Интервью с Абрамовичем

Александр Чугунов
Никакого конкретного интервью с Романом Абрамовичем не было. 
Наблюдая, виртуально, за этим человеком, который, несомненен влияет на ход не только отечественного предпринимательства, с подачи космополитов, окрещенный термином «бизнес», но и на ход  мировой истории (не надо скупиться  в терминологии), я пришел к выводу:  Роман Абрамович – явление уникальное.
Предупреждаю: я не собираюсь считать его яхты, мошеннические сделки (о них я ничего не знаю (знаю только о них из сведений Интернета, не подтвержденных документально), а потому квалифицировать их так не могу).
Я не собираюсь считать его деньги. Они меня не волнуют.
Для меня он очень закрытый человек. И мне это симпатично.
Многие знатные фамилии наперебой спешат о себе сообщить. Но лишь очень значительные личности, на мой взгляд, предпочитают оставаться в тени.
Таким мне представляется Роман Абрамович.
А теперь попробуем представить это виртуальное интервью.
Принимая во внимание его уже почти британское «происхождение», я позволяю себе обращаться к нему только по имени, пренебрегая отечественным («Владимир Владимирович») обращением.
Автор.  Роман! Вы успешный человек?
Абрамович. Для многих кажется, что это так. Я не отрицаю, что в жизни я чего-то добился…
Автор. Челси?
Абрамович. Это шутка?
Автор. Извините. Конечно, разговор не о Челси. Чего Вы добились?
Абрамович. Я не мелькаю на телеэкранах. О моей жизни знает ограниченный круг лиц. И, вообще, я не публичная персона.
Автор. Как Вы относитесь вообще к образованию?
Абрамович. У меня были проблемы.
Автор. То есть?
Абрамович. (слегка улыбнувшись).  Как Вам сказать? Я, конечно, не член-корреспондент АН РФ, как Борис Абрамович, уважаемый мною человек, (автор предполагает, что это маленький комплимент в сторону врага). Никогда им не стану и не стремлюсь. Я знаю свою нишу.
Автор.  У Вас высшее образование?
Абрамович. У меня, строго говоря, образования вообще нет.  1983 году окончил московскую среднюю школу № 232. Срочную военную службу в 1984—1986 годах проходил рядовым в автовзводе артиллерийского полка (в/ч № 11785) в Киржаче (Владимирская область). В 1983 году поступил в Ухтинский индустриальный институт на лесотехнический факультет. Но, увы, не отличался тягой к учёбе.
Автор. Будем считать, что знакомство состоялось.
Абрамович. Допустим.
Автор. Как Вы решились стать губернатором?
Абрамович.  (усмехнувшись) Это, скорее, вопрос к Владимиру Владимировичу. Он жесткий и понимающий ситуацию политик. При этом он не ставил никаких условий. Он меня проверял. К счастью для меня, наши мировоззрения совпали. И я и  он, по существу, выросли в нищете. И только волей судьбы каждый из нас оказался там, где мы есть.
Автор. Не понял.
Абрамович.  Это трудно объяснить в двух словах. Как-то, будучи совсем маленьким мальчиком, я задал вопрос машинисту-коммунисту: «Дядя Вася, а в чем разница между эсерами, меньшевиками и большевиками?».  И он мне ответил: «Ты же знаешь, что путей к вокзалу от моего дома есть, по крайней мере, два. Один – длинный. Другой короткий. Но короткий  - через болото. А длинный путь более комфортен. Большевики выбрали короткий.
Автор. А другие?
Абрамович. Я вообще стараюсь быть в стороне от политики. Но идея: «Свобода, равенство, братство и счастье всех народов», мне, как Вам не будет странной, мне близка. 
Автор. Вы коммунист? 
Абрамович. Я не знаю, что Вы под этим понимаете.
Автор. Вы только что провозгласили лозунг 22 съезда КПСС.
Абрамович. Я, конечно, как уже сказал человек не очень образованный, но, мне кажется, что этот лозунг возник намного раньше.
Автор. И поэтому Вы пожертвовали свои деньги на развитие Чукотки?
Абрамович. Браво! Вы умеете задавать нелегкие вопросы. Но… Ответ неоднозначен. Да. Я выделил какие-то личные средства на этот регион. Но это не решает главной проблемы. Нищета, как её не скрывай, будет нищетой. И главная проблема в том, что сегодня не найден механизм, при котором люди будут ЗАРАБАТЫВАТЬ! Государство, к сожалению, еще не нашло способа защитить свою главную ценность, обозначенную  статей 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». И получается, что мы, олигархи, совершенно свободны в эксплуатации этой высшей ценности.
Автор. Вас это беспокоит?
Абрамович. Если по-человечески, то да!
Автор. Вы революционер?
Абрамович.  Я еврей, но скажу по-христиански: «Упаси Боже!» Всякая революция – это масса смертей. Я их не желаю."
Автор. Вы способствовали физическому устранению своих конкурентов?
Абрамович. Во-первых: у меня не было таких конкурентов.
Автор. А во-вторых?
Абрамович. Это следует из первого.
Автор. Как Вы относитесь к изоляции Ходорковского?
Абрамович. Я не склонен обсуждать проблемы, возникшие у кого-то.
Автор. Вы хотите стать Президентом России?
Абрамович. Вопрос, если не глупый, то смешной.
Автор. Почему?
Абрамович. Первое! Я – еврей. И очень мало моих сограждан даже среди евреев проголосуют за мою кандидатуру. Второе! Я свободен! Я сумел даже уйти с Чукотки. А как Президенту уйти от России с её проблемами. Для Чукотки я что-то сумел сделать. Но на всю Россию моих денег не хватит.
Автор. Вы видите какие-то решения выхода из тупика, в котором находится сегодня мировая экономика?
Абрамович. Я не Гайдар. Я не Чубайс и даже не академик Абалкин.  Но мне кажется, что мы потеряли что-то очень большое. Да! Безусловно! Деньги – это очень серьезно. И когда Тарасов со своих доходов заплатил 90 тысяч партвзносов,  это впечатляло. Но где Тарасов? Его на близком расстоянии не видно. И думаю, что у него нет столько денег, чтобы задуматься об их росте.
Автор. Не понял.
Абрамович. Это элементарно. Сосредоточение капитала возможно лишь при активном рынке, который невозможен без покупателей. У меня три яхты. Есть немного домов и ещё кое-что. Я ненасытен, но всему есть предел. В какой-то момент мои доходы начинают падать. Для меня это не смертельно. Но мой уровень не позволяет относиться к этому безучастно. Причина? Снижение уровня приобретений. Недостаток средств у покупателей. Почему? У них нет денег. Появились деньги в России у военнослужащих и полицейских. Но они, же ничего не производят. А значит? Увеличивают уровень инфляции. А труженики? У них нет денег. Кстати, ВАЗ, по последним данным, перешел на трехдневную рабочую неделю.
Автор. И какой выход?
Абрамович. Я не знаю. Но думаю, что без Адама Смита, его понимания движений товар-деньги-товар эту проблему решить будет трудно. Спасибо! Я устал!
Автор.  У меня возник вопрос: «Может ли быть Абрамович полезен всем, а не только Чукотскому национальному округу?
Абрамович. Извините, но я закончил интервью.