Крещатик послевоенный. Новостройки нечетной сторон

ПАССАЖ

            Программа возрождения Крещатика была открыта в 1948 году  восстановлением разрушенного во время войны Пассажа.
           Стоит напомнить, что здания Пассажа были построены в 1914 году по проекту архитектора Павла Сергеевича Андреева, который возвел два параллельных корпуса, образующих  улицу-коридор, но, при этом, в линию Пассажа внёс едва заметный излом, создающий необъяснимый уют и столь необходимую в искусстве «неправильность».  А сами фасады, архитектор украсил оригинальными лепными фигурами с использованием декоративных элементов классической архитектуры, так называемый новогреческий стиль, широко применявшийся при строительстве доходных домов.
          Теперь, при восстановлении Пассажа, архитекторы  А.И. Малиновский и В. А. Созанский решили подойти максимально бережно к постройке Андреева. Фасады были восстановлены соответственно оригиналу, однако при этом осуществлена их перепланировка: в глухих стенах сделаны оконные проемы, благодаря чему, квартиры получили сквозное проветривание и двойную ориентацию.
        К  этому следует добавить, что к торцам старого здания  по проекту архитекторов  А. Власова, А.Добровольского и Б. Приймака пристроили 6-этажное здание с большой аркой , которой не было в проекте Андреева, но которая, по мысли архитекторов, подчеркивала архитектурную и пространственную завершённость Пассажа. Арка была оформлена лепными декоративными деталями и рельефной керамической плиткой. По сторонам арки были установлены скульптурные группы, а в ее нижнюю часть включены орнаменты из цветной майолики.
   
В Большом Пассаже, как называли его киевляне, чтобы отличать от Малого Пассажа, на первых этажах под магазины были спроектированы великолепные помещения с огромными окнами арочного типа. Как  и в довоенном Пассаже, здесь тоже разместились магазины , но теперь в нем  главенствовали дети, поскольку в Пассаже «прописался» цетр торговли для детей – «Детский мир» с магазинами: «Галантерея», «Трикотаж», верхней одежды для мальчиков и девочек «Івасик»  и «Оксанка», канцтоваров - «Школяр», большой двухэтажный книжный магазин детской и учебной литературы «Смена» с большими окнами на втором этаже, а также детская парикмахерская и опулярная в городе «Аптека матери и ребенка», в витрине которой можно было увидеть огромных персонажей сказки Корнея Ивановича Чуковского о добром докторе Айболите.
       Над входом со стороны Крещатика висел логотип «Детского мира» - лошадка-качалка с надписью по кругу «Дитячий світ».

Верхние этажи Пассажа были перепланированы под квартиры для киевской элиты Тут получали квартиры многие известные деятели науки и культуры:  писатели, композиторы, архитекторы, режиссёры, артисты, врачи. Среди них : Народные артисты СССР, оперные певцы  Борис Романович Гмыря , Михаил Степанович Гришко и Иван Сергеевич Паторжинский; актриса театра  и  кино-  Ольга Яковлевна Кусенко; композитор, Народный артист УССР - Герман Леонтьевич Жуковский; учёный,  физиолог растений, педагог высшей школы, доктор биологических наук,профессор - Сергей Иванович Лебедев; выдающийся врач- кардиолог, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Львович Михнев; поэт Иван Иванович Нехода. С 1950 года, почти 14 лет, пока его не изгнали из страны, жил писатель Виктор Платонович Некрасов.

ПЕРВЫЕ НОВОСТРОЙКИ

      В 1949 году, на Крещатике 13 и 17, по проекту архитекторов А.В. Власова, А.В. Добровольского, Б.И. Приймака - началось сооружение двух первых семиэтажных жилых домов
на 150 квартир. Угол  Крещатика 13 и ул. К.Маркса ( теперь Городецкого)  акцентировал 8-этажный корпус, завершавшийся башней со шпилем. Цокольные этажи с торговыми помещениями были покрыты гранитом.
Однако, по мнению некоторых специалистов, размещенный на выпуклой кривой курдонер нарушал линию застройки улицы, а новые здания, расположенные под разными углами относительно Крещатика, не были увязаны с торцами восстановленных зданий Пассажа.
Башня со шпилем, венчающая угловую 8-этажную часть дома на пересечении Крещатика и ул. Карла Маркса (ныне ул. Городецкого), не вписывается в ансамбль застройки Майдана Независимости. Фасады зданий перенасыщены декоративными керамическими деталями; первый этаж, облицованный гранитом, выглядит крайне тяжелым для жилого дома.
В последующем эти недостатки были учтены при строительстве других зданий. Облицовка этих сооружений, карнизы, обрамление окон и входов, капители и другие элементы выполнялись уже гладкой одноцветной керамикой.

