Друг мой Толян

Вадим Кольцов
--- Спасатель ---
Как – то вечером, в семнадцать часов за мной зашел мой друг – Толян. Я собирался за хлебом в магазин. Родители ещё не пришли с работы, а сестра сидела в комнате и читала книжку. «Привет» -  поздоровался Толик. Я торопился, надо было успеть до прихода родителей купить хлеб и сварить ужин. Друг перегородил мне выход из квартиры и предложил: «Давай, сгоняем на карьеры и насобираем гильз для «войнушки»?  «Нет, Толян, мне родители голову оторвут, если я не сделаю то, что мне наказали» - сказал я и хотел пройти в дверь. Друг был настойчив и придумывал разные ухищрения, чтобы я с ним пошел на полигон. «В конце концов, до «Волочаевки» идти пешком минут десять, а родители придут домой только в восемь вечера» - подумал я и согласился. «Толян ведь не отстанет, будет ходить вокруг квартиры, в стекла кидать камни, орать песни или мог поджечь дверь» - размышлял я.
Вообще, Толик нормальный парень, с ним всегда весело. Но у него была такая черта – навязчивость. Он если что-то задумал, то обязательно это исполнит. И не важно, что это за идея. Однажды задумал в школе прославиться как герой. Так во время урока, вышел из класса и закинул горящую бумажку за деревянный короб у стены, в коридоре школы. Там по коридору стояли деревянные короба, видимо защищали от глаз коммуникации. За короба, школьники кидали мусор, когда убирали в классах. Так вот этого мусора скопилось достаточно, чтобы короб загорелся.
К моменту наступления перемены, короб начал дымить и учителя, услышав запах гари, начали выводить школьников во двор. Вот Толян здесь и применил всю свою смекалку. Дело происходило на этаже для младших классов. Он подбежал к одному коробу с ведром воды и вылил в щель. Естественно все происходило на глазах учителей и испуганных детей. Как только из-за короба пошел белый дым и огонь почти прекратил гореть, он рванул в младшие классы, начал выводить детей из школы.
Подвох ни кто не заметил и Толика, на торжественной линейке наградили грамотой. Конечно, он не был отморозком, были и другие достижения в его жизни, более достойные. Он был чемпионом по легкой атлетике в нашей школе. А ещё он был самым известным хулиганом. Я дружил с ним потому, что мне не хватало в жизни адреналина.  С Толиком, я получал эти эмоции, а также сдерживал его от глупых и трагических поступков.
--- За хлебом ---
В общем, я все же поплелся за ним в «Волочаевский городок», собирать гильзы. Предварительно купил булку хлеба и положил в авоську, в припрыжку побежали в сторону карьера. Карьеры – это район за школой, где было стрельбище, военный городок и несколько чистых прудов. Результат разработки глины и песка для кирпичного завода, который в наше время исчез совсем. Там мы купались, ловили рыбу, в основном «ротанов» и лягушек. Также из глубин озера били родниковые источники, и плавало много нутрий – водяных крыс с ценным мехом.
Целью нашего похода, была открытая площадка мусора, рядом со стоянкой военной техники, огороженная колючей проволокой. Мы склонились к земле и начали рыться в мусоре военных отходов. С другом часто заходили на эту свалку и копали для себя артефакты, которые выменивали среди друзей на более достойные предметы. В мусоре мы находили много металлолома: куски магниевых изделий, радиодетали, гильзы, иногда обломанные стволы и приклады ружей или автоматов. «Войнушка» или «Казаки разбойники» были самой распространенной игрой в нашем дворе. Все атрибуты войны, мы находили на военных или авиационных свалках города. А в городе их было достаточно.
За этим занятием я не заметил, как друг исчез. И только понял это тогда, когда услышал его голос – «Вадим, иди сюда!» Я привстал и оглянулся в сторону колючей проволоки, которой была огорожена стоянка военной техники. Меня охватил жуткий страх и по моей спине, вместе с потом сбежали мурашки. На какой-то момент я даже не смог ничего сказать, а только шипел от страха и негодования. Веселая и довольная рожа Толяна, торчала из новенького бронеавтомобиля типа – боевой машины разведки. Он вылез по пояс и достал из люка какую-то плоскую коробку цвета хаки. Я сразу сообразил, что это магазин к крупнокалиберному пулемету. На колючей проволоке висела надпись: «Внимание! Объект охраняется! Стреляют без предупреждения!» Эта надпись, меня ещё больше повергла в шок. Но друг был невменяем, его охватил азарт, к тому, же у него фамилия позволяла делать такие вещи и звучала как насмешка над судьбой. «Азарнин» - так звали моего друга.
