во второй вариант, оглянулась: на том месте, где обычно сижу, сидел Сашка. Правда, странно: ведь он всегда сидит там, где я сегодня.
Сегодня Олька не пошла в мат.школу, я на неё обиделась: скучно и страшно идти одной по лестнице на горку.
Вечером было родительское собрание, папа принёс табель за вторую четверть.

18/I
Несколько дней не писала: то времени, то настроения не было. Сейчас решила всё вспомнить.
В субботу, 16-го, как дурра, на переменах бегала по классам, собирала заметки для школьной стенгазеты, а сдал только 7-б. вечером мыла пол.
В воскресенье читала и ничего не делала.
Сегодня 18-е, моё любимое число, но день обыкновенный, даже немножко плохой. На физ-ре занимались на брусьях и на скамейках. На брусьях от старания ободрала ноги, а со скамейки упала. Синячок – прелесть!
Ходили в ЮМШ, записались в читальный зал физ.мата. Сегодня нам читали лекцию об алгебре высказываний – замечательно. Увлекательно!
Да, Сашки в школе не было. Болеет? Качарит? Или опять троллейбус виноват?
Заранее всем спокойной ночи! А себе желаю великолепных снов!

19/I
Зачем вчера пожелала себе увидеть сон! Такая чушь приснилась! Как 4-ые классы встречают Новый год – при чём здесь я?
С анатомии уходила ( относила обед А.И.).
Надя какая-то непонятная стала. Она за Милкошей бегает, а делает всё ему назло. Вот сегодня после уроков Серёжка ей что-то о записках говорил, а она не захотела слушать. А потом опять будет ему писать?

20/I
Встала поздно, в школу собиралась медленно (первые уроки – труд), а учитель не пришёл, мы были свободны.
На классном часе говорили о комсомоле, а потом, когда мы с Надей убирали класс, она призналась, что хочет, чтоб её в комсомол приняли раньше Милко. Жаль, что её желание не сбудется: ведь она самая младшая в нашем классе, четырнадцать лет ей будет в третьей четверти девятого класса. Ох, как нескоро!
Дома узнала, что мама нашла мой старый дневник, а там такие сведения! Не переживу!
Позавчера в 5-а мальчик умер.

21/I
На украинском меня вызвали в учительскую. Перепугалась напрасно, оеазалось: это Лошадке надо отнести… нет, не обед, а записку для бешеной соседки с собакой, то есть наоборот.
Днём пришла Оля, занимались алгеброй высказываний. Потом к нам подошла Люба, она все примеры сделала неправильно. Мне в мат. школе очень нравится. Сегодня решали логические задачи – очень интересно! Такие задачи часто бывают в журнале «Наука и жизнь», теперь я знаю, как их по-научному решать.
Вечером сидели с Олей на лавочке, ели ирис кофейный (обожаю!) и разговаривали обо всём…

23/I
На укр. мове Серёжа забрал у Люды дневник. Она воет и говорит, что на вечер не пойдёт. Так ей и надо!
Днём с Надей ходили в кино на «Свадебный завтрак». Вообще-то, какая-то идея в этом фильме, безусловно, есть…
Вечер в 6 часов. Быстро вымыла голову, оделась и пошла к Наташке. Она меня подначесала, получилась колоссальная прича!
На вечере сначала незнакомая женщина читала лекцию про нашего любимейшего поэта «Пушкин в Крыму». Она сообщила пренеприятнейшую новость: известные нам слова Пушкина относятся не к нашему Салгиру, а к другой речушке. Как же так?! Нет другого Салгира! А в Симферополе Пушкин был и этот Салгир видел! Тут какая-то тайна…
Потом была историко-географическая викторина и танцы. У меня совсем не было желания танцевать, но с Сашкой всё-таки танцевала.
Дома после вечера начала собираться в поход, а мама не пускает…

24/I
Почему-то считаю это число самым несчастным, но каким был этот день для меня – не понимаю.
Проснулась от стука в дверь и сразу вспомнила, что Оля обещала зайти. Начала собираться в поход, но проснулась мама и выгнала девочек. Я расплакалась, начала маму упрашивать. Она чёрствая, толстокожая! Только и думает о том, что все плохие, что всё плохо кончится. Да ещё Вовка рассердился, в комнату меня не пускает. И тогда я решила: или с нашими пойду, или к кому-нибудь, кто в поход не идёт, но дома не останусь! Убежала в пальто и в ночной рубашке. Кофту мне дала Римма, а куртку (старую, маленькую) Оля. Деньги у меня были в кармане.
Нас было 14 человек, не считая Ольги Владимировны.. До Чистенького ехали на автобусе, ели семечки и играли в числа. К гроту шли в тумане и не туда попали, лишь в 12 часов оказались на месте. Мы, девочки и вожатая, сели перекусить, а ребята полезли в грот.
[Дальше - зачёркнутая страница, дневник обрывается, и остаток тетради – черновик с рисунками, решением задач, рефератами, сочинениями и т.п.]

21/IV
Дочитала «Героя нашего времени». Жаль, что книга не моя…  Надо будет при возможности приобрести. Я во многом согласна с Печориным, хотя он считается отрицательным героем. Почему-то мне близко и знакомо почти всё, что Лермонтов о нём написал. И наверное, не мне одной.
«Он слушал её молча, опустив голову на руки…» - каждый день вижу эту позу, у нас и мальчишки, и девчонки подражают Печорину.
Завтра же начну перечитывать.

22/IV
День рождения Ленина – в честь этого перед уроками прослушали его речь, записанную на пластинку. Да, хороша была техника – сплошное шипение и потрескивание. Лично я из всей речи уловила два слова: «народное хозяйство».
Софья Николаевна заболела, физ-ру мы проводили сами. Я с Олей прыгала через заборчик.
На большой перемене была линейка. Но может ли на ней выстоять голодающий человек? Мы с Надей пошли в буфет, подкрепились булочкой с молоком и повеселели. На линейке мне Оля рассказала такую историю про Милкошин пистолет! Как вспомню – по швам рвусь от смеха!
Украинский был в 8-в (они в нашем классе смотрели кино). Мы с Надей от скуки рисовали на учебниках Серикова (понятия не имею, кто это?) и Бичулова (этого-то я знаю). Первому нарисовала мордочку и написала: «Вместо марки – поцелуй жаркий». А Бичулов – бедняжка! Как он пострадал! Я ему все ошибки в тетрадях исправила, исписала всё своими замечаниями и в завершение нарисовала красавицу и процитировала стишок Вальтера Скотта: «Не обращай к красотке взоров…» Жаль их, но «прошлое не воротится, и не поможет слеза…»

23/IV
На геометрии рисовала Галке Никитиной Лишаёва и Милко в своей записной книжке, а Ботов после урока её отобрал. Я пыталась зарать, а Милко говорит: «Не отдавай! Жаль, я тогда ей отдал». Знал бы он, как на меня подействует напоминание о том походе! Отстала от Ботова, рванулась в класс, и тут кто-то чем-то дал мне в глаз. Шатаясь, со стонами отправилась в туалет, боялась, что выскочит синяк. На лестнице Лидь Ванна начала меня утешать, но только хуже сделала. У меня от её слов слёзы горючие в три ручья потекли. Географию просидела в туалете. Не перевариваю Милко, хоть и не пробовала его на вкус.
Вечером слушала Бетховена (купила хорошую пластинку с его музыкой к «Эгмонту»), даже прослезилась от мыслей, навеянных увертюрой.

