По следу оборотней

Федор Быханов
Во всем мире привыкли доверять служителям правопорядка. И всюду, это стараются использовать для своей выгоды преступники. Для которых надежной ширмой служит обман о том, что они, якобы, из органов МВД.
…На многих предприятиях города Бийска, как наверное, по все стране, действует пропускная система. И не только  на предприятиях оборонного комплекса. Но, к сожалению, не везде, создавая ее, учитывают возможные последствия выбора цвета коленкора на обложке такого документа, дающего только право занимать свое рабочее место в заводском цеху. Так получилось на заводе по переработке сельскохозяйственной продукции, куда устроился слесарем Виктор Блинов с улицы имени Петрова.
К тому моменту он всего несколько месяцев наслаждался свободой. За плечами Виктора осталось множество судимостей за кражи и грабежи.  Правда, во время последней по счету, такой отсидки, он не пробыл в исправительной колонии больше двух лет из того срока, что был назначен судом. Сумев заслужить уважение начальства того учреждения исполнения наказания, где видел «небо в клеточку» он условно-досрочно вернулся в родной город. И вот теперь красный цвет обложки заводского пропуска не мог не напомнить ему документ, какой когда-то предъявляли при его задержании сотрудники правоохранительных органов.
И теперь, получив похожие «корочки», рецидивист не удержался от того, чтобы не использовать их  по назначению, какого вовсе не предвидела, хотя должна была это сделать, кадровая служба предприятия. Ловко научившись махать перед взором незнакомых людей красной обложкой пропуска, Виктор отрепетировал и то, как следует представляться сотрудником компетентных органов. А когда это у него стало получаться, на его взгляд, вполне достоверно, он отправился на дело.
В микрорайоне, в народе больше известном под названием «пьяный квартал» из-за проживающих  в общежитиях лиц, ведущих не совсем добропорядочный образ жизни, Блинов хорошенько расспросил попадавшихся на пути прохожих насчёт будущей жертвы. И так пристал к одному из первых встречных, пытаясь узнать адреса здешних самогонщиков, что кто-то не выдержал и чтобы отделаться от навязчивого незнакомца, указал первую попавшуюся ему на ум квартиру.
В дальнейшей «разработке» объекта грабежа тридцатишестилетний уголовник проявил некоторое хладнокровие. Не стал сразу ломиться в двери, а выждал, чтобы убедиться в действительности полученной «наводки». Тут, как раз, из дверей квартиры вышел молодой человек, не захлопнув за собой автоматический замок, чем доказал, что является лицом посторонним.
 Подумав, что это мог быть одним из клиентов хозяйки, Блинов больше не стал медлить с началом осуществления хитроумного замысла. Он проник в квартиру и, стараясь использовать момент неожиданности, прямо с порога махнул «красными корочками» перед лицом молодой женщины, готовившей в то время на газовой плите нехитрый обед. Затем спрятал документ обратно в карман и заявил, что пришёл разоблачать самогонщиков и просит не только выдать ему все денежные средства, которые  здесь наторговали за последнее время, но и предъявить ему весь, готовый к реализации «первач».
Столь картинное появление незнакомца, хозяйка квартиры  Наталья Хвостикова встретила, однако, без особого удивления. Как чистила головку чеснока, так и продолжала это делать. Единственное, что услышал от нее визитёр, так это ссылку на мать, которая, дескать, скоро вернётся и с ней можно будет поговорить.
Таким образом, обескураженным оказался сам Блинов. Но не совсем. На случай подобного развития событий у него с собой были кусок крепкой верёвки и рулон скотча, какой он не раз видел в кино, когда пленникам заклеивали рты, чтобы те не кричали и не звали на выручку.
Оставалось только «обезоружить» хозяйку. Для этого злоумышленник присел рядом и начал нахваливать её нож за отменные качества с точки зрения заправского кулинара. Когда той надоело слушать такие речи, она отложила «хлеборез» в сторону и занялась другими делами. Только отойти далеко он незнакомца не успела.  Тот сам схватил кухонный нож и набросился с ним на женщину.
Наталья попыталась, было, сообщить по телефону о происходящем и взялась за мобильник, но тот был вырван из её рук незнакомцем. После чего, отобранный телефон Блинов сунул в карман своей куртки, схватил жертву за волосы, свалил её на пол и сел на сверху, подавляя сопротивление. Та ещё пыталась кричать, зовя к себе на помощь соседей, но тут обладатель «красных корочек» с повадками уголовника схватил её за горло и слегка придушил, заставив замолчать.