Шли восьмидесятые годы прошлого века, и я учился в пятом классе. Всю серьезность ситуации осознавал. Предполагал, что если нас застукают, то расстрел нам обеспечен в лучшем случае. Поэтому побежал в сторону друга, чтобы спасти его. Он полностью вылез из машины и передал мне металлический, увесистый ящик с патронами. Я его принял, и мы вместе побежали прочь от стоянки. На этом я почти успокоился, но Толян, остановился за пределами колючей проволоки и сказал серьезно: «Знаешь, там есть ещё один ящик и его надо забрать». У меня подкосились ноги, я попытался уговорить его, не делать этого: «Толян, ты чего, нас ведь загребут и расстреляют!» На что безбашенный друг, улыбаясь заметил: «Да не дрефь, там ведь никого нет, бери что хочешь!» Все увещевания были напрасным делом, даже пытался задержать его силой. Но куда там, он был выше меня на три головы, и я выглядел первоклашкой в сравнении с ним.
В общем, мы с ним опять пошли к колючей проволоки. Перейдя границу поста, нам оставалось пройти ещё метром двадцать до автомобилей, как я увидел бегущих людей в военной и штатской одежде. Их было человек двадцать. Толян ещё не успел их увидеть, как я силой остановил друга, схватил за ворот и сказал на ухо: «Чтобы не происходило, мы с тобой просто прогуливаемся по этому участку, будто заблудились» Друг вроде понял мою скороговорку и повернулся в сторону бегущих людей. К этому времени, они рассредоточились и начали нас окружать с криками: «давай, блокируйте их со всех сторон!» При всей трагичной ситуации, я был спокоен, т.к. понимал, что нас, в самом деле, ни кто не видел и не знают, что мы что-то утащили. Мы с другом развернулись в сторону города и шли спокойным шагом, плечо к плечу. Не успев дойти до края стоянки, нас окружили военные. Они сразу схватили под руки друга, а меня как бы ни заметили даже. Толян, попытался сопротивляться, начал вырываться и закричал, на моё удивление следующее: «Ребята, мне больно, я вам все отдам!» Я был в полном шоке, в таком же шоке пребывали военные. Они выронили, его из захвата и старший грозным голосом спросил у друга: «Что ты нам собираешься отдать?»
Вот здесь началось самое главное. Я как видел всё наперед. События происходили в замедленных съемках. Толику заломили руки и приказали показать то, что он хотел им отдать. Испуганный друг, привел их к месту, где мы вместе с ним спрятали ящик. Достав ящики из грязной канавы, нас повели вглубь военного городка. Меня по-прежнему игнорировали как преступника, но подгоняли вперед, за другом. Через минут пять, нас завели в какое-то помещение, где рядами в шкафах стояли автоматы, карабины и другое оружие. Тогда я не понимал, что это караульное помещение и мне казалось: «Вот, пришел наш звездный час, и мы будем расстреляны, как преступник». В это время, мои мысли подгоняли слезы на выход. Я накручивал себе страшный конец нашей жизни. В моей голове, пробежала как кинолента, вся моя короткая жизнь.
--- Конвой ---
Офицер, завел нас в пустое помещение, без окон и мебели. Закрыл за нами двери. Мы остались в полной темноте. «Толян» – начал я. «Ты молчи и ничего не говори, а спросят, скажи, что ты с младшим братом просто прогуливался по карьеру и заблудился» - подбадривал я друга. За дверью я услышал, как офицер скомандовал: «Оружие к осмотру! Заряжай!» Металлическая дверь лязгнула засовом и отворилась. Перед дверью стоял офицер, который скомандовал: «Выходите!». Мы вышли и оказались в коридоре из солдат, вооруженных до зубов. Строй, вместе с нами, как сороконожка начал перемещаться и мы в центре строя, вышли на дорогу, которая проходила через весь военный городок. Я еще не плакал, но Толян не на шутку перепугался и только молчал.