ДОМ СО ЗВЕЗДОЙ
 
В  1953 году, на Крещатике 25, на террасе, возвышающейся на 16 метров над уровнем Крещатика, по проекту архитекторов А. В. Добровольского, А.И. Малиновского, П.Ф. Петрушенко и инженера И. Скачкова -  началось возведение комплекса высотных зданий, одного из наиболее эффектных ансамблей послевоенного Крещатика.
В центре его располагался 15-этажный жилой корпус, обрамленный двумя 9-этажными «крыльями» и завершающийся полукруглым фронтоном с башней и шпилем со звездой, еще более подчеркивающей его высоту. В единый комплекс с высоткой, вошли два одинаковых 11-этажных башнеобразных жилых дома (№ 23 и № 27), симметрично расположенных по обе стороны высотки. К зданию, вдоль зеленых спусков террасы, вела массивная гранитная парадная лестница.
Прекрасно просчитанные пропорции, интересные силуэты в сочетании с  особенностями рельефа, создали гармоничный архитектурно-художественный ансамбль, удачно завершающий перспективу улицы Богдана Хмельницкого ( быв. Ленина) и способствующий его цельному восприятию непосредственно с Крещатика.
К недостаткам планировки, как отмечают специалисты, следует отнести неудачную планировку квартир: неудобные комнаты со скошенными углами, неудачные эркеры, лоджии в кухнях, а также плохо разработанные интерьеры общих коридоров и лестниц.

Интересно, что в первоначальных эскизах, это здание выглядело иначе. Один из вариантов предполагал устройство приземистого массивного сооружения с большим  куполом, который должна была венчать многофигурная скульптурная группа. Кстати , и на парапете и на лестнице, ведущей  к дому, и даже на подпорной стенке также предполагалось установить множество скульптур.
 
       В разрывах между зданиями, под склоном, как в гроте было  устроено уютное кафе, которое так и называлось «Грот». В  1979 году перед кафе, по проекту архитектора Николая Антоновича Левчука, был сооружен многоструйный, овальной формы фонтан , который обогатил пространственную композицию всего ансамбля. В летние дни многие киевляне и гости города любили здесь посидеть за столиками, поесть мороженое, наблюдая игру фонтанов.
 
       В 1956 году, на первом этаже здания, был открыт кинотеатр «Дружба», который после капитального ремонта и реконструкции работает и сегодня.
 
В доме на Крещатике 25 жил украинский оперный певец-баритон, солист Украинского театра оперы и балета, Народный артист Украины, а также писатель и поэт - Сергей Давыдович Козак, а в доме 27 -  маршалы, генералы, артисты и спортсмены. В том числе, выдающийся русский актёр театра и кино, Народный артист СССР, отец Кирилла Лаврова - Юрий Сергеевич Лавров; Олимпийский чемпион, метатель копья - Виктор Сергеевич Цыбуленко; футболист, заслуженный тренер Украины - Владимир Фёдорович  Мунтян.
 
ЗДАНИЕ НА УГЛУ КРЕЩАТИКА И УЛИЦЫ ЭНГЕЛЬСА

         Здание на углу Крещатика и улицы Энгельса, где до революции находился знаменитый торговый дом "К. Людмер и сыновья", а после революции, в 1936 году был открыт универмаг - во время пожара Крещатика в 1941 году было полностью разрушено. После  войны, при реконструкции Крещатика, авторы проекта -  архитекторы А. В. Добровольский  и В. А. Созанский - предложили не делать прямого проезда с улицы Энгельса (ныне Лютеранской) на Крещатик,  а соединить её с главной улицей - большой, в 4 этажа, аркой в 7-этажном жилом здании с фасадом длиной около 150 метров, почлененной группами лоджий. И сама арка и плоскости стен первого этажа здания были облицованы серым гранитом. Керамические  детали, которые выделены цветом золотистой охры, как отмечают специалисты, обогатили архитектуру сооружения и открыли новые возможности применения керамики в строительстве.
В то же время, архитектурную выразительность арки, как отмечают специалисты,  снижают расположенные над ней две небольшие арочки, затемняющие жилые комнаты, а карниз, низко нависающий над окнами верхнего этажа левого крыла здания, создает неудобства жильцам. Значительно снижают архитектурную выразительность дома лоджии; из-за небольшой глубины они не стали главными акцентами сооружения.
 
