Детство

Геннадий Ростовых
   Человек в детстве осознанно или не осознанно всё равно счастлив. Если, разумеется, жизнь его человечья. Счастлив от познания окружающего мира, счастлив от постоянного общения с родными и близкими людьми, предметами, игрушками. Дети любознательны и памятливы.
   
   До войны, то есть до шестилетнего возраста, из своей жизни припоминаю лишь некоторые, наиболее  яркие  для меня   эпизоды.
 
   Мы еще жили в избе, где я родился, (а переехали из нее в другой  домишко через дорогу в 40-м году). Как-то летом с бабушкой Лукерьей мы ходили в «травянике» огорода, она рассказывала мне, где что растёт и как называется.  Было солнечно, пахло травой (я потом всегда «натыкался» на этот приторный запах травы.  Какой - так и не знаю до сих пор). Под ногами и вокруг было много цветов. Густо голубели незабудки, белели лепестки клубники.  Я гонялся за бабочкой, и душа моя тоже как  бабочка порхала от какого-то дикого счастья. Этот благостный эпизод врезался в память на всю жизнь.
 
    Потом, спустя какое-то время, была гроза: сверкало, гремело, лил дождь. И снова было солнце. Я спросил бабушку, почему бывает гром? Она говорила, что это Илья Пророк на своей колеснице по небу возит воду, бочка гремит, вода из нее плещется, а на землю идет дождик. Во все глаза я смотрел на небо, чтобы увидеть коня, бочку и Илью Пророка. Бабушка объясняла, что их не видно из-за туч  на небе, а когда туч нет, то Ильи Пророка там тоже нет.
 
    Через много лет я понял, что дети вырастают с тем мировоззрением, какое сформировалось в них повседневным окружением в первые годы жизни. Ни одного сколько-нибудь значимого случая не проходит мимо детского внимания.  В итоге впечатления накладывают какой-то отпечаток и на судьбу. Мое мировоззрение на том пространстве бытия формировали в основном бабушка Лукерья,  Вилимовка и окружающий мир.
 
    В том же доме (то есть до пяти моих лет) украшали новогоднюю ёлку. Помню из этого события только игрушки - прессованные из картона и посеребренные рыбки, зайчики, лошадки, еловые шишки. Была лошадка на доске с деревянными колёсиками, с гривой и хвостом, большая и сказочно красивая. Видимо, не такое уж и сирое было наше предвоенное деревенское детство: были конфеты, пряники, игрушки и «водились» какие-то деньжонки, чтобы купить все это.
 
    Года в три, зимой, играя с Лёней, младшим сыном Костюхи, который был старше меня лет на семь (его оставляли за няньку), я упал со скамейки и вывихнул или сильно ушиб руку. Руку мне  «вправляла» бабушка Аглита, Гошкина (моего сверстника) мать. Намыливала свои ладони и массировала холодными пальцами болячку. Было больно, но неприятнее - от холодных, скользких пальцев.  Как только бабушка Аглита входила в избу, у меня сразу  начинали  мурашки по коже бегать.

   … Потом опять стоял  летний жаркий и «ароматный» день. Бабушка Лукерья вложила мне в руки берестяной туесок, поручила меня неизменной няньке - Лёне и проводила нас за изгородь - на пасеку деда Андрея Филипповича, которая располагалась шагах в ста за огородами. (Недавно в архиве я нашел запись: «8 декабря 1939 года умер 71 года от рождения крестьянин Андрей Филиппович Лопатин). Видимо, летом 39-го, а может и 38-го, мы и ходили к нему есть мед.
 
    Еще эпизод. Я голый стою в тазу. Бабушка поливает меня из ковша и говорит: «С гоголя вода, с Гены - худоба» - и намы¬ливает голову душистым мылом. Мыло зеленое, по форме похожее на еловую  шишку. От его пены  щипало глаза, и я капризничал и брыкался. В память врезалось  похожее на шишку мыло. Больше такого я никогда не видел.
 
     На всю жизнь запомнился малиновый крахмальный кисель. Очень был  вкусный.  До сих пор люблю кисели.
 
     Еще: мы с матерью ходили в лавку. Продавцом был Дмитрий Александров - мой двадцатилетний крёстный. Он берет из ящика горсть конфет - подушечек - и сыплет в карман моих штанишек. Вкус конфет помню  и теперь. Таких уже давно не видел на при
лавках.
   
    Однажды зимой ради потехи старшие мальчишки  соблазнили меня  «лизнуть сладкий»  замок на колхозном амбаре. Со слезами от боли и заледеневшими кровавыми горошинками  на одежде прибежал домой, и бабушка долго чем-то лечила мой язык и утешала  ласковыми словами. Потом еще раз, уже из дурацкого любопытства, я лизнул на морозе топор. Так что «вкус» ледяного железа, как  и  большинство  детей, проверил собственным языком.   
   
     Года в три испытал сильный испуг от непонятного явления. Во дворе соседнего дома толпился, громко кричал и разговаривал народ. Гостившая у нас казачинская тётя Клава, со мной на руках пришла тоже посмотреть, что там деялось. И когда из ямы раздался истошный визг, я тоже со страха заревел во всю мочь. Тётя Клава бегом унесла меня домой и рассказала бабушке, что случилось. Та тоже чуть ли не бегом куда-то удалилась и вскоре поднесла к моему лицу  сковородку с вонючим дымом. «Нюхай-нюхай, не брыкайся, это  от испугу. Поросёнка из ямы вытащили, я попросила Марфу, чтобы она состригла с него щетины. Лучшее средство от страху - дымокур из волос зверя, который испужал человека».
    
     Благодаря этому вонючему  дымокуру, по мнению взрослых, я не стал от пережитого страха заикой.
 
     До сих пор я помню звуки, запахи, вкусы детства. Неповторимого и прекрасного времени моей жизни. Трудного детства, которое в последствии выпало на нашу долю, и повторить которое я бы, пожалуй, не рискнул сегодня, будучи уже стариком, когда кажется, что кроме детства у человека  лучшей поры в жизни не бывает.
   
     Детство не пожелтело от времени на чистом листе памяти. Память выбрала тот кусок  счастливого  вилимовского бытия, в котором мы были едины, - я,  деревня и окружающий нас мир.