Aqua vitae

Дмитрий Щербаков 2
От автора: программа сего сайта "съедает" отдельные слова - вполне нейтральные. Вношу - они опять исчезают. Так по всем моим произведениям. Поэтому прошу их подразумевать, а не обвинять меня в неграмотности. Если найду при дальнейшем перечтении - буду делить дефисами, тогда есть шанс, что программа не уничтожит их...

*****      

          ГОСТ на этиловый спирт 1972: «Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».
          ГОСТ на этиловый спирт 1982: «Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам».
          ГОСТ на этиловый спирт 1993: «Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом».
          ГОСТ на этиловый спирт (думаю) 2023: «Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, в определённых количествах благотворно влияющая на организм человека».
         
          Моё мнение на 2013 год:«Этиловый спирт — легко воспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим быстропривыкаемым наркотикам, стоящим на втором месте после синтетических наркотиков, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы. В крайне ограниченных дозах, при нерегулярном и редком употреблении, возможно, оказывает положительное влияние на действие отдельных некоторых органов, но всегда, без исключений, уничтожает мозг человека и стирает его разум».
 
                ... а вы думайте сами...

*****

Предисловие:
       
           Водкой (по латыни «aqua vitae») ещё за тысячелетия до нашей эры у наших пращуров в Русколани (Древнейшее Прарусское государство) называли особый напиток — травяной настой на воде. Поэтому неслучайно его название «вод-КА». «Ка» означало во многих языках древности — «душа». Водка — это изначально задушевный лекарственный напиток! Именно поэтому, наливая его в рюмки, им чокались, произносили здравницы, чтобы зарядить всеобщим благожелательством и сделать напиток ещё более целебным.

          Что же касательно алкоголя, то тут существует два мнения. Согласно первому, до введения государственной религии после второго (но есть мнение, что даже после третьего) государственного крещения – Христианства, на Руси наши предки спиртного не знали. ВООБЩЕ! Согласно второму, пили только мужчины: квас - массовая доля спирта 1,2%, медовуху - до 2%, брагу — около 0,5-1%, пиво — до 11,5%. Самым крепким напитком была сурица — настой брожения мёда на солнце в течение 30-ти дней, и закатанный на год в дубовую бочку — 15%. Сурицу могли употребить по толике (менее 50 мл) только на вышние праздники взрослые мужчины, выполнившие долг перед Родом (минимум 9 детей). А оставившие Потомственный Круг — 16 детей — могли выпить по такой же толике даже 4 раза в год.

         Женщины вообще не пили, никогда, ни разу за всю свою жизнь.

         Или интуитивно, или основываясь на древних знаниях, но не пили. И объяснений тому много и они простые:

1. Женский алкоголизм передается только по женской линии.

2. У женщины нет механизма контроля над потреблением алкоголя. Приняв раз, она привыкает к нему раз и навсегда. Дальше процесс идёт с разной скоростью и идёт только по нарастающей.

3. Женский алкоголизм не лечится. Его можно прервать на разное время, но окончательно вылечить нельзя.

4. Алкогольная энцефалопатия мозга развивается у женщины стремительно и стирает её личность чрезвычайно быстро, на порядок быстрее, чем у мужчины.

5. У женщины, принявшей алкоголь, собственный механизм «распознавания яйцеклеткой повреждённых сперматозоидов» уничтожается и поэтому её яйцеклетка принимает их, повреждённых, а потом рождает дебилов, имбициллов, дэцэпэшников, даунов и прочих, прочих, прочих с повреждёнными ДНК.

6. Яичники женского организма всю жизнь хранят яйцеклетки с повреждённым алкоголем собственным ДНК, которые могут дать потомство с этим повреждённым ДНК даже при соединении со здоровым сперматозоидом.   

*****

       Я пил пять раз настоящие спиртные напитки, оставившие след на всю Жизнь. Лучше их уже быть не может, может и не стоит больше пробовать?!..

*****

        Первая. Водка. 1986 год.

        Закончился наш первый стройотряд в Тверской области. Мы, весёлые, довольные и богатые (заработали за 4,5 летних месяца аж 27 стипендий) шли с моим другом Мишкой Атрушкевичем от Таганской площади по улице Марксистской к его деду, в гости.

        Довольно бодрый дедуля встретил нас радушно и проводил на кухню. На столе быстро появилась вареная картошка, квашеная капуста, грибочки, чёрный хлеб, сало и солёные бочковые огурчики.

- Грех будет, если такой стол водочка не украсит, - сказал дедуля, открыл боковую полукруглую дверку древнего, деревянного «шкапчика»…

        На столе появилась плоская поллитровка «Пшеничной»…

        Мы с Мишкой переглянулись, желания выпить не было никакого, но, чтобы не обидеть деда, согласились.