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
 
         В 1955 году на Крещатике, на месте полуразрушенного здания гостиницы «Континенталь» , построенной выдающимися архитекторами — Георгием Шлейфером, Эдуардом Брадтманом и Владиславом Городецким, архитекторы Лев Бенционович  Каток, М. Р. Либерберг и  Я. Л. Красный  начали возводить здание консерватории, пристроив в торце помещение для концертного зала.
Основная часть здания консерватории — оперная студия со сценой и залом на 750 мест. В 1971 году тут установили концертный орган — один из крупнейших в те времена в Советском Союзе. Студия обращена главным фасадом на Крещатик и располагает самостоятельными входами. Крытая галерея шириной в 3,5 метра, подчеркнутая мощной аркой первого этажа, охватывает архитектурный объем с трех сторон. Коринфские колонны высотой в два этажа обрамляют внутреннее, квадратное в плане, фойе, перекрытое сверху куполом.
Внутреннее убранство выполнено из серого мрамора, выполненно в строгом стиле- . никакого намёка на хрустальные люстры и витражи.Но парадная лестница поистине впечатляет! В своё время такая же, с витыми чугунными перилами и ступенями, укрытыми красной ковровой дорожкой, приветствовала гостей “Континенталя”.
Cегодня здесь гостей приветствует бюст Петра Ильича Чайковского.

Учебная часть расположена со стороны улицы Городецкого и имеет самостоятельный вход. Фасад отличается правильно найденными пропорциями архитектурных форм. Невысокие колонны масштабны по отношению к карнизу. Венчающая часть вместе с карнизом воспринимается как единое целое.

Здание консерватории, удачно решенное, как отдельный объем, по градостроительным требованиям размещено неправильно. Как общественное сооружение оно должно было располагаться на главной композиционной оси площади Калинина (теперь Майдана Незалежности). Однако по своему высотно-объемному решению здание занимает подчиненное положение относительно восьмиэтажного жилого дома, стоящего на углу улиц Городецкого и Крещатика.

Если уж мы заговорили о консерватории, то необходимо сказать несколько слов об её истории и тех, кто в ней преподавал и учился.
        Консерватория была основана в 1913 году путем преобразования в высшее учебное заведение музыкального училища, а  само училище осталось составной частью консерватории в качестве её младшего и среднего отделения. Основателями консерватории были : дирижёр и композитор Александр Николаевич Виноградский,  пианист, композитор и педагог, создатель киевской фортепианной школы - Владимир Вячеславович Пухальский, который стал первым директором консерватории; виолончелист, педагог, дирижер и композитор - Карл Юльевич Давыдов; пианист и педагог - Константин Николаевич Михайлов.
         В организации Консерватории принимали участие композиторы: Сергей Васильевич Рахманинов, Антон и Николай Рубинштейны, Александр Константинович Глазунов, Пётр Ильич  Чайковский,  которые интересовалось творческими результатами, давали концерты для студентов и преподавателей.
К работе в Консерватории были привлечены прекрасные музыканты и педагоги: Я.С. Степовой, В.С. Косенко, Б.Л. Яворский, Ф. М.Блуменфельд, а среди выпускников – известные скрипачи Иосиф Котек и Иван Палицин; выдающийся пианист, композитор и педагог - Леонид Николаев, всемирно-известный пианист Владимир Горовец, выдающийся фортепианный педагог Анна Артоболевская; певцы: Георгий Бакланов, Михаил Бочаров, Диана Петриненко, Мария Литвиненко-Вольгемут, Дмитрий Гнатюк, Николай Кондратюк, Анатолий Соловьяненко;  всемирно известные ученые-музыковеды и педагоги - Болеслав Яворский и Иосиф Миклашевский; композиторы Илья Сац, Лев Ревуцкий, Георгий и Платон Майбороды,  дирижёр Натан Рахлин, хоровой дирижёр Павел Муравский.

ГОСТИНИЦА «МОСКВА»
   
В  1958 году на возвышенности, где до войны находился «Небоскреб Гинзбурга», по проекту архитекторов Анатолия Добровольского, Анатолия Косенко, Авраама Милецкого, Бориса Приймака, Вадима Созанского и инженеров-конструкторов А. М. Печенова и Л. Е. Линовича - развернулись работы по строительству новой многоэтажной гостиницы.

