Смышлёные

Валентин Васильевич Кузнецов
        – Списать на моём экзамене? Воспользоваться шпаргалкой? Обвести вокруг пальца меня, опытного преподавателя? Да что вы говорите?! Нет, это абсолютно невозможно! Это нереально, потому что все хитрости и трюки учащихся мне заранее известны.

        Так, или примерно так, считал я. До поры до времени… Но вот однажды …

        Принимал я экзамен по математике у студентов – это было в бытность мою преподавателем Авиационного института. Группа большая: более тридцати человек. Поэтому чтобы не затянуть экзамен надолго, я решил спрашивать одновременно пять-шесть человек. И для этого попросил столы в аудитории поставить в форме каре или, попросту говоря, в виде буквы П.

        И вот по трём сторонам этой "буквы", снаружи, сидят по два студента, а я – в центре, между "ножек" буквы. Задаю всем экзаменующимся разные вопросы и поочерёдно беседую с теми из них, кто уже готов отвечать.

        Экзамен при такой организации процесса идёт довольно быстро. И это радует. А ещё радует то, что ребята отвечают правильно, грамотно, дружно.

        – Ну какие они молодцы! – думаю. – Хорошо подготовились к экзамену. Да и я тоже молодец, раз сумел научить их кое-чему!

        Только в какой-то момент начинаю замечать некоторую странность в поведении сидящих за столом. Вот я задаю очередной вопрос очередному студенту, а тот перед тем, как начать отвечать, смотрит куда-то вверх, явно выше меня. И главное – не он один, а все или почти все перед ответом смотрят куда-то вверх. Изучаю потолок – на нём нет ничего особенного. Внимательно рассматриваю стены слева и справа от себя – тоже ничего подозрительного. И никаких подсказок со стороны тоже не слышу. Ну тогда, значит, и экзамен продолжается своим чередом, и продолжают радовать меня очередные пятёрки и четвёрки…

        Но что-то всё же не радует. Вспоминаю Высоцкого: "Нет, ребята, всё не так, нет того веселья". Ведь зачем-то они устремляют глаза вверх, как бы задумываясь? Зачем?

        Тогда догадываюсь, что мне следует не столько слушать их ответы, сколько наблюдать за их глазами, за направлениями взоров. В результате вычисляю, что все шесть направлений взглядов пересекаются в одной точке пространства, находящейся надо мной и за мной. Поворачиваюсь назад – и что же вижу? За мной стоит юноша, с мелом в руке, и на доске он пишет студентам все ответы на мои вопросы! Подумать только!

        – Вы, кажется, уже сдали экзамен? – спрашиваю его. – И получили свою пятёрку?

        – Да, – отвечает он и прямо-таки трясётся от страха.

        – Ну, тогда – до свидания, – говорю ему.

        А что ещё скажешь? Если они такие смышлёные?

        Оказалось, что этот юноша одним из первых успешно сдал экзамен, но затем не вышел из аудитории, как полагалось, а вместо этого просто стукнул дверью, которая была фактически за моей спиной, а сам тихонько зашёл за мою спину, подошёл к доске и начал писать на ней подсказки-ответы на мои вопросы.

        Вот так. А вы говорите, что опытного преподавателя провести нельзя. Ещё как можно. Эти всё могут, они изобретательны, они смышлёны.