        Дедуля поставил две хрустальные рюмочки, - сам отказался, ссылаясь на здоровье, - и налил доверху.

        «На улице +30С! Водка горячая! Как бы чего с организмом не вышло с непривычки», - мелькнула мысль, но рюмку я поднял, чокнулся и выпил…

        «Слава Богу! Она ещё и выдохлась! Ни запаха, ни вкуса, не греет, не обжигает», - радостно подумал я, и, положив, кусочек сала на хлеб воткнул вилку в картофелину и принялся закусывать…

        Прошло секунд 10, не больше, и я почувствовал, как в районе солнечного сплетения у меня заработал мартен! Тепло, я чётко осязал, стало из единой точки расходиться в руки и в ноги. Скорость передвижения была сантиметра 2-3 в секунду, не больше. Я перестал есть, и уставился то на одну руку, то на другую, то на одну ногу, то на другую. Я мог ткнуть пальцем и показать, в какой точке сейчас водка проходит по кровеносным сосудам.

         Но удивительное произошло не с руками-ногами, а с головой! Мне захотелось петь и плясать одновременно! Я вспомнил сразу полста штук весёлых историй и, забыв про еду, начал их рассказывать. Хохотали мы все вместе! Прошло минут 15, и я почувствовал, как моё красноречие тает, а истории выветриваются из головы и никак не вспоминаются. Я приступил снова к еде.

         Спасибо дедуле, он налил по второй! И действо с моим организмом повторилось точь-в-точь.
    
         К слову говоря, вторая рюмка была последней. Налив по второй дедуля произнёс:

- Хорошего помаленьку, иначе пьянка начнётся…

*****

      Второй. Коньяк. 1990 год.
       
         Я пришёл в гости к своему майкопскому другу-однокласснику, который перевёлся из Майкопского ГПИ в 1-й Московский ГПИ. Жил он в общаге, в районе ВДНХ. Приезжал я  к нему частенько, оставался ночевать, благо было где: его друг Игорь Г. - был комендантом общежития.

         В этот вечер мы сидели втроём: я за механической печатной машинкой, а Юра и Игорёк справа  и слева. Мы делали Устав предприятия, которое хотел открыть Игорь. Я, как зарегистрировавший уже не один десяток уставов, был первой скрипкой, а Юра с Игорем на подсобе…

        В дверь его кабинета постучали, Игорёк сказал – "Войдите", и в кабинет вошёл невысокого роста паренёк, армянин. Мы все поздоровались. Игорь его принял как старого друга и на его вопрос: "А есть ли свободная комната?" Ответил – "Да, для тебя конечно!"

         Паренёк в знак благодарности достал из большого  баула с вещами зелёную бутылку из-под пива, «чебурашку», заткнутую бумагой, и сказал:

- Игорь, спасибо тебе огромное. Ты меня всегда выручаешь. Я про тебя своему деду рассказал. Он тебе гостинец передал. Это очень старый коньяк. От всей души. Возьми, пожалуйста!

        Игорёк поблагодарил. Дал ему ключ и пожелал успеха в учёбе. Когда посетитель вышел, Игорь открыл ящик стола, достал какую-то шоколадку и, не раскрывая обёртки, хрястнул её об стол!

- По-гусарски! – сказал он, встал, открыл шкафчик и достал три широких фужера.

        Пробка была вставлена прочно и мы потратили изрядное количество минут чтоб её вытащить… Как только она вышла, по комнате распространился неземной аромат и мой рот наполнился слюной… Игорёк плюхнул каждому по четверти фужера. Я поднёс его к носу – и почувствовал его как букет остропахнущих цветов! Потом взял и медленно, аккуратно сделал круг фужером под носом, вдыхая аромат! Представьте себе круг (это поверхность фужера), разбитую на сектора, на 10-12 секторов. И у каждого сектора был свой неповторимый аромат!!!

        Но чудеса с этим коньяком были впереди. Мы чокнулись и приголубили по чайной ложке, не более. Ну не хотелось больше ни капли!

        Во рту образовался совершенно неповторимый аромат, который через носоглотку стал проникать и радужно веселить мозг. Подержав во рту пару минут эту толику коньяка, изрядно смешав его со слюной, я проглотил… И почувствовал как тёплая капелька покатилась вниз, а достигнув в районе солнечного сплетения чего-то, как молоточком по наковальне ударилась и пошла вверх. Наверх, в рот, вернулся совершенно другой аромат,  который как нельзя лучше смешался с ароматом, оставшимся во рту…

        Ту бутылку мы до утра так и не допили. Шоколадку мы так и не развернули. Проговорили весело о чем-то всю ночь и переполненные впечатлениями от этого неземного напитка, разошлись спать.   

        Я пил потом и дорогущие, многотысячеевровые французские коньяки, но даже на морскую милю они не смогли приблизиться к тому замечательнейшему армянскому коньяку!.. То бы Шедевр с большой буквы!..

