Из личных воспоминаний о семье Гонкур-Алферовой

Галина Комарова Амурская
С семьей Гонкур Ивана Ивановича я познакомилась в конце 50-х годов, когда они стали жить по-соседству с нами в г.Благовещенске. В то время семья Ивана Ивановича – это его жена Лидия Александровна (в девичестве Алферова) и 2 ее сестры – Ираида и Зоя. Моя бабушка, которая стала дружит с этой семьей, сказала мне, что они «бывшие дворяне». Но предупредила, чтобы я никогда не расспрашивала об этом Ивана Ивановича. А о сестрах я позднее узнала, что они дочери управляющего фирмой Нобеля в Астрахани - Алферова Александра Ивановича. Ранее  и жили они в Астрахани. У семьи Нобеля, с их слов, в Астрахани были нефтеналивные суда.
В 1914 году у Лидии Александровны был жених. Перед отправкой на фронт в Первую мировую войну, расставаясь, он подарил ей на память фарфоровую вазочку – слоника, на спине он держал корзинку, и в ней были живые фиалки. Жених просил ее хранить вазочку. Сам он с войны не вернулся и через некоторое время Лидия Александровна вышла замуж за Гонкур И.И. Но куда бы не забрасывала их судьба, вазочку она всегда брала с собой. Незадолго перед смертью она отдала эту вазочку мне и сказала: «Я знаю, что никто не будет хранить ее после моей смерти, а ты будешь хранить» и рассказала ее историю. До 2005 года я хранила вазочку, в ней всегда были фиалки – живые, когда это было можно, или бутафорские. Об истории вазочки знали все мои родные и друзья. В 2002 году участвовала в городском конкурсе «Семейная реликвия, семейная коллекция», на котором я представляла вазочку, меня наградили дипломом,  и я стала победителем. А после конкурса передала вазочку в дар краеведческому музею.
Детей у супругов Гонкур не было. Лишь у Зои Александровны был сын Александр, ходивший механиком на китобойных флотилиях. После смерти Ивана Ивановича он забрал к себе мать – Зою Александровну и тетю Лидию Александровну. Ираида к тому времени умерла.  Забирая их, он, ссылаясь на плохие жилищные условия, отказался брать «все лишнее». Ценных вещей, по понятиям многих, у них не было. И мне по просьбе Лидии Александровны пришлось определять то, что для них с сестрой было ценным – фотографии, альбомы, какие-то безделушки (фарфоровые статуэтки, личные вещи Ивана Ивановича – его Орден Ленина, документы и т.п.).
Часть вещей мы передали в дар Амурскому областному музею. В нем есть стенд, посвященный Гонкуру И.И. Он после участия в студенческой сходке  был исключен из политехнического института в Санкт-Петербурге, лишен прав дворянства, и отправлен служит матросом. Там он вступил в партию большевиков и в 1917 году в отряде Подвойского участвовал в революции, защищал Смольный, неоднократно видел Ленина, состоял в охране вождя до переезда советского правительства в Москву. Дальнейшая судьба привела его на Дальний Восток. Не могу простить себе, почему я,  исполняя запрет бабушки, не расспросила Ивана Ивановича, а потом его жену о жизненном пути Ивана Ивановича. Позже на гражданской панихиде было сказано, кто были его родители, но поскольку документально мне не удалось это подтвердить, могу сослаться на его автобиографию, с которой я познакомилась в Хабаровском архиве, запросив его дело. На вопрос «Социальное происхождение» он написал: «Из дворян» и все. Со слов бабушки, не желая раскрывать историю своей семьи, он сказал: «У меня родных не было». Фамилия Гонкур – не есть его родовая фамилия.  Сейчас, зная каким репрессиям подвергались большинство лиц дворянского происхождения, думаю, что он уехал из Санкт-Петербурга, чтобы не разделить судьбу бывших дворян. В Благовещенске он был главным инженером потребсоюза.
Выполняя волю Лидии Александровны, фото и альбомы я отправила  в музей города Астрахани. Сейчас немного жалею, что отправила и фото Нобеля с дарственной надписью: «Алферову от Нобеля». Оставшиеся фото Лидия Александровна велела мне сжечь. К счастью, перед тем как бросить сверток в костер, я взяла на память несколько фото, но, к сожалению, слишком мало.