Крещатик послевоенный. Новостройки нечетной сторон

Влад Каганов
ПАССАЖ

            Программа возрождения Крещатика была открыта в 1948 году  восстановлением разрушенного во время войны Пассажа.
           Стоит напомнить, что здания Пассажа были построены в 1914 году по проекту архитектора Павла Сергеевича Андреева, который возвел два параллельных корпуса, образующих  улицу-коридор, но, при этом, в линию Пассажа внёс едва заметный излом, создающий необъяснимый уют и столь необходимую в искусстве «неправильность».  А сами фасады, архитектор украсил оригинальными лепными фигурами с использованием декоративных элементов классической архитектуры, так называемый новогреческий стиль, широко применявшийся при строительстве доходных домов.
          Теперь, при восстановлении Пассажа, архитекторы  А.И. Малиновский и В. А. Созанский решили подойти максимально бережно к постройке Андреева. Фасады были восстановлены соответственно оригиналу, однако при этом осуществлена их перепланировка: в глухих стенах сделаны оконные проемы, благодаря чему, квартиры получили сквозное проветривание и двойную ориентацию.
      
          К этому следует добавить, что к торцам старого здания по проекту архитекторов Александра Власова, Анатолия Добровольского и Бориса Приймака пристроили 6-этажное здание с большой трехэтажной аркой, которой не было в проекте Андреева, но которая, по мысли архитекторов, подчеркивала архитектурную и пространственную завершённость Пассажа. Арка была оформлена лепными декоративными деталями и рельефной керамической плиткой, а в ее нижнюю часть включены орнаменты из цветной майолики.
         Авторы - скульпторы Макар Вронский и Алексей Олейник получили за эти произведения Государственную премию СССР (1951). Скульптуры сняты в 1998 году.
   
В Большом Пассаже, как называли его киевляне, чтобы отличать от Малого Пассажа, на первых этажах под магазины были спроектированы великолепные помещения с огромными окнами арочного типа.
         Как  и в довоенном Пассаже, здесь тоже разместились магазины , но теперь в нем  главенствовали дети, поскольку в Пассаже «прописался» цетр торговли для детей – «Детский мир» с магазинами: «Галантерея», «Трикотаж», верхней одежды для мальчиков и девочек «Івасик»  и «Оксанка», канцтоваров - «Школяр», большой двухэтажный книжный магазин детской и учебной литературы «Смена» с большими окнами на втором этаже, а также детская парикмахерская и опулярная в городе «Аптека матери и ребенка», в витрине которой можно было увидеть огромных персонажей сказки Корнея Ивановича Чуковского о добром докторе Айболите, который прослушивал стетоскопом бегемота, а тот открывал пасть.
       Над входом со стороны Крещатика висел логотип «Детского мира» - лошадка-качалка с надписью по кругу «Дитячий світ».

Верхние этажи Пассажа были перепланированы под элитные квартиры. Тут получали квартиры многие известные деятели науки и культуры:  писатели, композиторы, архитекторы, режиссёры, артисты, врачи.
       Среди них : Народные артисты СССР, оперные певцы  Борис Романович Гмыря , Михаил Степанович Гришко и Иван Сергеевич Паторжинский; актриса театра  и  кино-  Ольга Яковлевна Кусенко; композитор, Народный артист УССР - Герман Леонтьевич Жуковский; учёный,  физиолог растений, педагог высшей школы, доктор биологических наук,профессор - Сергей Иванович Лебедев; выдающийся врач- кардиолог, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Львович Михнев; поэт Иван Иванович Нехода. С 1950 года, почти 14 лет, пока его не изгнали из страны, жил писатель Виктор Платонович Некрасов;чл.- корр. АН УССР (с 1957), Заслуженный деятель науки УССР (с 1973) Даниил Хомич Острянин (1906-1988); ученый в области гидротехники, чл.- корр. АН УССР (с 1951) Борис Андреевич Пышкин (1893-1970); физико-химик, акад. АН УССР (с 1961), заслуженный деятель науки УССР (с 1964) Владимир Андреевич Ройтер(1903-1973)