*****

        Третье. Вино. 1990 год.

        Взаимных претензий, с нашим давнишним поставщиком плодоовощной продукции, с одним Старотитаровским колхозом Краснодарского края, скопилось штук 50. Я поднял трубку внутренней связи торга, ожидая, когда трубку поднимет директор:

- Приветствую! Зайду? Вопрос есть.

        Через 10 минут я оформлял в бухгалтерии городского торга тверского городишки командировочные документы для решения вопросов в Старотитаровке, в досудебном порядке.

        Потом поднял трубку, набрал номер и предупредил зам.директора – Виктора Мифодьевича, что послезавтра буду у него, чтоб распутать этот клубок.

        На следующий день к вечеру я был уже дома у родителей, в Краснодаре. А ещё на следующее утро, взяв у отца его Москвич-2140, рулил в направлении станицы Старотитаровской.

        Виктор Мифодьевич оказался хлебосольным, отличнейшим хозяином – встретил меня как государственного деятеля высшего эшелона власти. Когда я приехал, огромный стол уже стоял в беседке под виноградником… На столе было всё, чем богата кубанская земля! Всё это источала такие ароматы, что голова у меня пошла кругом. На столе не было только одного – спиртного.

        Виктор Мифодьевич предварил мой вопрос, который бы я, конечно, никогда не задал бы:

- Дмитрий Юрьевич, сейчас жарко. Предлагаю ничего не пить. Вечерком сядем в гостевом домике, когда солнце сядет и станет по-прохладней, и отдегустируем моего вина! Заодно и порешаем наши дела. А теперь милости прошу – угощайтесь!
Хозяйка молнией металась около стола, предваряя моё малейшее желание!

        «Это хорошо, что спиртного нет. Можно по-трезвому вкусить все прелести кубанской пищи», - подумал через полчасика уже совсем насытившийся я.

        Через часик хозяин сказал мне:

- А теперь спать, спать, спать! Нам с тобой ещё всю ночь документы разгребать!

        Я отказываться не стал. Дорога из Тверской области давал о себе знать, да и сверхсытый обед тоже. Меня проводили в двухэтажный гостевой домик в тенистом саду за виноградником. Показали огромнейшую кровать. Я разделся. Упал и сразу уснул.

        Встал я сам, от аромата, что разносился по всей моей спальне. Несмотря на то, что голода я нисколько не чувствовал – рот наполнился слюной.

        На кухне кто-то гремел посудой. Я встал, оделся и прошёл на кухню. На кухне Виктор Мифодьевич накрывал полстола. Три графина вина – с тёмно-красным напитком, золотистым и розовым стояли посередине, а вокруг стояли блюда с персиками, сливами, виноградом и ещё многими-многими фруктами-ягодами. И всё, больше ничего.
   
       Увидев меня на пороге, хозяин произнёс:

- Ну, присаживайся, Дмитрий Юрьевич. Будем с тобой клубки разматывать. Для начала по стаканчику!.. 

        К 5 утра мы завершили с взаимными претензиями и со всеми графинчиками вина. Был достигнуто 100% взаимопонимание по погашению малейших разногласий, как по прошлым делам, так и по возможным будущим. Нами был разработан алгоритм действий по взаимоуведомлению сторон при отгрузке-получении. Мы остались полностью довольны друг другом.

        Проснувшись часов около 10 я ощутил такой подъём сил и энергии, что как говориться был готов перевернуть весь Мир! Ни малейших симптомов, что я 5 часов назад закончил пить вино и столько же спал! Было такое ощущение, что я проспал часов 12, а перед этим выпил пару кружечек ароматнейшего и свежайшего сока!

        Мы обильно позавтракали. Прощание было недолгим. Виктор Мифодьевич вынес мне 3-х литровую банку розового мускатного вина.

- Дим – это, по моему мнению, лучшее, что у меня есть. Бери на дорожку. Родителей угостишь.

- Спасибо, Виктор, - сказал я.

        Мы обнялись. Я поставил аккуратно банку в багажник, обложил её вещами, сел за руль и поехал.

        Когда я отъехал от Старотитаровки километров 20, меня тормознули гаишники. Проверив документы, они попросили открыть багажник. Я открыл. Оттуда вырвался неземной аромат! Гаишники улыбнулись и задали чисто риторический вопрос:

- От Мифодьича едешь? Друг, наверное? Он замечательный человек!  Счастливой тебе дороги!

        Ещё пару лет, прилетая в Краснодар, я угощал этим вином своих краснодарских друзей, выставляя на праздничный стол не более поллитровой бутылки. И никто не роптал. Все понимали – ТАКОЕ вино пить стаканами нельзя. И при каждой встрече потом, уже лет через 10 и более, друзья вспоминали то вино добрым словом.

