Глава 11. Дорога

Максим Вьюгин
Погруженный в воспоминания о детстве, я не заметил, как спустился в метро и умственно вернулся в реальность только в тот момент, когда женский голос объявил: «Станция Курская». В задумчивости я зачастую проезжаю нужные мне остановки, но сегодня был явно мой день. Пройдя турникеты Курского вокзала и уже занеся ногу, чтобы войти в зеленый вагон электропоезда пригородного сообщения, я вдруг вспомнил, что еще днем созвонился с Аркадием, и мы договорились, что домой поедем вместе. Я остановился, отошел в сторонку и стал искать в сумке свой мобильник. Оказалось, что буквально пару минут назад Аркадий как раз звонил мне. Я набрал его номер.

— Алло, — ответил он после нескольких гудков, — ну ты где?
— Я на Курском, на платформе, а ты где?
— Только что через турникеты прошел.

Я оглянулся и поискал друга глазами в толпе спешащих с работы, уставших, нервных людей.

— Вижу, — сказал я, метрах в тридцати узнав Аркадия по походке.
— До тебя, как до Кремля, не дозвониться, — сыронизировал он.

Мы пожали друг другу руки и вошли в вагон, в который уже набилась куча народу.

— Как мне надоела эта дорога, — со вздохом произнес Аркадий, — каждый день на нее уходит по три с половиной часа. И люди катаются, ничего не поделаешь.

Я кивнул.

— На местах работы либо нет, либо зарплата чересчур низкая, — продолжал он, — семью не прокормить. Ладно мы, холостяки: себя обеспечим. Но тут уже другая проблема — скука. В Москве-то всяко интересней и жить, и работать, и отдыхать. А у нас, на периферии, тоска смертная. Не представляю, как живут в других областях. У нас-то регион столичный, по сравнению с остальной Россией — еще куда ни шло, а вот где-нибудь в Сибири, наверно, совсем тяжко.
— Увы, мой друг, увы, — согласился я, — правду говоришь. Как там у Некрасова: «Кому на Руси жить хорошо?» Ну да ладно, не будем о грустном. Ты чего так поздно едешь?
— Да сначала на работу гонял, потом в институт — на зачет и по поводу защиты диплома, — Аркадию пришлось учиться не пять лет, как мне, а шесть, ибо такой срок подразумевал курс молодого инженера-химика по какой-то там особой программе, — ну и, по традиции, получив зачет «автоматом», отметили это дело с Пашей и Ромой.
— Так вот чего тебя философствовать потянуло, — попытался съязвить я.
— Ой ладно, как будто ты у себя в «педе» не «обмывал» экзамены.

О да. Бывало. В нашем педагогическом институте «это дело» любили. Хотя какой студент его не любит.

— Как концерт?
— Просто отлично, — чуть не вскрикнул я, приходя в восторг от одной только мысли о скрипке, рояле и консерватории, — советую посетить при первой же возможности.
— Как-нибудь с моей Катюхой посетим. Там бесплатно, говоришь?
— Абсолютно. Когда студенты выступают.

В вагоне началось движение: с конца поезда пошла ревизия. «Зайцы» стали перемещаться вперед. Мы с Аркадием были в их числе. Ну а что делать: цены на билет нереально высоки. Все-таки три тысячи рублей в месяц, которые отдают добропорядочные граждане за проезд не лишние.

Вообще говоря, дорогу и путешествия я люблю. Во время ожидания контролеров и перебежки в вагон, который они уже прошли, я почему-то вспомнил нашу с Жанной поездку в Петербург позапрошлым летом, а точнее ночь отъезда.

…Автобус (о, эти «Икарусы»!) катился все дальше и дальше от душной и пыльной столицы. Наконец-то! Откинувшись на спинку и вытянув ноги, я сидел в кресле, вслушивался в звуки любимых музыкальных композиций, всматривался и наблюдал. За окном мелькали темные здания и светлые автозаправочные станции, густые рощи и просторные поляны. То и дело совершенно неожиданно вспыхивали дорожные фонари, те, что неизменно встречаются вам в любом ночном путешествии. Вдалеке, догоняя уходящий день, угасали, прятались за таявшими облаками последние отблески заката, неизменно романтичного и будоражащего воображение. Временами на горизонте можно было разглядеть украшенные подсветкой местные достопримечательности: башни, часовни, мосты, словом, все те строения, которые возвышаются над человеческими головами и тем самым привлекают к себе пристальное внимание.

Вы спросите: а как же Жанна? А что Жанна? Она мирно спала, положив голову на мое плечо и укутавшись в плед, изредка улыбаясь чему-то во сне и слегка меняя позу. Это было весьма и весьма приятно…

— Жень, чего задумался? — Аркадий тронул меня за плечо, когда опасность штрафа за безбилетный проезд миновала.
— Да так, вспомнилось. Как мы ездили в Питер тем летом.
— А-а, понятно.

Оставшееся время до дома мы обменивались впечатлениями за прошедшие дни и вспоминали общих друзей. Как я и предполагал, встречаться большой компанией в последнее время нам удавалось все реже и реже.

Весь следующий день я провел с родителями, а назад в N решил ехать на первой электричке. Проснувшись в три часа ночи, бодро вскочил с постели, позавтракал, умылся и — в путь. Сел в последний вагон и хотел покемарить, но пошли контролеры. Естественно, пришлось бежать от них. Ладно. Перебежал. И нет, чтобы зайти в соседний тамбур… Дернуло меня вернуться обратно, в тот же вагон, а там эти самые контролеры остались.

— Здравствуйте. Ваш билет, — сказал мне молодой ревизор.
— До свидания, — ответил я, слегка неадекватный в столь ранний час и раздраженный тем, что опять выгоняют из вагона.

Естественно, такое поведение задело парня и он преградил мне дорогу. Началась словесная перепалка, в которой его поддерживала напарница, женщина постарше. В итоге меня отправили в тот же тамбур. А там теперь столпились бомжи. Короче, надо было перебегать еще раз. И вот когда я перебегал, в голове возникла мысль, вызванная всей этой сумятицей: а что, если показать высунувшемуся из дверей парню-контролеру средний палец. Такой маневр, как и следовало ожидать, вызвал у ревизоров бурю негативных эмоций, материализовавшихся в виде нецензурщины и угроз «набить мне еб… морду».

На этом, собственно все и закончилось. Но оставшуюся часть пути я размышлял о произошедшем. Зачем я все это сделал? Просто оттого, что мне слегка «башню сорвало» и потребовался адреналин в крови? В чем причина этой потребности? Тут не все так просто. Жизнь такая или все-таки мы такие?

Ведь приходится экономить буквально на всем: от хлеба и до проезда. В принципе, можно было купить билет. В конце концов, в последнее время не так часто я езжу на электричках. Голодным бы не остался.

Однако как бы в подтверждение некоторой справедливости моего негодования в метро меня обсчитала кассирша. Пусть всего лишь на пять рублей, но здесь важен сам факт. Обидно же. Везде нае… обманывают.