Потом в руках у визитера появился с начала скотч, а потом и кусок верёвки. Угрозой связать ее и залепить рот липкой лентой преступник добился своего. Женщина, опасаясь самого худшего, всё рассказала:
 – Самогоном не занимаются, а парень, только что вышедший отсюда, на самом деле приходил возвращать долг.
Эти наличные и потребовал тогда Блинов, предварительно сняв из ушей жертвы золотые серьги. Денег оказалось немного – всего 150 рублей, но вместе с мобильным телефоном и драгоценными украшениями сумма добычи дошла почти до пяти с половиной тысяч целковых.
Неизвестно, как бы дальше развивались события, но улучив момент, когда преступник алчно пересчитывал, доставшиеся ему, деньги, женщина выскочила за дверь в коридор и бросилась вниз по лестнице, снова начав кричать, прося помощи у соседей.
Её слова долетели до того самого рослого парня, что перед этим приносил долг. Теперь он стоял во дворе дома, задержавшись по каким-то своим делам,  и за него спряталась беглянка, когда вдогонку за ней из подъезда выскочил ругающийся на нее, на чём свет стоит, грабитель.
Поняв, что с защитником жертвы ему не справиться, Блинов прибавил шагу и скрылся за углом ближайшего дома. Тогда как ограбленная женщина всё рассказала другим соседям, от которых впоследствии по телефону вызвала группу немедленного реагирования МВД.
При составлении словесного портрета потерпевшим часто предлагают взглянуть и на лица тех, кто был прежде в неладах с законом. В такой фототеке имелся и портрет того, кто был нужен. Им оказался, ранее неоднократно судимый за предыдущие уголовные преступления, Виктор Блинов. К тому же, как выяснилось, он уже проходил по нескольким уголовным делам, расследуемым сотрудниками правоохранительных органов.
Заодно следствие установило, что похищать ценности он стал еще до того, как надумал пользоваться для этого «красными корочками». За несколько недель до этого побывав в гостях у малознакомой ему женщины и хорошенько с нею выпив, Блинов дождавшись, когда та заснет, после чего вынес из её квартиры телевизор с видеоплеером и электрочайник.
Немного погодя, досталось и сожительнице Блинова. Всё время, пока длился их гражданский брак, Виктор не приносил в дом ни копейки, предпочитая жить на всём готовом. А вот теперь он, выждав момент, когда неофициальная супруга уехала в родильный дом, забрал монитор её компьютер и заложил в ломбард.
За все эти три преступления отвечать преступнику пришлось на одном уголовном процессе. Совершённые две кражи и разбойное нападение обернулись для Виктора Блинова к пятью с половиной годами  лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Однако, история с «оборотнем», выдававшим себя не за того, кем он на самом деле является, не стала чем-то особенно исключительным в криминальной практике города Бийска. Почти в то же самое время, в городе  произошли еще  два преступления, схожие, как близнецы. В обоих случаях неизвестный преступник,    выдавая себя женщинам за сотрудника правоохранительных органов, отнимал, у своих жертв ценности и деньги.
Правда, в деталях эти разбойные нападения отличались. В одном случае налетчик, выдававший себя за офицера МВД, демонстрировал перекрашенный жезл автоинспектора, используемый затем в качестве дубинки, а в другом - бил по голове непослушную пенсионерку ее же табуретом. И всегда в конце общения потерпевшим становилось ясно, что их просто обманули, и тот, кто отнял у них все, что при себе было, просто - напросто самозванец.
Некоторые детали, отмеченные во время уже настоящего расследования, наводили на мысль о том, что неуловимый «оборотень», каким-то образом все же связан с юриспруденцией, так как использовал отдельные приемы и термины, обычно применяемые на практике реальными оперативными сотрудниками.
В доме по улице Тургенева его запомнили появившимся на пороге с требованием выдать немедленно все нажитое преступным путем. Тогда как на Горно-Алтайской составлял протокол и предлагал подписаться под бумагой о, якобы, выемке наличных денег, имевшихся у, допрашиваемой им, женщины. При этом постоянно оперируя словами «обыск», «допрос», «уголовное дело».
Создавалось мнение, что разбойные нападения совершает один и тот же человек, ранее привлекавшийся к ответственности за преступления. И ход поиска «оборотня» подтвердил такую версию. Тем более, что преступник  оставлял за собой такие следы, по которым выйти на него удалось в кратчайший срок.
