А на Дону и рыба говорит

Владимир Чебоненко
Нем как рыба? Дудки! Не говорите это Ростовским рыбакам. Говорящая рыба на Дону не такая уж и редкость. Раньше то бывало, до Петроградского переворота деды сказывали донской Лещь посудачить мастак был: наврет с три короба рыбаку и был таков. И нынче иногда случается: вытянешь его Леща, а он распознает рыбачка пришлого и такую игру хитрую затеет, что плакали пироги с рыбой и ушица тройная, душистая,- хоть снасти топи!
 "Меня Леща на родных берегах пылью травить!? Здесь вам Вольный Дон Батюшка, а не какие нибудь Брахмапутра с Миссисипи!" - закатывая глаза начинал возмущатся пострадавший. И пришлый рыбачек плыл как кисель по столу.
 "Исключительно традиции ради и спортивного интереса.." - начинал оправдыватся рыбачек.
 "Меня, сына тихого Дона, я Лещь, а не какой-нибудь там ласкирик глупый или бессловесный голавль. Да и вообще, его Леща ловить на жеванного червя оскорбительно!" - распалял себя Лещь.
 "Да я всего то хотел на ушицу окуньков то.." - мямлил пришлый рыбачек.
 "Ой, не заводите мне рака за камень!..." - духарился Лещь - "И вообще, когда казаки Азов-крепость от турка обороняли, мои деды в помошниках были и по ерекам турку урон чинили. Деды то до пуда весу были и росту с аршин - подкопы казакам делать помогали и басурманам протоки перекрывали.И порох держали сухим".
 "Ты не дремай, не дремай карасик!" - возвращал к себе внимание отвевшего глаза в сторону рыбачка.
Рыбак виновато соскрябывал с тыльной стороны ладони предательски прилипшую чешую.
 "Так, что Лещь он героический, и есть его никаких возможностей нет! Можно сказать потомок сподвижников Азовских сидельцев."
 "Да я коту Диомиду рыбки, кот хворает..." - понуро ответствовал рыбак - сглотнув тугой слюнной комочек, -"Да тараньки для пива...".
 "Так что есть его никак нельзя, а тем более солить под гнетом в кадушке и вовсе издевательство." - резюмировал Лещь.
 "Теще Таисье Степановне на пироги с рыбой.." -виновато оправдывался рыбак.
Так, что истинно говорю вам как есть, донской лещь - говорун! Ему тюльку прогнать, что казачку в Цимлянск за винцом съездить.
А иной раз начнет про Степана Тимофеевича Разина балакать, что мол ходили деды зипуна добывать: на Волгу, по Хвалынскому морю и на Персиянскую сторону. На осторожный вопрос рыбака:- " Как Лещи попадали из Дона в Волгу?". Лещь, ничтоже сумнящеся отвечал:- "Шли гурьбой за батькой да атаманскою ватагой, а на обратном пути еще Астраханскому воеводе ус накручивали!" - при этом Лещь изящно выгибал плавник, как будто он купчишка какой пьет кофию манерно оттопыривая палец. - " И пировали опосля до десяти ден, вернувшись во станицы!"
Ну как такого героического Леща не отпустить!
И Лещь забирал на прощанье мешок с распаренной перловкой побаловать деликатессом соседа Карпа Ивановича. А рыбаку была прямая дорога в экологическое движение "Живая рыба" и правозащитный фронт "Кулебяка с рисом", однако всеж он заезжал иногда на центральный рынок прикупить бычков для Диомида. Кота байками не кормят.