        Здание, поставленное на высокой террасе, стало доминирующим в застройке Крещатика и площади Калинина (теперь Майдан). Его высотное положение и значительный отступ от красной линии Крещатика на 300 метров подчеркивает широкая гранитная лестница с озелененными промежуточными площадками-террасами.
       Гостиница рассчитана на 865 мест (427 номеров). Ее план решен в виде двутавра: в центральной части - 16 этажей, в боковых крыльях - по 12. На втором этаже размещен ресторан на 200 человек,  а на 16 этаже - летнее кафе на 120 мест и видовая площадка.
      Система планировки двусторонняя коридорная в центральной части и односторонняя - в боковых крыльях. В вестибюле на первом этаже размещены все службы приема и обслуживания гостей, с которым удобно связаны парикмахерская, камера хранения, гардеробная,а также сауна с бассейном (оборудована в 1979 г.).

       Архитектура здания была решена в простых лаконичных формах. Для облицовки фасадов использована светлая керамическая плитка, характерная для всей новой застройки Крещатика. При сооружении гостиницы впервые в Киеве применены шатровые панели перекрытий одного типоразмера и сборная железобетонная опалубка для конструкций фундаментов. Она состоит из плоских плит (толщина 7 см), соединенных болтами. Плиты опалубки вошли в состав конструкции фундаментов.

Стоит особо отметить, что по первоначальному проекту, здание должно было быть 21-этажным (не включая башню и шпиль) и иметь 120—150 метров высоты.   Однако, в 1955 году в стране развернулась «борьба с излишествами и украшательством в архитектуре»  в котором были осуждены «тяжеловесные колоннады, портики, карнизы и балконы, башенки и скульптура времен «сталинского величия»   В результате, проект несколько раз  пришлось изменять. Этажность была  уменьшена до 16 (в боковых крыльях — до 12 этажей) и высота -до 66 метров, а также  убраны башня и  шпиль. Таким образом,  выстроенное здание стало выглядеть , словно срезанным по высоте, чьим то карандашом.
В последующие годы, авторы проекта неоднократно возвращались к вопросу о восстановлении первоначального облика здания, но им так и не удалось отстоять свою точку зрения.
Рассказывают, что во время очередного визита тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва в Киев, он поинтересовался, куда делась верхушка гостиницы, проект которой он видел.  Выслушав ответ, Хрущев заметил, что постановление о борьбе с излишествами в архитектуре и ограничения этажности касается только жилых домов, а никак не уникальных архитектурных сооружений, но было уже поздно.
Удачно использован перепад рельефа со стороны ул. Карла Маркса( Городецкого) Здесь была сооружена подпорная стенка высотой 14 метров.
Для облицовки фасадов использована светлая керамическая плитка, характерная для всей послевоенной застройки Крещатика.
В гостинице насчитывалось 427 номеров на 865 мест. На втором этаже был расположен ресторан на 200 мест, а на 16 этаже — летнее кафе на 120 мест и видовая площадка.
Официальное открытие гостиницы состоялось 28 сентября 1961 года.  Гостинице  было присвоено название «Москва».
 
ОКТЯБРЬСКИЙ ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ
 
В  1838-1842 годах, на высоком холме, в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Викентия Беретти на улице Ивановской (ныне Институтской)был сооружен Институт благородных девиц - закрытое учебное заведение для девочек из дворянских и купеческих семей, которым давалось образование, эстетическое и этическое воспитание и право, по окончании заведения, на должность воспитательниц.
Во время войны здание, как и многие другие, почти полностью сгорело. Опаленные стены и груды исковерканного метала – все, что осталось от былого дворца. Однако правительство Украины приняло решение возродить шедевр отечественного зодчества в его первозданной красоте.Перед архитекторами стояла сложная задача: восстановить внешний облик здания, изменив при этом его назначение. Требовалось достроить большой зрительный зал и помещения для занятий творческих групп.
В 1952 году под руководством архитектора Алексея Ивановича Заварова, при участии архитекторов Николая Павловича Северова, Абрама Марковича Черкасского, Генриха Станиславовича Кульчицкого, инженеров В. И. Репях и П. А. Кириченко -  начались масштабные строительные и реставрационные работы.
       К зданию, спроектированному В. И. Беретти, пристроили изящную полуротонду и гранитные лестницы с балюстрадой в центре.
Внутри здания, был также оборудован большой зрительный зал на 2020 мест , с партером, амфитеатром и двумя ярусами балконов. Эффектно оформлен полукруглым портиком главный вход. Он композиционно увязывается с гранитной лестницей со стороны ул. Институтской и четырехколонным портиком флигеля. В этом реконструированном флигеле разместился зал на 350 человек, оборудованный сценой, а также различными помещениями.
Торжественное открытие восстановленого дворца, который получил название "Октябрьский"  , состоялось 24 декабря 1957. С тех пор более 40 миллионов человек побывали на различных культурных мероприятиях дворца. И, конечно, почетные среди них - дети, поскольку праздники Новогодней елки стали для них традиционными.
В многочисленных кружках художественной самодеятельности, народных ансамблях, любительских объединениях и клубах начинали свою творческую тропинку ныне известные мастера сцены. Так, первые шаги в большое искусство здесь делали прославленные оперные артисты: Дмитрий Гнатюк, Анатолий Соловьяненко, Белла Руденко, Анатолий Мокренко, Юрий Гуляев, Диана Петриненко, Степан Турчак и многие другие.
И в наши дни  в здании проводятся разнообразные встречи с известными писателями, композиторами, представителями дипломатических кругов, государственными и общественными деятелями.
Мрамор  и зеркала в светлых и просторных залах фойе дворца, с первых минут настраивают посетителей на приподнятое  настроение. Здесь часто размещаются многочисленные выставки – живописи и фотографий, товаров народного потребления, технические и тому подобное.
А библиотекой Центра, которая имеет уникальный фонд, насчитывающий более 70 тысяч экземпляров, может похвастаться не каждое заведение культуры.

