Жила была Татка

Калина Горькая
    
Давно я собиралась рассказать о своих "сестрицах меньших", которые, поселившись
в нашем доме, любили и радовали, лечили и спасали. Пишу этот рассказ по просьбе шестилетнего внука, которому интересно абсолютно всё, что происходило в нашей
семье до его появления.
 
Сначала была собака. Как две капли воды похожая на Чеховскую Каштанку. Вернее, на собаку, замечательно сыгравшую эту роль. Смешная, маленькая, с виноватым взглядом она как-то бочком ходила. Окрас у неё был рыжий, но грудка, лапки и звёздочка на макушке белые. Впервые я её увидела в гостях у коллеги, к которой мы после дежурства весёлой компанией зашли выпить чайку.  Это был ранний июнь. Я вообще сейчас подумала, что всё самое лучшее в моей жизни почему-то случалось в июне.   
   
В комнату, где мы чаевничали, вдруг как-то робко и почти незаметно вошла маленькая рыженькая собака. Скромно посмотрев на нас умными глазками, она прыгнула на диван и тут же неожиданно, слегка повертевшись, устроилась на моей новой голубой куртке.
      - Ну, вот, Тига и выбрала себе хозяйку, - сказала Тина и пожаловалась, что её трехмесячная питомица абсолютно не переносит одиночества и, когда остаётся на сутки одна, то очень расстраивает соседей по квартире своим жалобным плачем. Жалуются.
- Надо кому-то отдавать...- грустно добавила она.
 
Я тоже жила в "коммуналке", но пообещала подумать. Мама восприняла эту новость с радостью, но необходимо было согласие соседей по квартире, которые
на всё лето уехали отдыхать и с которыми наши отношения не очень-то ладились.
Тина звонила и торопила с решением.  Собиралась уже отдать собаку другим… А соседи всё не приезжали. После долгих колебаний мы с мамой рискнули взять собачку.

В назначенный день мы с Тиной договорились о встрече возле Кировского парка. Стою, жду. Вот и они: Тина - маленькая, пухленькая дамочка с огромной шевелюрой шикарных рыжих волос тянет за собой эту собачку с огромным голубым бантом. А сама плачет, заливается слезами. В ближайшем кафе, заглушив горе бокалом шампанского, Тина провела со мной инструктаж по уходу за собакой, при этом то и дело на прощание расцеловывая малютку. Как я её теперь понимаю. Как без слёз расставаться с такой
милашкой. Она же, как ребёночек. И как быстро к ним привыкаешь!

Собака и впрямь была очаровательной – миниатюрная, изящна, как статуэтка. За ушками вились золотые кудряшки и штанишки тоже были в завитках. Мордочка лисичья с вытянутым носиком. Зубки беленькие. Шерстка мягкая и шелковая. Она была
как-то и красива и смешна одновременно.

Посадила я своё приобретение вместе с её игрушечной истерзанной резиновой козой 
в сетку, сшитую из малиновых кусочков кримплена, и поехали мы к маме на работу. Увидев маму, Тига грозно залаяла прямо из сетки. Зрелище было потешное - из сетки торчали перья зелёного лука, банка сметаны, хлеб и этот маленький грозный зверь.
      - Ты кого это мне привезла? - засмеялась мама. Собаку тут же переименовали в Татку, и я, оставив их дальше знакомиться и дежурить, уехала домой. Эта ночь, которую они
провели вместе на дежурстве, решила всё. Дороже этой собачки для мамочки была
только я и со временем появившийся внучок. Они дружили и преданно любили друг
друга всю жизнь. Уже на следующее утро после совместного дежурства мама и Татка стали неразлучными друзьями! Они были счастливы! Татка оказалась весёлой и умной собакой. С такой подружкой и мама перестала чувствовать себя одинокой.

Но вскоре Татка показала свой характер. Как-то случилось, что мама задержалась с ночного дежурства - смена не пришла, а мне надо было срочно ехать на свою работу. Я побегала по этажам, помня предупреждение Тины не оставлять собаку одну, но никто из соседей не согласился понянчить наше сокровище. Пришлось оставить её дома одну. Торопясь, я утешала Татку, что, мол, мама скоро придёт и просила её вести себя хорошо, не плакать. Она укоризненно посмотрела на меня и обиженно пошла под шкаф.