       На фасаде дома установлены бронзовые мемориальные доски с барельефными портретами Б. Гмыри (1973; ск. И. Кавалеридзе, арх. В. Гнездилов), М. Гришко (1981; ск. М. Рапай, арх. А. Игнащенко), А. Михнева (1972; ск. А. Скобликов, арх. А. Игнащенко), В. Некрасова (1990; скульпторы В. Селибер, И. Вайнер, арх. В. Романов), И. Неходы (1972; ск. К. Кузнецов, арх. В. Гнездилов).

ПЕРВЫЕ НОВОСТРОЙКИ

     Среди послевоенной застройки Крещатика выделяются насыщенностью и своеобразием архитектурного декора, выразительностью силуэтного решения здания на Крещатике 13 и 17, построенные в 1949 году по проекту архитекторов А.В. Власова, А.В. Добровольского, Б.И.Приймака

Угол Крещатика 13 и ул. В.Городецкого акцентировал корпус из двух разновеликих объемов (восьми - и семиэтажного), в плане прямоугольных, смещенных друг относительно друга, завершавшийся башней со шпилем. Цокольные этажи с торговыми помещениями были покрыты гранитом.

      Однако, по мнению некоторых специалистов, размещенный на выпуклой кривой курдонер нарушал линию застройки улицы, а новые здания, расположенные под разными углами относительно Крещатика, не были увязаны с торцами восстановленных зданий Пассажа.

В доме жили известные деятели науки и культуры: живописец и график, педагог, народный художник УССР (с 1951) и СССР (с 1974), действительный член АХ СССР (с 1958)- Сергей Алексеевич Григорьев(1910-1988); актер, народный артист СССР Виктор Николаевич Добровольский(1906-1984); ученый в области фитопатологии и иммунитета растений, чл.-корр. ВАСХНИЛ (с 1966), акад. УААН (с 1990), заслуженный деятель науки УССР (с 1964), директор Уманского (1946-52) и Киевского (1952-54) сельскохозяйственных институтов Владимир Федорович Пересыпкин (1914 2004); ученый в области горного дела, акад. АН УССР (с 1951) Николай Антонович Стариков (1897-1961); ученый в области горной теплофизики, акад. АН УССР (с 1957), заслуженный деятель науки и техники УССР (с 1966) Александр Назарович Щербань (1906-1962).

      В 1989 году на колонне дома № 13/2 со стороны Пассажа установлена бронзовая мемориальная доска с барельефным портретом В.Н.Добровольского (ск. А. Фуженко, арх. Т. Довженко).

          Значительно короче, Г-образный в плане дом № 17 имеет аналогичное оформление фасада. Со стороны курдонера перед входом в Пассаж к торцам обоих домов прилегают двухъярусные арочные лоджии, предназначавшиеся для летних кафе (теперь – застекленные).

        В доме жили: архитектор, один из руководителей проекта застройки послевоенного Крещатика (1947-1953), главный архитектор Киева (с ноября 1950 по декабрь 1955), действительный член Академии архитектуры УССР (с 1945), Академии архитектуры СССР (с 1950), Академии строительства и архитектуры УССР (с 1950) и АМ СССР (с 1979), заслуженный строитель УССР (с 1962) Анатолий Владимирович Добровольский (1910-1988);оперный дирижер, педагог, народный артист Казахской ССР (с 1943) и УССР (с 1947) Владимир Иосифович Пирадов(1892-1954)

НА УГЛУ КРЕЩАТИКА И УЛИЦЫ ЛЮТЕРАНСКОЙ (КРЕЩАТИК, 21)

         Здание на углу Крещатика и улицы Лютеранской, где до революции находился знаменитый торговый дом "К. Людмер и сыновья", а после революции, в 1936 году был открыт универмаг - во время пожара Крещатика в 1941 году было полностью разрушено.

