Свеча

Хачхарджи Константин
                Сегодня мы проведём то, что в Израиле называют «Йом а-Зикарон», то есть – «День Памяти», - памяти тех, кто покинул (неважно когда!) наш  бренный мир. Но предварительно предлагаю основательно подготовить себя, как в духовном, так и в гастрономическом смысле, чтобы соответствовать такому сакральному ритуалу.  Год тому назад в Хайфе, на одном из пикников, у меня завязалось знакомство  с бухарским евреем, отменным кулинаром,  Йосифом Ауловым, таким же ветхим, как ваш покорный слуга. Он сам, по собственной воле, написал мне свой рецепт приготовления плова. Сейчас найду этот лист, где-то он у меня  хранится, - вот он!

 «Настоящий плов, - пишет Йосиф, - можно отведать только в Узбекистане. Но есть и другой выход, попробовать приготовить плов самостоятельно. Не так уж и много для этого надо, продукты, небольшой запас терпения и хорошее настроение. Потому что у мрачных людей хороший плов не получится.

1.Начинать готовить надо с посуды. Только в казане можно приготовить настоящий узбекский плов. В крайнем случае, в кастрюле с толстым дном.

2. Рис только твердых сортов. Самый лучший вариант, рис - девзира, он не дорогой и свободно продается.

3. Наличие приправы кумин (индийский тмин, родственник петрушки), очень важно: без  кумина можно смело откладывать приготовление плова до лучших времен.

4. Мясо конечно баранина, вырезка не нужна, в мясе должны быть кости примерно на треть.

5. Сало, естественно не свиное, лучше всего курдючное.

6. Морковь 1 кг, неплохо было бы желтую, но и обыкновенная красная морковь подойдет.

7. Три головки репчатого лука и две головки чеснока.

8. Стакан растительного масла.

9. Пара стручков перца жгучего.

  Теперь нужно превратить продукты в ингредиенты для плова. Сначала режем: мясо, отделив от костей небольшими кусочками, сало небольшими квадратиками, а лук кольцами. Морковь ни в коем случае не следует чистить на терке, срезав ножом верхний слой, надо нарезать соломкой, слегка посыпать сахаром, и перемешать. Чеснок просто чистим, затем необходимо промыть рис, причем в нескольких водах.

 Настал черед казана, ставим его на огонь и наливаем стакан растительного масла, использовать можно любое по вкусу. В раскаленное масло погружаем сало. Ждем, когда оно покроется золотистой корочкой, и выкладываем на тарелку. Теперь в казан следуют кости, их необходимо непрерывно перемешивать, от того как они прожарятся, будет зависеть цвет будущего плова, поэтому следует быть внимательным, когда мясо на косточках приобретет стойкий коричневый цвет - пора высыпать в казан лук, не забывая перемешивать его. Через несколько минут он начнет золотиться. Кладем мясо: не стоит допускать того, чтобы мясо покрылось корочкой, за 8-9 минут оно дойдет до нужной кондиции. После чего заправляем морковь и основательно,  всё перемешивая, внимательно наблюдаем за морковью, как только она становиться обмякшей, пора заливать воду. Главное не ошибиться с количеством. С первого раза точно выбрать нужный объем, вряд ли получится, поэтому лучше всего залить литр. В процессе приготовления, всегда можно подлить немного воды. При таком соотношении ингредиентов, вода окажется выше риса на 1,5-2 см. Доводим до кипения и добавляем в казан чеснок и стручковый перец. Соус начинает набирать цвет - вот и настал черед главного составляющего плова. Рис заливаем теплой водой и через полчаса аккуратно выкладываем его в соус, предварительно вынув из казана чеснок и перец. Рис необходимо разместить равномерно, что  обеспечит равномерное кипение.
 
 Теперь максимум внимания и сосредоточенности, от этого этапа зависит, будет ли рис рассыпчатым. Ни в коем случае нельзя перемешивать содержимое казана! Нужно взять шумовку и аккуратно поглаживать. Продолжая поглаживать рис, нужно постепенно снижать температуру под казаном. Когда рис окончательно впитает в себя соус, растираем 1,5 чайной ложки кумина (приблизительно 1,5 чайной ложки), и засыпаем в почти готовый плов. Теперь делаем шумовкой горку, и погружаем в нее чеснок и перец, которые варились в соусе, затем аккуратно закладываем их рисом. Пришло время плову настояться, вобрать в себя последние ароматы и вкус, поэтому плотно закрываем казан, желательно с прослойкой из полотенца. И ставим на огонь, который должен быть минимальным, через 10 минут выключаем огонь. Чтобы не сгореть от нетерпения в эти последние минуты приготовления, можно мелко нарезать помидоры с луком. Ну, вот и пробил час! Вскрываем казан, волна аромата уже кружит голову, но надо сделать над собой усилие и выложить плов на большое блюдо, не забыв про чеснок перец и помидоры. Уверяю, не пожалеете!»