24/IV
«Никто не знал, Россия вся не знала,
Крест неся привычный,
Что в этот день, такой обычный,
В России… Санечка Стенин родился…

Да, ровно пятнадцать лет назад… Хороший был мальчик, да что вспоминать! А сегодня интересного почти не было. Приходил к Лидь Ильинишне Милко-папа. Он такой строгий, не то что мой золотой папочка!
После уроков был субботник, я белила деревья и освободилась рано. Дома наводила порядок. Сейчас так уютно: мама ещё на работе, папа в другой комнате, Вовка моется, а я пишу.

25/IV
С утра в школе был воскресник, я убирала полплощадки. В общем, скучно не было.
Такая чудесная погодка! Разве усидишь дома с географической картой? Пошла к Наде, гуляли втроём с её братцем по воронцовке, рвали цветы (в детстве мы называли их «собачки»). Потом пошли на горку (наше отрядное место в Неаполе Скифском), и (прости, господи, этот мой грех!) Надя соблазнила, заманила своими речами на кладбище.
А на горке у меня есть любимый камень – такой удобный, когда на нём сижу, всегда находит поэтическое настроение.
Сейчас к нам бабушка пришла, я спросила у неё: «Что такое пасха?» Она начала поучать: «Томочка, твоя бабушка, хоть беспартийная, в церковь не ходит и в религиозные праздники не верит», - ну и пошёл рассказ о её жизни. Интересная биография у бабушки!
Ой, вспомнила, что карту не доделала.

 26/IV
 Если посмотреть на все проишествия со стороны, ничего хорошего: на уроках скучно, после уроков не намного веселее. Было комсомольское собрание. Отчётно-перевыборное. Сидела я в президиуме. Дюмина плохо отозвалась о моей деятельности в области спорта. Хамка! Я очень даже активно работаю!
Пришла домой в половине четвёртого, поела, вымыла посуду, просмотрела утреннюю почту, в четыре пошла сдавать английский. Римма спрашивала каждого в отдельности. Домой шла одна, на всех злюсь. У меня вообще последнее время настроеньице не ахти какое…
[Это были пять вырванных страниц. По-видимому, начинала дневник, потом бросила, забыла о нём и начала другую тетрадь]

2/V
«Жизнь человеческая подобна железу.
 Если употреблять его в дело, оно истирается,
если не употреблять, ржавчина его съедает».

Чудесное высказывание. Очень хочу, чтоб к моей жизни подходила первая часть. Вести дневник полезно, ведь дневник – своего рода учебник – прошедшая жизнь многому учит. Это уже не первый мой дневник, предыдущие были слишком глупые, я многим давала их читать, особенно часто Оле. А этот дневник никто не увидит. Последую совету одного умного человека: буду аккуратной…
Сейчас очень подходящее время для воспоминаний: Вовка спит, а мама с папой ещё не вернулись из гостей. Я и сама пришла недавно. Гуляли с Олей, говорили по душам.
Весь день капал дождь. От скуки сходили с Никитиной в кино. Дома у неё никого нет, решили отметить 2-ое мая, собрались вчетвером: я. Галка, Олька и Наташка. Повеселились. Потом ходили на горку, на отрядное место.

4/V
На завтра прочла главы из «Тёркина». Хоть бы скорей мы его кончили! Не люблю простые стишки – слишком по-детски написаны.

5/V
Ну и мальчики у нас в классе! Ходят с рогатками и стреляют по ногам, а ноги-то у нас голые – очень больно. Придётся и нам заняться этой гадостью, будем стрелять по их голым рукам.
Прочла сегодня «Мцыри» и «Демона». Уле Громовой очень нравился «Демон», а я от «Мцыри» без ума. Страшно представить, что у человека в действительности может быть такая жизнь. Какая сильная любовь к свободе! Обязательно выучу наизусть. Когда уже куплю Лермонтова?!

6/V
После уроков остались с Надей выписывать оценки для стенгазеты, смотрели все журналы. Такая радость! Я впервые нашла человека, который со мной в один день родился - 30 января 1950 года родился Витя Бичулов. Надо узнать: в каком городе?
Ходили с Олей на «Жаворонок». Очень понравилось начало фильма: показывают памятники в Берлине, и в это время женский голос поёт об убитом солдате. Фильм о четырёх героях, а сколько их было на самом деле!
Зашла речь о героях, и вспомнила я могилу неизвестного солдата – скромная, незаметная, мы с Надей часто носим на неё простые цветы. Может, у этого безымянного бойца где-то живут дети, и никто не знает о его судьбе…  Он не погиб. Герои не погибают. Они вечно живут. Дети этого неизвестного солдата могут гордиться своим отцом. Спасибо тебе, советский воин, за то, что сделал ты для победы нашей страны, за то, что мы живём счастливо, за всё-всё прекрасное, что нас окружает. Я даю тебе слово, что живые никогда-никогда не забудут вас, отдавших жизнь за наше счастье, и всегда, в любое время года, при любой погоде, на ваших могилах будут цветы, живые цветы.
 
8/V
В «Комсомолке» прочла статью «Принуждение к откровению». Очень интересно. Учителя забрали у одной девчонки дневник и прочли его. Девчонка после зтого стала дерзкой со взрослыми, скрытной. В статье говорится, что надо хоть на некоторое время побыть с собой один на один для того, чтобы в себя всмотреться, вдуматься. Попытка узнать чужие тайны унижает человека. А наш Милко очень любит читать чужие дневники. Как бы я была счастлива, узнав, что он прочёл эту статью и кое-что из неё взял для себя!
Сегодня впервые за много-много дней встретила Володьку (столкнулась в подъезде). Ну! Король мальчик!