Первая потерпевшая – Ольга Луценко очутилась ото сна в самом плачевном положении, хотя была  в гостях у своей лучшей подруги  –  Розы Темирбулатовой. Пришла туда гостья не с пустыми руками. И хозяйка встретила, как подобает – накрытым столом. Потому после угощения визитерша решила остаться здесь же и заночевать, дабы не встретился кто опасный на ночной улице.
Войдя в положение, Роза Темирбулатова, уложила подругу отдыхать на диване, тогда как сама пошла на работу в вечернюю смену. В доме оставался сын хозяйки Максим и его сверстник, заглянувший «на огонек», чтобы скоротать время за подростковыми играми.
И вдруг распахнулась дверь, на пороге появился некто в матерчатой маске с прорезями для глаз и рта в сопровождении еще одного с надвинутым на глаза капюшоном куртки:
 – Это ОМОН! Всем оставаться на своих местах!
Бесцеремонно обойдясь с ребятами – отпихнув их вглубь комнаты, незнакомцы потребовали драгоценностей. Тем более, что на руках, на шее и в мочках ушей спящей Луценко, увидели,  блестевшие золотые украшения. Разбуженная криками женщина очень испугалась, увидев перед своим лицом увесистую дубинку, потому не стала перечить, сняла с пальцев кольца.
Правда, на счет сережек, кулона и браслета сказала, что они не снимаются из-за тугих замков. Но того, кто был в маске и его подручного, эти слова не остановили. Склонившись над жертвой, незнакомцы сняли с нее все оставшиеся украшения, после чего потребовали и мобильный телефон.
  – У меня нет мобильника,  –  воспротивилась Ольга.
Но ее отказ не был принят на веру. Тот, что в маске, велел ей пройти в другую комнату, оставив в этой сына хозяйки с его приятелем под надзором своего сообщника. После чего заставил женщину раздеться, чтобы убедиться лично в том, что телефон не спрятан ею в складках одежды.
Та не обманывала. Ни под верхней одеждой, ни под бельем она ничего не прятала. Но и без мобильника добыча разбойников оказалась немалой – золотых изделий они отняли более чем на 25 тысяч рублей.
Когда за преступниками закрылась дверь, Ольга Луценко попросила Максима Темирбулатова немедленно пойти сообщить о случившимся по 02. Что тот и пообещал. Быстро собравшись, он с приятелем ушли из дома, не забыв запереть за собой двери на замок. Только время шло, а никто не появлялся. И вот тут у ограбленной женщины появились первые сомнения. Уже после того, как был учинен личный досмотр и налетчики убирались восвояси, в зеркале она увидела отражение того, как один из них снял с лица капюшон и оказался подростком одного примерно возраста с сыном подруги, который обманул с вызовом группы немедленного реагирования.
Наутро Ольга сама пошла в отделение МВД, подавать заявление о случившемся. А там сотрудники уголовного розыска уже были знакомы с нечто подобным.  Всего несколько дней назад им и медикам пришлось по срочному вызову выезжать на улицу Горно-Алтайскую. Там пенсионерку оглушил ударом табурета по голове некто, назвавшийся оперативником и учинивший у нее расследование по поводу, якобы, украденных ею денег у соседки.
В основе этих требований было, на самом деле, простое недоразумение. Людмила Петровна Швецова слыла в большом многоэтажном доме человеком отзывчивым. Чем не один раз и пользовалась, почти полтора десятка лет проживающая там же Светлана Останова. И в тот день она пришла к пенсионерке занять немного денег на срочную покупку. Людмила Петровна не отказала. Но вскоре Останова деньги принесла обратно, заявив, что свои сняла со счета в банке, да еще и поставила на стол поллитровку:
 – За беспокойство!
Распив с хозяйкой принесенное спиртное, Светлана, наверное, поняла, что таким образом от ее снятого вклада вскоре совсем ничего не останется и попросила пенсионерку взять ее деньги на сохранение. Однако та на это не решилась. И как в воду смотрела. Очень скоро подвыпившая Останова  появилась вновь и потребовала свои деньги назад, не принимая никаких утверждений о том, что никаких денег Людмила Петровна у нее на сохранение не брала.
Такие визиты стали происходить один за другим с перерывом меньше часа, заставив Швецову вообще не открывать двери перед назойливой выпивохой. И та стала уже прямо с лестничной клетки громко грозить, что позовет тех, кто защищает правопорядок:
 – Тогда узнаешь, когда окажешься за решеткой из-за моих денег!