ЗДАНИЕ «УКООПСОЮЗОВ»
 
В 1954-1957 гг. на Крещатике 7 строится 7-этажное "Г-образное" в плане здание Украинского союза потребительских обществ («Укоопсоюз»). Создателями его были  архитекторы: Владимир Игнатьевич Заболотный, Михаил Игнатьевич Гречина, Наталья Борисовна Чмутина и Я. Л. Красный; инженер Г. С. Пожарский.
       Это здание интересно , прежде всего, тем, что здесь, впервые в Киеве, были  применены сборные железобетонные фундаменты и крупные кирпичные стеновые блоки, облицованные гладкой керамической плиткой, из такой же плитки выполнены горизонтальные междуэтажные пояса.
К сожалению,  при строительстве, первоначальный проект  здания также был значительно упрощен.
Здесь находится Министерство торговли Украины. В здании имеется зал заседаний на 400 человек. Главный вход в здание был сделан со стороны улицы Октябрьской революции (теперь ул.Институтская).
В прежние годы, первый этаж здания занимал магазин «Кулинария», который запомнился многим киевлянам тем, что в нем впервые в Киеве появились торт «Золушка» и конфеты «Птичье молоко».

ЗДАНИЕ НА КРЕЩАТИКЕ 5

  Среди немногих зданий не разрушенных во время войны оказалось здание на Крещатике 5, сооруженное в 1929 году проекту архитектора Л.О. Горелика, решенное в популярных тогда формах конструктивизма. При реконструкции послевоенного Крещатика, это здание оказалось единственным за красной линией улицы. Шли дискуссии о его сносе, но благодаря архитектору В. Д. Елизарову здание было сохранено. Сразу  после войны здесь разместили почтамт, а затем Министерство промышленности строительных материалов и издательство «Технiка».
В 1958—1959 гг. в здании была сделана пешеходная галерея высотой в два этажа и шириной 6 метров, в результате чего фасадная часть сооружения удерживалась на колоннах. Боковые фасады были оформлены проемами и облицованы керамическими плитками. Эта пешеходная галерея, по мнению киевлян, была изюминкой нечетной стороны.

В 1959 году на двух нижних этажах этого здания был оборудован ресторан «Столичный», где одновременно могли занять места 600 посетителей.

КИНОТЕАТР «ОРБИТА»
 
          Застройку нечетной стороны Крещатика завершил дом 29 на углу Крещатика и Бессарабской площади , построенный  в 1952 году. Проект подготовили архитекторы Б. Приймак, А. Добровольский и В. Ладный. В 1954 году здесь был открыт первый в стране стереоскопический (объемной проекции, предшественник кинотеатров с 3D изображением) кинотеатр – «Стереокіно», который затем был преобразован в кинотеатр документальных фильмов «Орбита».


 


 


Рецензии
Очень интересно, спасибо, Влад! Откуда столько интересных фактов?

Ника Рагуа   15.09.2013 21:30     Заявить о нарушении
Ника, во-первых спасибо, что снова возникла из небытия.Что касается Крещатика, то собирал по крупицам на интернете.
Влвд

Влад Каганов   16.09.2013 00:54   Заявить о нарушении
Ох, Влад, прости за небытиЕ моЕ!:) ушла в подполье, вынужденно, но твои публикации буквально заставили рассекретиться:)) а если серьезно, то все сложно; я рада, что ты постоянно пишешь что-то новенькое и интересное!

Ника Рагуа   16.09.2013 17:24   Заявить о нарушении