        После  войны, при реконструкции Крещатика, авторы проекта -  архитекторы А. В. Добровольский  и В. А. Созанский - предложили не делать прямого проезда с улицы Энгельса (ныне Лютеранской) на Крещатик,  а соединить её с главной улицей - большой, в 4 этажа, аркой в 7-этажном жилом здании с фасадом длиной около 150 метров, почлененной группами лоджий. И сама арка и плоскости стен первого этажа здания были облицованы серым гранитом. Керамические  детали, которые выделены цветом золотистой охры, как отмечают специалисты, обогатили архитектуру сооружения и открыли новые возможности применения керамики в строительстве.
В то же время, архитектурную выразительность арки, как отмечают специалисты,  снижают расположенные над ней две небольшие арочки, затемняющие жилые комнаты, а карниз, низко нависающий над окнами верхнего этажа левого крыла здания, создает неудобства жильцам. Значительно снижают архитектурную выразительность дома лоджии; из-за небольшой глубины они не стали главными акцентами сооружения.
       
       В 1954 году на первом этаже был устроен магазин ювелирных изделий, который существует до нынешнего времени, теперь название «Перлина» ( «Жемчужина»).

В 1955-1989 гг. в доме жила оперно-камерная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог, народная артистка УССР (с 1951) и СССР (с 1952) Елизавета Ивановна Чавдар (1925-1989)

«ДОМ СО ЗВЕЗДОЙ» (КРЕЩАТИК, 25)

      В  1953 году, на Крещатике 25, на холме, на террасе, возвышающейся на 16 метров над уровнем Крещатика, по проекту архитекторов А. В. Добровольского, А.И. Малиновского, П.Ф. Петрушенко и инженера И. Скачкова -  началось возведение комплекса высотных зданий, одного из наиболее эффектных ансамблей послевоенного Крещатика.
В центре его располагался 15-этажный жилой корпус, обрамленный двумя 9-этажными «крыльями» и завершающийся полукруглым фронтоном с башней и шпилем со звездой, еще более подчеркивающей его высоту.
        Точно просчитанные пропорции, интересные силуэты в сочетании с  особенностями рельефа, создали гармоничный архитектурно-художественный ансамбль, удачно завершающий перспективу улицы Богдана Хмельницкого  и способствующий его цельному восприятию непосредственно с Крещатика.
      
       В единый комплекс с высоткой, вошли два одинаковых 11-этажных башнеобразных жилых дома (№ 23 и № 27), симметрично расположенных по обе стороны высотки. К зданию, вдоль зеленых спусков террасы, вела массивная гранитная парадная лестница.

К недостаткам планировки, как отмечают специалисты, следует отнести неудачную планировку квартир: неудобные комнаты со скошенными углами, неудачные эркеры, лоджии в кухнях, а также плохо разработанные интерьеры общих коридоров и лестниц.

Интересно, что в первоначальных эскизах, это здание выглядело иначе. Один из вариантов предполагал устройство приземистого массивного сооружения с большим  куполом, который должна была венчать многофигурная скульптурная группа. Кстати , и на парапете и на лестнице, ведущей  к дому, и даже на подпорной стенке также предполагалось установить множество скульптур.
 
       В разрывах между зданиями, под склоном, как в гроте было  устроено уютное кафе, которое так и называлось «Грот». В  1979 году перед кафе, по проекту архитектора Николая Антоновича Левчука, был сооружен многоструйный, овальной формы фонтан , который обогатил пространственную композицию всего ансамбля. В летние дни многие киевляне и гости города любили здесь посидеть за столиками, поесть мороженое, наблюдая игру фонтанов.