9/V
День Победы. К нам приходили гости. Сейчас все на какой-то концерт ушли. Я одна. Во время минуты молчания от страха чуть с ума не сошла. Кошмар какой-то! Сейчас пишу и всё никак опомниться не могу.
Прошёл день… Пустота… Гуляла с Ленкой К. и Райкой. Пили коктейль, ели мороженое, смотрели «Дайте жалобную книгу». Здорово высмеяли работников советской торговли. Вот уж идиотская профессия! А вчера на классном часе какая-то женщина агитировала нас идти в торговый техникум после 8-ого класса. Лично я пойду в 9-ый класс, поэтому встретила её усердие тихим (дерябинским) смешком. А вообще, кое-кому из нашего класса, например Леночкам, Людочке Ралко, Раечке, следовало бы подумать…
Сейчас сосед сказал, что ко мне пришли девчонки. Зовут прогуляться в парк.

10/V
Всё течёт, всё изменяется. Впервые получила 5 по физ. восп. На переменах охотилась за Бичуловым, на последней - столкнулись на нашей лестнице. Отозвала в сторону, задала вопросик. Не знала, что он такой стеснительный. Помялся, покраснел, ответил что-то невразумительное. Ха! Я не получила ответа. Придётся  снова спрашивать.
Днём пошли с Олькой в кино «Ключи от неба». После журнала зажгли свет и… о, боже! – опять Бичулов! Он сидел среди своих одноклассников полуоборотом в нашу сторону и противно улыбался. Странный человек: то скромница, а то наглец…
Комедия ничего, даже чуточку больше. После такого фильма домой идти не хотелось, Олька предложила зайти в школу. Ни за что бы не пошла, если бы знала, что там Наташка с Милко занимаются. В общем, сплетничали с Олькой. Я вспомнила, что сегодня ровно две недели какой-то тайне, которую Олька обещала открыть после этого срока. Оказалось, что Ботов стреляет за Наташкой.

11/V
После уроков ходили с Надей на могилу неизвестного солдата. Какое-то седьмое чувство (возможно, собственный разум) подсказывало, что в том районе встречу герцога Победителя (буду его так называть). У нас пять уроков, у них – шесть. Когда мы с кладбища будем возвращаться, их уроки кончатся.
Так всё и было. Мы шли по одному берегу речки, а он с другом по другому. Я нюхала цветы и любовалась его фигурой. Вдруг они оглянулись, начали что-то кричать и махать руками…
В общем, я сегодня так пишу, что ни бог, ни чёрт не поймёт.

12, 13, 14, 15/V
Никаких исторических событий. Сижу дома. Читаю Лермонтова. Учу все уроки (даже устные!).
Сегодня вечером ходила с Галкой и другими девчонками на речку, нарвали ивы и мяты. Красота! Потом гуляли по Воронцовке, шли по ТОЙ тропинке, нарвали у Надьки во дворе сирени, а у нас во дворе играли в волейбол.

17/V
Чувствую, что заболела. Бег не сдавала, на географии спала. После уроков за пять минут убрала полкласса (я дежурю) и полетела с Ленкой К. в «Мир» на «Лимонадный Джо». Места почти все заняты, ведь фильм так хвалили. А на самом деле – муть!

18/V
Был комитет, мы принимали в комсомол наших. Температура моя поднимается, уже тридцать восемь и два.

19/V
Болею, в школу не пошла, выучила один билет по физике. Скучно. А главное – не вижу герцога.
Ах да! У меня не написано, почему так его назвала. Просто раньше сама была герцогиней де Баруа, потом монахиней Мартой, теперь «для конспирации» придумала имя ему.

22/V
Чудесный денёк! Иду в школу, и вдруг… герцог! О своих чувствах писать не хочу. Просто весь день было хорошее настроение.

23/V
Самое яркое событие: слушаю увертюру к «Эгмонту». Боже! Неужели это человек сочинил?! То грозная, навевающая мрачные мысли, то такая нежная, грустная – за душу берёт.

23/V
И скучно, и грустно… Философствую на тему: «Образ мыслей детей младшего школьного возраста». Наблюдаю, как Ярцева Наташа (милая девочка) ходит в гости к воображаемым друзьям, покупает в воображаемых магазинах продукты – всё так серьёзно! А ведь я маленькая тоже такая была. Когда мне было 3-4 года, садилась к папе на колени и спрашивала: «Папа, помнишь, когда я маленькая была?» Смешно!..
Да, чтоб не забыть: поспорила с Олькой, что мой рост 159 см. Сходим к врачу, проверим.
P.S. Половинка эскимо – моя!

27/V
Решили с Олькой завтра в 6 часов пойти на речку метать мячики. Сколько лет мы по утрам этим занимаемся (Соня даже разрешала нам  гранаты домой брать), а толку нет!

28/V
Так сказать, последний рабочий день в родной школе. Настроение чудесное. Я сижу на месте Ботика и пишу дневничок.
Обстановочка в классе! Многие девчонки поют, Ленка К. рисует меня и Толика, сам Царевич сидит в такой позе: ноги растянул на две скамейки, спиной об окно облокотился, пристальный взгляд устремил на портрет Якоби (был такой физик). Короче, все занимаются личными делами, уроки – в прошлом!
Ну, дела! Ленка нарисовала меня и попрсила нарисовать её с Толиком. Он перехватил записку, начал просить меня нарисовать его. И я постаралась. Лидь Ванна хотела забрать у Толика это произведение. Представляю, чем бы закончилось…
Сейчас идём фотографироваться…
Лидушка испортила настроение. Я не хотела фотографироваться сидя, она начала меня дёргать, закатила скандал. Кошмар! А он с друзьями стоял у дерева и всё это видел! В общем, эта фотография всегда будет портить мне настроение…  Потом мы с девчонками учились метать и прыгать с толчковой ноги (какая у меня толчковая?), а его класс в это время фотографировался. Он стоял четвёртым в заднем ряду. И я снова думала: почему он нравится мне?

29/V
Читаю книжку про чекистов – перед экзаменами полезно проветрить голову. А билеты ждут…

30/V
Под вечер, когда гуляли с девчонками, решили посетить наш с Наташкой детский сад. Ой, какой он маленький стал! А сколько зелени! Рядом со старой яблонькой в нашей группе посадили вишенку. Поставили скамеечки, качели. Мы с Наташкой вспоминали прошлое… Жаль, что сегодня воскресенье и в садике пусто…
Ещё раз смотрела «Гамлета». Слушаешь Шекспира, и не верится, что он писал четыреста лет назад.  Так близки нам мысли его героев. Каждое слово Гамлета я переписала бы в записную книжку, но это слишком много.

1/VI
Была консультация по алгебре. Он тоже пришёл в школу. Когда я его увидела, потеряла весь интерес к занятиям. Сама веселилась и других отвлекала. Машка сделала мне и Толику замечания. А my dear за окном бросал реплики в мой адрес. Не ожидала, что он знает мою фамилию.
Вечером с девчонками смотрели «Великий Карузо». Чудесный фильм! И актёр, и герой необыкновенно талантливы!

