Мой друг - смертник

Лев Львович
      Мы работали с в одном цеху.Я-оператором,а он-слесарем.Когда, в ночную смену, выдавалось свободное время,я забегала к нему в мастерскую, он варил крепкий кофе и мы болтали "за жизнь".О Володьке я знала лишь то,что болтали кумушки в нашей женской раздевалке.Поговаривали,что он недавно освободился из мест,не столь отдаленных,куда попал  со старшим братом за пьяную драку.В результате драки-погиб молодой парень,поэтому брату дали 15 лет,а Володька,отсидев ,положенную "десятку",вернулся в родной дом.Постаревшая мать,недавно перенесшая инсульт,требовала ухода,все заботы о ней и о доме легли на его плечи.Поменяв, справку об освобождении на паспорт с пропиской,Володька, с дворовыми друзьями, отпраздновал свое возвращение в "кафешке" возле дома.Там и приметил, бесшабашно-веселую, посудомойку Нинку.От дружков узнал,что Нинка и ее сестра Зойка, дочери известной алкашки Манефы-давно потерявшей, человеческий облик.Володьке приглянулась глазастая,он привел бабу в дом,наказав присматривать за больной матерью,готовить,убирать,сти-      
рать,а, если выпивать,то в меру.Так и стали жить.На работу он устроился на завод,слесарем в наш цех,где мы с ним и познакомились.Мне было 25 лет,ему-32.Надо сказать,парень он был высокий,ладно скроенный брюнет с серыми глазами.Но, мне он нравился,прежде всего,за то,что            
общаться с ним мне было легко,как с братом.Он никогда не хамил,был приветлив и сдержан,просто не верилось,что этот человек провел за решеткой десять лет,никаких тюремных словечек или воспоминаний о "зоне".Я доверяла ему все,что мне было интересно,что волновало,  удивляло,восхищало,а порой и злило меня в окружающем мире.Он умел слушать,поэтому, рядом с ним я чуствовала себя защищенной,интересной.Меня тянуло к нему и я знала,что он ждет меня,хотя мы никогда не говорили о чувствах.Иногда я справлялась о здоровье его матери,он немногословно отвечал,что все по-прежнему.Потом я заметила,что Володя стал часто приходить на работу озабоченым и хмурым.Оставшись с ним наедине,я спросила его о причине. Он долго не хотел рассказывать,а потом поведал мне,что сожительница, напару со своей сестрой, пропивают все деньги,которые он дает на хозяйство,а мать остается без ухода.         
         До сих пор,почему-то,со стыдом я вспоминаю свою реакцию на его откровение.Я начала возмущаться и обличать пьющих женщин и, в конце-концов, дошла в своем "праведном" гневе до того,что потребовала от Володи выгнать из дома эту гадину-алкашку.Он молча слушал мою негодующую речь,а когда я выдохлась,тихо спросил,глядя мне прямо в глаза:"Люда!А если,я выгоню Нинку,ты пойдешь выносить утку из-под моей матери?Мыть ее?Кормить с ложечки?" Я, растеряно, присела на стул,помолчав,ответила честно,не отводя глаз-"Нет!" Больше мы никогда не говорили об этом,но я никогда не забуду тягостного ощущения вины,как будто я расписалась в предательстве.С того нашего разговора, что-то надломилось в наших отношениях и постепенно мы перестали общаться наедине.Через пол-года, я случайно услыхала,что Володину маму забрали в интернат для инвалидов,который находился в получасе езды от города.Сожительницу ругали за беспробудное пьянство, а Володю все жалели, я же считала его бесхребетным добрячком.          
          В тот день, я заступила на смену,а минут через сорок, ко мне подошла табельщица,она спросила меня-не видела ли я главного механика?Дело в том ,что ей позвонил  Володя-слесарь и просил найти своего начальника.Я подумала,что Володька приболел и хотел предупредить.Смену с нами отработал другой слесарь.Когда же на следующий день я пришла на работу,то узнала страшную новость,которую обсуждали все...            