       « «Грот»,- вспоминает один из посетителей,- был весьма хорош в смысле дизайна: такой интимный и пафосный… Заходил туда частенько с подружкой. Правда, заказывали там немного: любили молоко с пражским тортом – вот это было действительно вкусно! Давно не ел таких вкусных тортов…».

         Возле кафе стояли столики с летними зонтиками, благодаря которым заведение получило неофициальное название в молодежных кругах – «Мичиган». Что касается атмосферы, то ее очень тонко передал писатель Виктор Некрасов: «Большинство посетителей друг друга знают. Сидят компаниями. Время от времени кто-нибудь бежит в гастроном».
       Теперь вместо «Грота»- модный seafood-бар ресторатора Борисова.

         В 1956 году, на первом этаже здания, был открыт кинотеатр «Дружба». Закрыт в 2010 году.Теперь там находится выставочная галерея.

В доме на Крещатике 25 жил украинский оперный певец-баритон, солист Украинского театра оперы и балета, Народный артист Украины, а также писатель и поэт - Сергей Давыдович Козак, а в доме 27 -  маршалы, генералы, артисты и спортсмены. В том числе, выдающийся русский актёр театра и кино, Народный артист СССР, отец Кирилла Лаврова - Юрий Сергеевич Лавров; Олимпийский чемпион, метатель копья - Виктор Сергеевич Цыбуленко; футболист, заслуженный тренер Украины - Владимир Фёдорович  Мунтян.

         В 1999 году на фасаде дома № 25 - установлена бронзовая мемориальная доска с барельефным портретом С. Козака (ск. М. Перепелица, арх. В. Гнездилов).
 На фасаде дома № 27 установлена бронзовая мемориальная доска с барельефным портретом Ю.Лаврова(ск. Т. Довженко, арх. В. Клоков).

 КРЕЩАТИК 29
 
          Застройку нечетной стороны Крещатика завершает восьмиэтажное здание на углу Крещатика 29 и Бессарабской площади, построенное в 1952 году по проекту архитекторов А. Добровольского, В. Ладного, А. Линовича, Б. Приймака на месте двух довоенных усадеб № 45 и 47.
Стены и потолки торгового зала бывшего магазина мебели, позже - магазина духов «Болгарская роза» (современная «Мечта») до недавнего времени украшал лепной гипсовый декор.

       В 1954 году здесь был открыт первый в стране стереоскопический (объемной проекции, предшественник кинотеатров с 3D изображением) кинотеатр – «Стереокіно», который затем был преобразован в кинотеатр документальных фильмов «Орбита».
       
       В сентябре 2012 года в помещении кинотеатра был открыт кондитерский магазин «Roshen» известной фирмы, название которой- производное от фамилии владельца, бывшего Президента Украины Петра Порошенко. Как утверждает реклама, здесь в изобилии представлены всевозможные сладости, в том числе можно приобрести подарочные наборы и сувениры.

       В 1968-1983 гг. в доме жил оперный и концертно-камерный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист УССР (с 1965) Владимир Ильич Тимохин (1929-1999)

 Теперь от Бессарабской площади вернемся к началу Крещатика.

КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
 
         В 1955 году на Крещатике, на месте полуразрушенного здания гостиницы «Континенталь» , построенной выдающимися архитекторами — Георгием Шлейфером, Эдуардом Брадтманом и Владиславом Городецким, архитекторы Лев Каток и Яков Красный  начали возводить здание консерватории, пристроив в торце помещение для концертного зала.

        Основная часть здания консерватории — оперная студия со сценой и залом на 750 мест. В 1971 году тут установили концертный орган — один из крупнейших в те времена в Советском Союзе. Студия обращена главным фасадом на Крещатик и располагает самостоятельными входами. Крытая галерея шириной в 3,5 метра, подчеркнутая мощной аркой первого этажа, охватывает архитектурный объем с трех сторон. Коринфские колонны высотой в два этажа обрамляют внутреннее, квадратное в плане, фойе, перекрытое сверху куполом.