16/VI
Я так давно не писала – из этого следует вывод, что происходили великие события, писать было некогда.
Сначала обо всех экзаменах. Алгебру, украинский и русский сдала на пять, физику – на четыре. Конечно, физику можно бы лучше сдать, но…  долго рассказывать.
Лучше о другом напишу. Числа 19-20 мая в квартире №15  вместо Редькиных и Красильниковых поселились новые жильцы. Семья их состоит, как всегда, из папы, мамы и двоих детей: мальчик (уже знаю, что его зовут Саша) и девочка (она старше нас, моя тёзка). Саша зтот ничего мальчик, главное, что с ним весело. Мы (я, Светка и Лариска) каждый вечер поём ему серенады.
Позавчера сидели на скамейке, разговорились. Я сообщила, что никогда в жизни не пила водки, а он меня пожалел, сказал, что совершила ошибку, которую, к счастью, легко исправить. Посоветовал обязательно попробовать. Глупый совет, и, конечно, я ему не последую.

11/VIII
Давно не брала в руки дневник: сначала было некогда, потом уезжала. Но кое-что я записывала на листках, а теперь подробно перепишу сюда.
Итак, официально с Александром Ивановичем  Кучером я познакомилась 18 июня, теперь он зовёт меня Тамара, а не «красавицы».

19/VI
Впервые за много лет была на Симферопольском море. Мы со Светкой играли в карты, загорали, пели.

21/VI
Днём ходили в кино, а вечером я не захотела гулять с девчонками. Стояла одна на подъезде и «думала грустную думу о белоногом телке». Позднее все собрались на скамейке, обсуждали книгу «До свидания, мальчики!» Лично мне она нравится очень, а Галке – нет. Все по-разному растолковывают то, что произошло между Инкой и Володей на пустыре. Скорей бы фильм появился! Тогда всем всё будет ясно.

24/VI
Утром хотела загорать у Никитиной на балконе, но – увы! – мама купила вишню, пришлось заниматься вареньем…
Потом ходила в «Мир» на «Седьмое путешествие Синдбада» - который раз смотрю эту сказку! Когда пошла в магазин за хлебом, встретила герцога, поздоровались, а говорить не о чем…

25/VI
Ходила в город за учебниками, купила только физику (первую часть), потом играли в карты у Галки Н. (мы каждый день играем в карты).
Двадцать шестого, в субботу, с утра занималась уборкой. Днём шёл дождь, я сидела на окне в детской и ела черешню. Вечером гулять было скучно, впервые поругалась с Сашкой. Да, в этот день я специально встала рано, чтобы посмотреть на одиннадцатиклассников, у которых вчера был выпускной. Видела многих из нашего городка, в том числе и Сашкину Тамару. Платье её не понравилось, но туфли!!!

27/VI
Весь день шила (готовлюсь на море). У нас бабушка с Ленкой.

28/VI
Ходила в библиотеку, взяла книги потолще, потому что завтра едем на море, буду в Песчаном читать. После обеда я всё своё постирала, надела шорты и пошла вешать бельё. Встретила Ленку и Галку, разговорились, а в это время семейство Кучеров куда-то уехали. Мы с девчонками погадали на ромашке – получилось моё Песчаное.

29/VI
Мы выехали из Симферополя. Взяла с собой книгу Войнич и сразу в автобусе начала читать «Прерванная дружба». Болезни, смерти, кладбища – содержание  захватывает с первых строк. Я так увлеклась, что не сразу заметила, как рядом села пожилая особа с ребёнком. До самого Песчаного она трепаплась о теперешней молодёжи и мешала читать (наверное, не хотела ребёнка на руках держать, ждала, что я не выдержу и встану с места).
А в Песчаном меня ждало нечто интересное. Оставили мы вещи в своей комнате, пошли на море, увидели очередь за черешней, решили купить. Папа мой спрашивает Санечку: «Мальчик, вы последний?»  Да-да, ромашка сказала правду: он здесь, его я увидела первым из знакомых!
Потом мы с Вовкой гуляли до обрыва, я нарвала цветов, а когда возвращались, Сашка стоял у четвёртой палатки в первом ряду (их семья отдыхает в военном палаточном лагере)
[Дальше на двух страницах топографическое изображение местности]
Обедали в закусочной. Их палатка открыта. Я сгорела. Наши спали после обеда, я писала письмо Светке. Когда шла отправлять, видела Сашку в «лесу». Великолепная картина!!! Мальчик среди цветущих трав и солнца, клонящегося к западу. Залюбовалась. Ну вот и всё.
Наши ещё не пришли из столовой, я первая поужинала. Напишу, пока есть время, о переменах в селе.
В этом году палаточный городок отодвинули к северу. Несчастные военные и их семьи! В доме отдыха «Колхозник» сделали лагерь. Где-то открылся лагерь ВВС. В комнате, где мы жили в прошлом году, живёт какая-то семья постоянно. В этом году мы живём на втором этаже над прошлогодней комнатой.

30/VI
Утром Сашка ловил рыбу, а сестра его загорала с кем-то в голубых плавках. Узнала я это, когда шла по обрыву за цветами. Нарвала ромашек и села на обрыве напротив них, стала делать букет. Они обратили внимание. А мама запретила мне ходить далеко одной. Что ж!.. Видно, не судьба!..
После сна я лежала на пляже и читала. Случайно увидела Сашку в очереди, узнала, что он стоит за палочками кукурузными, пошла за деньгами, но, увы… он уже ушёл. Правда, расстраивалась я недолго. После того, как первая палочка попала мне в рот, я забыла все беды.

1/VII
Завтракают они тоже в пансионате, да к тому же, в одно время с нами!
Наши сегодня пошли далеко, за первый проход в обрыве, я опоздала, долго собиралась.
Вечером был фильм «Чёрные очки» - душещипательный. В зале я их не видела, а после сеанса узрела. Брат, как всегда, в серых брюках с блестящей пряжкой и в синей рубахе, а сестра – в оранжевом платье и белых туфлях…

2/VII
Ещё вчера после кино видела Гешу, сегодня снова. На пляже была мало, в одиннадцать пошла домой. Так увлеклась книгой, что даже расстроилась, когда кончила первый роман. Очень многое выписала в свои «Золотые россыпи». Например: «Если ты когда-нибудь встретишь человека, и он покажется тебе…» и т. д. Великолепно! И в жизни не раз пригодится.
С Сашкой за обедом я сидела vis a vis. Как он загорел и распух! Стал таким ужасным – от этого открытия кусок котлеты застрял в моём горле. Слава богу, за ужином их не было.
Вечером начала читать «Сними обувь твою».