С работы я отпросилась, узнав, что маме пришлось остаться на вторую смену. Испугалась, что Таточка не переживёт нашего долгого отсутствия.  Приехав домой, я была просто ошарашена увиденным! Войдя в комнату, я чуть не упала – засада! Все ножки стульев и стола были тщательно обмотаны нитками. На диване лежал кипятильник с перегрызенным проводом.  На полу по всем углам были разбросаны мои сапоги и вещи из шкафа. А на самом виду лежала кукла северной красавицы в национальном наряде и меховой шапочке - её подарила мне мама любимого мальчика. Кукла имела ужасающий вид - лицо совсем обгрызенное, а вместо красивой шапочки торчали жалкие остатки меха... 

      Не зная, плакать или смеяться, я стала искать проказницу. Но хулиганка куда-то из комнаты исчезла! Я долго звала её, но в ответ тишина. Тогда, не найдя злодейку ни в одном из возможных укрытий, я встала на четвереньки и обнаружила наглую рыжуху далеко забившуюся под диван. Долго я требовала её выйти, но тщетно. Татка не верила, что ей все сойдет с рук - лап. И когда, наконец, у меня уже закончилось терпение, собачонка выползла на животе, виновато пряча глаза. Я её отругала и тут же простила. Мы помирились. Всё, конечно, ерунда, но куклу было очень жалко. Наташка - моя подружка, посмотрев на неё, так и сказала: "Смерть любви". И точно. В том же году мы расстались с тем мальчиком, чья мама мне эту куклу подарила...
 
      Став всеобщей любимицей, Таточка, конечно, спала с мамой - рядом на соседней подушке, не признавая никаких ковриков и домиков. Носик к носику. Ела она мало, но была очень привередлива. Сосиски отшвыривала носом сразу же, а куриную печёнку ела, но нехотя. Приходилось её дразнить, пугать котом Васькой, который придёт и всё съест. Тогда она торопливо ела, грозно поглядывая по сторонам. В детстве Татка очень боялась волков. Правда, правда.
      - Татка, пошли домой, - загоняла я её с гулянья, - а то волки придут! У-у-у! И наша трусиха, поджав хвостик, послушно бежала домой.

      Собака наша была не больше кошки и, когда мама возвращалась с ней после ночного дежурства мимо Института Гражданской Авиации, студенты - будущие авиаторы, нагло дразнились: "кис, кис". Татка не обращала на них внимания и важно семенила за мамой в кафе-столовую "Аэлита", где мамочка подкреплялась чашечкой кофе. Кофе там готовили изумительное и всего за 7 копеек.

      Как-то летом мама, я и Татка поехали отдохнуть на природу. Взяли с собой поесть, попить и, конечно, сигареты, без которых мама уже не могла жить. Забрались мы далеко в лесной массив Бабите,**расположились на травке. Татка от неожиданной встречи с лесом трусливо не отходила от меня ни на шаг. Мы с ней прогулялись среди сосен, кустиков ещё незрелой черники, как вдруг слышу, мама зовет:
      - Доченька, а где мои сигареты? Ты же знаешь, я без них не могу! Я точно помню, что их брала. Едем домой!
Вокруг один лес, ни одного магазина... Расстроенные стали собираться домой. Но тут заметили рядом свежую горку земли...  А под ней в ямке зарытую Таткой пачку сигарет! Радости не было предела! А виновница и ухом не ведёт - она же боролась с вредными привычками своей хозяйки. И когда умудрилась? Вроде от меня ни на шаг не отходила?
 
      Татка всегда остро чувствовала, если кому плохо и всячески умела согреть и утешить. Когда я попала в госпиталь с бронхитом, то с Таткой остался мой молодой муж - студент. Вроде и гулял с ней и кормил... Только Татка сильно заболела. Врачи не могли определить, что с ней. Подозревали чумку. Забыв о своих хворях и последних сроках беременности, я ринулась спасать её. Каждый день по февральскому снегу ездили мы с ней на уколы. Она перестала есть и пить, лежала, как маленький лисёнок и вздрагивала. Угасала на глазах. Тогда мой муж заявил, что спасёт Татку, и одев большую кожаную рукавицу стал насильно кормить и поить нашу кусаку. Врачи мало верили в её спасение. Однажды приезжаем мы с ней в клинику, а там киносъемка. Увидев нашу больную, режиссер закричал:
      - Ура! Вот, именно такая собачка для съёмки нам нужна!
      - Она слишком больна, - сказали врачи и запретили её снимать. Когда я уже была совсем на сносях и вместо меня ездил в клинику муж.
      - Татка идёт на поправку! Я ей дал свою фамилию, гордо заявил он как-то.
Показывает рецепт, а там, где имя и фамилия больного, действительно написано "Татыня Калинниковас". Умора. Татка выздоровела на радость всем нам, и я со спокойной душой пошла рожать.