Нас вели по настоящему, с каждой стороны по три вооруженных солдата, впереди офицер и сзади сержант с пулеметом на плече. Мы проходили мимо казарм, из окон которых выглядывали солдаты и кричали: «Отпустите их, куда вы их ведете, на расстрел что ли?»  От этих слов меня чуть не стошнило, у Толика началась истерика. Был момент, когда мы могли убежать и Толик дернулся в сторону, а я тормознулся. В общем, мы не смогли убежать. Смеркалось. Осень, с каждым днем темнело все раньше. Сколько, было времени, я даже не подумал. Все мысли были сосредоточенны на конвоирах.
Сколько нас водили под конвоем по городку сказать сложно, но к тому времени как нас привели в штаб, было уже темно. Мы устали и нам стало все равно, что с нами будет. Хотелось в туалет и кушать. Моя буханка хлеба, так и болталась в моей авоське. Но притронуться я к ней не имел морального права. Буханка была моим входным билетом домой. Как и когда я попаду к родителям, теперь было дилеммой. Сестра знала, что я ушел за хлебом, т.к. поручил ей сготовить ужин.
--- Судный вечер ---
Наступил судный вечер. Нас завели в штаб, где сразу развели по разным кабинетам. Меня оставили одного в пустом кабинете стоять, а друга увели в другой. Все происходило долго, я успел изучить содержимое кабинета, стены и стол. На стене висели портреты, каких-то военных начальников, карта боевых действий. Обстановка в кабинете выглядела как в военных фильмах. Казалось, вот сейчас зайдет генерал и скомандует: «Этого в тюрьму, а того расстрелять!» Время тянулось медленно, воздух становился вязким, глаза слипались, и ноги начали гудеть. Хотелось сесть на пол или упасть ничком, свернуться калачиком и забиться в угол комнаты. Но больше всего хотелось убежать домой. Но я не мог возвращаться без друга. Хотя я начал понимать, что мне ничего не грозит. Тихонько я начал расхаживать из угла в угол, тем самым не давай застояться ногам и не впадать в уныние. Прошло еще некоторое время, мне показалось, что прошла вечность. За окном была глубокая ночь, звезды высыпали на черном небе и месяц ярко светил.
Дверь со скрипом отворилась, и вышел полковник, который вывел Толяна из кабинета. Он что-то напутственное говорил ему вслед, а потом затворил за собой дверь. Друг был сильно измучен и заплакан. По его лицу скатывались большие слезы, которые он размазывал грязными руками по лицу. Я подбежал к нему и с нетерпением спросил: Толян, что там было, рассказывай?». Он всхлипывая ответил: «Да всё я рассказал, как было, и как ты мне посоветовал. Меня не пытали, не били, а просто поговорили и сказали, что бы так не делал больше. Вначале беседы пообещали побрить головы, но потом передумали.  Полковник предупредил, что если ещё раз увидит нас - расстреляет». К этому времени я не слышал, что нас обещали расстрелять, меня повергло в шок идея побрить нам головы. «Естественно родители сразу поймут, что я преступник» - подумал я.
Мы присели и замолчали. Из кабинета вышел офицер, который конворировал нас в штаб и сказал: «Все ребята, вы свободны, идите домой!» Потом добавил: «Вас проводить?» Мы вскочили и шарахнулись к двери со словами: «Нет, спасибо, мы сами!!!» И с криками: «Козлы» бросились на улицу. Выбежав за двери, мы принялись поливать мочой двери штаба, при этом истерически смеялись и ругались на чем стоит свет. Выгнав пар наружу, мы побежали по домам.
Забежав домой, я на ходу начал прокручивать варианты ответов и придуманную историю с застрявшим лифтом в доме Толика. На этот раз история, придуманная мною, была проглочена родителями, как новый анекдот. К тому же они сильно были заняты своими делами и не особо вдавались в то, как я провел остаток вечера. Я поел наспех, умылся и лег в кровать. Сестра пришла с расспросами, и я рассказал, ей все как было. Она поцеловала меня, прижала к себе. Потом сказала: «Вот ты лезешь, куда не попади, береги себя, я тебя люблю!»
Засыпая, я задумался и поклялся: «Никогда не свяжу свою жизнь с армией и не одену погоны!» Новый год накануне 1986 года я встречал в казарме, на моих плечах желтели погоны курсанта высшего военного училища.