4. Восьмое марта

Тамара Белова
   
                Из всего животного мира только двуногий зверь (мужчина) поднимает руку на самку.

Это восьмое марта 1961 года я и в гробу не забуду.
А дело было так. Тогда ещё не был этот день праздничным. Вечером в клубе должен быть концерт и лекция о Международном женском дне. Артисты свои. Кто в эту «тьму-тара кань» поедет. Выступали молодёжь рабочего посёлка и школьники. Я тоже подготовила со своими ребятишками несколько номеров. Надо сказать, что на концерты и танцы ходили семейные пары всегда вместе. По одиночке как то было не принято. Вот уж и время подходит, надо идти, а мужа всё с работы нет. Зашла за нами Аннушка Медяник, так как муж её был на смене. Она и сказала:
- Чего это Николай пошёл с этими архаровцами?

Так прозывали холостяков, что жили в общежитии. Их не любили в посёлке, сторонились их общения. Говорили, что они из тюрьмы вернулись и здесь находились на поселении. Но как говорят «рыбак рыбака-видит из далека». Я же не знала, что Николай приехал в Маргуцек к брату из «мест не столь отдалённых». Видимо, что то такое есть, что находят эти люди друг друга по жестам и жаргону. Вот и отправился мой муженёк в их компании отметить женский день.

Свекровь возмутилась и велела мне пойти за ним.Я с дуру и пошла. Захожу в комнату, а там один стол, три кровати и табурет. На столе бутылка водки и что то на закуску. Я спрашиваю:
--Коля, ты что забыл, что сегодня восьмое марта и мы же собрались в клуб?
-Иди одна. Я друзей встретил.
Не знаю как у меня смелости хватило: я взяла из рук Николая стакан и отставила его в сторону.
-Какие это друзья? Пойдём домой.
А друзья то и подсказали ему:
-Дай ка, Колька, ей как следует, чтобы мужику не мешала отдыхать.

   Я вижу, что дело плохо, ничего хорошего не дождёшься, заплакала и пошла домой. Свекровь поняла, что он не пришёл.
-Иди с Анной вдвоём. Да не успела я собраться, как зашёл пьяный Николай и сходу свалил меня оплеухой на пол. Стал меня топтать и пинать. Я только живот руками закрывала, я же на четвёртом месяце беременности. Свекровь водилась с Коленькой на кухне,где стояла её кровать. Пока она его уложила, да на одной ноге доковыляла (у неё был протез), огрела мужа с заду костылём.
 
-Что же ты делаешь,кобель, аль не видишь, что ребёнка то зашибёшь? Только от этого он и очнулся.
На завтра я не могла встать и пойти на работу. В школе уже знали, что у нас случилось. Директор сама провела несколько уроков, а потом пришла меня проведать. Лицо моё украшали синяки и огромные фонари под глазами. Бил то он и в лицо. Неделю я провалялась в постели. Боялась, чтобы не было выкидыша. Свекровь за мной ухаживала.
 
Директор основательно с ним поговорила. Он сидел молча, только зубами скрежетал. В это время мы должны были переехать на Урал, куда уехал его старший брат Василий.На Урале была объявлена Всесоюзная комсомольская стройка. Стройка нового города Качканар и Качканарского горно обогатительного комбината. Василий прислал нам вызов. Я заявила, чтобы он уезжал и не ждал меня. Со свекровью мы жили тогда дружно. Она тоже сказала, что не поедет с ним. У неё была поговорка:
-Черты бы тебя забрали.

      Она прожила со свёкром бита и клята. А теперь сынок пошёл в отца. Уехал Николай двадцать седьмого марта. Я его не провожала. Несколько мужиков уезжали, их жёны провожали.
-Высылайте поскорее вызов, как устроитесь.
Вот тут и вся любовь, жалость и уважение на всегда прошли.А восьмое марта стал для меня на всю оставшуюся жизнь самым чёрным днём.
(Продолжение следует)