О душе по-аристотелевски

Сергей Сметанин
(Диалектико-материалистические мысли о душе)

Если мы хотим разобраться в реально действующих противоположностях личности, нам не надо изобретать какие-то симметричные отвлечённости, на существование которых будто бы намекает наличие правого и левого, как в человеческом теле, так и в мозге. Хотя мозг действительно состоит из двух полушарий, а в каждом теле есть правая и левая сторона, душа, на мой взгляд, здорово отличается от её материального вместилища.

Деление её на три части, которое предложили классики древнегреческой философии, а именно: часть ответственную за мышление, часть подчинённую чувству и часть, которой заведует желание, тоже зависит от полярности сторон, но не так сильно.

Мышление человека — суть упорядочивающее качество человеческого мозга, то есть, личности, следовательно, противоположно как хаосу вселенной, так и беспорядку гражданского общества и непредсказуемости биологического в самом человеке. Упорядоченность всех этих трех объектов благодаря космогонии, истории и эволюционным законам развития от эмбриона к старческому телу несет характер автоматизма, возникшего за миллиарды и миллиарды лет существования, сводимого к случайному, следовательно, хаотичному движению материи.

Противоположность мышления относительно хаоса так же не абсолютна, так как мышление венчает человека — продукт этого в меру упорядоченного хаоса. Иначе говоря, мышление тоже хаотично, но может бороться с хаосом в природе, обществе и собственном организме мыслителя. В природе оно выискивает законы и закономерности, из истории пытается извлечь уроки, в организме исследует здоровые и болезненные моменты, а в душе чувство, желание и само себя.

Однако ошибкой было бы рассматривать противоположность мышления и чувства, либо мышления и воли в отрыве от всего остального. Это подобно тому, как если бы мы, рассматривая движение велосипеда, исследовали бы противоположность тела велосипедиста и, поочередно, колес велосипеда, в отрыве от земли и от дороги.

Мышлению противополагаются чувство и желание (воля), в составе, так сказать, истории и географии. Иначе говоря, ему противостоят иная часть души, а также чувствующее и чего-то хотящее тело мыслителя, гражданское общество, включая собственное тело (вместе с указанной иной частью души), вселенная, включающая гражданское общество.

Единство этих противоположностей очевидно, его доказывать и обосновывать не надо, так как мы из него исходили, строя нашу структуру. Борьба противоположностей — вот что подлежит исследованию, так как на этом пути мы можем хоть что-то узнать.

Борьба эта не нарушает единства, и в этом смысле бесконечна. Борьба эта до конца неопределенна, до конца не познана, имеет невнятные правила и чревата неожиданными последствиями. В силу неопределенности этой борьбы мышление может бороться само с собой, может быть побеждено, может одерживать верх. Окончательный верх мышления принципиально невозможен, иначе борьба прекратилась бы, следовательно, нарушился бы основной закон диалектики, что невозможно.

Мышление как борьба в отвлечении от космоса, истории и биографии, суть автономный процесс душевной деятельности, который существует относительно, выражается в душевном состоянии, чреват отвлечением от действительности и приведением в состояние подобное опьянению. Именно этот род борьбы составляет суть сна и состояния, в котором мы "предаемся думам" или "подводим итоги". Это может быть сосредоточенная умственная деятельность, но в отрыве от созерцания, действия, слушания и высказывания, чтения и письма, она может привести к единичному решению, осмыслению чего-то задуманного ранее, над чем уже была проведена значительная работа, не более того.

Поэтому победа мышления в душе означает в первую очередь осознание собственных чувств и воли, на фоне возможного общения в определенное время и в определенном месте, знание способов управления ими в достижении задач поставленных мыслью и бытием, знание способов поддержания чувств и воли в здравом, работоспособном состоянии, знание способов как отдохнуть и пополнить собственные силы.

Победа над мышлением бывает двух видов. Это победа чувства и победа желания. Желание более примитивно, поэтому начать надо с него.

Победа желания означает безрассудное и тупое стремление к исполнению чего-либо, жажда это, потребность в пище или сексуальном удовлетворении, так называемые естественные потребности, в конце концов. Стремления эти таковы, что могут подавить как способность мышления, так и обычные ощущения.

Победа чувства означает ощущение восторга или уныния, любви или ненависти, захватывающие душу целиком, задающие растерянность и "бестолковость", так или иначе подавляющие как мыслительную способность, так и желания. Победой чувства является и неуёмная раздражительность.

А вот как побеждает мышление.

Победа над стремлениями бывает внешней и внутренней. Внешняя победа заключается в умении скрыть влечение к предмету страсти, внутренняя — в выработке умеренного бесстрастия. Первая — результат победы мысли. Второе — мысли и руководимых мыслью чувств. Полное бесстрастие как невозможно теоретически, так и нереально фактически.

Внешняя победа над чувствами так же выражается в умении их скрывать. Внутренняя победа выражается в выработанной установке на умеренность, постоянную готовность встретить чувство во всеоружии разума. Это победа мышления и руководимых им желаний. Полная победа над чувством невозможна и не нужна.

Все вышеописанное происходит на фоне общения и испытывает влияние времени и места. На протяжении человеческой жизни происходит первичное формирование души, ее развитие и превращение в личность. Личность — это конечная цель развития души, ибо дальше ей развиваться некуда. Сверхличности не существует, любое выхождение души за пределы индивидуума есть выражение личности. Можно назвать это авторитетом, властью или могуществом — выхождение души за пределы сознания несет непременно личностный характер, даже если оно как либо замаскировано. При этом от того в какую сторону направлено и чему подчинено движение души зависит полнота и цельность ее воплощения в личность.

