В небо по трубе

Петр Лебедев
В фильме Балабанова "Я тоже хочу" поставлена новая для преступивших через человека героев повестка - они увидели небо, утомившись от бессмысленной борьбы, которую ведут бандиты. Они приобретают новое, несвойственное для них измерение - не фальшивую циничную "духовность", когда утром убил, вечером покаялся в церкви, поставил свечку и получил прощение, а ощущение сопричастности совершенно иному измерению бытия. Так фильм Кларка "Космическая одиссея 2001" начинается с питекантропов, которые впервые увидели небо, бросив в него костью. Потом человек вышел в космос.

Но когда Балабановские персонажи обретут это измерение, они перестанут быть бандитами - вся прошлая жизнь по понятиям покажется ничтожной. Захочется не фальшивого прощения грехов, а вырваться за пределы этого мирка - вот что им хочется, да не всегда можется. Вот о чем этот грубоватый и вместе с тем тонкий фильм.

Балабанова можно поздравить - он с помощью своих брутальных персонажей начал осваивать другое измерение. Это знаковое событие в общественном сознании, сдвиг эпох.

Тот, кто может подготовить патрон для самострела, как подсказывает опыт, рано или поздно построит звездолет. Ждем космическую эпопею.