3/VII
После обеда, когда наши спали, я гадала, потом читала за домом на стеллажах.
Сегодня должны были показывать фильм «Дайте жалобную книгу», но техника, техника… Случилось что-то непредвиденное. Начали показывать «Чистое небо», а потом, видимо, решили, что «Казаки» по Толстому куда полезней, и до двенадцати часов крутили великое произведение классика русской литературы. Надо будет прочитать. Оленин – что-то бесподобное!

4/VII
Воскресенье. Пляж похож на Млечный путь. Людей – тьма! А их нет… Мы сегодня лежали на их месте. Я облезла. Мама после обеда уехала, ей завтра на работу. Скучно. Снова сидела за домом, писала Светке письмо. Она, скотина, не отвечает! Отправила письмо, гуляла по берегу…
По TV передают футбол – встреча между СССР и Бразилией. Мужчины и многие женщины  нашего пансионата «болеют» в красном уголке. Мне кое-что слышно с пляжного радио. Наши – позорники! Проиграли 3:0!!! К моему настроению такой результат подходит. Любуюсь заходящим солнцем и природой.

5/VII
Сгорела второй раз. Сон сегодня какой-то чудной был. Про мужа, Светку и пластинки – несуразица.
Здесь столько знакомых – больше, чем комаров!

6/VII
С утра плохая погода. Приехали иностранцы (они часто приезжают в наш пансионат из Симферополя). Один – такой шкодный! – завёл со мной разговор. Вспоминаю и смеюсь!
После обеда пошёл дождь. Я вымыла пол, а после дождя мы с Вовкой ходили далеко-далеко за цветами, видели хищную птицу (забыла, как называется). Интересная!

7/VII
Спала до одиннадцати, завтракать не ходила, дочитала «Сними обувь твою». Что за женщина Войнич была?! Как здорово она пишет! И о таком! Правда, я не поняла значение одного слова… и узнать не у кого…
Днём ходила на море. Погода та же. Ветер. Волны стихают. На пляже пусто. После обеда сидела на балконе в противоположной комнате, фотографировала себя, палатки, пляж, небо. Получила письмо от Светки – содержание передавать не стоит. Ответила. Ходила за черешней.

8/VII
Загорала, завтракала, фотографировала коров. Сашкина палатка открыта, я вспомнила, как Кучеры в ней жили… Читала на балконе. Вечером с папой и Вовкой ходили к родникам под обрывом, я вылепила из красной и жёлтой глины лицо прямо на стене обрыва, но долго оно не продержится – вода смоет. По TV смотрела передачу из Латвии – ну и причи у их женщин – колоссальные!

12/VII
Не завтракала, не обедала. Вечером  приехали мама, бабушка и Оленька. Погода плохая, но нам весело. По TV смотрела рассказы Чехова – хорошо сделаны. А Светке Чехов не нравится. Дуняша! Читая его, я отдыхаю и получаю удовольствие – умеет он высмеять! И чем короче рассказ, тем смешнее.

13/VII
Весь день на море. Оленька от моря без ума.

14/VII
Папу вызывают в Симферополь, бабушка и Оленька с ним уехали. Мы провожали их на автостанции. Оленька высунулась из окна автобуса и важно произнесла: «Дорогие мои друзья, до свидания!» - забавная она.

17/VII
В наш пансионат приезжают новые отдыхающие. Утром я, Вовка и Лена (знакомая четырёхлетняя) пошли на пляж. Я, как всегда, поплавала и легла на стеллаж, а через некоторое время рядом лёг новенький мальчик из нашего пансионата. Почему-то сразу его запомнила: чуть старше меня, такой общительный пацанчик. Ленка всё с Вовкой и с ним играла, а точнее – издевалась над ними. Он сказал, что зовут его Володя, что приехал с сестрой Танюшей, дедушкой и бабушкой.
Вечером вернулся папа. На море поднялись волны. Хоть наш пансионат за зиму достроили (в прошлом году балконов не было), а люди не помещаются. Красный уголок тоже заняли, теперь и телевизор не посмотришь…

19/VII
Вчера днём уехала мама. Папа с Вовкой ходили на рыбалку на Альму, но ничего не поймали, а сегодня поймали двух карпов. Скучно. Фотографирую Вовку, Володю, Сашку, Женю.

22/VII
Сегодня после обеда и сна ходили по берегу в сторону Качи, километров шесть протопали, дошли до маяка. Обрывы там выше. Оттуда видно Качу, Крымские горы. Очень хорошо погуляли.

23/VII
Все ушли на море. Я пошла на почту узнать, нет ли письма от Светки. Письма нет. Я ей четыре написала, а она только одно!
После обеда играла с Вовой, Сашей и Женей.

24/VII
Вчера после 24-х часов (а точнее – уже сегодня) слушала хор лягушек, гул самолётов, а потом откуда-то издалека ветер донёс песню. Пели женщины «Калинку-малинку», «Мама, милая мама». Потом один женский голос начал «Оренбургский платок», а подхватил песню мужчина. И долго-долго просто играла гармошка. Я не могла уснуть, лежала и смотрела на звёзды в небе.
Удивительно, что проснулась сегодня чуть свет. Смотрела на восходящее солнце и вслушивалась: не поют ли петухи. Это не правда, что они приветствуют восходящее солнце! Сначала я услышала щебетание ласточек под крышей, а потом на открытое окно сели воробьи и долго о чём-то чирикали, а когда заметили, что я собираюсь их сфотографировать, улетели. И только тогда, когда солнце во весь рост поднялось над горизонтом, заорали сони-петухи.
Папа с Вовкой опять ушли на рыбалку, поймали трёх морских рыбок. Правда, вечером мы их отпустили.
Вчера меня укусил комар, теперь хожу с распухшей ногой. После обеда, как всегда, купила мороженое, а заодно журнал «Огонёк». В нём есть фотографии участников кинофестиваля. Я влюблена в Мари Франс Пезье! Но ещё больше – в её платье. Савельева мне не нравится – похожа на Людку Елисееву. Я сидела на окне, сначала читала, отгадывала кроссворд, потом просто смотрела на мир. Володька с дедом сидел на месте для курения, к ним присоединилась Танюша с подружками. А письма от Светки всё нет… Приеду домой, побегу не к ней, а на речку – вспомнить родную природу.

