Тётя

Вера Полуляк
   Вся  жизнь была так или иначе связана с этой удивительной женщиной, с тётей Лидой.
Когда я ещё была совсем маленькой, мне нравилась её фотография.Та, что хранилась в альбоме моей мамы. На ней тёте Лиде 17 лет. Светлое открытое лицо, обрамлённое пепельного цвета волосами, милая добрая  улыбка.

Цвет волос  был редким, пепельным от природы. Тётя позже рассказывала забавный случай, связанный с этим. Как-то зашла в парикмахерскую сделать укладку. А парикмахерша готовилась к международному конкурсу мастерства.  Увидела  тётю и обомлела – какие шикарные волосы. Предложила ехать в качестве модели с ней на конкурс. Но по возрасту тётя уже не подходила, к сожалению.

   Тётя Лида жила в Москве. И на долгие годы столица нашей Родины ассоциировалась у меня с её именем. Мы приезжали к ней с мамой.

 Тётя Лида из многодетной семьи – три сестры и три брата. Жили бедно. Вскоре после войны умерла их мама. Тётю Лиду взяла к себе в Москву бабушка.

 Жили в бараках. В комнате то ли шесть, то ли семь человек.

Тётя Лида  пошла работать на ЗИЛ фрезеровщицей. Да так и проработала там всю жизнь, до самой пенсии.

От завода получила квартиру. Сначала однокомнатную, потом двушку.  Но  это уже много позже.

А поначалу-жила в бараке, где ей принадлежала только  кровать с железными пружинками ,  да тумбочка.
 В эту тумбочку бабушка подкладывала ей при случае пирожок-другой. Что было очень кстати – молодому растущему организму есть хотелось постоянно.

 Здесь тётя Лида познакомилась с Машей, и они стали подругами на всю жизнь. Вместе гулять ходили, вместе радовались и печалились.


  По своей малой родине тосковала сильно, скучала по своим братьям и сёстрам. Поэтому часто уезжала на трамвайчике на Курский вокзал, на тот самый. С которого и началась её столичная жизнь.
 - Бывало приеду на вокзал, сяду там и сижу,- рассказывала  мне с улыбкой спустя десятилетия тётя Лида.
- А что сидела? И сама не знаю. Дома бабушка ищет меня, волнуется. А я сижу. Потом приеду. Бабушка не ругала. Понимала. А соседка, бывало, скажет:" Задницу ей надрать надо"...


   На заводе познакомилась с Володей, потом поженились. Володя был из семьи адмирала флота, уважаемого человека*.  Семья его жила в просторной квартире. Не бедствовала. В бараке все завидовали Лиде – теперь уйдёшь из барака.

 
Но не тут-то было. Жить в просторной адмиральской квартире тёте Лиде не суждено было. Дело в том, что суженый её, добрейшей души человек,  в своей семье имел дурную репутацию. И на то была веская причина – любил иногда выпить.В семье адмирала это было категорически неприемлемо.
 - И в кого только пошёл? – дивились родные.
А потому в совместном проживании Володе с молодой женой было категорически отказано.

Их поселили в съёмной комнате, в коммуналке на 5 этаже. Там же родился спустя год их единственный сын.


 И к молодой невестке благородное семейство поначалу относлось настороженно. Но спустя годы, убедившись, что девушка положительная во всех отношениях, просто находка и бесценный подарок, полюбили её.
 Благодаря своей жене и Володя стал уважаемым человеком.


  Из новой родни Лида особенно выделяла для себя бабушку Володи.  Удивительно добрая и тактичная женщина, она с теплотой относилась к новой внучке, старалась её поддержать и ободрить.


   О бабушке не лишним будет сказать отдельно несколько слов.

   Бабушка была белошвейкой. Знала царя Николая. Всю царскую семью обшивала,одевала. Надо сказать, что была она очень большой мастерицей по швейному делу. А иначе и быть не могло – кто бы её  тогда взял в царские палаты?

  Работать с такими  клиентами было не легко. Возразить что-то никто из белошвеек не имел права. Нужно было уметь быть максимально тактичными. Чуть что не так скажешь  - и прочь со двора погонят.
 Но бабушка умела со всеми ладить, умела промолчать. А потому работала долго и пользовалась уважением.
 После революции обшивала российскую интеллигенцию.

 Родила 11 детей. В живых осталось только четверо.  Трудные были времена. Девочки все ходили нарядно одеты. Старшая вышла замуж за Российского адмирала, родила 4  детей.

    Терпения у бабушки хватало на всех – и на детей, и на внуков, и на правнуков. Никогда не повышала голос, но прекрасно ладила с детьми.

-Вот бы и мне так научиться,-думала ,глядя на неё молодая жена старшего внука.

А спустя годы я сама думала то же самое, глядя на тётю Лиду…

   Судьба её не слишком – то баловала, далеко не всегда была благосклонна. Скорее наоборот – испытывала на прочность, на человечность. Но это не помешало сохранить в душе тепло и доброе, позитивное отношение  к жизни…

*В августе 1944 г. при проводке конвоя БД-5 с транспортом «Марина Раскова» после гибели кораблей охранения тонул в Карском море. Был спасен вместе с 3-мя другими моряками, выдержавшими испытание морской стихией.