Поздним вечером, Останова вновь пришла требовать свои деньги, и не одна. Мужской голос из-за двери представился сотрудником МВД. Только дверь перед ним открывать не спешили. Швецова посоветовала прийти завтра, с утра пораньше, а не в такой поздний час. Только визитер оказался настойчивым. Не попав через порог, он по решеткам забрался на балкон пенсионерки и уже оттуда потребован открыть дверь, иначе, дескать, разобьет стекло. Пришлось повиноваться.
Только теперь в ответ на требования Остановой вернуть ее деньги, подкрепленные присутствием мужчины, заполнявшим протокол, Людмила Петровна сказала, что у нее и свои деньги имеются. В подтверждение чего достала остаток пенсии. Наличных было 2600 рублей. И эта сумма похоже, убедила «человека с протоколом».
Он поднялся из-за стола, сказал, что во всем разобрался и прямо сейчас сходит на службу, оформит там, так называемый, отказной материал, после чего вернется, и конфликт будет улажен.
Спустя некоторое время незнакомец так и поступил. Появившись вновь, он предложил подписать сначала одну бумагу, что и сделала хозяйка, потом на свет появился новый листок с каракулями, якобы  – «протокол» о изъятии наличных денег. Его было предложено тоже подписать, а деньги передать в качестве «вещественного доказательства».
И вот тут Людмила Петровна заупрямилась. Бумагу скомкала и бросила на пол, а деньги схватила в руки и крепко прижала к себе:
 – Не дам!
Визитер вроде бы согласился оставить все как есть. Только попросил стакан воды:
  – Утолить жажду.
 Женщина пошла на кухню к крану, а когда вышла оттуда, на нее обрушился страшный удар. «Оборотень», схватив табурет, несколько раз опустил его на голову жертвы. Бил до тех пор, пока деревянный предмет мебели не распался на составляющие, а руки оглушенной перестали стискивать купюры.
В больнице Швецова пролежала несколько недель с травмами головы. Но и это не помешало следствию выйти на лицо, подозреваемое в совершении нападения. Как оказалось, его не знала и Останова, которая и привела преступника – в дом к своей соседке. По ее словам, она плакала сидя на лавочке, жалея, неизвестно куда пропавшие деньги, когда подошел незнакомец и пообещал помочь, представившись сотрудником правоохранительных органов. И куда он потом дался, Ольга не знает.
Но к тому времени уже стали известны результаты работы криминалистов. На обломках табурета они нашли отпечатки пальцев преступника. Тем более, что подозреваемым оказался ранее неоднократно судимый за уголовные преступления – Сергей Коротаев.
После его ответов на допросах, выяснилось, что Максим Темирбулатов, заметивший множество драгоценностей на заночевавшей гостье, рассказал об этом своим приятелям, среди которых был и такой же. как он, школьник Юрий Марчук, и не так давно вернувшийся из заключения уголовник Сергей Коротаев.
Тот и предложил подросткам «провернуть дельце», взяв в нем главную роль исполнителя. Другие отказались, но не Марчук. Хотя и он покаялся, когда увидел в руках у «другана Сереги» увесистую дубинку. Все же думал, что просто отнимут золото, выдав себя за «омоновцев» в масках, а не пойдут на тяжкое преступление с применением оружия.
Тогда же кроме дубинки-жезла появилась у Коротаева и маска с прорезями для рта и глаз, тут же собственноручно изготовленная им из лыжной шапочки.
А все остальное уже известно. Кроме того, рассказали следствию подростки, которых просила помочь ей, ограбленная женщина, что вместо того, чтобы бежать в отделение МВД, зная все о состоявшемся   представлении, пошли туда, где можно было встретить Коротаева, продемонстрировавшего им свою добычу.
При задержании разбойника, большую часть похищенного у него вещей удалось нейти и изъять. Он успел сбыть с рук только два золотых кольца. Их стоимость взыскана с Сергея Коротаева и его сообщника Юрия Марчука решением суда. Этим же приговором Юрий Марчук получил два с половиной года лишения свободы условно. Сергею Коротаеву суд назначил наказание куда более строгое – ближайшие пять лет шесть месяцев он проведет в исправительной колонии общего режима. Кроме того с него взысканы 2600 рублей, которые разбойник похитил у пенсионерки с улицы Горно-Алтайской.