25/VII
Воскресенье. Наши на море, я последнее время совсем не хожу. Сегодня решила заняться стиркой. Когда пришла греть воду, поругалась на кухне с Володькиной бабушкой из-за газа..
Сегодня день военно-морского флота. Наши вечером ушли в их пансионат на концерт. Уже поздно. Я пишу, слушаю лягушек и комара. Думаю: что там, в нашем городке? А может, там хуже, чем здесь? Все, наверное, спят, но какое мне до этого дело?
Да, вспомнила, как 21-ого ходила за камни с папой и Вовкой ловить рыбу. Они ловили, а я ушла ещё дальше, писала на камнях разные разности, читала стихи Лермонтова и Есенина. Вот бы ещё на эти камни попасть!

26/VII
Приехала мама, привезла много аппетитной вкуснятины.

27/VII
Утром на пляже к нам подошла тётя Надя с какой-то женщиной и девочкой – я их не узнала. Это оказались тётя Клава и Валя Роговы!!! Какая радость! Мы почти пять лет не виделись! Дядя Володя и тётя Клава, в общем-то, не изменились, а Валя просто неузнаваема. Она в 6-ой класс перешла, но так и не выросла, ниже Лены, хоть Лена младше. Они привезли книгу «Птичка певчая», я сразу начала её читать. Дядя Гема и тётя Надя уехали в этот же день, а их Лена осталась с нами.
Был такой эпизодец. Лежу я на спине, загораю, глаза закрыты. Слышу, кто-то зовёт: «Тётенька!» Потом ещё и ещё раз над самым моим ухом. Открываю глаза и вижу девчонку лет 12-ти, которая вполне серьёзно мне говорит: «Тётенька, можно камеру взять?» Кошмар! Я уже тётенька для таких деток!
Нам кроме комнаты дали палатку. Здорово! Я в ней после обеда отдыхала – в такой-то духоте! Вечером перед сном Лена рассказывала нам сказку.

28/VII
Тётю Клаву, Вовку, Лену и маму  повёз на своей старинной машине дядя Володя в Симферополь за продуктами. Погода с утра ужасная, но мы на море пошли. Папа читал газету, а мы с Валей искали сокровища (ракушки, камешки, стёклышки) и рисовали на песке. Наши все вернулись к обеду, я помогала маме на кухне. От Светки пришло второе письмо.

29/VII
Погода – прелесть, со вчерашней не сравнить. На пляж пошла рано. Пока наши завтракали, я плавала, загорала и читала «Птичку певчую». До обеда на пляже играли в карты. Я дочитала книгу. После обеда, когда отдыхала в палатке на раскладушке дяди Володи, Володька с дедом возвращались с рыбалки. У мальчика в ведёрке что-то плавало, но он не показал мне свой улов.
Вечером впервые ходили в деревню за молоком. Теперь я полюбила парное молоко. Смешно вспоминать, как плакала и отказывалась его пить в Карелии у тёти Вари.
   
31/VII
На пляж шла с Володькой, места для своих мы заняли рядом. Сначала я читала «Семью и школу», а он плавал. Потом пришли наши, мы с Валькой, Вовкой и папой стали играть в карты. Тут подошла Володькина бабушка со словами: «Всей компанией, значит, в карты играем?» - по-моему, она неодобрительно намекала на детей, особенно на Валю, ведь та на вид маленькая. А какая-то женщина рядом подумала, что бабушка тоже хочет играть в карты, и предложила ей свою компанию. Какая строгая у Володьки бабушка – кошмар!
Как всегда, ездили за молоком и всё выпили прямо в деревне.

1/VIII
На пляж пошла с папой рано. На море тихо-тихо, плаваю далеко. До обеда читала за домом «Незнайку на Луне» (Валина книжка). Чушь какая-то! После обеда на том же месте кормила очаровательного котёнка. В это время было решено, что я уезжаю. Ходила по памятным местам, собирала камни с пляжа, сорвала веточку с любимого язя.
Уезжали мы на автобусе со скандалом: какая-то баба с тётей Клавой подралась. Я всю дорогу ревела. Первой, кого я увидела дома, была Светка. Она заметила меня из окна, выскочила и потянула гулять. Как не хотелось мне, чтоб именно так было! Но на речку всё же пошли первым делом. Потом сидели на скамейке. Сашка какой-то другой стал, я не вступаю с ним в разговор, не хочу грубить. А девчонки всё такие же. Очень жалею, что уехала. Лучше бы лишний денёк там побыть, чем здесь скучать

5/VIII
Сижу на месте для курения… Да-да, я в Песчаном! Это долго рассказывать. Я ревела все дни и пела «Баренцево море» и «На побывку едет». Маму с работы не отпустили, она не смогла поехать. Вечером третьего приехал папа с дядей Володей, решили, что дядя Володя заберёт меня в Песчаное.
Вчера приехала. На море сильные волны, ветер. Володька то играет с семилетними детьми в футбол, то со взрослыми в карты. Я рисую кукол Вале и Танюше – обе счастливы. Танюша рассказала мне то, из чего Володька делал секрет: их фамилия Лукьянец, он, как и я, кончил 8-ой класс и куда-то поступил (она не помнит трудное название). А я думала, что он старше…Танюша так чудно выражается: «ты шо», «нарасуй», «лаптёжники» - говорит, что в Воронеже все так говорят.

6/VIII
Я снова дома. Неожиданно пришлось уехать, потому что мы могли занимать комнату, пока не приедут другие отдыхающие. Пока наши собирались, я была на пляже. Сегодня впервые в это лето море выбросило на берег водоросли. С Володькой попрощались, когда он порезал ногу и пришёл её промывать.
Мы отъехали к Береговому и остались там до конца дня. Я лежала одна, разговаривала с чайками, самолётами, вертолётами, камнями, волнами. Всех просила об одном… И плавала всё время одна. Волны заглушали мой голос и смешивали мои слёзы со своей водой. В море было легче.

13/VIII
Прошедшие дни были совершенно пусты. Сегодня встретила Римму Аркадьвну, поговорили, пожалели, что не будем вместе. Знала бы она, что я, как приехала с моря, так и начала заниматься английским.
С Валькой и Вовкой поссорилась.

15/VIII
Роговы уехали в свою Москву.

19/VIII
 Я с утра до вечера скучаю, только вечером гуляем с Лариской, Соколовым и Кучером. Сегодня мы с Лариской гуляли до 10-ти, а Женька и Сашка только в 10 вышли.
Мама рассыпала крупу, я подметала, окно было открыто, а мальчишки начали кидать виноград в комнату – и эту зелень пришлось подметать. Они долго крутились под окном, а потом, когда поняли, что я ушла в кухню,  начали лазать по пожарной лестнице. Сашка всё время спрашивал Женьку: «Что она делает?»