          Как раз перед выходными,нам выдали зарплату.Володька получил деньги ,пришел домой.На прокуреной кухне,как всегда,сидела подвыпившая Нинка со своей сестрицей.Обе явно маялись от нехватки алкоголя.Сестра Зойка поднялась навстречу и привычно начала жаловаться на здоровье,а Нинка,вторя сестре,заклянчила денег на выпивку.Володька молча отсчитал им на две бутылки водки и пару пачек сигарет,развернулся и прошел в спальню.Оставшиеся деньги спрятал в шкаф,почуствовав усталость,прилег и не заметил, как уснул.Проснулся он от громкой музыки,которая неслась из кухни.Раздосадованный поднялся,чтобы выключить, орущий, магнитофон.За кухонным столом,покачиваясь из стороны в сторону,сидела Зойка.Когда Володя выключил музыку,она с трудом подняла голову и не открывая глаз,промычала что-то непонятное.В углу храпел какой-то грязный мужик,бомжатского вида.Было ясно,что литром здесь не обошлось-пустые бутылки стояли на столе и валялись на полу.Внезапно, Володька вспомнил про деньги,спрятанные в шкафу.Он кинулся в комнату и сразу увидел открытую дверцу.Денег не было,украдены были все его небольшие сбережения вместе с последней получкой.Он рванул на кухню,подскочил к невменяемой Зойке,одной рукой схватил ее за горло,а другой наотмашь ударил ее по  лицу,крикнув:"Где деньги?"В ответ она,глупо улыбаясь прохрипела:"Нинка взяла на магазин!Свадьба у нас!"Безудержная ненависть охватила Володьку и, уже ничего не сображая,он обеими руками начал сжимать горло этой ненавистной кукле со стекляными глазами,не понимая ,что это человек.Наконец что-то хрустнуло в его руках,Зойкино тело обмякло,он удивленно наблюдал,как оно стало сползать со стула,заваливаясь набок.Внезапно громко хлопнула входная дверь,на ватных ногах Володька двинулся в прихожую.Нинка,не успела ничего понять своим пьяным умом,Володькины руки железной хваткой схватили ее за горло и через несколько минут все было кончено.Он вытащил из кармана мертвой сожительницы, оставшиеся  деньги,потом вымыл руки,потушил свет и вышел из квартиры.На улице повернул к универмагу,где купил конфет,печенье,пряников и банку малинового джема.Дождался автобуса,который привез его к интернату,где его все знали и провели в палату к матери.Там он посидел,поговорил с ней,порадовал ее гостинцами,потом ,поправив седую прядку,поцеловал в щеку,пообещав приехать на следующей неделе, вышел,тихо, закрыв за собой дверь.Затем доехал до города,зашел в отделение милиции,где и написал явку с повинной.Тут же,к нему на квартиру,выехал наряд,который обнаружил два женских трупа,а в углу кухни,в собственной луже, мертвецки пьяного,бомжа,который ничего не видел и не понимал.               
         Утром следующего дня Володька давал показания.Cледователь спросил его-есть ли какие просьбы,на что, он попросил разрешения позвонить на свою,уже бывшую,работу,чтобы предупредить главного механика.Звонок ему разрешили,потом наш механик-хороший,душевный мужик, сам съездил в милицию,отвез Володьке курево и все разузнал.Следствие длилось пару месяцев,для суда запросили характеристику,предупредив,что она должна быть плохой,ведь обвинение было серьезным - двойное убийство.Затем был суд,на котором,пьяная Манефа,еле стоявшая на ногах,требовала,чтобы ей возместили затраты на похороны дочек,хотя где они похоронены,она вспомнить не могла.Адвокат был государственный и защищал обвиняемого вяло,характеристика с работы была плохой.За два дня все было кончено.Володьку приговорили к высшей мере наказания-расстрелу.Судья пояснила,что дважды судимый за убийство-социально опасен для общества.Володя вел себя спокойно,приговор прослушал невозмутимо.Единственный раз его голос дрогнул,когда в самом конце он попросил не сообщать ничего матери.Потом его увели.Увели навсегда.             
          Я не знаю,подавал ли Володька прошение на помилование или пересмотр дела .Где-то, через год,с небольшим,мне принесли газету-заводскую малотиражку,в которой было написано,что приговор в отношении Фирсова В.Н. приведен в исполнение.Вот так просто и страшно закончилась эта история,в которой у нас,у каждого, своя вина.Моя осталась со мной на всю жизнь.