         Внутреннее убранство выполнено из серого мрамора, выполненно в строгом стиле- никакого намёка на хрустальные люстры и витражи.Но парадная лестница поистине впечатляет! В своё время такая же, с витыми чугунными перилами и ступенями, укрытыми красной ковровой дорожкой, приветствовала гостей “Континенталя”.
Cегодня здесь гостей приветствует бюст Петра Ильича Чайковского.

Учебная часть расположена со стороны улицы Городецкого и имеет самостоятельный вход. Фасад отличается правильно найденными пропорциями архитектурных форм. Невысокие колонны масштабны по отношению к карнизу. Венчающая часть вместе с карнизом воспринимается как единое целое.

Здание консерватории, удачно решенное, как отдельный объем, по градостроительным требованиям размещено неправильно. Как общественное сооружение оно должно было располагаться на главной композиционной оси площади Калинина (теперь Майдана Незалежности). Однако по своему высотно-объемному решению здание занимает подчиненное положение относительно восьмиэтажного жилого дома, стоящего на углу улиц Городецкого и Крещатика.

Если уж мы заговорили о консерватории, то необходимо сказать несколько слов об её истории и тех, кто в ней преподавал и учился.
        Консерватория была основана в 1913 году путем преобразования в высшее учебное заведение музыкального училища, а  само училище осталось составной частью консерватории в качестве её младшего и среднего отделения. Основателями консерватории были : дирижёр и композитор Александр Николаевич Виноградский,  пианист, композитор и педагог, создатель киевской фортепианной школы - Владимир Вячеславович Пухальский, который стал первым директором консерватории; виолончелист, педагог, дирижер и композитор - Карл Юльевич Давыдов; пианист и педагог - Константин Николаевич Михайлов.

         В организации Консерватории принимали участие композиторы: Сергей Васильевич Рахманинов, Антон и Николай Рубинштейны, Александр Константинович Глазунов, Пётр Ильич  Чайковский,  которые интересовалось творческими результатами, давали концерты для студентов и преподавателей.

        К работе в Консерватории были привлечены прекрасные музыканты и педагоги: Я.С. Степовой, В.С. Косенко, Б.Л. Яворский, Ф. М.Блуменфельд, а среди выпускников – известные скрипачи Иосиф Котек и Иван Палицин; выдающийся пианист, композитор и педагог - Леонид Николаев, всемирно-известный пианист Владимир Горовец, выдающийся фортепианный педагог Анна Артоболевская; певцы: Георгий Бакланов, Михаил Бочаров, Диана Петриненко, Мария Литвиненко-Вольгемут, Дмитрий Гнатюк, Николай Кондратюк, Анатолий Соловьяненко;  всемирно известные ученые-музыковеды и педагоги - Болеслав Яворский и Иосиф Миклашевский; композиторы Илья Сац, Лев Ревуцкий, Георгий и Платон Майбороды,  дирижёр Натан Рахлин, хоровой дирижёр Павел Муравский.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
 
В  1838-1842 годах, на высоком холме, в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Викентия Беретти на улице Ивановской (ныне Институтской)был сооружен Институт благородных девиц - закрытое учебное заведение для девочек из дворянских и купеческих семей, которым давалось образование, эстетическое и этическое воспитание и право, по окончании заведения, на должность воспитательниц.

      Во время войны здание, как и многие другие, почти полностью сгорело. Опаленные стены и груды исковерканного метала – все, что осталось от былого дворца. Однако правительство Украины приняло решение возродить шедевр отечественного зодчества в его первозданной красоте.Перед архитекторами стояла сложная задача: восстановить внешний облик здания, изменив при этом его назначение. Требовалось достроить большой зрительный зал и помещения для занятий творческих групп.