22/VIII
Утром ходила с Лариской в город, первым делом направились в «Янтарь» (это ювелирный магазин, он только вчера открылся). Я заметила там Софу (любимейшая учительница) и заметалась по магазину, как мышь в ловушке, чтоб избежать разговора. Решили с Лариской купить цепочки, надо только собрать 1.20, и тогда мы станем богачками.
Сегодня начала шить белый фартук, но почти ничего не сделала, опять гуляла с Лариской, снова сочиняли стихи. Это так замечательно! Вообще мы сочинили уже достаточно, чтобы считаться классиками: поэму о несчастной любви и шариковой авторучке, «Ракеты, ракеты летят в небеса», «Приходи ко мне, любимый»…

23/VIII
Записалась в библиотеку им. Тренёва. Это где-то у чёрта на куличках – придётся ездить… в центр города.
Сегодня начала читать «Войну и мир». Но ведь она не такая уж идейная, как об этом трубят?

28/VIII
Вчера с Женькой Дорофеевой собирались идти в райком на учёт становиться, долго собирались – опоздали. Посидела у Дорофеевых – весёлые сёстры, между прочим. Вечером с Галкой ходили в кино, перед нами сидел Толик. Всегда он один. И не скучно одному?
Сегодня утром зашла Олька, сказала, что надо отрабатывать. Пошли с ней в нашу новую школу. Видела Березина и Клячина. Второй тоже хочет в 12-ую. Хоть бы не приняли!

29/VIII
Вовка забрал все мои сбережения. Останусь я, видно, без цепочки.
Сегодня ночью и днём был дождь. Значит осень пришла. Унылая пора…

30/VIII
Весь день дождь. Ходили в «Мир» на «Раз картошка, два картошка». Конец фильма такой плачный!
Я наконец дошила белый фартук.
Вечером, как всегда, сидели на скамейке. Галка рассказывала что-то фантастическое.

31/VIII
 Завтра конец света! Сегодня были в школе. Наша классная – такая молодая! После встречи мы с Женей Д. зашли в райком, встали на учёт, а потом отправились в город за покупками. Что купила я? Тряпочку на чёрный фартук, лосьон «Идеал», тетради общие. Пили коктейль, ели мороженое, домой пришли только в четыре! Вечером готовилась к школе. Уже второй час ночи. Кошмар!

1/IХ
В школу я зашла за Женей, её папа нас фотографировал. О школе писать нечего. Класс нормальный, мы почти всем классом перешли в эту школу, добавилось несколько человек из «в» класса  - Дорофеева, Дюмина и др. (кстати, мы теперь не «ашники», а «вэшники»). Есть и совсем новенькие – Литвинов, Ганжело, Рыбакова (с ней я знакома с четвёртого класса, вместе ходили на площадку, а Ганжело просто где-то видела).  Я, как и мечтала, сижу  за последней партой в первом ряду. Перед нами с Женей сидят Толик и Женя Ч.
Днём ходила в библиотеку, вечером гуляла.

10/IХ
Я бы ещё не села писать дневник, ничего замечательного нет. Но просто, когда пишешь, легче. Что можно обо всех этих днях написать? Оценки у нас всех ниже, чем в 18-ой школе, только по английскому сплошные пятёрки, англичанка говорит, что мы так хорошо знаем язык, будто учили его с первого класса.
Видела в школе одного мальчишку очень похожего на Володю Л.
Я снова в редколлегии (ещё Надя, Саша Б. и Саша С.).
А вообще-то, я села написать вот о чём… Точнее о ком… О Кучере. Для меня это что-то непонятное: пока не вижу его, всё хорошо, а при встречах начинаю его ненавидеть. А может, и нет? Не понимаю. Наверное, надо пореже встречаться, а лучше не встречаться совсем. Буду хоть в школу выходить раньше. Сейчас постараюсь построить режим дня…
7ч. – подъём
7 - 7.10 – зарядка
7.10 – 7.15 – умывание
7.15 – 7.30 – уборка
7.30 – 7.45 – одевание
7.45 – 8.00 – завтрак
8.00 – выход в школу
8 – 2.30 - уроки в школе
2.30 – 3 – обед
3 – 5 – домашние задания
5 – 6 – книги
6 – 8 – остальные домашние задания
8 – 8.20 – ужин
8.20 – 9.20 – гулять
9.20 – подготовка ко сну, чтение и сон.

5/Х
Писать некогда и нечего. Ладно! Напишу, что помню. Восемнадцатого сентября мы всем классом ходили в картинную галерею. Там была выставка полотен «Эрмитажа». Была знаменитая «Джоконда». То меня поразило – это краски. Такие спокойные, близкие тона - не то, что на репродукциях! .Жаль только, что картина под стеклом – это мешает – разные отражения…

10/ХII
Как давно всё было! Противно брать в руки дневник: почти всё, что здесь написано – чепуха. Но стоит разобраться.
Мне 15 лет, не хочу походить на «плод, до времени созревший». Почему мне не нравится то, что нравится Людке, Гале, Оле? Почитала недавно их общий дневничок – такие мелочи! А вообще-то, наверное, и мне следовало бы этим интересоваться? Но я боюсь писать, всё считаю глупостями. А ведь это и есть жизнь – незаметная для других, крошечная, но моя личная жизнь. Вот сижу сейчас и решаю писать всё-всё. Это страшно – писать всё, но буду. Только лучше потом не перечитывать, во всяком случае – самой. Вот сегодня открыла эту тетрадь на первой странице, прочитала: «на ошибках учатся», а где ошибки? На чём учиться? Записываю только повседневное, фиксирую факты – тупо, скучно. Правда, встречаются лирические отступления, вроде этого, но редко. Наверное, не смогу по-другому… Описание людей, событий, фактов – старая пластинка…
Сегодня проспала, опоздала, пришлось разговаривать с И. П. Крыжановским (это наш директор), ну а он (с ним это часто случается) стал приводить наглядный пример с солдатом на фронте и т.д. В общем, в класс я проскочила только к концу урока. Закружилась в круговороте школьной жизни.
Не помню, писала ли, что официально со мной должен сидеть Милко, а в действительности сидит Галя Никитина. Мы сами отвлекаемся от уроков и отвлекаем Савченко и Чапу. На географии сегодня болтали об именах. Я огорчила Толика, сказав, что ему не подходит это имя. Он начал «поливать», что это бабушка в честь дедушки его назвала. Мило. Дальше обсуждали «Тамару» и «Евгения», а Галя сказала, что она – «циплёнок» - смешное открытие! И так на всех уроках. Вот и результат: у Гали две двойки, у Жени – одна, да и мы с Толиком не блещем.
Мне всё ещё нравится Толик Метелица (он чем-то похож на В. Л.). При нём жизнь во мне бьёт ключом. Люблю смотреть на него и разговаривать при случае (жаль, случаи – редки).