 Прекрасно, тогда, не мешкая, приступим к приготовлению плова по означенному бухарскому методу, а в стороне, на приспособленном столике,  зажжём две свечи: одну – за здравие, другую – за упокой (по обычаю православному), и пусть  они горят, «докi сонцэ зiйдэ!»…

 Меж тем, пока готовится наше  экзотическое блюдо, мы будем вспоминать  тех, кто, каждый в своё время,  ушёл «в обитель дальнюю трудов и чистых нег» (Пушкин).   Сравним две судьбы: сиониста с «русской начинкой» и  исконно русского с «сионистской начинкой».
 
 Сионист с «русской начинкой» – это известный бизнесмен Борис Абрамович Березовский, который ушёл из жизни 23.03.13  в 67-летнем возрасте при загадочных обстоятельствах.
   
«Я был знаком с Березовским, - вспоминает о нём журналист Евгений Киселёв, - достаточно близко с середины 90-х. Мы были на «ты», но никогда не были друзьями, а порой оказывались по разные стороны баррикад. Но я хочу отдать ему должное, несмотря, ни на что. Борис Березовский был настоящим европейцем, интеллектуалом высшей пробы, с развитым чувством вкуса и меры, он умел стильно, элегантно одеваться, знал толк в хорошей кухне и разбирался в вине, в общем, вполне владел тем, что по-французски называется «savoir vivre» - «искусство жить». Я однажды был у него на вилле «Шато-де-ля-Гаруб» на юге Франции, на самом кончике мыса Антиб, что рядом с Каннами, в большом старинном доме, окруженном таким же старинным, как будто нарочно слегка заросшим, немного запущенным парком. Мне доводилось бывать в домах у многих так называемых «олигархов». Этот дом был совсем не похож на них, у любого русского миллионера от вида тех старых оконных рам и растрескавшихся дверей случился бы, наверное, сердечный приступ. Березовский же с гордостью говорил: «Я тут решил ни за что ничего не менять. Вся прелесть этого дома, этого сада - в этой «патине», в том, что тут есть ощущение времени». Нет, он, конечно же, был большим эстетом».

Лично мне не пришлось встречаться с Березовским, но всё же,  искренне сожалел, когда узнал о  его  преждевременной кончине, так как после развала СССР, он, вместо того, чтобы устоять перед соблазном «золотого тельца», с головой рванул в сторону от науки, тогда как ему предначертана была иная стезя.  Березовский  умом  был наделён от Бога, во что легко убедиться, прослеживая  его первые  шаги по жизни.
 
В 1967-ом году молодой Березовский успешно  закончил факультет электроники и счётно-решающей техники Московского лесотехнического института, в 1973 — механико-математический факультет МГУ (второе образование), позднее — аспирантуру в Институте проблем управления АН СССР, где защитил кандидатскую диссертацию по теме «Многокритериальная оптимизация». Затем, в период с 1968 по 1987 –ой год мало-помалу, поднимаясь по научной иерархической лестнице, будучи уже заведующим лабораторией в Институте проблем управления АН СССР, в 1978-ом Березовский  стал  лауреатом Премии Ленинского комсомола.

 Борису Абрамовичу было ровно 37 лет (!) от роду, когда он в 1983-ем году защитил докторскую диссертацию «Разработка теоретических основ алгоритмизации принятия предпроектных решений и их применения» по специальности «Техническая кибернетика и теория информации».

И дальше. Березовский - автор более 100 научных работ и ряда монографий: «Бинарные отношения в многокритериальной оптимизации» (1981), «Задача наилучшего выбора» (1984), «Многокритериальная оптимизация: математические аспекты» (1989), и ряда  других, с 1991 года — член-корреспондент Российской академии наук, член Международного научного общества по теории принятия решений, основатель Международного научного фонда, награждён  Международным орденом Святого Константина Великого.
 
Но, эта пирамида, выстроенная Березовским на протяжении 24-х лет (1991-1967),  с приходом к власти непредсказуемого, как НЛО, Ельцина стала с годами рухнуть по кирпичику. Войдя во властную элиту нового автократа  России Бориса Ельцина, когда все блага бывшего СССР лежали у ног новоиспеченных  нуворишей бесхозными, скрытые нотки аферизма, заложенные в характере Березовского, взяли верх над его чаяниями в свете  alma mater.

 Итог своей жизни Березовский сам подвёл в своём интервью, данное им сотруднику российского журнала Forbes Илье Жегулеву буквально за несколько часов до своей гибели. В  ходе интервью всё больше складывалось впечатление, что Борис Абрамович, потеряв интерес к бизнесу, сам уже не верил ни в возвращение на родину, ни в науку, поэтому  Жигулёв не удивился, когда под конец Березовский сам признался, что он потерял смысл жизни и «не знает, что ему дальше делать». Именно в этом вся трагедия….