        В 1952 году под руководством архитектора Алексея Ивановича Заварова, при участии архитекторов Николая Павловича Северова, Абрама Марковича Черкасского, Генриха Станиславовича Кульчицкого, инженеров В. И. Репях и П. А. Кириченко -  начались масштабные строительные и реставрационные работы.
       К зданию, спроектированному В. И. Беретти, пристроили изящную полуротонду и гранитные лестницы с балюстрадой в центре.

       Внутри здания, был также оборудован большой зрительный зал на 2020 мест , с партером, амфитеатром и двумя ярусами балконов. Эффектно оформлен полукруглым портиком главный вход. Он композиционно увязывается с гранитной лестницей со стороны ул. Институтской и четырехколонным портиком флигеля. В этом реконструированном флигеле разместился зал на 350 человек, оборудованный сценой, а также различными помещениями.

      Торжественное открытие восстановленого здания, который получил название «Октябрьский дворец культуры», состоялось 24 декабря 1957. С тех пор более 40 миллионов человек побывали на различных культурных мероприятиях дворца. И, конечно, почетные среди них - дети, поскольку праздники Новогодней елки стали для них традиционными.

        В многочисленных кружках художественной самодеятельности, народных ансамблях, любительских объединениях и клубах начинали свою творческую тропинку ныне известные мастера сцены. Так, первые шаги в большое искусство здесь делали прославленные оперные артисты: Дмитрий Гнатюк, Анатолий Соловьяненко, Белла Руденко, Анатолий Мокренко, Юрий Гуляев, Диана Петриненко, Степан Турчак и многие другие.

        И в наши дни  в здании проводятся разнообразные встречи с известными писателями, композиторами, представителями дипломатических кругов, государственными и общественными деятелями.
Мрамор  и зеркала в светлых и просторных залах фойе дворца, с первых минут настраивают посетителей на приподнятое  настроение. Здесь часто размещаются многочисленные выставки – живописи и фотографий, товаров народного потребления, технические и тому подобное.
А библиотекой Центра, которая имеет уникальный фонд, насчитывающий более 70 тысяч экземпляров, может похвастаться не каждое заведение культуры.

ЗДАНИЕ «УКООПСОЮЗОВ» Крещатик 7
 
В 1954-1957 годы на Крещатике 7 строится 7-этажное «Г-образное» в плане здание Украинского союза потребительских обществ, с 1992 года- Центральный союз потребительских обществ Украины. При этом аббревиатура «Укоопсоюз» была сохранена. Основная деятельность организации направлена на представительство и защиту интересов потребительских обществ, союзов и их членов в соответствующих государственных и международных организациях.
      
        Создателями его были  архитекторы: Владимир Игнатьевич Заболотный, Михаил Игнатьевич Гречина, Наталья Борисовна Чмутина и Я. Л. Красный; инженер Г. С. Пожарский.
       Это здание интересно , прежде всего, тем, что здесь, впервые в Киеве, были  применены сборные железобетонные фундаменты и крупные кирпичные стеновые блоки, облицованные гладкой керамической плиткой, из такой же плитки выполнены горизонтальные междуэтажные пояса.
Основным средством выразительности служит четкий ритм окон и простенков. При строительстве, первоначальный проект здания был значительно упрощен.

Здесь находится Министерство торговли Украины. В здании имеется зал заседаний на 400 человек. Главный вход в здание был сделан со стороны улицы Октябрьской революции (теперь ул.Институтская).

         В прежние годы, первый этаж здания занимал магазин «Кулинария», который запомнился многим киевлянам тем, что в нем впервые в Киеве появились торт «Золушка» и конфеты «Птичье молоко».
        Женщины любили там купить к столу котлеты, салаты, гарниры, всяческие рыбные и мясные блюда; студентки- пирожки и пирожные и выпить кофе (кстати, некоторые говорят, что по тем временам лучший в Киеве), чай или сок; мужчины, купив для порядка каких-нибудь пару бутербродов, пили, принесенные с собой и разлитые тайком от персонала напитки по-крепче, и никто их не беспокоил.