11/ХII
Надо привыкать писать ежедневно. В школе скучала, потому что была серьёзной, слушала объяснения всех учителей, принимала активное участие в работе класса, ела конфеты и, как всегда, разговаривала с Толиком и Женей. Гали в школе не было, а значит я не выхожу на переменах из класса, не могу увидеть Т. М. – вот причина скуки.
Теперь два слова об уроках. На литературе проходили Лермонтова (страшное по сути предложение, ужасный глагол, но иначе-то не скажешь). Елена Христофоровна разжёвывает, а мы глотаем, глотаем – проходим? Или проходим мимо? На тему «прохождения» можно говорить без конца, но что изменится?
Дома рисовала. По-прежнему люблю это занятие. Читаю о художниках, начала собирать репродукции картин.

12/ХII
Некогда, но пишу. Самое лучшее, что было сегодня – сон. Не хотелось просыпаться! Приснился Володька Л. Неужели никогда не увидимся?
Днём гуляла в городе с Ленкой К., ещё раз смотрели «Брак по-итальянски». Купить бы фотографии Софии Лорен и Марчелло Мастрояни!

13/ХII
Проверяла стенгазеты во всех классах – почти везде висят старые, а 10-г вообще не проверила из-за Мацегора.
Женька Чапа подменил мне учебник литературы, да к тому же – подписал мой своей фамилией. Но у меня есть доказательство: фирменная кошка, нарисованная там, где никто не проверяет – после содержания. Мой учебник чище, я его вернула.
После уроков был комитет комсомола, я не сидела до конца, ушла, сославшись на занятость. Понятия не имею, что буду завтра на партбюро говорить?
Дома читаю «Труд» Золя.

14/ХII
Сегодня политинформация – ну и сухо же проходит она у нас! «Брежнев провозгласил…» «Косыгин подхватил…» Ни слова дальше передовой статьи газеты «Правда». Ладно, пусть об этом Толик переживает – он отвечает за политинформацию.
На литературе учили мои любимые произведения Лермонтова. Все они нравились мне инстинктивно, а теперь оказалось, что их объединяет грусть и одиночество. Так вот что мне в Лермонтове нравится! Но, может быть, что-то ещё? Стоит полистать дневник, и можно не раз встретить цитаты из его стихов – как-то ими объясняется моя жизнь… Вот и кончилось лирическое отступление.
Теперь дальше. Было совместное бюро партии и комсомола. Интересного много, но сомневаюсь, что нашему классу эти идеи понравятся. Такие мы равнодушные – никто не расшевелит. Так и «пройдём по миру без шума и следа». Глупо так жить, а лучше – не можем.

15/ХII
Скандал. Поругалась дома со всеми. Я им что? Она меня била, а мне сочинение писать. Как с такими жить? Не знают, что жить мне труднее, чем собаке. Та хоть высыпается, а я по три часа сплю…

16/ХII
После вчерашнего в школу не пошла. Читаю «Труд». Господи, целую вечность читаю книгу – нет времени! После уроков ко мне зашла Женя Д. Обрадовала: за изложение у меня 5/4, рассказала, что было на уроках. Потом навестила Оля, рассказала всё то же, но с некоторыми подробностями.

26/ХII
Воскресенье, первый сравнительно свободный день. Всю неделю ходила в спортзал, подтягивала оценки по физкультуре. В четверг на литературе Е, Х. сказала, что в 9-а есть мальчик Демидов – копия Грушницкий. Мы потом долго обсуждали, кто в нашем классе кто. Я лично настаиваю, что Милко – Печорин. На украинском он сидел со мной, писали диктант, проверили друг у друга ошибки. В результате – мне тройка, а ему, бедняжке, двойка!
Вчера после уроков легла отоспаться за ночи, что были отняты сочинением об Онегине. Проснувшись, узнала, что приходили девочка и мальчик, что надо идти в школу сейчас. Оказывается, украшаем зал. Все что-то делали, но ничего не получилось. Договорились, что Милко принесёт мне бумагу, а я в воскресенье нарисую новогоднюю картинку. Бумаги он принёс много, и картинок я много нарисовала.

27/ХII
Интересного сравнительно немного. На ф.к. ничего не сдала, только зря занималась, натёрла руки. С геометрии меня забрали оформлять сцену. Развлекалась в зале с десятиклассниками.
После школы пошла с Олькой в совет МАН и неожиданно стала членом инициативной группы. Как же всё-таки интересно живут люди в нашем возрасте, но только не в нашем классе!

29/ХII
И жить торопимся, и чувствовать спешим…
Только в школу шла поздно, знала, что уроков не будет. А меня, оказывается, директор искал (по поводу Кавказа), я отказалась ехать.
Любовь Петровна заставила сдавать ф.к. Три часа занималась, а сдала одного коня, но в четверти будет 4. Потом наши убирали класс, у меня же руки брусьями в кровь натёрты – пошла на утренник 3-х классов. Там было много старшеклассников: Галка, Мацегор, Волошеников, Вовка Фоменко. Мы пытались угадать: кто же Дед Мороз? После этого утренника должен быть КВН у нашего подшефного 5-в, я рисовала им плакаты, эмблемы, делала подарки и придумывала вопросы. В этом классе есть очень хорошие ребятки: Кучеренко, Даня Водовозов. Короче, задурили мне голову, что я забыла про кино, а так надеялась встретиться с Т. М. (два дня не видела). Наши подшефные продули. Старший Водовозов хорош – сидел в жюри, но не помог классу брата!
Ходила на вечер. Как он прошёл! Начался в 8.30, а закончился в 11! КВН мы, как всегда, проиграли со счётом 51:43. Женечка Чапик сидел в жюри, но что он мог сделать один против трёх учителей? Когда были танцы, наши девчонки сели вокруг Светланы и обсуждали всех танцующих. Я – тоже умница! – к ним не присоединилась, показала себя! В общем, ужаснейший вечер – для меня!

30/ХII
Весь день дома. Убираю комнаты, наряжаю ёлку. Приходила Светка, поболтали, повспоминали. Нечего писать.

31/ХII
17 часов 30 минут по Воронежскому времени. Последний день года, жаль с ним расставаться. Было бы замечательно, чтоб все новогодние пожелания вправду сбывались. Сейчас их запишу, а потом лягу спать до Нового года.
1 желание: обязательно поехать летом в Песчаное;
2 желание: чтоб Т. остался в нашей школе. Нет! Это глупо! Желаю себе и всем счастья! Хочу интересно жить. Пусть сбываются все мечты в течение года!
Не хочу думать. Ложусь спать. Вряд ли я в этом году ещё что-нибудь напишу.