Ай да Карнеги!

Валентин Васильевич Кузнецов
        – Можно ли врага сделать своим другом?

        – Иногда можно. Но трудно.

        – А если всего-то за минуту и всего-то с помощью нескольких слов? Скажете, так не бывает?

        – Нет. Не бывает.

        – А вот и бывает. И ещё как! Что для этого нужно? Да просто надо книжки читать. Правильные, нужные, умные.

        А было это в советское время, когда наш народ строил то ли социализм, то ли коммунизм, и поэтому очереди были везде и за всем. Даже за зарплатой. Получить её я мог, только отстояв в длинной очереди, которая выходила аж на лестничную площадку института.

        И вот, когда мне изрядно надоело стоять в очереди за своей кровной, уже заработанной, платой, я написал в бухгалтерию заявление с просьбой перечислять причитающуюся мне сумму на мой счёт в сбербанке.

        – И мне удобно, и бухгалтерии удобно, – думаю я.

        Ан нет – денежки на мой счёт почему-то не поступают.

        – Значит, нужно зайти, – думаю, – к главному бухгалтеру и узнать, в чём дело.

        Открываю дверь, открываю рот … и – хоть уши затыкай! – главбух – женщина! – обрушивает на меня поток страшной брани и угроз:

        – Да как вы смеете? Вы думаете, что вы только один работаете, а я тут дурака что ли валяю? Кто вы такой? С какой кафедры? Сейчас я позвоню на вашу кафедру – а она и в самом деле набирает номер телефона кафедры! – и сделаю так, что вы не будете больше работать в нашем институте! Распоясались тут! Уже и за зарплатой не приходите…

        И так далее и тому подобное, да в таком темпе, что и слова вставить я не могу и выйти из кабинета почему-то не решаюсь. Стою, смотрю в окно, стараюсь думать о чём-нибудь постороннем, не имеющем отношения к этому событию, ну, например, о недавно прочитанном.

        Вспоминается, что совсем недавно прочитал я книгу Дейла Карнеги "Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей". Читал её, помнится, в научном зале библиотеки имени Ленина. Полузапрещённую, с грифом "Для служебного пользования" или, быть может, "Для ограниченного распространения". Помнится, в той книге было много конкретных рекомендаций, как вести себя в трудных ситуациях общения с людьми… Стоп. А что если припомнить какие-то из них и попытаться применить в этом конкретном случае, когда на меня кричат не по делу? А вдруг поможет?

        И как только в гневном монологе моей "собеседницы" замечаю паузу, вставляю:

        – А вы знаете, я Вас очень даже понимаю.

        Кстати, Карнеги говорит: "Поймите собеседника, войдите в его положение". Смотрю – а моя крикунья молчит – странно! – ждёт продолжения моей речи Я и продолжаю:

        – Моя мама, как и Вы, – бухгалтер, только она заместитель главного, а Вы – главный.

        Карнеги учит: "Говорите правду и только правду" – а я и в самом деле говорю правду. Смотрю – главбух опускается в своё кресло, готова слушать меня дальше. Дальше уже говорил только я:

        – Поэтому я отлично представляю себе, что такое годовой отчёт. Это – когда после напряжённого рабочего дня мама возвращается домой с документами, и тогда я вместе с нею по ночам и в выходные дни сверяю и суммирую, сводим де;бет и кре;дит, пока не получится это с точностью до копейки и до грамма…

        Расстаёмся мы уже лучшими друзьями. Моя новая подруга приглашает меня заходить к ней запросто, как только возникнут у меня проблемы с получением зарплаты или ещё с чем-нибудь. Я, в свою очередь, обещаю ей в следующий раз придти с компьютерной программой автоматизации бухгалтерских расчётов и обещаю помощь кафедры высшей математики.

        Чудо, да и только!

        Оказывается, можно врага сделать своим другом. Даже за минуту, с помощью нескольких слов. Просто для этого книжки нужно читать – правильные, нужные, умные.