     После рождения сына, я оказалась в Лиепае у свекрови. Всё было хорошо в этом городе на семи ветрах, но не хватало муженька, уехавшего на практику, мамы и Татки. Когда мама с Таткой впервые приехали в гости к нам и мы расположились ужинать на кухне, Татка отправилась в дальнюю комнату нянчить моего сыночка и стоило ему только пискнуть, как она мчалась со всех лап к нам на кухню с тревожным лаем. Дескать: "Расселись тут! Идите - не слышите, что малыш плачет!" Замечательная нянька!

      Следующий раз мама приехала одна, оставив полуторогодовалую Татку всего на два дня у знакомой. А та, недолго думая, выдала нашу принцессу замуж за первого встречного Дружка. Мама была в шоке! Рожала Татуха очень тяжело, и сильно намучила и себя и мамку... Мамочка еле отпоила её валерьянкой... Щенята родились здоровенькие и все не в нашу породу.  Татонька оказалась на редкость заботливой мамой. Интернета тогда не было, и мама с большим трудом пристраивала подросших щеночков. Некоторых нам возвращали и мама вновь искала "добрые руки". А через какое-то время позвонила незнакомая женщина и стала расспрашивать ласковым голосом про нашу Татку - как она, да что? Были ли щеночки и как они выглядели. Потом, вдруг, как рявкнет в трубку:
      - Деньги гоните! Небось, по сто рублей каждого продали?
Маме даже с сердцем плохо стало. Оказывается Дружок, который "осчастливил" нашу "девочку", был жутко породистым, и его хозяйка неплохо на нём зарабатывала.
Впоследствии у Татки появился постоянный друг - белая болонка маминого поклонника Василь Васильича. Раз в полгода Татка после трёх дней любви беременела и рожала изумительных по красоте крошечных щеночков, которых разбирали друзья и друзья друзей.

Однажды Татка родила троих - двух здоровеньких мальчиков и одну совсем малюсенькую девочку с розовыми лапками.
Те двое активно сосали молочко, отпихивая по законам джунглей друг друга, а малышка скромно попискивала голодая, откинутая от источника еды братцами. Я не могла смириться с такой несправедливостью и наперекор варварскому девизу "Выживает сильнейший" подкладывала эту малютку поближе к "молочным берегам".
Двое боевых братцев быстро росли, превратившись в маленьких забияк, похожих на Татку, только более пушистых. Мама звала их Баронами. А малышка Жулька - превратилась в крошечную изящную, как игрушка, собачку. Раньше таких носили в отдельных коробочках лица знатного сословья, а теперь нечто похожее носят в подмышке гламурные красотки. Мама подарила этого щеночка любимой подруге Лиле. Как-то во время прогулки подъехало "крутое» авто, и Лиля даже вскрикнуть не успела, как малютку украли прямо из-под носа. Больше у Татки не было потомства. А потом исчез и её красавец кавалер. Последний раз его видели после их свидания идущим, слегка пошатывающимся вдоль железной дороги... Вот до чего безмерная любовь может довести.

     Ещё Татка умела петь. Стоило ей сказать два заветных слова, как она поднимала мордочку и заходилась в оперной арии. И все хлопали и кричали "Бис! Браво!"   
               
     Были у неё и свои тайны... Как-то, когда мама находилась в больнице, а я на дежурстве муж не усмотрел Татку: она выскользнула в открытую дверь и пропала... Я вся извелась в поисках, не зная, как сообщить маме об этом горе. Однажды с коллегой выхожу с работы и вижу, по улице идёт моя собака, только вся грязная, худая, тоскливая. "Оля, ловим Татку! Если поймаем, я тебе сто рублей дам!" Ольга, будучи девушкой практичной - одна ребёнка растила, освободила свою большую сумку, и мы помчались по улице за этой собачкой. А та просто издевалась над нами: только мы, улюлюкая, подбирались к ней,
как она со всех ног давала деру. "Одичала", - подумала я. Ольга, устав, первая усомнилась:
- Может, это не Татка? "Ты что! - закричала я, - она ведь уже три месяца по помойкам шастает", и мы помчались с новой силой. Вдруг собака остановилась и стала радостно прыгать около какого-то солидного господина.
- Держите! - закричала я, -это наша Татка!
- Никакая это не Татка, а Чарлик, - ответил мужчина, -  но, впрочем, можете её забрать, ей тут у хозяина-пьяницы несладко живётся. Понурые пошли мы по домам. Мама, узнав, что Татка пропала, стала ходить с палочкой и совсем сгорбилась. А Чарлик мог вполне оказаться Таткиным сыном. Мама вспомнила, что отдала щеночка в том районе, где мы ловили псевдо- Татку.
     Вернулась наша дорогая пропажа неожиданно. Через четыре месяца после своего исчезновения. Как-то мне приснился сон - прямо, как в "Записках сумасшедшего" у Гоголя, где Татка шла мимо нашего дома с высокой дамой. Дама отвлеклась на покупку журнала, а у меня состоялся разговор с Таткой.
- Ты что вытворяешь? Мама с ума сходит по тебе, мы все ноги отбили в поисках, а ты тут прогуливаешься с какой-то тёткой?!" На что Татка вполне вразумительно ответила:
- Я вернусь, ждите. Просто сейчас не могу, - и пошла дальше. Выслушав мой сон, мамка улыбнулась: "Сказочница ты моя!" А через два дня, ранним утром я услыхала, как кто-то скребётся в двери. Татка пришла! Вернулась! Упитанная, ухоженная, красивей, чем была! Так и осталось её маленькой тайной, где же она пропадала всё это время. Но, судя по всему, у хороших людей. С того момента, как Татуха вернулась, она больше ни на один шаг не отходила от мамы. До последнего часа оставаясь ей самой верной подругой, а мне преданной и любящей сестричкой.