Личностью можно назвать обладателя души, в которой желание, чувство и мышление развиты, полны сил и подчинены внешней цели какого-либо коллектива, будь-то семья, творческий союз, партия или команда работников. Одиночество для образования личности губительно, так как не дает возможности реализоваться генетически заложенным потенциям. Точно так же губителен для личности конформизм, на который его обрекает современное общество.

Особенность душевной внутренней борьбы заключается, во-первых, в чрезвычайной устойчивости системы, имеющей три точки опоры, создающей так называемый треугольник жесткости. Во-вторых, отсутствие разумных качеств у чувства и желания, не дает им возможности координировать себя по отношению друг к другу и к мышлению, а так же более или менее длительно сплотиться для целенаправленного подавления сил мышления.

Следовательно, в душе реально большую часть времени властвует что-то одно: чувства или мышление. Этот вывод делается только потому, что желания, как правило, возникают периодически, имеется устойчивая тенденция к их удовлетворению, либо угнетению до фазы весьма незначительной. Кроме того, реально властвующее чувство может находиться в незримой узде рассудка, которую рассудок временно ослабил. Точно так же рассудок может властвовать в меру своих сил над душой, когда чувство подсказывает, что где-то необходимо подумать.

Важнейшим свойством внутренней душевной борьбы является то, что она как по своему происхождению является выражением чувственного и внушенного извне, так и своей целью имеет отражение борьбы внешней. Все мы в ходе общения вынуждены так или иначе выражать наше состояние мимически, жестами, какими-либо поступками, подчеркивая, либо скрывая душевные движения. Всем нам приходится так или иначе обозначать личное участие в жизни, играть в ней какую-либо роль. Каждый человек, таким образом своей душевной борьбой являет отражение тех или иных внешних процессов. Стало быть он может быть знаком или иллюстрацией исторического состояния или движения. 

Душевная внутренняя борьба имеет возрастные и половые особенности.

Во-первых, поскольку в детской душе недостаточно развиты как мышление, так и чувство, первенство в ней занимает желание. Желание это точно так же неразвито, но зациклено в автоматически повторяющиеся события, и тем утверждено. Двигаться, спать, есть, пить, дышать свежим воздухом, делать "пи-пи" и тому подобное — все это занимает душу ребенка полностью.

Во-вторых, эволюционно обусловлен примат чувства в женской душе.

В-третьих, можно вывести из первых двух особенностей направление развития души женской и души мужской. Первая развивается от примата желания к примату чувства, вторая от примата желания к примату мышления.

Зрелая душа — личность, немыслима без участия в каком либо коллективном процессе (движении), будь то семейная традиция, цель, родовое предназначение, производственная задача, все это предполагает более или менее развитое мировоззрение. Мировоззрение бывает мифологическое дорелигиозное (поэтическое), мифологическое религиозное (догматическое) и научное. Исторически они развивались в такой последовательности, что отличает их от последовательности развития частей души отдельного человека.

Душа развивается от желания к чувству и мышлению, в зависимости от пола. А мировоззрение человечества развивается иначе: вначале оно детское — первобытный человек смотрит на мир как на то, что может или не сможет удовлетворить его желание. Затем появляется чувственный, (женский, поэтический) взгляд на мир. Далее в религиозных системах монотеизма он снова уступает взгляду более примитивному, (с основой в детском желании, вере, молитве, боязни смерти), хотя и имеет несостоявшуюся претензию быть мужским (теология, опора на текст писания, иерархия церкви, монастырские пьянство и единоборства), а затем преодолевается истинно мыслительным (логическим, технологическим, опытным, теоретическим) взглядом научного исследователя.

Возникает вопрос, почему чувственный тип мировоззрения преодолевается другими типами? Правильнее, наверное, было бы спросить, почему этот тип вообще в свое время побеждал, и было ли такое. Ответ, наверное, заключается в том, что мыслительная способность первобытного общества ограничивалась отсутствием письменности, производственных технологий, иерархических систем, в которых мыслящее существо должно, вроде, чувствовать себя как рыба в воде.

Коллектив с одной стороны развивает качества души посредством обучения, с другой нивелирует их посредством вынужденного приспособления к иерархической системе. Одновременная принадлежность к разным коллективам (семьи, общества и т.д.) открывает возможность предпочтений и выбора, которые возникают перед душой в общении. Тут только полную возможность реализации получает развитое желание. Оно уже не ограничено элементарным инстинктивным позывом как у ребенка или тщательно обуздываемым желанием продолжения рода, которым ознаменована практически вся жизнь взрослого. Эта часть души здесь получает право помогать в решении общественно важных задач, а так же обеспечивать это решение в борьбе с самим собой, то есть, умеряя другие потребности.

Интересен момент бессознательного и подсознательного в душе. Бессознательными в первую очередь хочется назвать чувство и желание. Желание, кстати, наверное, больше относится к подсознанию в силу своего автоматизма, периодических проявлений, предельно независимых от сознания. Чувство возникает тоже независимо от сознания, но оно не инстинктивно. Чувство полностью зависит от предмета, его вызывающего, поэтому мыслящий человек скоро понимает, что можно влиять на него посредством замены предмета или отлучения от предмета.

С возрастом приходит и способность управлять желаниями, когда человек понимает, что есть причины их усиливающие и подавляющие, следовательно, есть возможность повлиять на эти причины, а значит и на сами желания. Не надо бояться управлять чем-либо, в том числе самим собой. Ведь любой вид управления ограничивается неуправляемым движением всего остального, того, чем в управлении пренебрегают, что в цели управления не входит, ведь невозможно управлять всем.

Таким образом, противоположностей личности достаточно много, и находятся они в сложном взаимодействии, что не означает, однако, невозможности разобраться во всех его хитросплетениях.