*****
       
         Четвёртая. Самогонка. 2005 год.

         Когда я поднял за деревенским столом (см рассказ Яконово, прим. автора) стопарик самогонки к носу, я не ощутил ни-че-го. Запах отсутствовал вовсе. Я ж экспериментатор. Я не мог взять и залпом выпить. Именно поэтому первая половина стопарика застряла у меня во рту для процесса полоскания. Процесс пошёл. Но ничего, кроме приятной теплоты я не ощутил. Можно было допивать вторую половинку.

         Когда первый стопарик был закидан  сверху разнообразной деревенской снедью, плечи у меня пошли назад, голова потянулась к потолку. У меня было ощущение, что я стал на голову выше и плечи у меня стали шире раза в полтора!
Душа развернулась и запела! Из головы вылетели малейшие неприятные мысли! Я остро почувствовал все запахи избы: и старого дерева стен, и льда на окнах, и дров около печки, и дымка от неё, и валенок танцующих, и даже кошки, что сидела на комоде в углу! Я попал в увеличившийся в десятки раз спектр запахов, голосов, шумов, интонаций и чувств присутствующих! Я почувствовал непреодолимое желание присоединиться к этому хороводу Жизни! Я знал, что смогу его органично дополнить и смогу в нём себя проявить!

        У меня появилось ощущение, что вот сейчас! сейчас! я смогу увидеть запах, и вдохнуть приятнейший аромат звука гармони!

       Я пел частушки сам, подпевал бабулькам и дедулькам. Я перетанцевал со всеми бабульками! Батарейка моя никак не могла истощиться! Да, я периодически подходил к столу для того чтобы попить клюквенного морса или жахнуть по стопарику с очередным дедулькой!

        Голова была абсолютной ясной, движения ног и рук были предельно чёткими, и в танце, и на столе. Ничто не валилось из рук и не опрокидывалось!

        Банька лишь добавила отличного состояния тела и духа. За руль я сел бодрый и отдохнувший. Машина четко подчинялась рулю и газу, не доставив ни малейших неприятностей при возвращении домой.

*****   

        Пятое. Пиво. 2008 год.

        «Пивал я пивА» по всему Миру. И много, и чуть, и чуть-чуть. Каких только сортов не перепробовал! Из чего только не варят и чего только не добавляют!

        Я нашёл своё – это пражское Старопраменское (см рассказ Пражские братья) разливное, или иначе бочковое (в бутылках, даже в Праге… мягко говоря – совсем не то)! Лучше его для меня пива нет. Почему?

        Две кружки выпил на завтрак – и с отличнейшим настроением на весь день по Праге! И голова ясная, и в теле лёгкость необыкновенная!

        Пару кружек выпил на обед с крылышками буффало или с колбасками, и до ужина будет распирать от необыкновенной сытости и счастья!

        Выпил кружек пять-десять на ужин и весь Мир готов обнять! Ощущение такое, что ты понимаешь каждую Божью тварь и можешь найти с ней общий язык: она понимает тебя, а ты понимаешь её!

        А утром после всего этого?..

        Да ни-че-го!!! Ни красных глаз, ни мешков под ними, ни сухости и липкости во рту, ни тяжести и боли в голове! Если удалось поспать перед просыпанием хоть часов 6, то можно смело заходить на новый заход! Не всю Жизнь, конечно, но на недельку один раз в году вполне можно съездить. Но только раз в году и только в Чехию, а потом ни-ни!..

        Почему нельзя выпить чешского пива в другой стране? Ну, лицензионного разливного или бутылочного? Тут есть секрет! Это чешская вода! Это чешский воздух! Это дух чешских пивоваров, что с огромнейшей гордостью и любовью готовят этот свой чудесный национальный напиток!

*****

        Лучше б мне не пробовать спиртного никогда… Сделал глупость, попробовал впервые на своих проводах в армию в 18 лет. Уже 48 лет от роду как исполнилось, а нет-нет да всё приходится иногда принять.

        Только недавно пришёл к глубоко сидящей во мне мысли: Пью не столько для собственного удовольствия, сколько для того, чтобы не обижать хлебосольных хозяев.

        А точку ставить надо. И при Жизни. Близится тот момент...

        Есть достойный пример: моя бабушка Малышева Анна Александровна (1908-1999), прожившая почти 92 года, порой трудную, очень трудную Жизнь. Попробовала единственный спиртной напиток – шампанское, в 1934 году, на борту ледокола «Красин» (построен был до революции и назывался «Святогор», прим. автора), на банкете в честь спасения челюскинцев… Сколько помню её рассказы об этом событии, они всегда заканчивались словами: «Такого ужасного состояния я никогда больше не испытывала, как после того глотка шампанского»…

06.04.2013