      Собрались мы как-то всей семьёй к свекрови на юбилей. Долго собирала я всю родню, подарки. Встал вопрос о Татке. Ехать в другой город, в поезде могут потребовать паспорт.
И тут, вы не поверите, я нахожу на улице собачий паспорт. Поехали. Татка всю дорогу спала у меня на коленях под шарфиком. Контролёры её даже не заметили. И слава Богу! Так как в паспорте значился "кобель белого окраса, болонка, Фантомасс".

     Татке было восемь лет, когда у неё обнаружили онкологию и предложили усыпить, а она, несмотря на грозный диагноз, была весела, жизнерадостна.  "Не мучайте собачку, такие малышки всё равно больше десяти лет не живут". Я не согласилась с мнением врачей и решила, что сама почувствую, если Татке станет больно жить. И прожила моя собака почти семнадцать лет. Просто перестала есть мясо, а больше налегала на морковку и картошку. И ещё какую-то травку выискивала во время прогулки. Мама говорила:" Вот, врачи пригляделись бы, что за травку она ест!" Но врачам было не до этого. Они действовали по одной схеме - облучали, резали и химичили. Если неудачно, то диагноз всё оправдывал...
- Мы с Таткой одной болезнью болеем, - с грустной улыбкой говорила мама. После того, как мамы не стало, Татка выбрала меня своей хозяйкой. Когда мой муж засыпал, она тихохонько подходила к нашему дивану, попискивая и виляя хвостиком, просилась ко мне. К утру муженек, прижатый нами к стенке, ворчал: "Зоопарк тут развели", но мы сладко потягиваясь, не сдавали своих позиций. Однажды под утро я проснулась от того, что Татка вылизывала мне лицо, как своему щеночку, а в глазах светилась такая любовь! Только мама могла так смотреть на меня! Я даже подумала о переселении душ.
 Сдуру как-то пошутила: "Таточка, а где мама?" Раньше она тут же стремглав неслась к дверям. А тут моя умная собака так посмотрела на меня, что я чуть не сгорела от стыда от своей глупой выходки. До сих пор стыдно.

      С годами наша Татка стала старенькой, седой, глухой и слепой. Гуляя по двору, могла уткнуться носом в стенку и долго стоять, пока я её не возьму на ручки. Потом как-то улеглась и уже редко поднимала головку, откликаясь на своё имя. Правда, слегка шевелила ушками, когда я шелестела фантиком от шоколадки. На Старый Новый год моя подруга додумалась подарить мне рыжего котёнка, которого с её слов "в деревне не усмотрели и забыли утопить" Татка недовольно с трудом подняла голову и посмотрела недовольно:"Надо же! Даже помереть спокойно не дадут!" Встала на трясущиеся лапки и передумала помирать назло этому рыжему разбойнику. Стала есть и пить, злобно поглядывая на него. А тот забирался на стул и, когда Татка ковыляла мимо, бил её лапкой. Ему хотелось играть.
Вскоре наступила весна, а там и лето. Котёнку стало скучно, и он удрал с концами. После его исчезновения Татка прожила ещё две недели и 24 июля покинула нас... Похоронили мы её под третьим деревом на нашей старой аллейке, где когда-то она, юная и весёлая, возила на саночках моего сыночка. Вечная ей память! А священник мне сказал, что собачки и кошечки после смерти превращаются в ангелочков, так как нет на них греха.

*Станция по дороге в Юрмалу.
** Рижский район.

2013