Белиссимо!

Елена Корджева
Ах, эта Италия! Потрясающе красивая страна с древней культурой, с великолепной природой и целым сонмом культурных артефактов – соборов, статуй, музеев, крепостей, да мало ли чего еще! Невозможно без восхищения относиться к столь совершенным творениям человека, сосредоточенным на небольшом, в сущности, участке Европы.

Но, невзирая на столь древнюю и богатую историю страны, люди ее сохранили истинную юность души и желание делиться красотой, созданной соотечественниками.

Испытала я это на собственном опыте.

Две недели в Италии промчались на одном дыхании. Нам постарались показать все. Конечно, «все» в отношении Италии – недостижимый идеал, но успели мы многое: Венеция, Флоренция, Сан-Марино, Рим, Неаполь, Капри, Помпеи, даже подьем к кратеру Везувия – каждая такая экскурсия была незабываемым приключением. А когда ты, как на детской карусели, мчишься среди всей этой красоты, стараясь на ходу ухватить всю эстетику, какую только возможно, дни сливаются в сплошной полет. К тому же, нельзя забыть и такую вещь, как ночные итальянские дискотеки! Спать – некогда, ритм жизни захватывает и несет бурным потоком.

Так прошло почти две недели. Последний день программы был посвящен шопингу. Охотницы за мехами, украшениями, и прочими благами цивилизации вместе с «сопровождающими их лицами» с утра уехали за добычей. Осталась небольшая группа противников шопинга. Кто-то предпочел поваляться, наконец, на пляже или съездить в аквапарк, а я – отправилась исследовать окресности. Говорили, что где-то тут недалеко есть старинный замок – «Костелло дель Санто-Николо» - Замок святого Николая. 

Компанию мне составил молодой мужчина – предприниматель из Риги, также больше стремившийся к впечатлениям, чем к очередным покупкам.

Городок, как и многие туристические городки, располагался вдоль кромки моря. А «костелло», как и положено древнему замку, стоял на горе, возвышавшейся вроде и невысоко, всего-то каких-то 500 метров над уровнем моря.

Если бы я знала тогда так же хорошо, как я знаю сейчас, чем отличается поход на полкилометра «в длину» от похода на полкилометра «в высоту»! Вероятно, я бы и не пошла. Так я же не знала! И мы отправились на поиски замка.
Дорогу нашли сразу. Любой встречный немедленно интересовался на чистом итальянском куда же идет «белла донна»  - «прекрасная дама», то бишь я. Никогда не считала себя «прекрасной», но ... самолюбию, конечно, льстило, поэтому охотно выдавался ответ: «Костелло дель Санто-Николо».
В ответ неизменно звучало:
- «Белиссимо!».

И собеседник принимался оживленно жестикулировать, объясняя дорогу. Заблудиться было невозможно. Тем более, что вскоре мы вышли на явно старинную с широкими, довольно крутыми каменными ступенями лестницу, очевидно, ведущую к замку. Лестница раскинулась среди садов, из-за оград которых свешивался инжир и какие-то незнакомые мне фрукты.

Чем выше мы поднимались, тем меньше становился мой энтузиазм, уж больно утомительным оказался подъем. Но не бросать же затею на полдороге! Мой спутник, к счастью, - к моему счастью – оказался достоин высокого звания «мужчина» и, как и положено мужчине, предложил мне руку. Так, на буксире, я и потянулась в горку.

А замок все не показывался... Да и встречных прохожих давненько не было.

Как вдруг откуда-то образовался абориген, бодро скачущий вниз по лестнице. В кирзовых сапогах, с каким-то мешком на плече, вид он имел весьма специфический. Обнаружив нас, вяло плетущихся в гору, абориген исполнил традиционный, видимо, ритуал, спросив о намерениях «беллы донны». «Донна» из последних сил пробормотала что-то про кастелло. Это вызвало бурю эмоций!
Целый град «Белиссимо!» обрушился на нас. Но этим дело не ограничилось!
Бросив на краю лестницы свой мешок, абориген развернулся, ухватил меня за вторую руку и потянул в гору. Почувствовав поддержку, приободрился и мой спутник. И решил не отставать. Так что мне оставалось только перебирать ногами, увлекаемой вверх парой молодых энтузиастов.

Замок открылся внезапно. Это оказалось – частное владение. Нам открыли ворота. Абориген, очевидно родственник владельца, с энтузиазмом что-то говорил хозяину, регулярно сопровождая речь словами «мисс» и «белиссимо» и тыкая в меня пальцем. Речь, как видно, возымела эффект – хозяин был очень радушен. Нам показали келью, где собственно и жил святой Николай, все восемь башен замка, крепостную стену... Да много интересного было в замке. И артефакты, и фрукты, любезно принесенные хозяйкой, и – рассказ. Хоть и на итальянском, он однако сопровождался столь бурной жестикуляцией, что все было понятно. В обмен любезные хозяева согласились принять только пожертвования на поддержание кельи святого Николая.

Уже стемнело, когда мы отправились обратно. Спуск вниз, конечно, был куда легче, чем подъем. Да и жары уже не было. А главное – шла я под руку сразу с двумя спутниками – с одной стороны рижанин из нашей группы, с другой – абориген. И неважно, что один был преуспевающим бизнесменом, а другой, в сапогах, тащил на плече свой мешок, дождавшийся хозяина на лестнице.

Мы были командой, в которой более сильные помогали достичь цели более слабому.

И от этого было очень хорошо на душе.