Русский с «сионистской начинкой» - это приснопамятный астраханский  мечтатель, русский крестьянин, настоящий сионист Йоав Дубровин(1831-1935).

 От Березовского его отделяет 115 лет (1946-1831), но сия «седая временная шкала»  лишний раз подчёркивает  ту истину, что добро не знает возраста…

В 1904 году вполне зажиточный крестьянин из астраханской губернии, принадлежавший к секте субботников (которые чтят единого Бога, изучают Тору и соблюдают субботу), принявший иудаизм, Дубровин в 74-летнем возрасте решил продать свое крепкое хозяйство и переселиться в Землю Обетованную. Он берет с собой еврейский молитвенник “Скрипка Сиона”, напечатанный на иврите кириллицей с переводом на русский,  с женой, 4 сыновьями, невестками и внуками переезжает в Галилею, в Долину Хула: гиблое на то время малярийное место. Семье предложили бесплатно большой надел земли в поселении Есод а-Маала, но Дубровин отказался от подарка и купил землю на свои деньги.
 
«Землю, полученную даром, развеет ветер», - сказал Дубровин.

Вскоре участок земли превратился в образцовое хозяйство – поселенцы построили усадьбу, разводили лошадей, коров, быков, кур, гусей, пахали и сеяли, посадили фруктовый сад.
На сельскохозяйственной выставке в 1922 году бык Дубровина получил медаль, как самый тяжелый бык в Галилее – весы попросту развалились, не выдержав веса животного.

А через пять лет была аналогичная выставка в Акко. Поселенцы со всего севера Палестины привезли на неё свою продукцию: гигантские тыквы и арбузы, огромные табачные листья, луковицы диковинных цветов. Йоав Дубровин, которому шел тогда девяносто второй год и, который три дня добирался туда на своей бричке, привёз два больших мешка. И когда распорядитель мероприятия спросил у «кулака» из долины Хула, как тому удалось провезти через жуткие галилейские дороги столько голубиных яиц, не разбив ни одного, получил ответ:

 «Господин, это не голубиные яйца, а хумус размером с голубиное яйцо».

Усадьба Дубровина располагалась рядом с болотом, которое исследователи малярии Еврейского университета называли «болотом Дубровина». На картах периода Британского мандата оно называлось так же. Болото кишело комарами «анофелес», разносчиками малярии. На первых порах всё, вроде, сходило с рук, но даже старый гвардеец-крестьянин Дубровин не смог одолеть «малярийную чуму»

 Один за другим умирали  сыновья, дочери, внуки, невестки, но Дубровин  был непреклонен:

 «Дети мои, — говорил он, — не оплакивайте умерших и не сомневайтесь в мудрости Того, чьё имя да будет благословенно. Что до хозяйства, то вы знаете, не за богатством приехал я в Землю Израиля. Не навечно пришли чёрные дни. Даже в годину несчастья вы ни разу не слышали, чтобы мы помышляли покинуть эту страну».

 Семья таяла на глазах, но столетний Йоав продолжал ухаживать за внуками, чтобы «спасти корень», как он говорил.

 Дубровин  скончался, когда ему было 104 года. До 1968 года его сын Ицхак жил в усадьбе в Есод а-Маала и занимался хозяйством. Несмотря на возраст, он ходил прямо и говорил друзьям: «Из Есодки не уезжают».

 Но в 92 года Ицхак ослабел, и его перевезли в дом престарелых в Гедере. Землю и усадьбу он завещал Государству Израиль…

 В 1982, в поместье Дубровиных был открыт музей, центральным объектом которого является особняк Дубровиных, включающий экспозицию, повествующую об истории семьи, условиях повседневной жизни в первых поселениях, и историю заселения Эрец Исраэль.

 Сегодня потомки Дубровиных живут в Герцлии и в других районах страны. Одна из внучек Йоава Дубровина Бат Шева была для израильского детского писателя Левина Кипниса (1894, местечко Ушомир, Волынь, – 1990, Тель-Авив) вдохновительницей песни «Ракефет», достаточно популярной в 30-е годы 20-го века. Бат Шева умерла своей смертью в 1997 году  в возрасте 92 года.
 
Из всего сказанного, я думаю, вывод напрашивается сам:

«Живи так, чтобы другим было легко и весело оттого, что ты живёшь!»

Коль, как я полагаю, плов наш уже готов, тогда распорядимся:  «стаканЫ – на стол!»

За тех, кого уже нет и за тех, кому ещё  предстоит!
 
                Во имя и веки!